Анализ школьного этапа олимпиады по литературе 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Задание 1. [35 баллов] ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ.

Ураган темнотой небеса обложил,
Снеговые столбы завертел-закрутил,
И, подобно зверям, он рычит,
И, подобно младенцам, вопит.

Шевели́ т черепицу на старенькой крыше
Так, что ва́ лятся части строения вниз,
И в окошко дубасит бесстыже,
Как подчас загулявший турист.

В нашей хижине грустно и очень темно.
Что печально глядишь ты в глухое окно,
Молчаливая бабка моя.

Можете начертить таблицу по образцу, чтобы отличия были заметнее.

Ответ.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна:
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

За точное воспроизведение фрагмента – 7 баллов; любая неточность, кроме вариативных знаков препинания, – минус 1 балл.

Возможны и другие названные отличия, по 2 балла за каждое, но в сумме не более 10 баллов. Не следует ожидать от участников использованной в ключах терминологии.

Задание 2. [40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Рекомендуемый объём – 300–350 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Вариант 1. Прозаический текст.

Юрий Иосифович Коваль (1938–1995)

ЧАЙНИК

Меня не любит чайник.

Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла.

По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разьяряется, плюётся от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается.

Приходит Петрович. Прислоняется к шкафу плечом.

– Неплатёж, – говорит Петрович.

Это неприятное слово повисает в воздухе между чайником, мною и Петровичем.

Мне непонятна реакция чайника. Нравится ему это слово или нет? На чьей он стороне? Со мною он или с Петровичем?

– Длительный неплатёж, – говорит Петрович.

Холодным взглядом чайник окидывает меня и отстраняется. Если он не с Петровичем, то и не со мной. Висящее слово его не беспокоит. Ему наплевать на мои затруднения. Он и без меня проживёт.

– Когда заплатишь? – спрашивает Петрович.

– Понимаешь, – объясняю я, – меня не любит чайник.

– Кто? Это который вчера приходил? Чего это вы орали?

– Чайник, Петрович. Который вот он, здесь стоит. Вот этот, латунный.

– А я думаю, чего они орут? Наверно, деньги завелись. Дай, думаю, зайду.

Пора за квартиру платить.

– У меня с ним странные, очень напряжённые отношения, – жалуюсь я. –

Он постоянно следит за мной, требует, чтобы я его беспрерывно кипятил. А я не могу, пойми! Есть же и другие дела.

– И колбаса осталась, – удивляется Петрович, глядя на стол, не убранный с вечера. – До двух часов орали! Я уж думаю, как бы друг друга не зарезали.

Я включаю плитку, и чайник сразу начинает гнусавить.

– Вот слышишь? Слышишь? Погоди, ещё не то будет, – говорю я.

Петрович меня не слышит. Он слушает свой внутренний голос.

Чайник отчего-то замолкает, бросает гнусавить и, тупо набычившись, прислушивается к нашему разговору.

У Петровича я снимаю угол, в котором несколько углов: угол, где я, где краски, угол, где чайник, угол, где шкаф, а сейчас и Петрович со своим внутренним голосом, который легко становится внешним:

– На колбасу деньги есть! Колбаска, хлеб, культурное обслуживание, орут до четырёх утра! А нам преподносится неукоснительный неплатёж!

Почему молчит чайник? Делает вид, что даже и не слыхивал о кипении.

– Молчит, – поясняю я Петровичу. – Нарочно молчит, затаился. И долго ещё будет молчать, такой уж характер.

– А то сделаем, как прошлый раз, – намекает Петрович.

Ну и выдержка у моего чайника! Плитка электрическая раскалилась, а он нарочно не кипит, сжимает зубы, терпит и слушает. Ни струечки пара не вырывается из его носа, ни шёпота, ни бульканья не доносится из-под крышки.

А в прошлый-то раз было сделано очень плохо. За длительный трёхмесячный неплатёж Петрович вынес мои холсты и рисунки во двор, построил из них шалашик и поджёг. Холсты, говорят, разгорались плохо, и особенно не разгорался натюрморт с чайником. Такую уж залепил я на нём фактуру с песком и толчёным кирпичом. И Петрович отбросил его, чтоб не мешал гореть бумаге. Опалённый и осыпанный пеплом, метался я по городу и не знал, что делать. Выход был один: Петровича убить.

– Слушай, что с твоим чайником? Чего он не кипит? – говорит Петрович.

Нервы у чайника натянуты до предела, он цедит сквозь носик тонкий, как укус осы, звук.

Я отодвигаюсь подальше. Знаю, что с моим чайником лучше не связываться, он беспредельник. Может выкинуть любую штуку.

– Или плитка перегорела? – говорит Петрович и подходит к чайнику.

– Осторожно, – говорю я. – Берегись!

Петрович отдёргивает руку, но поздно. Крышка срывается с чайника. Раскалённые ошмётки пара, осколки кипятку летят в Петровича. Он ослепленно воет и вываливается на кухню, суёт голову под кран.

Чайник веселится, плюётся паром во все стороны, приплясывает, подпрыгивает и победно грохочет.

Надо бы, конечно, выключить плитку, посидеть и подумать, как же мне жить дальше. Как жить дальше – неизвестно, а чайник, ладно, пускай пока покипит.

Вариант 2. Поэтический текст.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, –
И посвящённым только зримо
Цветёт весна и красота.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе – 2014/2015 учебный год

Школьный этап – 9 класс

1 часть. Закончите фразу (6 баллов)

1. Малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображений, явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение – это…

Приведите примеры известных вам произведений этого жанра.

2. Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистических персонажей, - это…

Какие произведения данного жанра вам известны?

3. Художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону, - это…

Назовите представителей данного стиля в русской литературе.

2 часть. Выполните целостный анализ предложенного произведения (50 баллов)

Владимир Богомолов

Кругом люди

Она дремлет в электричке, лежа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и теплые не по сезону коты; на голове серый обтерханный платок.

Неожиданно подхватывается: "Это еще не Рамень?" - садится и, увидев, что за окном - дождь, огорченно, с сердитой озабоченностью восклицает:

- Вот враг. Ну надо же!

- Грибной дождик - чем он вам помешал?

Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней - горожане, поясняет:

- Для хлебов он теперь не нужон. Совсем не нужон. - И с мягкой укоризной, весело: - Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами.

Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая - лет восьмидесяти, но еще довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два желтых зуба, тонкие и длинные.

Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла и родных - никого. Ездила в Москву насчет "пензии", причем, как выясняется, и туда и обратно - без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка.

- Как же так, без билета? И не ссадили. - удивляются вокруг. - А контроль. Контроль-то был?

- Два раза приходил. А что контроль. - слабо улыбается она. - Контроль тоже ведь люди. Кругом люди. - убежденно и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: - Я ведь не так, я по делу.

В этом ее "Кругом люди!" столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее.

Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться - уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна - вся наружу, - ей просто нельзя не верить.

Кто-то из пассажиров угостил ее пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосет и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.

Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блеклые старческие глаза, смотрит как завороженная в окно и восторженно произносит:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит задания для школьного этапа олимпиады. Поможет выявить уровень знаний учащихся.

Олимпиада по литературе для 9 класса (Максимум: 86 баллов)

Знание текста художественного произведения

4. Назовите автора, жанр и само произведение английского поэта по отрывку. (3 б.):

Сын и отец смолчали,

Стоя у края скалы.

Вереск шумел над ними,

В море катились валы.

II Историко-литературные задания

Кто автор этих произведений? (2 б.)

2. Вспомните название самой ранней древнерусской летописи, охватившей период истории с библейских времён до XII в. (1 б.)

3. Представителями какого литературного направления являются В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, ранний М.Ю. Лермонтов? (1б.). Основные черты этого направления. (3 б.)

4. Самый известный памятник древнерусской литературы, рассказавший о военной неудаче и одновременно о славе русского воинства, проникнутый языческими и христианскими мотивами, настолько совершенен, что заставил усомниться в своей подлинности. (2 б.)

5. Соотнесите место с автором. Напиши имена, фамилии авторов (полностью). (12 б.):

I этап - проверка знаний по истории и теориирусской литературы, II этап - интерпретация художестенного текста: сопоставительный анализ литературного перевода стихотворения Г.Гейне "Сосна".

ВложениеРазмер
zadaniya_shkolnogo_etapa_olimpiady_po_literature.docx 34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа олимпиады по литературе

О каких исторических деятелях идёт речь в этих отрывках? Ответ запишите по схеме:

герой – произведение – автор.

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну, _____________________________________________

С собой возвысил до небес. _____________________________________________

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь, _______________________________________________

Никому не даст гнезда в обиду. ________________________________________________

  1. Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула казак и раскольник …, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущения в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей … __________________________________________________
  1. Знание истории литературы
  1. Кто из представителей царского рода Романовых проявил себя на литературном поприще? Назовите этого человека. Дополнительный балл, если укажете произведение этого автора.

• Г о р о д н и ч и й. А, чёрт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

А н н а А н д р е е в н а. Уж конечно, голубую лучше.

Г о р о д н и ч и й. Э? вишь, чего захотела! Хорошо и красную.

Прим.: Кавалерия – орденская лента. Голубая лента давалась при

высших орденах, красная – лента ордена Святой Анны.

• -Значит, у вас теперь три Анны … Одна в петлице, две на шее. _________________

- Теперь остаётся ожидать на свет маленького Владимира.

• - Нет, вы только скажите, Василий Лукич, … что больше Александра _________________

Василий Лукич отвечал, что больше Александра Невского есть Владимир. __________________

- А выше всего Андрей Первозванный. __________________

  1. Знание теории литературы
  1. Заполните пустые ячейки таблицы (1 балл за каждый правильный ответ):

Поэма, элегия, послание, эпиграмма

На другой день спозаранок _______________________________

кровавые зори свет предвещают, ______________________________

чёрные тучи с моря идут, _______________________________

хотят прикрыть четыре солнца _______________________________

… Быть грому великому, _______________________________

пойти дождю стрелами с Дона великого! _______________________________

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим;

Тоска блуждает на моём челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там – ей всё равно. ________________________________

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. (1822г.)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

и сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму всё снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом,

на знойном холму

Стоит и цветёт одиноко. (1823г.)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. (1841г.)

1. Передают ли Лермонтов и Тютчев интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?

Какой из переводов – рассказ о несчастной любви. Почему вы так решили?

2. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?

3. "На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Тютчева и Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое более глубокое?

4. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, в лермонтовском стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за тропы?

5. Сделайте вывод: Кому, Тютчеву или Лермонтову удалось лучше передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?

Владимир 1-й степени

Анна 1-й степени

Станислав 1-й степени

Рассказ, повесть, роман, сказка

Поэма, элегия, послание, эпиграмма

Комедия, драма, трагедия

  1. На другой день спозаранок __________________

кровавые зори свет предвещают, эпитет_____________

чёрные тучи с моря идут, матафора ( половцы)_

хотят прикрыть четыре солнца аллегория (4 князя)_// _ метафора _

Быть грому великому , эпитет_____________

пойти дождю стрелами с Дона великого ! метафора, постоянный эпитет (6 б.)

Читайте также: