Национальные традиции бурятов проект в доу

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Эрдынеева Арюухан Сампиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29 "Искорка"
Населённый пункт: р. Бурятия г. Улан-Удэ
Наименование материала: Программа по самообразованию
Тема: "Бурятские обычаи и традиции"
Раздел: дошкольное образование

Тема по самообразованию

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение является одним

государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических,

народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от

обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить

духовную поддержку и жизненную опору.

Появилась потребность в изучении истории и возрождения этнокультурных

традиций. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления

традиции. В становлении дошкольника важное место занимает приобщение к

Приобщение к обычаям и традициям бурятского народа рассматривается как

формированием отношений между детьми и становлением самостоятельной

деятельности ребенка. Поэтому мы и отмечаем возможности воспитательно -

бурятского народа в группах с полинациональным составом детей.

обычаев и традиций, привить систему ценностей, определявших

взаимоотношения этносов с окружающим миром людей и природой, воспитать

личность, уважающую не только культуру своего народа, но и других народов,

систему занятий, игр, упражнений по этнической культуре бурятского народа.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по теме:

образовательного учреждения для детей по возрастам от 2 младшей группы (от

3 до 4 лет) и до 6- 7лет (подготовительная группа).

отражает образовательное пространство, обозначенное понятием «Обычаи и

Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в

средней, старшей, подготовительной группах детского сада.

При этом акцент

делается на воспитании любви к этнической культуре бурятского народа.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире,

социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными,

географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст,

как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для

любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края,

так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий

Б.Д.Цырендоржиева, Программы Д.Д.Могоевой для бурятских детских садов.

Программа является экспериментальной. Содержание программы соответствует

взрослых и детей, родителей, самостоятельной деятельности детей не только в

традициям в режимных моментах в соответствии со спецификой

дошкольного образования, путем глубокого погружения в

Целевое назначение программы

традициям путём интенсивного погружения в этнокультурную среду.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

технических условий для реализации программы;

формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим

формирование у детей чувства любви к своему родному

краю, своей малой

Родине - городу Улан-Удэ на основе приобщения к родной природе, культуре и

лучшие качества присущие ему (уважение к старшим, проявление милосердия к

близких, друзей, честность, порядочность, трудолюбие, доброту, взаимовыручку,

сочувствие, гостеприимство, бережное отношение к родным местам);

формировать представления об Улан-Удэ

как столице Республики Бурятия,

воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все то, что

происходит в городе, сопричастности к этому;

воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому бурятского народа

деятельность, художественное слово; воспитывать у детей желание по мере

развивать их творческие способности;

воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной

символики Бурятии, через знакомство с историческими и памятными датами и

Методическое обеспечение

Программа базируется на следующих подходах:

естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их

взаимосвязи, взаимовлияния с ценностями других народов.

детскому саду, к улице, городу, Республике к воспитанию любви к родной

Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

гуманизации

ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть

понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для

самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае,

возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и

интегративности

преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при

знакомстве с историей и культурой бурятского народа

принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом

региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория региона

рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее

своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и

тематического

планирования

изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной

город, родная страна, родная культура;

наглядности

художников и т.д.;

последовательности

познавательного материала последовательно ( от простого к сложному), чтобы

дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять

предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает

по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит

приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как

формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной

саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается

формирование деловых личностных качеств ребенка.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека,

когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя

функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,

активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к

самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная

ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с

людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение

осознавать, что он- индивидуальность.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни:

ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание

этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка.

Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и

делает в форме непосредственного переживания.

В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

нравственные, интеллектуальные, эстетические.

отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его

заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость

по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не

только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного

детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении

сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению

этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми

взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во

многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь

для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него

саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается к детям от

взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.

Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ

личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших

патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по

отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить

быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем,

проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как

богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде

добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой духовно-нравственного воспитания является нравственное, эстетическое,

патриотических чувств, чувства любви к малой родине, уважения и почитания

обычаев и традиций бурятского народа.

обычаи и традиции бурятского народа.

условиях важной становится преемственность, передача духовного опыта наших

предков подрастающему поколению.

традиций бурятского народа.

возможности обычаев и традиций бурятского

А.Ф.Хинтибидзе, М.С. Васильевой, Ж.Д.Доржиевой, Д.В.Посходиевой и др.;

идеи развивающего обучения в сфере дошкольного обучения и воспитания

(М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Брудный, Р.С. Буре, В.А.

Петровский и др.

Полагаем, что разработанный комплекс занятий будет полезен учителям

училищ, институтов и родителям.

Содержание предметно-развивающей среды

промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским

миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родной культуры.

имеются буклеты, фотоальбом родителей и родственников.

При соблюдении этого условия реализуются разноуровневые диалоги: диалог

культур, диалог времен, диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего.

и элементы быта бурятского народа.

3. Развитие ребенка в деятельности.

В соответствии с этим в микросреде созданы изостудия, где дети занимаются

разными видами художественно-творческой деятельности.

4. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

условия: в работе с детьми используется музыкальный репертуар бурятских

композиторов, фольклорный материал. Предлагаемый в них материал должен в

Формы реализации программы

организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по

изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с обычаями и традициями

бурятского народа целесообразно проводить в форме занятий - путешествий в

которые позволяют детям в условиях активного исследования делать выводы о

культуре бурятского народа.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности

невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который

невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное,

постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого

формируется такое сложное образование, как чувство любви к

опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у

детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную

деятельность мы предлагаем включать беседы, рассматривание тематических

альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной

фольклорных, литературных и музыкальных

утренники, массовые мероприятия. С целью обмена опытом посещаю занятия

коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические

семинары, конкурсы, совещания, прохожу курсы повышения квалификации.

Кроме этого мы ведем активную совместную работу с заведующей, старшим

мероприятий и участии как внутри нашего образовательного учреждения, так и

Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) : воспитатели, родители детей, посещающих эту группу.

В настоящее время назрела проблема , которая указывает на то, что современные дети читают плохо , не любят читать, заучивать стихи. Родители дома не могут найти пути решения этой проблемы, т.к. увлеченных гаджетами детей очень трудно заставить читать книги, журналы, учить стихи.

Но тем не менее, дети стремятся к активной деятельности, поэтому нужно способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве, рассказах окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение..

Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта

Цель: Изучение традиций и обычаев бурятского народа

- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта : - отсутствие интереса у детей;

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми ,песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы., национальные костюмы, игрушки, фотографии

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

для педагога: - освоение проектного метода;

- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

для детей: - умение различать изделия разных народных промыслов;

- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

- знание и умение играть в бурятские народные игры;

- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

-знание благопожеланий , стихов, песен бурятских авторов.

- иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

- умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

для родителей: - партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

для педагогов ДОУ: - возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

- учет возрастных особенностей детей;

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

- предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

- интеграция проекта в разные виды деятельности.

- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

- анкетирование родителей о результативности проекта;

- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-ноябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: декабрь - январь)

Посещение детьми фотогалерии , рассказ о родном крае;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы

Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских )

Посещение уголка с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Потанинскую и Шанагинскую библиотеки;

Заключительный этап (Срок реализации: февраль –март )

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Тип проекта : познавательно-творческий.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Цель проекта :

• приобщение и обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям культуры народов Бурятии.

• Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев.

• Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа.

• Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов.

• Формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа.

• Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям, обычаям, культуре.

• Прививать в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.

Ключевые идеи проекта :

Состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям и обычаям предков, направленной на эффективное развитие ребенка на разных возрастных этапах.

Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и системного подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализация преемственных и интегрированных связей.

Проект состоит из трех этапов:

• Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.

• Проектная деятельность с детьми и родителями.

• Подбор специальной литературы по родному краю.

• Посещение Музея истории Бурятии для ознакомления с бурятскими обрядами, элементами национального бурятского костюма.

Деятельность педагога с детьми:

- Показ-выставка, знакомство с элементами национальной бурятской одежды в Музее истории Бурятии.

- Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента.

- физическое воспитание: знакомство с народными спортивными играми : стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.

- художественно-эстетический блок: знакомство с бурятским орнаментом, рисование, аппликация, украшение национальной одежды, предметов мебели, убранства, юрты. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов. Заучивание и пение песен на бурятском языке, танцы с элементами бурятского фольклора. Драматизация сказки на бурятском языке.

- Приглашаем родителей для участия в интерактивных занятиях, мероприятиях.

- Участие в конкурсе-выставке поделок, рисунков, посвященных празднованию Сагаалгана с участием родителей дошкольников.

• Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев, традиций, особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии.

• Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ,

• Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания.

• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ для выработки единого образовательного пространства и создания, доступной, значимой, эмоционально-комфортной среды для пребывания дошкольников в ДОУ.

Самое главное и важное – чтобы ребенок знал,

уважал, чтил, берег и развивал традиции,

обычаи, культуру и фольклор своего народа.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:



Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - до.

Тип проекта - творческий
Тип проекта - творческий
По продолжительности - долгосрочный
(сентябрь 2013 г.- март 2014 г. )
По количеству участников - групповой

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была акт.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детств.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения ивзаимоотношений.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре , помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовнуюкультуру.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения ивзаимоотношений.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре , помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовнуюкультуру.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образова.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.


Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творче.

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
-Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими наро.

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирова.

Реализация проекта предполагает:
Реализация проекта предполагает:
формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа;
создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры;
формирование личности и национального самосознания детей;
усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики;
содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Источники необходимой информации

Источники необходимой информации

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентя.

Организационно – подготовительный
Организационно – подготовительный
(сентябрь)

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного т.

Занятия
Занятия
Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа;
Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского.

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполн.

В рамках реализации проекта подготовлены презентации: Народы России. Буряты.

В рамках реализации проекта подготовлены презентации:
Народы России. Буряты.
Национальная одежда бурят;
Бурятский народный орнамент;
Бурятские народные игры;
Блюда бурятской кухни;
Сагаалган –праздник Белого месяца;
Юрта –традиционное жилище бурят;
Мой округ- мой родимый дом;
Писатели и поэты Усть-Ордынского Бурятского округа.


Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

Анализ достижения поставленной цели
и полученных результатов

Дети узнают и называют знакомые виды народного орнамента, знают устройство бу.


Вывод Проведенная работа по реализации основных мероприятий про.

Вывод
Проведенная работа по реализации основных мероприятий проекта в целом дала положительные результаты. Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народного творчества через различные формы фольклора.
Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных традициях Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к традиционнойнароднойкультуре.


Конкурсные работы

Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта: Средней продолжительности: 2013-2014 учебный год.

Участники проекта:

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет): группы №1, №2, №6, воспитатель изодеятельности: Руссова Т.В., воспитатели средних групп: Третьякова Г.М., Черняева С.В., Залуцкая В.И., родители детей, посещающих эти группы.

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 4-5 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

Описание проекта:

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Познавательная и художественная литература.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

— учет возрастных особенностей детей;

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: октябрь — февраль)

Посещение детьми фотогалерии в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Каменскую детскую библиотеку;

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом часу (чтение стихов о родном крае).

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.

Читайте также: