План работы по эстетическому воспитанию в доу

Обновлено: 02.07.2024

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к

искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг:

Создан учебно-методический комплект:

  • программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • сделан подбор дидактических музыкальных игр;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ, персональные выставки,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы
  • второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают

детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.

Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.

В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.

В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов

1.1.Цели и задачи программы

1.4.Интеграция с другими образовательными областями

1.5. Содержание методической части

1.6. Новизна и отличительная особенность

1.7. Практическая значимость

  1. Комплексно – тематическое планирование содержания организованной деятельности детей

2.1. Комплексно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет.

2.2. Комплексно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет.

2.3. Комплексно-тематический план занятий с детьми 6-7 лет.

2.4. Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации

2.5. Структура занятий

2.6. Основные требования по программе к уровню подготовки детей 4-7 лет

6.1.Цель проведения мониторинга

Данная рабочая программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.

В основу моей рабочей программы легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Цель педагогической деятельности по данному направлению - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

- развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;

- создавать условия для свободного экспериментирования с художественным материалами и инструментами;

- обогащать индивидуальный художественно-эстетический опыт;

- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности;

- воспитывать художественный вкус и чувства гармонии;

- создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;

Для развития творческого потенциала ребенка в нашем дошкольном учреждении была создана следующая система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

• организация различных форм работа с детьми и родителями;

• взаимодействие с городскими учреждениями и организациями.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс:

• перспективные планы кружковой работы (по возрастам);

• УНП, дидактические игры, комплекты технологических карт для художественного творчества.

• библиотека методической, познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Важным условием реализации системы художественно-эстетического воспитания является созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда:

1. оборудована изобразительная студия:

- для проведения различных мероприятий художественно-эстетической

- подобран учебно-наглядный материал для знакомства детей с различными

видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью,

графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой;

- предусмотрен изобразительный материал и оборудование для

продуктивной деятельности: ручного труда, художественного конструирования,

2. в группах функционируют Центры искусства, в которых созданы необходимые условия для самостоятельной музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности

3. оборудованы стенды, демонстрационные витрины (в холле, коридоре, раздевалках в групповых комнатах) для размещения тематических выставок работ воспитанников

Реализация содержания по направлению осуществляется в разнообразных формах взаимодействия педагогов и детей:

• групповая или фронтальная образовательная деятельность,

• тематические музыкальные вечера (тематика,

• театральные пятницы (тематика,

• недели творчества (тематика,

• выставки рисунков и поделок,

• занятия в библиотеке.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Кружки художественно-творческой направленности организованы для детей дошкольного возраста. Периодичность проведения – раз в неделю.

(Работа с различным пластическим материалом (глиной, соленым тесном, массы для лепки и инструментами (стеки, зубочистки, коктельные трубочки, скалки, различные крышечки, формочки, шприцы, чеснокодавилка и др.); использование дополнительного материала (крупы, семян, бисера, печаток) и способов декоративного оформления для оформления поделок)

(Развитие художественно – творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.)

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество нашего ДОУ с семьей строим по двум направлениям:

• Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

По результатам опроса родителей – 98% семей удовлетворены работой детского сада :

- разнообразием проводимых мероприятий (тематические выставки-конкурсы в «Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…");

- сформированными у детей навыками изо-деятельности (через представленные выставки работ детей);

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей (осуществляется через общие родительские собрания, конференции, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы).

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Коллектив нашего детского сада выстроил тесное сотрудничество с городскими организациями:

- городской библиотекой им. Маяковского - занятия в библиотеке с детьми

старшего дошкольного возраста по знакомству с детскими художниками и

- Детской художественной школой - мастер-класс для педагогов, проводимый преподавателем Детской художественной школы - Миловановой Натальей Викторовной;

- взаимопосещения спектаклей (_названия, фото__) с др. д/с

- посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций;

- участие в городских детских концертах.

Разноплановая работа с детьми дала следующие результаты:

Результативность работы

по художественно-эстетическому развитию детей

- 50% выпускников детского сада продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и детскую художественную школу.

Прикреплённые файлы:

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Система работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 1слайд Система работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста. 2 слайд «Дети должны жить в мире красоты,.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников Доклад на межрегиональную научно — практическую конференцию "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации.

Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в эти годы,.

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей Система работы воспитателя по художественно- эстетическому развитию детей. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования.

Программа помогает развивать художественные навыки старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Программа по дополнительному образованию

(художественно – эстетическому воспитанию)

Нетрадиционная техника рисования

(старшая группа №5)

Руководитель: Котова Ю.А.

Пояснительная записка 3

Цель программы 3

Задачи программы 3-4

Межпредметные связи 4

Методы и приемы 5

Планируемый результат 5

Работа с родителями 6

Диагностический аспект 7-8

Перспективное планирование 10-16

Список используемой литературы 17

Пояснительная записка

Направленность: на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

В процессе рисования ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что – то не получается, стремиться преодолеть трудности.

Цель программы

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник.

Формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи программы

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Образовательные:

- Знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием различных изобразительных материалов.

- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать.

- Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Межпредметные связи по разделам:

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функций речи, развитие связной речи.

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном положении, развивается мелкая моторика рук.

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методы и приемы используемые на занятиях:

Основные методы работы:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Используемые методы:

- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

-Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

-Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

-Принцип обогащения сенсорного опыта.

-Последовательности и систематичности.

-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Планируемый результат:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- - о технике безопасности во время работы и уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположение частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков, поделок;

- аккуратно и экономно использовать материалы;

- создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

- освоят технику рисования нетрадиционными способами.

Работа с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

- Родительские собрания, с целью усвоения родителями определенных знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов

- Совместное проведение мероприятий

- Совместное творчество родителей и детей

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.

Проводимая работа, не только даст родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приемах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

- акварельные кисточки, гуашь;

- восковые мелки, свеча;

- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;

- стаканы для воды;

- подставки для кисти;

Методическое обеспечение

Нетрадиционные техники:

- Тычок жесткой полусухой кистью;

- оттиск смятой бумагой;

- восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

- черно - белый граттаж;

- кляксография с трубочкой;

Оценка результативности кружка проводится по методике Урунтаевой Г.А.

Диагностика по нетрадиционной технике рисования

Обследование проводится по следующим направлениям:

Цветовое восприятие: ребенок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.

Рисование предметное: ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм. Подбора цвета. Аккуратного закрашивания, использование знакомых материалов и инструментов.

Рисование сюжетное: ребенок передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.

Рисование декоративное: ребенок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен

эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого

ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке

основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

ребёнок рисует только при активной помощи взрослого

знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими

не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний

знает способы изображения некоторых предметов и явлений

правильно пользуется материалами и инструментами

владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого

проявляет интерес к освоению новых техник

Высокий (3 балла)

ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки

быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования

передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом

обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках

умеет создать яркий нарядный узор

может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками

может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Ожидаемый результат кружка:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

- тематические выставки в ДОУ.

Режим кружка

Занятия проводятся вторник, четверг в 15 ч. 30мин.

Перспективное планирование

Кружка по нетрадиционной технике рисования на 2020-2021 учебный год

Читайте также: