Национальные инструменты кобыз домбра как выражение духовной культуры кочевников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Домбра

Казахские народные инструменты — сазсырнай и сыбызгы, домбра и кобыз, дангыра и конырау — способны передать шум степи и горного водопада, суровость снежных бурь и весенний щебет птиц. О том, насколько казахи певучи, всегда сообщали путешественники, которых восхищали музыкальные инструменты степного народа.

Казахские народные духовые инструменты

Без музыки и инструментов для ее исполнения невозможно представить культуру народа. Они демонстрируют развитие духовности этноса, передают своеобразие его мировосприятия, религиозные представления.

Казахские национальные инструменты являются историческим наследием, раскрывают духовное богатство народа — его эстетический вкус, умения и таланты в воссоздании музыкальной гармонии.

Музыкальные инструменты служили не только для развлечений:

  • Они были важной частью культа, ритуалов, обрядов шаманов и т. д.
  • Вся жизнь казаха была сопряжена с музыкой. С ее помощью поколения передавали знания о мире, исторические сведения, прививали нормы этики.

Согласно казахской легенде, однажды с небес лились божественные песни и спустились столь низко, что были услышаны казахами-кочевниками. Проникнув в их сердца, песни небес стали народными мотивами.

Музыкальное восприятие у казахов особенное. Возможно, действительно этот талант давным-давно даровали народу высшие силы. Реализовать его помогают музыкальные инструменты казахов, которые оживают в умелых пальцах музыкантов, открывают самое сокровенное, что таится в народной душе.

Какие есть казахские народные духовые инструменты? Самые популярные из духовых такие: сазсырнай, сыбызгы, керней, бугышак.

Сазсырнай

Этот инструмент делали чабаны. Они смешивали глину с шерстью и придавали составу форму кулака или куриного яйца. Иногда музыкальный инструмент напоминал летящую птицу.

Чтобы извлекать мелодию, которая напоминала песню степного ветра, у основания вырезали до шести отверстий. Для декора использовали растительный орнамент.

Сыбызгы

Сыбызгы

Этот инструмент также использовали пастухи. О нем известно следующее:

  • Внешне сыбызгы похож на свирель.
  • Его длина достигала 65 см.
  • Чтобы сделать инструмент, использовали две полые трубочки, изготовленные из тростника или отлитые из серебра. Их связывали нитями.

В Казахстане было два вида данного инструмента — западный (длинный и тонкий) и восточный вариант (конусоподобный, меньше по диаметру и длине).

Керней

Без этого духового инструмента не проходил ни один военный поход казахов. Его изготовляли из металла и применяли для различных сигналов. Кроме того, керней поддерживал дух воинов и вдохновлял их на победы.

Бугышак

Этот инструмент также кроме развлекательной имел и практическую функцию. Охотники применяли его как сигнальное средство. В изготовлении использовали рога и кости животных.

Описанные духовые инструменты и сейчас пользуются спросом у фольклорно-этнографических ансамблей. Композиторы до сих пор пишут мелодии, которые на них играют.

Какие есть казахские струнные музыкальные инструменты?

Широко представлены в культуре казахов музыкальные устройства струнного типа. Среди этих следует особо отметить такие: домбра, адырна, кобыз, шертер, жетыген.

Домбра

Визиткой музыкальной культуры казахов стал именно этот инструмент щипкового типа. Домбра в давние времена была в каждой семье. Об этом инструменте знаем следующее:

  • Для изготовления использовали древесину сосны или ели, карагача или джиды.
  • Играют на домбре двумя способами: бьют по струнам или пощипывают их.

С помощью этой музыки можно передать самые разнообразные чувства и эмоции: радостью и любовными переживаниями, грустью и нежностью полны мелодии, исполняемые на домбре.

Адырна

Адырна

Древнейший инструмент, форма которого отображает воинственный нрав кочевников: инструмент похож на изогнутый лук. Играют на адырне так же, как на арфе: музыкант перебирает струны и создает мелодию.

Интересно, что корпус у инструмента деревянный и очень легкий, так как внутри пустой. Вместо струн используют кусочки специально выделанных кож, сухожилий, нити из верблюжьей шерсти.

Кобыз

Кобыз

Для изготовления этого струнного музыкального инструмента смычкового типа использовали кусок дерева, который изгибали так, чтобы получился своеобразный ковш.

С кобызом связано немало легенд:

  • Его создателем считают известного сказителя Коркыт-ату.
  • Инструменту приписывают магические и даже мистические свойства.
  • Звучание напоминает голоса животных.

Казахи, веря в тотемы, считали, что через эту музыку с ними разговаривают духи предков.

Шертер

У этого музыкального инструмента тюркское и казахское происхождение. Внешне он схож с уменьшенной домброй. У шертера есть гриф, но нет ладов.

При изготовлении инструмента используют сырое дерево, которое изгибают, придают нужную форму и высушивают. Потом натягивают обработанную кожу. Струны делают из конских волос. Звучание у шертера сильное.

Жетыген

Жетыген

Современные народные оркестры любят и часто используют этот инструмент прямоугольной формы из дерева. Внешне он выглядит как гусли со струнами из конских волос.

Есть у казахов легенда, в которой раскрыта закономерность применения семи струн:

  • Отец потерял семерых сыновей.
  • Свое горе он выливал, исполняя поминальные песни.
  • Заводя кюи и вспоминая каждого, он натягивал одну струну.

Казахские струнные инструменты щипкового типа отображают лирическую душу народа. Они оригинальны по своему строению и способны издавать разнообразные звуков.

Какие есть казахские ударные народные инструменты?

Особой миссией в культуре казахов были наделены ударные инструменты. Их применяли, чтобы отгонять злых духов, привлекать удачу. Воины всегда брали их с собой в битвы и походы.

С этой миссией справлялись такие известные нам и сегодня инструменты: дангыра, дауылпаз, шындауыл.

Дангыра

Генетически ее можно связать с бубном. У инструмента простая конструкция: обтянутый специальной кожей ободок из металла или дерева.

Удары получались глухими, а дополняло их дребезжание цепочек, размещенных с внутренней стороны обода. Использовалась дангыра как обрядовый инструмент.

Дауылпаз

У этих казахских литавр было несколько функций:

  • Звучный инструмент применяли в военных походов, когда казахи шли в атаку, а также во время охоты и чтобы извещать соплеменников о перекочевке.
  • Ритуальное значение заключалось в использовании инструмента во время обрядов. Били по нему руками или нагайками.

Внешне это кольцо до 30 см в диаметре с ручкой, которое с двух сторон обтягивали кожей.

Шындауыл

Так у казахов назывался барабан. Он был главным оповестительным средством: его использовали для созыва на охоту, подачи сигнала о переезде на другие места.

В жизни казахов ударные инструменты играли важную роль. С помощью их громких звуков можно было организовывать и оповещать о важных событиях воинов и кочевников.

Какие есть язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов?

Этот вид инструментов отличается исключительными национальными чертами и свойствами. Их музыка как нельзя лучше передает все разнообразные звуков степи. Мелодичное звучание с легкостью сплетается в завершенные композиции.

Многие из этих инструментов казахи наделяли магическими качествами. С древних времен до нас дошли: асатаяк, конырау, или колокольчики, шанкобыз.

Асатаяк

Асатаяк

Был ритуальным орудием шаманов. Это посох делали из крепких пород дерева. На верхушке располагали пластины и резьба для украшения. Во время встряхивания эти детали бряцали. Асатаяк звучал таинственно и завораживающе.

Конырау, или колокольчики

Конырау

Чтобы усилить звук, асатаяк также украшали колокольчики. В ХІХ веке шаманские посохи потеряли свое ритуальное предназначение, и кольца с конырау стали применять женщины, чтобы убаюкивать младенцев и развлекать детей.

Шанкобыз

Шанкобыз

Этот язычковый инструмент делали из дерева или костей животных:

  • Внешне он выглядел как миниатюрная лира.
  • Чтобы извлечь из него звуки разной высоты, надо было приложить его ко рту и выдыхать воздух, меняя положение языка.
  • С его помощью имитировали человеческие голоса, пение птиц, бег лошадей, звуки природы.

Разнообразие музыкальных инструментов казахов — свидетельство своеобразия культуры народа, его духовных богатств. В них отражены религиозные взгляды, отношение кочевников к миром, который их окружал. Они показывают, насколько казахи были едины с природой, эмоциональны и чувствительны.

Сегодня казахские народные инструменты заняли почетные места в фольклорных ансамблях. Благодаря им рождаются уникальные композиции.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Фото: e-history.kz

Фото: e-history.kz

Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Так было еще во времена кочевников и остается по сей день. Этот щипковый двухструнный инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Ведь порой его чарующие звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова.

Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление страны и ее народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент "Байтерек", иссыкский "Золотой человек". В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

По некоторым данным этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х на плато Майтобе, что в Алматинской области, ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в алматинском музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. В народе о домбре сложено бесчисленное количество мифов и легенд.

В статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" говорится о том, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны
вечно оставаться с нами", - отмечается в статье.

С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте и кюи словно семейная реликвия бережно передавались от отца к сыну.

К слову, говоря о кюях, стоит отметить, что делятся они на два вида: шертпе и төкпе, которые различаются как по тематике, так и по исполнительской технике. Төкпе, сформированный в Западном Казахстане, рассказывает о драматических событиях, рисует сильные, волевые, воинствующие образы. Шертпе, характерные для Восточного, Южного и Центрального Казахстана, более свободные, отличаются большей импровизацией, они рассказывают о глубинных человеческих чувствах, рисуют нежные женские образы.

Одним из величайших домбристов, оказавших большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры, безусловно, остается Курмангазы. Его бессмертные кюи, такие как "Сарыарка" и "Адай", на слуху у людей и в наши дни. До сегодняшнего времени сохранились порядка 60 кюев, написанных этим гениальным музыкантом и композитором. Имя его самой известной ученицы Дины Нурпеисовой, благодаря таланту и виртуозной игре на домбре, так же как и ее учителя, золотыми буквами вписано в летопись казахской музыки. Осваивать инструмент ей помогал отец, уже в девятилетнем возрасте слава о маленькой домбристке разнеслась по всей стране. Талант юного дарования оценил сам Курмангазы, который впоследствии стал для нее наставником и оказал большое влияние на ее становление как кюйши. Наиболее известные произведения Дины Нурпеисовой - "Булбул", "Асем коныр", "1916 жыл" и другие. Свой последний концерт она отыграла в 91 год.

Еще один яркий представитель домбровой музыкальной культуры Казангап также с детства проявлял большой интерес к музыке. По некоторым данным, его авторству принадлежат свыше 120 кюев. В своих произведениях кюйши поднимал темы неизбежных преобразований в обществе, человеческих качеств, животного мира, отобразил события революции 1917 года (кюи "Окопы", "Красная юрта", "Моя эпоха" и другие).

Новым витком в истории казахской музыки стало творчество величайшего композитора Нургисы Тлендиева. Когда он был еще ребенком, его талант разглядел Ахмет Жубанов, который привел его в музыкальное училище и стал первым наставником и проводником в мир большого искусства. Из-под пера Нургисы Тлендиева вышло около 500 произведений - оперы, балеты, песни, романсы, кюи, увертюры и так далее. Наиболее известные из них - кюи "Акку", "Арман", "Махамбет", опера "Алтын таулар", написанная в соавторстве с Куддусом Кужамьяровым. Великий композитор также оказал большое влияние на становление казахских балета и оперы.

Среди внесших неоценимый вклад в сохранение и развитие самобытной казахской народной музыки следует отметить и композитора, дирижера, кюйши, домбриста Каршыгу Ахмедьярова. Прославившийся как музыкант-универсал, он продемонстрировал всему миру богатство казахской культуры. Автор многочисленных книг и пособий для вузов написал такие кюи, как "Нарын", "Радость", "Грусть".

Домбровая музыка и сегодня активно развивается, приумножая свое богатство. Одним из ярких кюйши современности, безусловно, остается Секен Турысбек. Написанные им 21 песня и 14 кюев на слуху у каждого музыканта и ценителя домбровой музыки. Они звучат на больших концертных площадках не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее известные кюи - "Көңіл толқыны", "Ақ жауын", "Өкініш", "Ару ана".

Говоря о домбристах современности, стоит отметить и имя композитора-кюйши Абдымомына Желдыбаева. Его авторству принадлежат свыше 70 кюев и песен, среди которых "Ерке сылқым", "Арман құс", "Абай арманы".

Список величайших музыкантов, чье творчество и сегодня вносит неоценимый вклад в развитие народной музыки, был бы неполным без имени Толегена Момбекова, кюйши, Заслуженного деятеля культуры КазССР. Первым учителем композитора был его дед, тоже известный кюйши Бопыш Кожамжаров. В его исполнении по-новому зазвучали произведения Таттимбета и Сугура.

Интерес к домбре, как и его популярность, никогда не угасал. Сегодня все большее число молодых людей виртуозно владеет этим инструментом, что не может не радовать, и в наших силах сохранить эту традицию и передать ее следующему поколению.

Домбра. Хранитель истории кочевников

Народные музыкальные инструменты являются замечательным источником изучения культуры казахов. Самым любимым инструментом народа была домбра. История домбровой музыки тесно переплелась с историей кочевников. Домбровые кюи обобщали их жизненный опыт, несли знание о природе, человеке, переходили от одного поколения к другому.

Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит нам о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов — предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.

c75149ee69f8c534ed3eb6ce229edd55.jpg

Сакские племена

Кимакский каганат

3adb17250da2210a87bcf83331b8226b.JPG

Стоит отметить, что музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни: магические обряды шаманов, повседневный быт, военную практику, игры детей и молодежи, любительское музицирование, деятельность профессиональных музыкантов. Домбра получила широкое распространение по всей Евразии благодаря совершенству своей конструкции.

В силу повсеместной распространенности домбра имеет много региональных разновидностей. У домбры Западного Казахстана длинный гриф, двухоктавный диапазон соотносимый со сложной формой западноказахстанских кюев. Приемы игры на ней отражают динамичный стиль кюев этого региона. Домбра Восточного Казахстана имеет короткий гриф, ее диапазон 1,5 октавы, что связано с песенным стилем кюев Восточного Казахстана. Здесь же встречается и трехструнная домбра.

a5f7c3f0dc108c255631b5ab3446eb0f.jpg

Техника игры и звукообразования на домбре исключительно многообразна,что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры — вершина музыкального развития казахской музыки. Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши, в том числе гениев, чья музыка пережила их на века, созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.

05050822ce7886c168281a2ec209e30f.JPG

Домбра обязательный инструмент традиционных профессиональных певцов — исполнителей эпических песен — жырау, мастеров песенно-поэтических состязаний — акынов, исполнителей лирических песен — салов и сере, самый распространенный инструмент бытового любительского музицирования.

Музыкальный инструмент кобыз

Казахские шаманы с древних времен умели играть на удивительном струнном смычковом инструменте, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.

Устройство инструмента

Еще в древности казахи научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.

Верхней доски инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.

Музыкальный инструмент кобыз

За прошедшие столетия национальный музыкальный инструмент почти не изменился. Его также изготавливают из куска дерева, считая, что только цельные фрагменты могут сохранить душу, способную петь, как вольный ветер, завывать подобно волку или звенеть, как запущенная стрела.

В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавились еще две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на инструменте не только примитивные этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.

История

Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Жители Казахстана бережно хранят, передают из уст в уста легенды об этом народном композиторе. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов.

Древний кыл-кобыз

Степные кочевники использовали кобыз, чтобы развеять печаль в долгом пути. Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на инструменте. Кобыз чуть не утратил свое национальное и историческое значение.

Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.

Легенда о создании кобыза

Во времена, которых уже никто не помнит, жил юноша Коркут. Ему было суждено умереть в 40-летнем возрасте – так напророчил старец, явившийся во сне. Не желая поддаваться печальной участи, парень снарядил верблюдицу, отправился в странствие, надеясь найти бессмертие. В путешествии он встречал людей, которые рыли для него могилы. Юноша понял – смерть неминуема.

Тогда он в печали принес в жертву верблюдицу, создал из ствола старого дерева кобыз, а кожей животного обтянул его корпус. Он играл на инструменте, и все живые существа прибегали послушать красивую музыку. Пока она звучала, Смерть была бессильна. Но однажды Коркут заснул, и его ужалила змея, в которую перевоплотилась Смерть. Покинув мир живых, юноша стал носителем бессмертия и вечной жизни, покровителем всех шаманов, владыкой Нижних вод.

Легенда о Коркыте и кобызе

Использование кобыза

В разных странах мира есть похожий на казахский инструмент. В Монголии это морин-хуур, в индии – таус, в Пакистане – саранги. Русский аналог – скрипка, виолончель. В Казахстане традиции игры на кобызе связаны не только с этническими ритуалами. Его использовали кочевники и жырау – советники ханов, воспевавшие их подвиги. Сегодня он входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов, звучит сольно, воспроизводя традиционные национальные кюи. Казахские музыканты используют кобыз в рок-композициях, в поп-музыке и в народном эпосе.

Игра на кыл-кобызе

Известные исполнители

Самые известные кобызисты:

  • Коркыт – композитор конца IX-начала X веков;
  • Жаппас Каламбаев – виртуоз и автор музыкальных сочинений;
  • Фатима Балгаева – солистка Казахского академического оркестра народных инструментов, автор оригинальной техники игры на кобызе.

В Казахстане популярна Ляйли Тажибаева – известная кобызистка, фронт-вумен группы Layla-Qobyz. Коллектив исполняет оригинальные рок-баллады, в которых особый колорит придает звучание кобыза.

В июле 2018 года в Казахстане впервые отметили День домбры. На протяжении веков домбра была тесно связана с историей, культурой и повседневной жизнью казахского народа. Вместе с известным музыковедом и знатоком народной музыки Юрием Аравиным мы рассказываем основные факты об этом удивительном музыкальном инструменте.

Юрий Аравин

История домбры

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.


Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI–XVII веках.

Шертер

Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.


Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.


Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.

Домбра с жильными струнами

Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей, — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.


Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.


Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича:


По мнению музыковеда, феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать, как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны — такая простая конструкция создает идеальную акустику.


Какой бывает домбра

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определенной формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны — такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней — западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.

Домбра восточно-казахстанской школы

Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

— Домбра в центральных и восточных регионах относилась к аркинской школе. Ее использовали в качестве аккомпанирующего инструмента для сопровождения пения. В этих регионах были очень богатые вокальные традиции. Певцам было удобнее прижимать плоскую домбру к телу. Она звучит не столь громко и не перебивает голос.

Домбры западно-казахстанской школы

Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15–16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

— На западно-казахстанской домбре играли мощные динамичные кюи. Благодаря звуковым качествам она завоевала популярность у профессиональных музыкантов.


В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая. По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.


— Трехструнная домбра Абая не должна вводить вас в замешательство. Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.

Оркестровые домбры

В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание. Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мас­терскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. К созданию новых вариантов домбры Жубанов привлек талантливых мастеров — братьев Бориса и Эммануила Романенко, Камбара Касымова, Махамбета Букейханова. Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров.

Домбра-контрабас

— Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В. В. Андреева. Так же, как в свое время под оркестровое звучание переделали балалайку, преобразилась домбра. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.


Мастерство кюйши

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нем неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы. Его нельзя воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, то нужно понимать, что автор хотел передать не бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство очень содержательно и философично, оно носит в себе много смыслов.


Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли уделять сочинению и исполнению музыки всё свое время, не заботясь о других делах. Зачастую они сами изготавливали себе подходящий инструмент. В аулах исполнителям давали кров и пищу, дарили одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хороший приз и дорогие подарки.

— Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Была очень развита традиция меценатства. В качестве гонорара победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно описание того, как мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу, восхитившись его исполнительским искусством.


В наше время до сих пор идут споры о том, кто был самым искусным сочинителем кюев для домбры. В советское время утвердился культ Курмангазы Сагырбайулы, однако Юрий Петрович считает, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.


Домбра в повседневной жизни казахов

Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Домбра была непременным атрибутом в каждой юрте и висела на почетном месте на кереге. Дети обучались музыке, играя на миниатюрной домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них.


— Казахи от природы очень музыкальный и эстетичный народ. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности и музицирования. Нельзя также забывать, что музыка была средством общения. Никто никогда не играл на домбре просто так, с бухты-барахты. Вначале ты рассказывал, кто ты такой, от кого приехал, куда едешь и что видел. Музыку непременно сопровождало слово, она помогала восприятию слов. К примеру, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, который играл естирту — извещение о смерти.


О большом значении домбры в жизни казахского общества говорит и множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Самая известная из них связана с временами монгольского нашествия:

Музыкальные инструменты народов Востока

У многих азиатских народов существуют струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере игры. У узбеков и туркмен известен двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов есть трехструнный инструмент комуз. У монголов, бурят и хакасов также есть похожие на домбру музыкальные инструменты.


— Нельзя утверждать, что домбра — это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

Читайте также: