Начало становления донецкого бассейна как нового экономического района россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

С конца XVIII века развитие Донецкого края происходило в составе Новороссии – потенциально богатого своими природными ресурсами, но мало освоенного региона Российской империи. Одной из особенностей этого региона и Донбасса в частности являлось отсутствие в общественной среде исторически глубоких крепостнических традиций. Пережитки старой системы хозяйствования не являлись в Новороссии таким сдерживающим фактором, как в других регионах, поэтому здесь быстрее формировались капиталистические отношения.

Заселение. В XIX веке Донецкий край продолжал интенсивно заселяться при содействии Российского государства, заинтересованного в ускорении его хозяйственного освоения. В 1804 г. в Северное Приазовье из Белоруссии было переселено 340 тыс. евреев. В 1820-е годы в Донецкий бассейн прибыли итальянцы и итализированные славяне – переселенцы с побережья Адриатического моря. Они осели в районе Мариуполя. Уже в 1823 г. на новом месте было создано 17 немецких колоний. Вскоре был создан Мариупольский меннонитский округ с административным центром Остгайм (с 1935 г. – Тельманово).

В 1831 г. в Северное Приазовье был переведен Дунайский казачий полк, сформированный в 1828 г. из задунайских казаков, которые участвовали в русско-турецкой войне на стороне России. На новом месте из них было сформировано Азовское казачье войско. Азовцев расселили на Бердянской пустоши. К Азовскому войску приписали и украинцев, переселенцев из Черниговской губернии. Всего в Азовском войске насчитывалось 1 тыс. семей.

С конца 1830-х годов на землях бывшей Кальмиусской паланки Новой Сечи (западная часть Донбасса) селились преимущественно украинские крестьяне, переселенцы с Левобережной Украины и Слобожанщины. К середине 1840-х годов они основали 38 новых поселений. В них проживало 21 тыс. мужского пола.

В 1849 г. донские казаки основали на побережье Азовского моря Новониколаевскую станицу (ныне город Новоазовск).

Во второй половине XIX века в связи с ускоренным развитием промышленного производства в Донбасс хлынули русские и украинские переселенцы в поисках работы. Правительственные круги практически не регулировали эти потоки переселенцев. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года показала, что в нашем крае проживали представители 45 различных наречий. Наибольшую группу населения составляли русские и малороссы (украинцы). На втором месте после них были греки, на третьем – немцы; далее шли татары, евреи, турки, поляки, молдаване и др.

Следует подчеркнуть, что в местной крестьянской среде преобладала категория государственных крестьян. Государственные крестьяне не выполняли барщину, были на оброке, выполняли повинности в пользу государства. Они проявляли повышенный интерес к поиску дополнительного приработка для уплаты налогов. Именно в этой среде раньше, чем у помещичьих крестьян, выделились зажиточные крестьяне, потенциально готовые вкладывать лишнюю копейку в предпринимательское дело.

С началом промышленного переворота, занявшего в России полвека (1830-1880-е годы), мануфактурное производство постепенно становилось ведущей отраслью в нашем крае. В первой половине XIX века определились два центра, где сосредоточивались мануфактурные предприятия: Мариуполь и Бахмут.

В 1865 г. группа промышленников Донбасса обратилась к российскому правительству с просьбой учредить концессию на строительство железной дороги от Курска до Таганрога. Планировалось, что она пройдет через Харьков. Эта железная дорога была необходима для вывоза хлеба из центральных районов России к Мариупольскому порту, а в обратном направлении по ней шел бы уголь Донбасса.

Поражение России в Крымской войне 1853-1855 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.

Около 25% крестьян получили землю от помещиков в дарение по 1 десятине на душу, и такие крестьяне оказались в лучшем положении, чем те, кто остался на выкупной системе. Они прервали все отношения с помещиками и, купив дешевой земли, смогли завести собственное хозяйство, свободное от выкупных долгов. В 1865-66 гг. была проведена реформа для некрепостных категорий населения – казаков, военных поселян, колонистов, которым за выкуп земельные наделы передавались в собственность сельским общинам, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этих крестьян составлял от 9 до 15 десятин на душу.

В 1864 г. в России была проведена земская реформа. Реформа создала условия для организации местного самоуправления в Бахмутском, Луганском, Мариупольском и Старобельском уездах. В них были сформированы уездные земские управы. Они занимались ремонтом и содержанием дорог, мостов, организацией медицинской помощи, строительством и содержанием школ, почт. В 1870 г. Государственная Дума изменила принцип выборов, согласно которому избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества. Земства на своих заседаниях рассматривали и вопросы развития промышленности. Но заниматься политической деятельностью земствам было строжайше запрещено.

Реформы, проведенные в 1860-1870-е годы в России, способствовали формированию буржуазных основ российского общества, капиталистической модернизации экономики, внесению демократических принципов в жизнь империи.

В 1785 г. российское правительство приняло решение о сооружении Донецкой каменноугольной железной дороги. Концессию на ее строительство выиграл С.И.Мамонтов, московский миллионер. В 1880-1884 гг. была построена Екатерининская железная дорога, которая связала Донбасс с Криворожьем, в котором добывалась необходимая для металлургического производства руда.




Росла концентрация производства, в Донбассе добывалось 90% общероссийской угледобычи. В 1900 г. в Донбассе было добыто 671 млн. пудов угля. Донецкий уголь доставлялся более чем в 500 пунктов страны, в основном железных дорог, металлургических и других заводов.

Растущее производство требовало металла, техники, станков, машин, создания металлургического производства. Российское правительство неоднократно пыталось создать на Юге России металлургический завод, но отсутствие свободных рабочих рук, дорог мешало сделать это. С начавшейся капитализацией региона металлургический завод стал самой насущной проблемой. В 1866 г. правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею, но он не смог собрать необходимые средства. Права на строительство перекупил промышленник Джон Джеймс Хьюз за 24 тыс. фунтов стерлингов.

В 1869 г. Хьюз основал акционерное общество, правление которого находилось в Лондоне. Основной капитал составил 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов и акции были проданы на 24 тыс. ф.стерлингов.

В 1689 г. Юз (так его называли в Донбассе) высадился в Таганрогском порту и обосновался на хуторе помещицы Смоляниновой, где поставил кузню и стал изготавливать мелкий инструмент. В 1870 г. началось строительство завода, а через год была задута первая плавка. Доменную печь задули в 1872 г. и уже в 1783г. началось изготовление чугунных рельсов. В 1879 г. была построена мартеновская печь и завод начал катать стальные рельсы.

С ростом шахт в крае и заложения завода Новороссийского общества в 1869г. возник поселок Юзовка. В 1870 г. в нем проживало 164 чел, в 1884 – 5494 чел.

Одновременно с Юзовским был построен Сулинский металлургический завод. В 1890-х гг. в Донбассе началась металлургическая лихорадка. За семь лет с 1894 по 1900 гг. в регионе были построены Дружковский, Петровский, Енакиевский, Донецко-Юрьевский металлургические заводы. Также заводы были построены в Алчевске, Луганске, Краматорске, Кадиевке, Макеевке, Мариуполе. Как и в горной промышленности, ведущие позиции в металлургии принадлежали иностранному капиталу. Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский был собственностью бельгийцев, французов и немцев, на Краматорском металлургическом обществе 60% капитала принадлежало немцам.

Поражение России в Крымской войне 1853-1855 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.

Около 25% крестьян получили землю от помещиков в дарение по 1 десятине на душу, и такие крестьяне оказались в лучшем положении, чем те, кто остался на выкупной системе. Они прервали все отношения с помещиками и, купив дешевой земли, смогли завести собственное хозяйство, свободное от выкупных долгов. В 1865-66 гг. была проведена реформа для некрепостных категорий населения – казаков, военных поселян, колонистов, которым за выкуп земельные наделы передавались в собственность сельским общинам, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этих крестьян составлял от 9 до 15 десятин на душу.

В 1864 г. в России была проведена земская реформа. Реформа создала условия для организации местного самоуправления в Бахмутском, Луганском, Мариупольском и Старобельском уездах. В них были сформированы уездные земские управы. Они занимались ремонтом и содержанием дорог, мостов, организацией медицинской помощи, строительством и содержанием школ, почт. В 1870 г. Государственная Дума изменила принцип выборов, согласно которому избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества. Земства на своих заседаниях рассматривали и вопросы развития промышленности. Но заниматься политической деятельностью земствам было строжайше запрещено.

Реформы, проведенные в 1860-1870-е годы в России, способствовали формированию буржуазных основ российского общества, капиталистической модернизации экономики, внесению демократических принципов в жизнь империи.

В 1785 г. российское правительство приняло решение о сооружении Донецкой каменноугольной железной дороги. Концессию на ее строительство выиграл С.И.Мамонтов, московский миллионер. В 1880-1884 гг. была построена Екатерининская железная дорога, которая связала Донбасс с Криворожьем, в котором добывалась необходимая для металлургического производства руда.

Росла концентрация производства, в Донбассе добывалось 90% общероссийской угледобычи. В 1900 г. в Донбассе было добыто 671 млн. пудов угля. Донецкий уголь доставлялся более чем в 500 пунктов страны, в основном железных дорог, металлургических и других заводов.

Растущее производство требовало металла, техники, станков, машин, создания металлургического производства. Российское правительство неоднократно пыталось создать на Юге России металлургический завод, но отсутствие свободных рабочих рук, дорог мешало сделать это. С начавшейся капитализацией региона металлургический завод стал самой насущной проблемой. В 1866 г. правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею, но он не смог собрать необходимые средства. Права на строительство перекупил промышленник Джон Джеймс Хьюз за 24 тыс. фунтов стерлингов.

В 1869 г. Хьюз основал акционерное общество, правление которого находилось в Лондоне. Основной капитал составил 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов и акции были проданы на 24 тыс. ф.стерлингов.

В 1689 г. Юз (так его называли в Донбассе) высадился в Таганрогском порту и обосновался на хуторе помещицы Смоляниновой, где поставил кузню и стал изготавливать мелкий инструмент. В 1870 г. началось строительство завода, а через год была задута первая плавка. Доменную печь задули в 1872 г. и уже в 1783г. началось изготовление чугунных рельсов. В 1879 г. была построена мартеновская печь и завод начал катать стальные рельсы.

С ростом шахт в крае и заложения завода Новороссийского общества в 1869г. возник поселок Юзовка. В 1870 г. в нем проживало 164 чел, в 1884 – 5494 чел.

Одновременно с Юзовским был построен Сулинский металлургический завод. В 1890-х гг. в Донбассе началась металлургическая лихорадка. За семь лет с 1894 по 1900 гг. в регионе были построены Дружковский, Петровский, Енакиевский, Донецко-Юрьевский металлургические заводы. Также заводы были построены в Алчевске, Луганске, Краматорске, Кадиевке, Макеевке, Мариуполе. Как и в горной промышленности, ведущие позиции в металлургии принадлежали иностранному капиталу. Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский был собственностью бельгийцев, французов и немцев, на Краматорском металлургическом обществе 60% капитала принадлежало немцам.

Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона.

Важное значение в заселении Донецкого края имело его колонизация. Огромные массивы неосвоенных земель правительство раздавало русским офицерам, изъявившим желание заниматься хлебопашеством. В период крепостной колонизации начинается эксплуатация богатейших ресурсов Донецкой области, но темпы их освоения были очень медленными. Добыча угля началась в 40-е годы XVIII столетия. Разработка сурьмяно – ртутных (в Никитовке) и медных (в Артёмовском районе) руд, а также гипса и других естественных строительных материалов началась также в дореформенный период. С конца XVIII в. стали проявляться кустарные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Вместе с тем в дореформенный период промышленность только зарождалось. Низкий уровень развития производительных сил нашёл отражение в структуре населения и его размещения. В 1859 г. здесь насчитывалось 4 города: Мариуполь (1789), Бахмут (1783), Славянск (1784) и Старобельск (1753).

С отменой крепостного права в России (1861) были созданы необходимые условия для роста капиталистической промышленности. Особенно быстро с этого времени развивается добыча угля, возникают металлургическая, коксохимическая, позднее – машиностроительная, химическая и другие отрасли промышленного производства, вызвавшие, в свою очередь, интенсивное транспортное строительство.

Промышленной освоение.В начале ХVIII в. основной промышленной отраслью Донецкого края оставалось солеварение.

На берегу реки Лугань в балке Скелеватой (ныне Артемовский район Донецкой обл.) пласт каменного угля. В 1723 году ими же была найдена залежь на реке Белая (у нынешнего с. Ящиково Луганской обл.). Так был открыт Донецкий каменноугольный бассейн. Григорий Капустин – открыл уголь при Петре

В начале 1740-х годов стараниями адъюнктов Академии Наук Г. Юнкера и М. Ломоносова была осуществлена капитальная реконструкция Бахмутских соляных заводов. Тогда же экспедициями рудоискательной компании И. Гинкина, И. Морозова, П. Кольцова на Лугани и Донце были найдены залежи серебряных, железных, свинцовых руд. Результаты были подтверждены научной экспедицией Г. Райзера в 1744 – 1745 гг.

Карл Гаскойн, который обследовал угольно-рудные месторождения Донецкого и Бахмутского уездов и в 1795 году заложил на р. Лугань пушечный завод – ныне г. Луганск. В 1799 году на Лисичанском руднике впервые в России из каменного угля выжгли кокс, а в 1800 году на Луганском заводе запустили домну, в которой впервые выплавили чугун из местной руды и каменного угля. На Урале пользовались древесным углём. Так рождалась донбасская чёрная металлургия.

Киммерийцы, скифы, сарматы.

Киммерийцы -первые кочевые, ираноязычные племена всадников, появившихся в Украине, Древние авторы указывали, что. Северное. Причерноморье когда-то называлось. Киммерии и была она рабовладельческим государством, в котором власть принадлежала царю и рабовладельческой знати что свидетельствует о заселении междуречья. Дона и. Днестра с около 1500 г до н э до VII века до н.э. Чуть позже, под напором других кочевников с востока, они отошли в. Малую. Азию.

Материальная культура хозяйство и быт киммерийцев известны главным образом за захоронениями, Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы не оставили долговременных поселений. Над своими захоронениями часто ставили каменные стелы. Основными видами хозяйственной деятельности киммерийцев было скотоводство и земледелие. Господствующее составляла еще среди киммерийцев занимали конные воины. Они были вооружены луком, кинжалом, мечом, каменным или бронзовым молотком.

В VIИ веке до не волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из. Причерноморья, в результате чего. Киммерия распалась, а часть киммерийцев или поселилась в. Южном. Причерноморье, или мигрировала на. Ближний. Восток, или была ассимилирована скифамми.

Скифы- в начале VII века до н.э разорив многие страны. Ближнего. Востока, скифы наконец осели в степях. Северного. Причерноморья, создавшие первое на территории Украины крупное политическое объединенным

В V века до н.э"отец истории"-. Геродот посетил. Скифию и описал ее населения. Это, без сомнения, были индоевропейцы, представители ираноязычных кочевников. Скифы делились на царских, скифов кочевников, скифов земледельцев и скифов-пахарей. Политическая власть сосредоточивалась в руках "царских"скифов - кочевников, заставляли других скифов и нескифские племена платить им дань. Они оперались на большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное конное войско. Чтобы развить в себе воинственные инстинкты, скифские воины имели обыкновение пить кровь первого убитого врага, делать из вражеских черепов украшенные золотом и серебром чаши, снимать скальпы. Безжалостные к врагам, эти кочевники были преданными в дружбе, которую ценили превыше.

Скифы, жившие в степи (в частности царские), занимались полукочевым скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, а также верблюды и козы). Скифы, жившие в. Лесостепи (их считают покоренными рабами), были земледельцами, выращивали пшеницу и просо, а также ячмень, бобовые, некоторую овощи и фрукты; орудиями труда были среди других деревянный плуг и железная мотыга. Хорошо развито ремесло, обработка золота и серебра. Важную роль играла торговля, в частности с греческими городами северного и западного. Причерноморья.

Общественный строй скифов определялся глубоким социально-экономическим разграничением. Верхушку составляли цари, их дворы и военные дружины и жрецы, которые сосредоточивали в своих руках не только власть, но и богатства, получаемые из военной добычи и торговли. Вождями племен были племенные цари и полководцы, подчинены царям царских скифов. Власть царей, сначала трех; впоследствии одного, была деспотическая.

Родовой строй скифов был отчетливо патриархальный.

Родовид у скифов шел по отцовской линии, имущество делилось между сыновьями, а полигамия была нормальным явлением. Общественно-экономическое расслоение стало весьма заметным явлением среди"царских"скифов. Кроме награбленного в войнах, основным источником богатств для них служила торговля с греческими колониями в. Причерноморье. Своим торговым партнерам скифы: хлеб, воск, мед, меха, рабов. За это они получали вина, ювелирные изделия, другие предметы роскоши.

Скифские божества олицетворяли природные стихии, космические явления и плодородие земли.

Наибольшего могущества скифы достигли в конце. под предводительством царя. Атея, который. объеденил всех скифов от. Азовского моря до. Дуная. В 513 г до н э огромное войско персидского царя. Дари я захватило земли нынешней Украины. Однако, прибегнув к стратегии "выжженной земли", скифы заставили его отступить конце V-начале IV века до н.э скифы пошли на запад и покорили фракийцев на. Дунае. Эта победа свела их с. Филиппом. Македонским В 339 г до н э македонцы нанесли страшное поражение кочевникам. В этом бою погиб и сам царь. Атей. Это стало началом конца скифов. Примерно через сто лет большую часть скифов завоевали и ассимилировали сарматы - другое могучее племя кочевников с востока.

Сарматы В степях. Северного и Восточного. Причерноморья господствовали сарматы, пришедшие с. Волги. Как и все кочевники, сарматы составляли не единое однородное племя, а слабо связаный союз родственных и часто враждующих между собой племен, таких, якязигы, роксоланы и аланы. Каждое из этих сарматских племен стремилось к господству

Из имеющихся ныне разрозненных данных о сарматов следует, что по своему внешнему виду и способу хозяйствования они напоминали скифов, а также других ираноязычных кочевников. Носили они длинные пространстве штаны, кожаные жилеты, обувь из мягкой кожи и шапки. Это был народ кочевой – находились они на одном месте до тех пор, пока скот не съедал траву. Затем перемещались в другое. При этом каждое племя имело свою территорию, выход за которую приводил к межплеменным войнам. Питались сарматы мясом, сыром, молоком. Разводили лошадей и овец – тех животных, которые не теряли вес при частых перемещениях. Жили в палатках, что одевались на двухколесные или четырехколесные повозки. Особенно поражает у сарматов и большая роль, которую играли в их обществе женщины переводите или легенду, по которой сарматы произошли от союза амазонок со скифами,. Геродот сообщает, что сарматские женщины жили как когда-то амазонки: они охотились верхом, участвовали в войнах наравне с мужчинами, а также одевались, как мужчины. Данные археологии свидетельствуют о том, что сарматских женщин хоронили вместе с оружием и что они нередко выполняли функции жрицов.

Оружием сарматских всадников были короткие мечи, кинжалы, луки, копья и дротики. Сарматские воины отличались скоростью атак, особыми способами бросания дротиков и наброски аркана на противника кони имели богато украшенную упряяж.

Покойников сарматы хоронили в курганных и грунтовых могильниках с большим количеством инвентаря

Когда война не могла удовлетворить всех материальных потребностей, сарматы торговали, их караваны путешествовали в дальние края, из которых везли в. Танаиса - сарматской столицы, расположенной на р. Дон, китайски й шелк, кавказский хрусталь, полудрагоценные камни из. Ирана и. Индии. Вскоре на смену сар матам пришли другие кочевники, но сарматы были последним индоевропейским народом, пришедшим с востока. После них. Евразийские степи почти на целое тысячелетие станут владениями тюркских народов.

Луга́нскаяо́бласть (укр. Луга́нськао́бласть; до 5 марта 1958 и с 5 января 1970 по 4 мая 1990 — Ворошиловградская) — административно-территориальная единица Украины, расположенная на востоке страны, преимущественно в бассейне среднего течения Северского Донца. Занимает шестое место по населению и десятое по площади среди административно-территориальных единиц страны. На северо-востоке и востоке граничит с Белгородской, Воронежской и Ростовской областями России. На западе — с Донецкой и Харьковской областями Украины.

ерритория области простирается от 47°49′ до 50°05′ северной широты и от 37°52′ до 40°13′ восточной долготы. Протяженность области с севера на юг более 270 км, а с запада на восток — 170 км. Её территория составляет 26 683 км² (4,42 % территории государства) [3] . Выхода к морю нет.

Почвы плодородные, в основном чернозём. Область расположена в степной зоне. Лесов мало — около 7 % территории области, и они расположены преимущественно близ долин рек.

Климат умеренно-континентальный. Средняя температура самого теплого месяца (июля) составляет +21 °C, а самого холодного месяца (января) −7 °C. Зима сравнительно холодная, с резкими восточными и юго-восточными ветрами, заморозками. Лето знойное, вторая его половина заметно сухая. Осень солнечная, теплая, сухая. Осадков за год 400—500 мм.

Природа

Распространение животных обусловлено природными условиями и факторами которое определяют их место обитания. Из хищников Луганской области встречаются: волк, лиса, енотовидная собака, ласка и др. Среди грызунов наиболее распространены: заяц, сурок, хомяк, тушканчик, крот. Из пернатых хищников водятся: копчики, орлы-могильники. Лес обильно населён полезными и певчими птицами: жаворонки, перепела, соловьи, дятлы, стрижи, ласточки и др. В реках, озёрах и прудах много разной рыбы.

Район
Антрацитовский район
Беловодский район
Белокуракинский район
Краснодонский район
Кременский район
Лутугинский район
Марковский район
Меловский район
Новоайдарский район
Новопсковский район
Перевальский район
Попаснянский район
Сватовский район
Свердловский район
Славяносербский район
Станично-Луганский район
Старобельский район
Троицкий район

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Донецкая общеобразовательная школа I - III степеней № 87

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Разработка урока

" Донецкий бассейн: Начало Начал или Первые из Первых "

Учитель истории

Давиденко Елена Анатольевна

Донецк 2016г.

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

" Донецкий бассейн: Начало Начал или Первые из Первых "

Предмет

История Донецкого края

Класс

Автор урока (ФИО, должность)

Давиденко Елена Анатольевна

учитель истории

Донецкая общеобразовательная школа I - III степеней № 87

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Методическая информация

Тема урока: Донецкий бассейн: Начало Начал или Первые из Первых

Познакомить учащихся с первооткрывателями и первопроходцами Донецкого края .

Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Развивать умение строить логические связи.

Развивать творческое мышление учащихся.

Воспитывать интерес и уважение к истории нашего родного края.

Понятия и термины:

Первооткрыватель - это тот человек, который первым открыл что-нибудь - неведомые земли, страны, местность, упрятанные в земных глубинах, нужные человеку, чтоб облегчить жизнь, полезные ископаемые.

Берг-привилегия - закон , изданный Петром I 10 декабря 1719 года . Данное руководство для Берг-коллегии устанавливало политику России в горной промышленности.

Кузнечные мехи́ - устройство для нагнетания воздуха. Чаще всего представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Служит для получения непрерывной воздушной струи и применяется в основном в кузнечном деле.

Солеварение - добывание соли вывариванием ее из воды.

Подьячий - канцелярский служащий в приказах и в местных государственных учреждениях Русского государства XVI - XVIII вв .

Рудознатец - разведчик полезных ископаемых; знаток рудного дела, руд.

Месторождение - это место нахождения полезных ископаемых.

Ходатайство - официальная просьба или представление , адресованное государственным органам ( общественной организации ) вышестоящей инстанции .

Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства , оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Концессия (лат. concessio - предоставленное разрешение, уступка) сдача государством в эксплуатацию лицу части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов.

Исторические личности : Никита Вепрейский, Семен Чирков, Г. Г. Капустин, Николай Аврамов, Е. П. Ковалевский, А. В. Гурьев, С. С. Поляков, П. Н. Горлов, С. И. Мамонтов.

Основные даты и события: с 1721 г. до 1796 г. - процесс открытия каменного угля;

Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации.

Тип урока: комбинированный.

3. Первооткрыватели Донецкого бассейна.

4. Добыча каменного угля открытым способом.

6. Основатель горной промышленности Донбасса.

7. Первые железные дороги региона.

8. Талантливый горный инженер.

9. Знаменитый русский предприниматель и меценат .

Организационный момент

II . Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

IV. Изучение нового материала

На доске записываются понятия темы, учащиеся в свои словари

или в конце своих тетрадей записывают новые слова и объяснения к ним в ходе урока.

Рассказ учителя

Сегодня наш Донбасс, просто невозможно представить без многочисленных терриконов, конические силуэты которых в сознании путешественника ассоциируются со знаменитыми египетскими пирамидами.

А ведь еще каких-то 200 лет назад ничто не нарушало плавных линий широкого горизонта бывших половецких степей, бескрайние просторы которых лишь кое-где были изрезаны глубокими балками и украшены редкими перелесками. Тысячи лет жили в этих степях наши предки, не подозревая о том природном богатстве, которое таилось, буквально, у них под ногами. И только с конца XVIII - начала XIX веков начинается систематическая промышленная разработка Донбасских недр, а также становление индустриальной мощи нашего края.

Официальной датой открытия Донецкого угольного бассейна считается 1721 г., а его первооткрывателем - Григорий Капустин. Но анализ архивных документов показывает, что процесс открытия каменного угля (с 1721 г. до 1796 г.) был настоящим коллективным подвигом многих сотен и тысяч людей, представителей многих классов и состояний России, людей целенаправленных, самоотверженных искателей.

- Находите новые слова и определяйте их значения по словарю.

1. Предыстория.

В 1696 г., возвращаясь из первого Азовского похода, Петр I знакомится с донецким каменным углем. Во время отдыха на берегу реки Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. " Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет " - сказал Петр. Первым историческим документом об открытии каменного угля в Донбассе является именной Указ Петра I от 7 декабря 1722 г.

Предыстория этого Указа такова. В 1719 году при реорганизации государственного управления вместо ликвидированного Приказа рудокопных дел была создана Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью, а также разведками руд. Берг-коллегия организовала ряд экспедиций для поиска полезных ископаемых.
2. Споры

Между историками идет спор о первооткрывателях угля в Донбассе. Длительное время считалось, что первооткрывателем каменного угля в Донецком бассейне является Григорий Капустин, который в 1721 г. открыл месторождения в районе рек Дона, Курдючей и Осереди.

Однако, как свидетельствуют архивные материалы, в том же 1721 г. бахмутские солевары Никита Вепрейский и Семен Чирков нашли в балке Скелеватой в 25 км от Бахмута каменный уголь и начали использовать его в кузницах.

3. Первооткрыватели Донецкого бассейна

Так был открыт Донецкий каменноугольный бассейн.

Осенью 1721 года для обследования залежей руд и минералов в районах, расположенных по течению Дона и Северского Донца выехал талантливый рудознатец Григорий Григорьевич Капустин . 25 ноября он прибыл в казачью станицу Черкасск и приступил к обследованию берегов речки Кондручьей, впадающей справа в Северский Донец. В начале декабря 1721 года он открыл уголь недалеко от настоящего г. Шахты Ростовской области, а затем был найден уголь в урочище Скелеватом, в 30 км от г. Бахмута (г. Артемовска). В 1724 г. близ Бахмута уже велась добыча угля, работало 150 шахтеров. Уголь шел в кузницы солеваренного завода.

Работа с документом

Русский геолог-самоучка своим трудом, упорством и знанием добился того, что на всех геологических картах России земля в районе бассейна Северского Донца будет обозначена как территория богатая залежами каменного угля, что в будущем сыграет большую роль в том, что именно, здесь будут основаны металлургические гиганты и начнется промышленное освоение края носящего гордое имя Донбасс.

Однако набеги кочевых племен из Крыма и Причерноморских степей вновь после булавинских казаков и изюмских солдат, дотла разрушивших Бахмут, надолго задержали промышленную разработку каменных углей.

Лишь в 1739 году, после подписания Россией нового мирного договора с Турцией на Донецком кряже вновь возобновляются прежние поиски.

4. Добыча каменного угля открытым способом.

В Лисичьей балке, где потом в 1796 г. вошла в действие первая в Донбассе шахта, открыл месторождение угля в декабре 1722 г. Николай Аврамов – один из руководителей черноморской горной экспедиции.

В 1791-1792 гг. надворный советник Аврамов развернул добычу каменного угля открытым способом на первой частной шахте. Завершился процесс открытием угольного бассейна, промышленной разработкой угля в Лисичьей Балке (в районе города Бахмута), где в 1795 г. была заложенная первая государственная шахта Донбасса.

Угроза набегов была ликвидирована лишь после упразднения татарского ханства и присоединения Крыма к России в 1783 г. Но хлынувшая из Крыма дешевая соль сделала ненужным существование Бахмутских солепромыслов и они были закрыты. Донбасская промышленность начала переориентацию на угольное, горно-заводское дело.

- Была ли от шахты какая-нибудь выгода для государства?

В перечне выдающихся людей, внесших огромный вклад в коренное преобразование дикой степи, особое место занимает имя Евграфа Петровича Ковалевского – уроженца Харьковщины, который совершил первое крупное исследование геологического строения Донецкого бассейна, положив начало изучению недр Донбасса.

Такой немало известный деятель Е. Ковалевский, который был учёным и горным инженером, в 1827г., нанёс на карту 25 известных ему месторождений минералов, это была первая геологическая карта Донбасса, и именно он ввёл понятие Донецкий горный бассейн.

С тех времён, не уступая по площади всем угольным месторождениям в Западной Европе, донецкий угольный бассейн стал известный на мировом уровне.

6. Основатель горной промышленности Донбасса.

Ещё одно имя гордо занимает своё почётное место в освоении Донецкого бассейна. Это имя горного инженера Алексея Васильевича Гурьева .

По приказу Новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова создавалась топливная база для азово-черноморского торгового флота. Горный инженер А. В. Гурьев по поручению Воронцова занялся проектированием рудников в Донбассе.

Гурьев исследовал материалы прошлых геологических разведок. На их основе он решил провести детальные исследования верховий Кальмиуса. Исследования были проведены в 1841 году и подтвердили возможность промышленной эксплуатации месторождения каменного угля.

Им был основан Александровский рудник. Центральная шахта Александровского рудника называлась Гурьевская. Она была открыта в 1842 году. На шахте использовалась первая в Донбассе паровая подъёмная машина. На шахте были свои механические мастерские, в которых изготавливали оборудование и инструменты для горных работ. Первоначально на Гурьевской шахте работало 76 человек. Шахта давала 1368 пудов угля в сутки. Общее количество работников достигло 350 человек. Рудник за несколько лет стал крупнейшим рудником на юге Российской империи и оставался таким в течение нескольких лет. Успех Александровского рудника побудил местных помещиков тоже заняться угледобычей, что привело к созданию новых рудников. Из-за активной угледобычи стало расти местное население. В настоящее время на территории современного Донецка не сохранились терриконы шахт Александровского рудника. От него практически не осталось ни одного материального следа, так как разработки рудника вошли в полосу угольных разработок макеевских шахт Бутовского куста.

- Какой вклад сделал инженер А. В. Гурьев? (положил начало горной промышленности Донбасса)

7. Первые железные дороги региона.

История железных дорог Донбасса начинается с 1865г., когда к правительству Российской империи с ходатайством о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Кроме стратегической цели - выхода к морю - преследовались задачи стимулирования развития горнодобывающей промышленности в Донбассе. В 1868г. концессия на строительство магистрали была выдана коммерции советнику Самуилу Соломоновичу Полякову . В рекордно короткий срок по тем временам, за 20 месяцев, дорога была построена и введена в эксплуатацию. Торжественное открытие состоялось 5 января 1870г. (по новому стилю).

8. Талантливый горный инженер.

Горлов Петр Николаевич , один из пионеров развития угольной промышленности Донбасса. С 1859 года , в течение четверти века, он трудился в Донбассе, разведывал и разрабатывал угольные месторождения, строил шахты . Начав со службы на Лисичанском руднике, продолжил трудовую деятельность в Области Войска Донского. Здесь он стал составителем третьей пластовой карты в России – Грушевского месторождения (совр. Шахтинский район Ростовской области России); участвовал в строительстве Грушевского рудника; был устроителем и смотрителем водоотлива на нем.

В 1868 году Горлов Петр Николаевич был приглашен для устройства рудников и копей вдоль линии строившейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Он убедил строителя дороги С.С. Полякова купить участок угленосной земли у крестьян с. Железного, на котором усовершенствовал добычу угля на двух бывших крестьянских шахтах. В 1871-1873 годах Горлов Петр Николаевич построил на этом месте мощную шахту "Корсуньская копь" (совр. ш-та "Кочегарка"), которая по техническому оснащению и организации горных работ была одной из лучших шахт Донбасса. Здесь, впервые в России, Горлов П. Н. внедрил потолкоуступный способ обработки крутопадающих угольных пластов, который применяется и сегодня . Современники считали это особой заслугой Петра Николаевича , характеризуя внедрение нового метода "весьма смелой задачей ввиду абсолютного отсутствия в ту эпоху опытных горнорабочих и технического персонала.

Возникший около "Корсуньской копи" горнозаводской поселок и железнодорожная станция Корсунь в середине 1880-х были названы в честь П.Н.Горлова – Горловкой.

По инициативе талантливого инженера в 1878 году в Горловке было открыто второе в Донбассе учебное заведение для подготовки специалистов угольной промышленности - Горное училище имени С.С. Полякова (ныне Горловский техникум ДонНУ).

- Какую роль сыграл П.Н. Горлов как для Донбасса, так и для Горловки, в частности?

9. Знаменитый русский предприниматель и меценат .

В 1879г. были построены участки Попасная-Лисичанск, Хацапетовка (Углегорск)-Ясиноватая, и др. Протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги составляла 479 верст.

Благодаря упорству Мамонтова мы имеем самую разветвленную железнодорожную сеть в мире, которая не имеет себе равных!

В 1880г. начато строительство 1-й Екатерининской железной дороги. Изначально дорога планировалась для снабжения крестьян Екатеринославской губернии хлебом, однако после стала одной из самых грузонапряженных линий, обеспечившей стремительное развитие промышленности Донецкого и Криворожского бассейнов.

В 1884г. 1-я Екатерининская железная дорога соединила Донецкую каменноугольную железную дорогу с городом Екатеринослав, рабочими поселками современного Кривого Рога и станцию Долинская николаевского направления. Впоследствии 1-я Екатерининская железная дорога по грузообороту опередила Донецкую Каменноугольную.

- Как вы думаете, без С. Мамонтова, смогла бы железнодорожная сеть достичь такого результата?

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Назовите официальную дату открытия Донецкого угольного бассейна ( 1721 г.)

2. С какого и до какого года в архивных документах идет процесс открытия каменного угля (с 1721 г. до 1796 г.)

3. Какой известный деятель в 1696 г. произнес такие слова: " Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет "? ( Петр I об угле)

4. С какого года начинается история железных дорог Донбасса ( с 1865г.)

VI. Итоги урока

В течение 1891-1901 гг. к станциям примыкания на Екатерининской железной дороги была построена 91 (. ) ветвь общего и частного пользования. Кризис, поразивший Российскую империю, а также многие отрасли народного хозяйства страны в 1900 г., практически не коснулся угольной отрасли, и подъездные пути на сломе веков продолжали строиться, хотя темпы их строительства несколько уменьшились.

VII. Домашнее задание: разобрать и выучить понятия и основные даты, заполнить предложенную таблицу:

Читайте также: