Избирательные объединения политические партии как участники избирательного процесса кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПП будучи избирательным объединением имеет ряд важных преимуществ: она является единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы гос. власти; она пользуется гос. поддержкой, государство оказывает партиям финансовую поддержку из бюджета при условии эффективного участия в выборах из расчета "один рубль – один голос".
Участие ПП в выборах является не только правом, но и ее обязанностью. Поэтому главное заключается в том, что партия должна регулярно участвовать в выборах различного уровня. Если это не делается партией в течение пяти лет, она подлежит ликвидации в установленном порядке.

Намерение избирательного объединения участвовать в выборах выражается посредством выдвижения списка (списков) кандидатов.

Избирательные объединения обладают определенными правами. Можно выделить следующие виды полномочий: полномочия в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения вправе: на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; осуществлять сбор подписей в их поддержку, вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов и др. Избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Они имеют также полномочия в отношении избирательных комиссий. В соответствии с законом избирательные объединения вправе выдвигать представителей для назначения в составы избирательных комиссий членов с правом решающего голоса, а также назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса и др.

Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки. В РОССИИ ОТМЕНЕНЫ БЛОКИ, НО в 2013 предложение вернуть в выборы ГД.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).

+ из 98 вопроса – ПРО СУБЪЕКТЫ в начале.

Назначение выборов.

Назначение выборов - 1 стадия избирательного процесса. Сущность - установление даты голосования. Для неё характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, ФЗ, уставами, законами субъектов РФ, уставами МО.

Такие сроки могут устанавливаться различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соотв. орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими ПА. Так, выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - СФ. В большинстве субъектов РФ выборы всех региональных органов гос. власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

3) голосование м.б. назначено только на календарный выходной (не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы, а также при отсутствии уполномоченного на то органа выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий;

5) в случаях, если соответствующая ИК не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов гос. власти, органов МС, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Понятия политических партий и избирательного процесса

Партия представляют собой группу лиц, которые объединены определенными целями и выражают интересы определенных общностей.

Политическая партия в юридической науке определяется как политическое объединение группы лиц, которое имеет определенную структуру организации, цели, задачи представляет интересы определенных социальных групп.

Исторически процесс и становления партий и избирательного процесса тесно взаимосвязаны.

Под избирательным процессом принято понимать регулируемую законодательно деятельность политических субъектов ля организации и проведения выборов в органы государственной власти.

Как отмечают правоведы российское избирательное законодательство является одним из наиболее детально проработанных и открывающих широкие возможности для гражданских инициатив, которые применимы в избирательном процессе.

Условия участия партии в выборах

Исследователи в области юриспруденции выделяют ряд требований к политической партии для ее участия в политическом процессе. Среди материально-правовых предпосылок участия партий в выборах выделяют следующие:

  • Наличие у партии права на избирательное объединение;
  • Сам процесс участия в выборах;
  • Выдвижение партией кандидатов в период предвыборных избирательных компаний;
  • Наличие у партии опубликованной предвыборной программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо отметить, что кандидаты, выдвинутые от партии, должны быть определены путем тайного голосования представительными органами данной партии, то есть этот процесс регламентируется сверху. При этом, вопрос об отзыве кандидата остается полностью на усмотрение партии его выдвинувшей.

Участие политических партий в избирательной компании

Избирательной компанией в юридической литературе принято понимать определенный период во времени, когда происходит подготовка выборов, пропаганда партий, их программ и кандидатов в соответствии с нормами законодательства.

С целью проведения избирательной компании в партиях создается предвыборный штаб, который составляют люди, имеющую надлежащую для совершения своей деятельности квалификацию.

Через своих уполномоченных представителей политические партии могут осуществлять контроль за ходом проведения перевыборной компании, самих выборов, процедурой подсчета голосов. Эти представители имеют право знакомится со всей документацией, связанной с выборами. Для осуществления уполномоченными представителями своих функций Центральная комиссия и ее региональные отделения создают Информационные центры.

Поскольку политические партии являются частью избирательного процесса, то их представителей привлекают с целью разработки и совершенствования избирательного законодательства.

Типы избирательной системы

Результаты выборов, которые определяют победителей предвыборной компании, во многом зависят от типа избирательной системы. Исследователи выделяют два основных типа избирательной системы:

полит.партия, имеющая в соответствии с фед. законом право участвовать в выборах;

региональное отделение или иное структурное подразделение полит. партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня;

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям на каналах гос. и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительные платные и бесплатные эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.Соответственно, современные выборы невозможны без избирательных объединений, тем более что современный подход законодателя к участию избирательных объединений в выборах основывается на необходимости слияния нескольких мелких партий в одну без их объединения в избирательные блоки.

Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.Участие в муниципальных выборах наравне с политическими партиями (избирательными объединениями) общественных организаций обусловлено локальным характером общественных отношений, порождаемых местными выборами и тем значением, которое имеют на небольшой территории маленькие по сравнению с партиями общественные организации.

выдвигать кандидатов и списки кандидатов (В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов);- создавать избирательный фонд;

проводить предвыборную агитацию;

участвовать в иных избирательных процедурах.

К обязанностям избирательных объединений можно отнести:

соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

регистрацию в соответствующей избирательной комиссии;

выдвижение кандидатов и списков кандидатов на выборах;

обязанность подавать отчеты в финансовые органы;

перерегистрацию в установленном законом порядке и др.

Законодательством также установлены отдельные гарантии деятельности избирательных объединений, к которым можно отнести освобождение от сбора подписей, льготы при распределении эфирного времени для политических партий, представленных в соответствующих выборных органах государственной власти, и др. Наиболее серьезная санкция, которая может быть применена к избирательным объединениям в избирательном процессе – отмена регистрации избирательного объединения.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня, а также общественные объединения в некоторых случаях.

Таким образом, политические партии участвуют в избирательном процессе на всех уровнях выборов, а общественные объединения только в органы местного самоуправления.

Требования к избирательному объединению

Требования для общественного объединения:

1) Государственная регистрация в качестве юридического лица;

2) Указание в уставных документах возможности участия в выборах;

3) Указанная возможность должна быть прописана в уставе как минимум шесть месяцев до дня объявления выборов;

4) Участие только в муниципальных выборах.

Политическая партия как избирательная объединение создается специально для участия в выборах.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Требования к регистрации политической партии, а следовательно, к ее участию в выборах следующие:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Как правило, для регистрации регионального отделения политической партии необходимо не менее шести человек.

Читайте также: