Виды учебной деятельности по фгос в коррекционной школе

Обновлено: 19.05.2024

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) ре­ализуется в процессе всего школьного обучения и ко­н­кре­ти­зирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (далее АООП). Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нормативно-правовую базу разработки программы БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15;

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию от 31 марта2014 г. №253.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в фор­ми­ро­ва­нии основ учебной де­ятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к са­мо­стоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Настоящая программа реализуется, опираясь на систему основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:

- принцип деятельности, заключающийся в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;

- принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;

- принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом);

- принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

- принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и

физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Кроме этого, системно - деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения базовых учебных действий (БУД), что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основные направления формирования БУД

Основными направлениями при формировании БУД являются:

-признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

-развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их - успешной социализации и социальной адаптации;

-определение путей и способов достижения ими социально желаемого уровня

личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

-ориентация на результаты образования с целью общекультурного и личностного развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;

-реализация права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

-разнообразие организационных форм образовательного процесса и

индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого

потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со

сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Целевые установки Программы формирования базовых учебных действий

Для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) данная программа должна обеспечивать:

-связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

-решение задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных базовых учебных действий.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (Вариант 1)

Современные подходы к повышению эффективности обучения

предполагают формирование у школьника положительной мотивации к

учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни

и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные,

мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Базовые учебные действия, формируемые

в 1-4 классах.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);
  • использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя[1].

Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу уче­ников, используя только качественную оценку. При этом не является при­н­ци­пи­ально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной де­я­тель­нос­ти, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и ко­н­т­ро­лем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Перечень учебных действий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Язык и речевая практика

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Язык и речевая практика

Трудовое обучение (ручной труд)

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию


Элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Содержимое разработки

Формирование базовых учебных действий

по ФГОС

Хорошавина Вероника Николаевна

Что такое базовые учебные действия? Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Что такое базовые учебные действия?

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются: • формирование мотивационного компонента учебной деятельности; • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Задачами реализации программы являются:

• формирование мотивационного компонента

• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

• определить функции и состав базовых учебных

действий, учитывая психофизические

особенности и своеобразие учебной

• определить связи базовых учебных

действий с содержанием учебных предметов;

Принципы базовых учебных действий: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостного представления о мире; принцип психологической комфортности; принцип творчества; принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося.

Принципы базовых учебных действий:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип творчества;
  • принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого

обучающегося.

Функции БУД обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Функции БУД

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формированиеготовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему образованию;
  • обеспечение целостности

развития личности

обучающегося.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Базовые учебные действия, формируемые

у младших школьников, обеспечивают,

с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной

деятельности на доступном

для него уровне.

ВИДЫ БУД личностные регулятивные коммуникативные познавательные

познавательные

Личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Личностные БУД

обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные БУД обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные БУД

обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

регулятивные БУД

обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

познавательные БУД представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

познавательные БУД

представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

 В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит

делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе

осуществить корректировку процесса

их формирования на протяжении всего

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Для оценки сформированности каждого

действия используется следующая система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,

которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять

действие, но иногда допускает ошибки,

которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет

действие в любой ситуации.

Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию: от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию:

от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЖЕЛАЮ ВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


-80%

Автор: Исупова Елена Георгиевна

Организация: МКОУ ККОШИ

Населенный пункт: Московская область, г.о. Кашира, деревня Корыстово

Образование - это лучший инструмент для позитивных изменений в обществе, развития поколения ответственных людей и содействия развитию хороших людей. Фундаментальная цель образования состоит в том, чтобы получить знания, понять формы правильного поведения и приобрести техническую компетентность в определенных предметах. Образование служит средством развития себя физически, умственно и социально.

Современный этап развития нашего государства не только предъявляет новые требования к росту экономики, военной промышленности и сельского хозяйства, но и не оставляет без внимания реформы российского образования. Если вспомнить советскую школу, главной задачей учителей было вложить в головы школьников определенный объем знаний, который они могли бы использовать во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта должен стать учебным, а деятельность учителя должна быть направлена ​​на то, чтобы дети научились самостоятельно учиться и получать знания. Развивать у школьников такие качества и черты характера, которые помогут им стать успешными людьми в жизни. Учитель теперь может многое сделать для формирования личности современного ученика.

Министерство образования и науки разработало руководящие принципы для введения стандарта в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Реальная деятельность образовательного учреждения по внедрению федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет зависеть от конкретной региональной политики, ситуации в регионе, состава персонала. Не менее важным является готовность учителей учитывать разнообразные специфические образовательные потребности детей. В то же время, с введением ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно сформировать модель проектирования, в которой последовательность и содержание работы будут определены. Рекомендуется ввести стандарт следующим образом: При внедрении стандарта образования учебные заведения детально изучают примерные AOOП и учебные планы. На их основе разрабатываются программы и планы для конкретного учебного заведения.

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей для качественного общего образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); государственные гарантии качества образования; нравственное развитие с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также их особых образовательных потребностей.

Современное образование отказывается от классического представления результатов обучения в форме знаний, умений и навыков, а формулировка Федерального государственного образовательного стандарта указывает на реальную деятельность. Формирование личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием общеобразовательных действий, которые являются основой учебно-воспитательного процесса.

Совершается замена популярных планов-конспектов технологическими картами. Авторы образовательного стандарта полагают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает контроль и оценку знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта.

Какой должна быть структура урока? Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, соответствующую следующим положениям: перед составлением подробного урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, образовательные, а также установить цели, которые он хочет достичь вместе со своими учениками.

Необходимо связать информацию, которая будет дана на уроке, с той, что дети уже получили или будут осваивать только в будущем.
Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подбирать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. Каждый урок должен быть частью системы уроков по этой теме.
Для более эффективного усвоения материала, на уроке должен быть раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата.

На уроке учитель должен стать своего рода проводником в мир знаний, а не просто оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы обучающиеся могли самостоятельно получать знания.
В классе учитель должен сформировать у ребенка способность работать в команде, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение.

В современном образовательном процессе, согласно новым стандартам обучения, существует несколько видов занятий; Урок овладения новыми знаниями. Урок, на котором они пытаются найти всестороннее применение приобретенным знаниям и навыкам. Урок повторения и обобщения. Систематизация знаний и навыков. Урок анализа и коррекции процесса усвоения. Совместное занятие. Каждый вид урока имеет свою специфическую структуру, которая означает набор различных этапов.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Структура уроков по типу ФГОС обычно аналогична этапам, но в зависимости от разнообразия существуют и свои особенности. Если большая часть времени посвящена освоению нового материала, то выделяются следующие шаги:

Организационный момент, он обязателен для каждого класса. Учитель проверяет готовность класса к уроку. На втором этапе устанавливаются цели, основные задачи и мотивация учащихся к активной работе на уроке. Обновление существующих знаний. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полностью и точно понимают, что он пытается им объяснить. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал. Первый этап закрепления материала. Домашнее задание и подробный брифинг о его примере, например, что нужно изучать, в плане ознакомления, какие задачи следует выполнять в письменной форме и так далее. Здесь внимание обращается на индивидуальное задание с учетом способностей учащихся.

Каждый учитель в своем арсенале имеет множество различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, следует отметить, что не каждый урок может быть проведен с использованием всей палитры форм обучения.

Урок будет эффективным только в том случае, если будут созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учениками и для активизации их внимания. Для изучения материала важна мотивация, поэтому обычно учитель мотивирует себя за счет внешних раздражителей, а современная школа требует наличия поддержки внутренних мотивов школьников.

Традиционный урок не включал самооценку, учитель всегда оценивал результаты работы своих учеников. Стандарты ориентированы на способность, оценивать свою работу в классе самим учеником.
При планировании урока нужно тщательно продумать цели, которые следует учитывать во время урока. Каждый этап должен начинаться с задания цели и завершаться суммированием итогов. Добиться максимальной плотности занятости можно только путем дифференциации и индивидуального подхода к обучению. Необходимо уделять большое внимание развитию общеобразовательных навыков. Современный учитель не должен быть единодушным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать детей в качестве консультантов, помощников и экспертов.

Важность образования для всех детей, особенно для детей с ограниченными возможностями бесспорна. Действительно, система специального образования позволила детям-инвалидам расширить доступ к государственному образованию.

Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений об уроке, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

Читайте также: