Наблюдение за игровой деятельностью детей в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель — выявить уровень развития социального взаимодействия детей (на примере самостоятельной игровой деятельности).

Общие рекомендации по организации. Наблюдение осуществляется за свободной предметно-игровой деятельностью детей в соответствии с разработанными критериями (критерии соотносятся с пятью уров­нями социального взаимодействия, представленными в исследованиях Г. Крайга). Наблюдаемые проявления отмечаются в листе-протоколе и оцениваются по балльной системе.

В результате по сумме баллов определяются следующие уровни социального взаимодействия детей в игровой деятельности.

Рекомендации к интерпретации результатов диагностики по опреде­лению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой дея­тельности.

Дети проявляют инициативность и высокий уровень социальной активности, стремление демонстрировать свою успешность и самосто­ятельность.

Юсефа (2 г. 6 мес.) характеризует то, что без общения со сверс­тниками он обходиться не может: он говорит, кому и что из детей надо делать; если бросает предметы, то чаще в сторону детей, может толкнуть, сильно обнять ребенка и т. д. Взаимодействия со сверстниками как такового не возникает, ребенок либо прерывает любое игровое действие сверстника, либо требует, чтобы все повто­ряли за ним, при этом очень расстраивается, когда это не так. В результате он действует сам по алгоритму, понятному только ему самому, проявляя деятельную инициативу и вербальную актив­ность по отношению к сверстнику.

Марк Б. (2 г. 4 мес.) с интересом наблюдает за детьми, которые проявляют повышенную двигательную активность и склонны к эмоцио­нальной возбудимости, ярко реагирует: визжит, когда дети смеются, прыгает на месте, когда они бегают, по при этом играет в выбранную им машину, не стремясь приблизиться к сверстнику и вступить в кон­такт.

Ребенок не вовлечен во взаимодействие, не стремится его устанав­ливать, но при этом имеет интерес к сверстникам, их действиям и проявлениям, он воспринимает ситуативную эмоциональность, про­являемую другими детьми.

В результате проведенной диагностики особенностей личностно-социального развития возможно установить соотношение между ти­пами, характеризующими взаимодействие ребенка со сверстниками, и уровнем социального взаимодействия детей в игровой деятельнос­ти, а также уровнем личностно-социальных проявлений во взаимо­действии со взрослыми и сверстниками. Эти данные позволят сде­лать выводы о возможной взаимозависимости трех представленных показателей и обусловленности их развития, осуществляемым педа­гогическим взаимодействием.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, можно сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Наблюдение за детьми позволяет определить моменты, вызывающие педагогическую озабоченность. Помогает педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Его диапазон может простираться от обнаружения проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Оно способствует формированию и развитию у взрослого умения найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдение позволяет педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. Посредством наблюдения можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого оно позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

Как правильно организовать наблюдение в саду?

1. Ценностная основа наблюдений за детьми - априорное уважение, признание уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

2. Наблюдать - значит иметь определенную цель наблюдения, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения.

3. Обязательно делать записи, фиксирующие факты.

4. Производить интерпретацию полученных результатов.

Чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой.

Итак, воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребенка, о его пристрастиях, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т. д.

1. На поведение ребенка.

2. На некоторые способы его действий (реакцию на конфликт или предложение сотрудничать, стиль мышления, поведение при различных типах коммуникации).

3. На определенные ситуации (ситуация ответа на незнакомый вопрос и знакомый, в игре со сверстниками или в одиночестве, когда ребенок рисует или читает, в группе, на улице или на экскурсии).

4. На прогресс в развитии ребенка.

Я стремлюсь удовлетворить игровые потребности детей, чтобы не было конфликтных ситуаций, а их не избежать в желаемой игре. Стараюсь создать интересную игровую мотивацию или игровую ситуацию. Моя роль позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра. Желание продолжить играть в игру в последующие дни, только в других ролях.

В течение недели я наблюдала, как они играли, как распределяли роли, какие конфликтные ситуации происходили. Наблюдая за детьми, я фиксировала каждого ребенка и заносила в таблицу, оценивая каждого по отдельным критериям.

В результате наблюдения я получила баллы каждого ребенка и подсчитала сумму всех показателей. Общий балл скорее нужен для ведения в целом продвижения группы в становлении инициативности, а вот уровень по каждому критерию позволяет задуматься о том, что нужно делать взрослому в отношении игры каждого конкретного ребенка. Согласно этим критериям, можно отслеживать развитие инициативности каждого ребенка в группе. Исходя же из групповой динамики, можно понимать, все ли правильно организованно в группе, в отношениях ребенка с воспитателем и с другими детьми, понимать получает ли ребенок достаточно опыта, удивления, осознания потребностей и выбора, удается ли создать условия для работы с воспитанниками, учитывая их интересы, и наконец, каковы возможности для их самостоятельного действия.

На слайде можно увидеть, какие баллы я поставила своим детям и по ним определила уровни их развития. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть результаты самостоятельной игровой деятельности двух детей.

Аня - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; обсуждает замысел и ход игры; создает мнимую ситуацию; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Наташа - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Василина - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; играет в отдельные, несвязные фрагменты; сама задает себе роль, вне зависимости от других ролей; воспроизведение фрагментов окружающего мира; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Дима - замещает отдельные предметы; обсуждает замысел и ход игры; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; временно входит в игру, потом выходит; откликается на предложенную роль, поддерживает итоговые отношения; преобразует пространство под замысел; ищет поддержки правильности действий; регулирует взаимоотношение между ролями.

Данил - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; временно входит в игру, потом выходит; придумывает себе роль, поддерживает игровые отношения; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Вика - манипулирование предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит; взаимодействует в рамках роли; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; постоянно увлечена игрой; сама создает себе роль, вне зависимости от других ролей; преобразовывает пространство под замысел; самостоятельная и независимая; действует без правил.

Мною было определено, что Аня, Дима, Данил, когда играют, нуждаются в поддержке и сопровождении правил игры. Во избежание этого необходимо создать условия, позволяющие проживать игровую ситуацию снова и снова. Наташа распределяет роли, но не всегда бывает так, что дети готовы принять ту или иную роль. Здесь можно предложить ей, дать детям вытянуть жребий. Василина время от времени не вступает в коммуникацию, для устранения проблемы ребенку можно предложить более активную роль в игре, а также включать её в коммуникацию в режимных моментах. Вика манипулирует предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит, что не соответствует нормативному развитию данном возрастном периоде.

Таким образом, наблюдение мне помогло определить индивидуальные особенности воспитанников, их личностные характеристики, научить самостоятельно проигрывать знакомые игровые сюжеты, привносить личный опыт и использовать творческий подход в игровой ситуации, простроить индивидуальную работу с одаренными детьми, строить индивидуальные образовательные маршруты, подключать к совместной работе узких специалистов и родителей.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие.

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой Сорокина Анжелика, воспитатель МБДОУ детский сад № 3 г. АртёмаНаблюдение за весенней природой (для детей старшего дошкольного возраста).

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Цели: сформировать интерес к общению с детьми старшего возраста; выделить положительные моменты взаимодействия детей во время игр как образец для подражания; активизировать связ­ную речь детей, словарь.

Педагог показывает Хрюше и детям участок детского сада и знакомит их с детьми старшей группы.

21

Совместные игры младших детей со старшими Цели: воспитать доброжелательное отношение между деть­ми, желание активно взаимодействовать в играх, помогать друг другу, вежливо обращаться, не конфликтовать.

Дети стоят по кругу, мяч у педагога. Педагог бросает мяч ре­бенку, и тот должен повторить фразу педагога как эхо в лесу. При неправильном повторении ребенок изображает лесного зверя. Педагог рассказывает детям, что она была в лесу, отстала от друзей и начала кричать, а эхо все за ней повторяло, как будто передразнивало ее. Педагог предлагает детям и Хрюше быть эхом в игре.

Педагог вносит маску собаки и предлагает детям поиграть.

Труд в природе

(совместное со взрослым трудовое поручение) Цели: закрепить умение протирать широкие, большие листья комнатных растений; сформировать желание ухаживать за рас­тениями; сформировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; развить глагольный словарь.

Хрюша подходит к комнатным растениям, рассматривает их, а потом чихает от пыли. Предлагает детям сделать доброе дело: протереть листья растений, чтобы они могли дышать.

Цели: научить детей называть друг друга ласковыми имена­ми; сформировать доброжелательное отношение друг к другу; расширить словарь.

Хрюша рассказывает, что когда он играет со Степашкой и Каркушей, то они его иногда обзывают и ему очень обидно. Спрашивает у детей, знают ли они ласковые имена друг друга.

22

Педагог вносит элементы костюмов героев сказки, книгу с иллюстрациями. Спрашивает у детей, какая это сказка. Просит объяснить, почему медвежата остались без сыра. Предлагает ра­зыграть сказку.

3 день День сказок

Основные задачи:

— сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыг­рывать;

— через содержание сказок сформировать нравственные пред­ставления детей на эмоционально-чувственной основе.

Игровой персонаж: игрушка-колобок (или Карлсон).

Сюрпризный момент

Цели: собрать внимание детей; вызвать интерес к предстоя­щей деятельности.

Педагог обращает внимание детей на то, что, пока они были на участке, всё в группе изменилось: появились необычные иг­рушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, необычная накидка.

Педагог говорит детям, что они попали в страну сказок, а она — фея, которая может детям показать эту страну (надевает накидку, берет в руки волшебную палочку). Предлагает детям рассмотреть, что есть в стране сказок. Находит на окне Колоб­ка, который никак не может с него слезть, чтобы его заметили дети. Предлагает зарядиться силой.

Утренняя гимнастика

(тематическая с элементами психогимнастики)

Цель: повысить психофизическую активность, настроение.

23

Подготовка к завтраку

Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке куль­турно-гигиенических навыков.

Завтрак

Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.

Цели: развить фразовую речь в соответствии с текстом сказ­ки, речевую и пантомимическую выразительность, чувство парт­нерства в драматизации; закрепить знание содержания сказки; доставить удовольствие от игры.

Сказка разыгрывается 3 раза со сменой исполнителей.

Дети-слушатели помогают Колобку петь песенку.

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав;

количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце;

все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);

эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;

адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов;

аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.

Полученные данные оформляются в виде таблицы.

игровых объединений и их участников, половой состав

Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол Количество

детей, не имеющих

игровых объединений, их ПОЛ

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

(см. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. “Практикум по дошкольной

психологии”, М., 1998 г.)

Проведение исследования

Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных

Анализ протоколов проводят по схеме:

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий (эпизодов) ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий (эпизодов), включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развертывать (развивать) сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководить распределением ролей. Какие роли чаще исполняет — главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Характеристика этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы — заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам — заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета — заместителя: сам ребенок или взрослый. предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера о нарушении правил им самим.

Достижение результата игры

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутыми результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1. По поводу чего чаще, всего возникают конфликты, (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду и как (оборудование игрового уголка).

Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослого в игру.

Полученные результаты соотносят с таблицей уровни развития сюжетно-ролевой игры 9стр.31) и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

“Малятко”, 1999 г. Программные требования, основные показатели развития сюжетно-ролевой игры детей.

2. Проанализируйте итоги своих наблюдений, ответив на следующие вопросы:

— какие взаимоотношения взрослых отражают дети в с их сюжетно-ролевых играх?

-какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?

-какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные)?

— на каком этапе (по Д.Б.Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

— какие роли исполняют дети в своих играх?

— проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой?

— какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?

— проявляются ли в играх детей стереотипы проведение связанные с их половой принадлежностью?

— одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?

3. Чтобы включиться в детскую игру и установить с детьми “подходящую тактику взаимодействия”, подумайте на следующими проблемами:

— какие методы руководства творческой игрой необходим использовать, чтобы обогатить ее содержание?

-как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание творческих игр дошкольников?

Дети рассматривают цветы

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Две девочки нюхают цветы

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
    • эпизодические;
    • систематические.
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

    Возрастные особенности младших дошкольников

    Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

    Мальчик и девочка рассматривают божью коровку

    Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

    Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

    Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

    Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

    Четверо детей наблюдают за черепахой

    Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

    Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

    • Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
    • привить желание заботиться о собаках;
    • формировать знания о привычках собак.
    • Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
    • развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
    • Узнать больше о таком животном, как кошка;
    • узнать больше о её повадках, привычках.
    • Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
    • чётко выявить их сходства и различия.
    • воробей маленький, а голубь большой,
    • воробей прыгает, а голубь бегает,
    • воробей коричневый, а голубь серый,
    • воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
    • Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
    • развить желание подкармливать их в холодное время года.

    Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

    • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
    • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
    • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
    • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
    • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

    Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

    • Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
    • Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
    • Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
    • Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
    • Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)

    В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

    Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

    • лепят,
    • мнут,
    • топчат,
    • дуют,
    • копают лопаткой,
    • ловят голыми руками и варежкой.

    Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

    Временной план наблюдений

    Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

    Ребёнок подбрасывает опавшие листья

    Осень для малышей является увлекательным временем года

    Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

    Читайте также: