Наблюдение и анализ случаев конфликтных отношений между детьми и способами их разрешения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Организация данного исследования была основана на наборе исследовательских задач, которые определили теоретическую, эмпирическую и диагностическую основу исследования; этапы и логику исследования; направления исследования; содержание и технологическое обеспечение исследовательских процедур. Исследование проводилось среди детей ГУО "Дошкольный центр развития ребенка №11 г. Гродно". С целью реализации исследовательской работы были выделены 2 группы детей (по 20 человек в каждой группе) старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа, в которую мы будем внедрять психолого-педагогические условия, и контрольная группа, выделенная для сравнения результатов с первой группой. Также участниками исследования являлись воспитатели – 4 человека. Определение уровня конфликтного взаимодействия дошкольников было реализовано на основе следующих показателей:

- социометрический статус дошкольника в группе сверстников;

В соответствии с задачами исследования и выделенными показателями уровня развития конфликтного взаимодействия были подобраны следующие методики:

Предлагаются ребенку четыре картинки с ситуациями из повседневной жизни детей в Детском саду:

· Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

· Девочка сломала у другой девочки её куклу.

· Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

· Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он сделал на месте обиженного персонажа. В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на данную ситуацию:


Рисунок 2.1. - Отношение к конфликтной ситуации

Результаты экспериментальной группы позволяют сделать вывод о том, что поиск оптимального решения ситуации при возникновении конфликтной ситуации используется в 25%: вербальная реакция – 15%, продуктивный способ – 10%. Также как и в контрольной группе дети экспериментальной показали большой процент решения конфликта с помощью агрессивного поведения (35%). Что касается избегания конфликта, то данный способ решения выбрали 40% детей. В данной группе преобладает именно этот способ выхода из конфликтной ситуации.

Как мы видим на рисунке, в обеих группах результаты сильно не отличаются. В экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста также, как и в контрольной преобладают дети с позицией избегания и агрессии к конфликтным ситуациям. Дети с продуктивным способом решения и вербальной реакцией на конфликт менее выражены, чем первые два показателя.

Методика 2. Наблюдение в свободной деятельности (А. И. Анжарова) (Приложение А).

Содержание: в группе было организованное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия старших дошкольников в свободной деятельности.

Критерии и оценка результатов. При наблюдении обращали внимание на следующие показатели поведения детей:

• инициативность – отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

• чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.

Каждый пункт необходимо оценивать по трехбалльной системе. Чем больше величина, тем лучше представлены показатели поведения данного ребенка.

В процессе наблюдения обращали внимание на наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого дошкольника.

Анализ наблюдения по выделенным показателям выявил, что ярко выраженной инициативностью обладали двое детей, то есть 20% дошкольников, принявших участие в эксперименте (Маша А., Иван В.). Эти дети легко шли на контакт со сверстниками, активно с ними взаимодействовали. Эти дети активно старались привлечь к себе внимание сверстников, старались получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей было очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки.

У четырех детей или 40% обследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно, в зависимости от ситуации происходила ответная реакция на действия собеседника. Иногда они старались обратить на себя внимание сверстников, например, пытались самостоятельно организовать игру, но их начинания заканчивались, как правило, отрицательно. Вследствие этого, дети предпочитали избегать общения со сверстниками, играли либо одни, либо образовывали пары между собой. Можно отметить, что данную группу больше интересовала оценка взрослого, нежели сверстника.

Для выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей применена методика Ю. В. Микляевой (Приложение Б). Целью было выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Оценивались умения: поздороваться, обратиться, привлечь внимание, побудить к действиям, передать информацию, поблагодарить, спросить, задать уточняющий вопрос, выразить несогласие, выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивалась в 1 балл. Невыполнение задания – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

Обобщив результаты методик и опираясь на критериально-уровневую шкалу, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе характерен средний уровень конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. Для детей среднего уровня характерен статус предпочитаемых или изолированных. В процессе взаимодействия со сверстниками они не являются инициаторами конфликтов, легко вступают в контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. В процессе сюжетно-ролевой игры у них возникают конфликты из-за выбора роли или нарушения игровых правил. Такие дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, избегая его или обращаясь за помощью к педагогу. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. Результаты представлены на рисунке 2.2.


Рисунок 2.2. – Уровень конфликтного поведения

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют от него согласования действий с другими детьми, принятия и понимания сверстника.

Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

старший воспитатель Л. А. Гусева

Ключевые слова : конфликтные ситуации, конфликты дошкольников со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций.
Аннотация: Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста. В статье кратко изложены теоретические аспекты детских конфликтов, описаны причины их возникновения, приводятся рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками, а также игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.

Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие – это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у малышей - из-за игрушек.

Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают во время совместной деятельности и общения. Обычно они возникают в сфере отношений детей и не затрагиваются более глубокими межличностные отношения. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер, и как правило, разрешаются самими детьми. Такие конфликты нередко полезны, так как они позволяют ребенку самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации и координируют полноценные взаимоотношения детей.

Внутренние психологические конфликты чаще всего скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних и вызывается противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями детей в их совместеой деятельности.

Дошкольники не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты негативны, они сдерживают формирование полноценных, гармоничных отношений. В процессе этих разногласий ограничивается внутренний мир ребенка, его позитивное эмоциональное состояние. Малыш не может удовлетворить своих потребностей, трансфрмируются межличностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. При коммуникации детей с ровестниками возникают различные ситуаций, которые требуют проявления доброжелательного отношения друг к другу. Детям необходимо уметь согласовывать свои действия ради достижения общих целей. Дошкольнику нелегко представить, что ощущает сверстник, так как он еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Ребенок видит только внешнее поведение другого и не может осознавать, что каждый сверстник также обладает своим духовным миром, интересами и желаниями.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский назвали:

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними. Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят, обдумывать выход из создавшейся ситуации.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения.

Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В коллективе детей нужно формировать и поддерживать доброжелательную обстановку, оптимальный нравственно-психологический климат, авторитет воспитателя. Важен личный пример воспитателя, который к каждому ребенку относиться как к личности с ее достоинствами и индивидуальными особенностями. Взрослый должен заметить нежелательные проявления и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

  1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В.- Айрис, 2006 – 112 с.
  2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А.М.//Первое сентября.-2006.-11 февраля.
  3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. // «Вопросы психологии.- 1990 – № 2 –с.35-42.

4. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт [Текст]/ Нифонтова О.В. – Сфера - 2011.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни.
Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако, многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети, педагоги, родители перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.



Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
В дошкольном учреждении у воспитателя могут быть конфликтные отношения с детьми, родителями, коллегами, администрацией.
Любой конфликт на работе – это напряжение для педагога и тут уже не до образовательного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц и тд.
Наиболее распространенные конфликтные ситуации в детском саду: детские конфликты (ребенок- ребенок), взрослые конфликты (педагог – родитель).
Рассмотрим более подробно детские конфликты.


Причины возникновения конфликтов у дошкольников:
• неприязнь детей друг к другу;
• пытаются занять лидирующую позицию в группе;
• не поделили игрушку;
• соперничество;
• разница в возрасте;

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других
6. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
В 75 % конфликты у дошкольников возникают из-за игрушек, конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Способы разрешения детских конфликтов
Разрешение конфликта – это:
• минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
• устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
• изменение целей участников конфликта
• достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.
Обсуждать нужно следующее:
• Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
• Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога: конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей:
• Говорить спокойно.
• Говорить по очереди.
• Сказать, чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
• Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

ИСХОДЫ КОНФЛИКТА
• уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
• сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
• компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
• эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
• сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
• силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
• Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
• Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
• В-третьих, обучать детей:
- приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;
- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:
- имитационные игры
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии
- использование игрушек и пособий

Литература
1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003
2. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.
3. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000
Интернет-ресурс: Детские конфликты в детском саду.

Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста очень важный вопрос, который встает перед воспитателем, няней и родителями в период формирования детского коллектива в детском саду. Именно этот вопрос мы будем рассматривать в нашей работе. Актуальность темы квалификационной работы заключается в том, что важно предупреждать конфликтное поведение у детей дошкольного возраста. На наш взгляд именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации. Итак, давайте рассмотрим, почему происходят конфликты в детском коллективе, в чем причины такого поведения у детей.

курсовая работа

Цель и задачи работы

Цель нашей работы: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

цель работы Конфликты в детском коллективе

Конфликты в детском коллективе. Исходя из актуальности, цели работы нами определены следующие задачи:

1.Исследовать теоретический материал на предмет поиска способов управления поведением детей дошкольного возраста (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности)

2. Формирование педагогической копилки форм и методов развития навыков бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения дошкольников со сверстниками.

Объект и предмет

объект и предмет исследования

Конфликты в детском коллективе. Объектом работы являются– дети дошкольного возраста.

Предметом — конфликтное поведение. Основными понятиями в нашей работе, стали следующие определения:

Основные понятия

Конфликты в детском коллективе

• Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

• Конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях.

Способы реагирования детей в конфликтных ситуациях

Конфликты в детском коллективе. Наиболее характерными для дошкольников являются способы реагирования на конфликтную ситуацию:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому
  • Агрессивное решение
  • Вербальное решение
  • Продуктивное решение

Рассуждая над нашей темой, мы пришли к тому, что создаватть условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело.

Конфликты в детском коллективе

Методики исследования уровня конфликтного поведения у детей

Конфликты в детском коллективе. Для того чтобы определить уровень конфликтного поведения у детей, на практике можно использовать следующие методики:

  • причины возникновения конфликтов;
  • особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
  • острота конфликтов;
  • способы разрешения конфликтных ситуаций.

Причины конфликтов у детей

Причины конфликтов у детей

Конфликты в детском коллективе. Основными причинами конфликтов является:

  • не поделили игрушку;
  • разрушение игры другими детьми;
  • разные желания по поводу развития сюжета игры;
  • ссоры по поводу распределения ролей;
  • конфликты по поводу нарушения правил игры.

Способы разрешения конфликтов

Стоит отметить, что в общем дошкольники используют два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. Основным преобладающим является деструктивный способ (применение физической силы или разрушение игры).

Конструктивный же способ детьми дошкольного возраста используется реже. Именно на формирование умения использовать конструктивные способы разрешения конфликтов детей и стоит обратить внимание взрослым (воспитателю, няне, родителям)

Причины конфликтов у детей

Изучение отношения ребёнка к конфликтной ситуации

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены следующие конфликтные ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • Мальчик сломал у другого мальчика его машинку.
  • Девочка взяла без спроса игрушку у мальчика.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Задача дошкольников заключается в том, чтобы понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, какие бы были его действия на месте обиженного персонажа.

В качестве оценивания, применяются способы реагирования ребёнка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

Развития у детей навыков бесконфликтного общения

Для развития у детей навыков бесконфликтного общения, можно использовать следующие игры, которые особенно мне понравились

Конфликты в детском коллективе: профилактика конфликтов

Конфликты в детском коллективе: профилактика конфликтов

Заключение к работе

Итак, целью нашей работы было: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

Для решения задач была проделана работа, в рамках которой были рассмотрены:

  • понятие конфликта, его характеристика и причины;
  • особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте;
  • условия для развития бесконфликтного поведения в дошкольном возрасте.

Анализ подходов различных авторов позволил нам определить следующие условия развития навыков бесконфликтного поведения у детей дошкольного возраста:

  • использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • использование различных этюдов, направленных на формирование позитивного поведения детей.

Подводя итог, мы можем с уверенностью говорить о том, что развитие навыков бесконфликтного поведения у дошкольников в игровой деятельности будет успешным, если на занятиях учитывать факторы, которые влияют на возникновение конфликтов, применяя эффективные методы и способы разрешения.Таким образом, считаем, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.

Читайте также: