На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите в чем проявляется
Обновлено: 05.07.2024
Это вопрос на засыпку. Образно говоря, рука изнутри себя не может познать, что где-то там существует все тело.
Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.
Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего?
Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания?
К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.
Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?
Мы воспринимаем. Это — точно установленный факт. Но то, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов, столь же однозначно установленных. Ибо мы обучаемся тому, что и как воспринимать.
1 .Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЪЕКТЫ НАУКИ
НАУКА | ОБЪЕКТ НАУКИ |
… | Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение | Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) знания | 2) теории | 3) легенды |
4) мифы | 5) гипотезы |
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Запишите эти слова (словосочетания).
- Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
- Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
- Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
А Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. Б Одной из форм знаний выступают знания мифологические. В Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. Г Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. Д Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) акт | 2) личность | 3) мотивы |
4) Я-концепция | 5) антропосоциогенез | 6) поведенческий комплекс |
7) эволюция | 8) исследование | 9) объект |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
21.Какие два определения познания дают авторы?
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта…
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом…
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Источники:
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток.
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр.
МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 08.04.2014
МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 23.12.2013 вариант ОБ10601
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЕГЭ по обществознанию С- 7
С-7.1 Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.
С-7.1, ответы Свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация) Транспорт- необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, но транспортные средства способствуют загрязнению почвы и воздуха; Новые технологии дают возможность развиваться миру науки, но ставят под угрозу существования само человечество.
С-7.2 В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
С-7.2, ответы 1) Удовлетворение потребностей, ведущих к развитию индивида: Потребности в питании; Потребности в воде; 2) Удовлетворение потребностей, ведущих к развитию личности: Потребности в знаниях, Потребности в красоте.
С7.3 Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника – могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
С7.3, ответ. приведенные действия не являются целенаправленными, Обоснование: целенаправленность отражает сознательную направленность деятельности на заданную цель, она не свойственна животным, им присущи инстинкты. 3) Отличия - Человек создает специальные орудия защиты и пользуется ими, животные не могут этого делать.
С7.4 В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и , возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считает одной из форм познания окружающего мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
С7.4, ответы Искусству дано ухватить т выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами. Особенности: образное отображение мира и человека в мире; - опора на индивидуальное, неповторимое; - условность.
С 7.5 Многочисленные межнациональные конфликты вызваны выступлениями национальных меньшинств: сикхов в Индии, тамилов в Шри-Ланке, басков в Испании. Опираясь на обществоведческие знания, укажите возможные причины этих выступлений.
С 7.5, ответы. несовпадение этнических и территориальных границ; ухудшение экономического положения; социальные противоречия; груз прошлых национальных обид; национализм, возведенный в ранг официальной политики.
С7.6 В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальные фактора, которые эти различия определяют.
С7.6, ответы. Социальное неравенство. Факторы, определяющие социальные различия: Уклад жизни и связанные с этим возможности доступа к образованию, профессиональной занятости; - разделение труда и связанные с этим возможности профессионального роста; - социальные роли.
С7.7 На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем появляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
С7.7, ответы. 1) изменчивость мира и устаревание прошлых представлений о нем; 2) противоречивость реального мира; 3) субъективизм в толковании и оценке процессов и явлений окружающей реальности.
С7.8 1683 бесхозных исторических памятника обнаружили аудиторы Контрольно-счетной палаты в Москве. Они выяснили, что собственники или пользователи отсутствуют у 43% сооружений, внесенных в реестр недвижимого культурного наследия. Опираясь на знания обществоведческого курса и социальный опыт, предложите три возможные правовые меры, которые направлены на сохранение культурного наследия.
С 7.8, ответы. в госбюджете должны быть заложены расходы на содержание и реставрацию исторических памятников; проведение регулярных проверок состояния памятников; создание законодательной базы, регулирующей все вопросы, связанные с собственностью, содержанием памятников и ответственностью за их ненадлежащее содержание.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 612 403 материала в базе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 05.11.2015 6665
- PPTX 75.2 кбайт
- 2 скачивания
- Рейтинг: 2 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Черепович Любовь Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Например, следующий вопрос:
На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира.
В философии даже существуют различные направления, отличающиеся взглядами на степень возможности познания мира. В основном эти степени, конечно, к нулю стремятся. Например, агностицизм утверждает невозможность познания объективной действительности через субъективный опыт. Почему? Да хоть по тем же идолам Бэкона.
Другое интересное направление – солипсизм, и вовсе утверждает, что наше сознание – единственная реальность, объективная же действительность окружающего мира отрицается. Если проще: когда вы не смотрите на вещь, ее нет. Потому что есть только ваши мысли.
В ответе на вопрос о сложности познания объективного мира стоит указать следующее:
1. Человеческие органы чувств ограничены, поэтому изобретаются приборы для их улучшения (микроскопы, телескопы), однако совершенству (увидеть самые мелкие частицы и самые далекие галактики) нет предела.
2. Личные взгляды человека могут не позволить ему смотреть на вещи объективно: так, религиозный человек может считать, что формула святой воды как-то отличается от формулы просто воды. Возможно, как-то так H2☼, но это не точно.
3. Человеку может мешать окружение, традиции общества, в котором он вырос. Например, представление о том, что именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот, доминировало в Средние века до исследований Николая Коперника. Но ему не поверили, как
и Галилею, и Джордано Бруно. Последнего, кстати, сожгли. Поэтому иметь свое мнение и доказывать его, противостоя большинству не только сложно, но временами и опасно.
Берегите себя и своих близких!
*Гносеология – раздел философии, изучающий возможности познания человеком мира а гносеологические проблемы = познавательные проблемы.
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Читайте также: