Речь как способ презентации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Следующий слайд - постановка задачи (цели и задачи данной работы). Далее - по смыслу (см.план речи). Все слайды должны упоминаться в речи, если слайд по ходу выступления не упоминается, то такой слайд не нужен. На слайдах не должно быть много текста, только риcунки и формулы, а весь необходимый текст лучше сказать устно в речи.

Картинки должны быть выполнены четко, крупно, аккуратно. Слайды обязательно должны быть пронумерованы (чтобы члены комиссии могли обратиться к конкретному слайду при возникновении вопроса) и иметь смысловые и лаконичные заголовки. В оформлении презентаций рекомендуется придерживаться строгого стиля (белый фон и темный цвет шрифта - черный, синий, избегать лишних эффектов).

Общее количество слайдов - 10-15 штук.

Дополнительно к презентации можно подготовить плакаты. На плакат целесообразно выносить только большие технические эскизы прибора, чертежи и оптические выпуски.


Примеры презентаций, выполненных для выпускных работ по профилям:

Компьютерная оптика Оптические приборы Прикладная оптика

Примерный план речи

Примеры речей, написанных для выпускных работ по профилям:

Чем лучше речь структурирована, тем легче её воспринимать. А это означает, что аудитории будет несложно запомнить информацию, которой вы делитесь во время выступления.

Как же создать такую речь? Ниже — небольшой алгоритм.

Шаг первый. Формулируем тему

Илон Маск задумался

Шаг второй. Анализируем аудиторию

Опра выступает перед выпускниками

Итак, есть тема. Теперь нужно проанализировать, кто будет вас слушать. От этого зависит выбор слов, примеров, шуток, акцентов, а также фраз, которые помогают выстраивать доверие между спикером и залом.

Перед тем, как приступать к тексту, ответьте на вопросы:

1) Кто будет меня слушать?
2) Чем занимаются эти люди?
3) Что их объединяет между собой?
4) Что у меня общего с аудиторией?
5) Какие у этих людей основные цели?

Во-вторых, не последнюю роль сыграл выбор темы. Опра поделилась своей историей успеха. Она рассказала о том, как в 16 лет начала работать на радио, а затем перешла на телевидение, где в течение 25 сезонов создавала шоу с высокими рейтингами.

И, наконец, в-третьих. Теледива старалась быть искренней и вести разговор, словно она находится в дружеской компании.

толпа выпускников фото сверху

Она подчеркнула, что из стен Гарварда вышло множество политиков, нобелевских лауреатов, телеведущих — в конкурентном мире диплом такого престижного университета открывает многие двери.

В процессе выступления знаменитость построила мост доверия между ней и аудиторией. Она сделала это с помощью объединяющего факта — как и выпускники Гарварда, Опра Уинфри тоже планировала найти своё место в жизни.

Шаг третий. Находим факты

приложение New Balance с примеркой кроссовок

Такой способ помогает вовлечь аудиторию в разговор и на практике показать, какие функции есть у той или иной разработки.

Презентация – это способ наглядно показать и объяснить слушателям содержание интересующей вас темы. Существуют презентации о продаже, информационные и мотивирующие презентации, отчёты о положении дел, имиджевые, обучающие и многие другие. Устная презентация позволяет найти общий язык с аудиторией и заинтересовать слушателей живым общением.

Содержание статьи

Как создать идеальную устную презентацию

  • Как создать идеальную устную презентацию
  • Как делать презентации
  • Как провести эффективную презентацию

Люди часто спрашивают, как делать устные презентации. Вас могут попросить исследовать субъект и использовать презентацию как введение в дискуссию для других слушателей.

Перед подготовкой презентации важно определиться с целями. Существуют три основные цели устных презентаций. Подумайте, чего вы хотите достигнуть:

Подготовка

Структурирование презентации

Хорошая презентация начинается с краткого введения и заканчивается кратким заключением. Введение используется, чтобы поприветствовать аудиторию, познакомить с вашей темой/предметом, обозначить границы вашей речи. Введение может включать историю, интересное утверждение или факт. Спланируйте эффективное начало; используйте шутку или анекдот, чтобы установить доверительные отношения. Введение также нуждается в объекте, то есть в задаче презентации. Это также осведомляет аудиторию о цели презентации.

Следующее – это основная часть презентации. Всё что вам нужно на данном этапе – это план. Есть несколько вариантов структурирования презентации:

1) График: расположение ключевых моментов в последовательном порядке.

2) Кульминация: главные моменты представлены в порядке нарастания по важности.

3) Проблема/Решение: проблема представлена, решение предложено.

4) Классификация: важные элементы являются основными пунктами.

5) От простого к сложному: идеи идут по списку от простых к самым сложным; они могут быть представлены в обратном порядке.

После основной части идёт заключение. Сильная концовка презентации важна так же, как эффектное начало. Вам следует резюмировать основные моменты. В конце выступления вы можете спросить, есть ли вопросы, представить резюме, и поблагодарить участников за внимание.

Каждая успешная презентация имеет три существенные задачи: образовывать, развлекать, объяснять.

Главная цель создания презентации – это передать информацию вашим слушателям, захватить и удержать их внимание. Взрослая аудитория имеет ограниченный период удержания внимания – сорок пять минут. В это время она будет впитывать около трети сказанного вами, и максимум семь идей. Ограничьтесь тремя-четырьмя идеями и выделите их ещё в начале вашей речи, в середине и снова в конце повторите своё послание. Вы должны знать, что ваша презентация настолько хороша, что в течение её представления вам достаточно лишь взгляда на ваши заметки.


Чем лучше речь структурирована, тем легче её воспринимать. А это означает, что аудитории будет несложно запомнить информацию, которой вы делитесь во время выступления.

Как же создать такую речь? Ниже — небольшой алгоритм.

Итак, есть тема. Теперь нужно проанализировать, кто будет вас слушать. От этого зависит выбор слов, примеров, шуток, акцентов, а также фраз, которые помогают выстраивать доверие между спикером и залом.

  1. Кто будет меня слушать?
  2. Чем занимаются эти люди?
  3. Что их объединяет между собой?
  4. Что у меня общего с аудиторией?
  5. Какие у этих людей основные цели?

Во-вторых, не последнюю роль сыграл выбор темы. Опра поделилась своей историей успеха. Она рассказала о том, как в 16 лет начала работать на радио, а затем перешла на телевидение, где в течение 25 сезонов создавала шоу с высокими рейтингами.


И, наконец, в-третьих. Теледива старалась быть искренней и вести разговор, словно она находится в дружеской компании.

Она подчеркнула, что из стен Гарварда вышло множество политиков, нобелевских лауреатов, телеведущих — в конкурентном мире диплом такого престижного университета открывает многие двери.

В процессе выступления знаменитость построила мост доверия между ней и аудиторией. Она сделала это с помощью объединяющего факта — как и выпускники Гарварда, Опра Уинфри тоже планировала найти своё место в жизни. Она завершила речь следующими словами:


Продумайте последнюю фразу. Именно она чаще всего остаётся в памяти. Есть несколько способов, как завершить речь: задать риторический вопрос и оставить публику с размышлениями, предложить несколько вариантов решения проблемы или вдохновить на действия.

Чаще всего выбор финального предложения зависит от типа речи. Например, презентацию продукта можно завершить демонстрацией его преимуществ, а информационную речь о проблеме — способами решения.

Если мы говорим о вдохновляющих выступлениях, то можно остановиться на ёмких мотивирующих фразах.

Например, вот так завершил речь основатель одного из крупнейших в мире онлайн-ритейлеров Amazon:


Прежде всего, подумайте о задаче, которую вы ставите перед собой. Например, сообщить о новом проекте, привлечь инвестиции или вдохновить коллег.

Затем отберите факты, которые помогут проиллюстрировать главную идею. И, конечно, соберите максимально подробную информацию об аудитории. Тогда будет гораздо легче найти "правильную тональность выступления, а также нужные слова и фразы.


Если выполнить все эти пункты, то ваша речь точно достигнет цели. А значит, и новый проект не останется без внимания.

Как сделать презентацию: простые и эффективные советы

Презентация – это метод донесения какой-либо информации до слушателей. Ее успех зависит от того, насколько ответственно подошел к подготовке материала докладчик. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда текст со слайда было просто невозможно прочесть или само изображение было слишком отвлекающим от основного смысла. Впечатление о таких компьютерных презентациях оставляло желать лучшего. А как насчет невнятного и неструктурированного выступления самого создателя? То еще удовольствие для аудитории, правда?

Не важно, делаете ли вы презентацию в первый раз или же для вас это привычная часть работы или учебы, объемная она или маленькая, нужно всегда учитывать основные нюансы оформления слайдов, раздаточного материала и устного выступления. Как же сделать презентацию на компьютере со слайдами, подготовиться к докладу и покорить аудиторию, а также о секретах успеха презентаций знаменитых спикеров мы расскажем вам в нашей статье.

Суть, цели и функции презентации

Презентация – информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме. Есть три основных формата, которые, как правило, используются в комплексе: компьютерная презентация, презентация на больших листах и живое выступление спикера.

В зависимости от назначения, визуала и способа распространения, презентация разделяется на несколько видов.

По способу передачи информации компьютерная презентация может быть:

  1. Статичная: на слайдах присутствуют текст и соответствующая ему картинка.
  2. Анимированная: к тексту и картинке добавляется динамика. Это могут быть переходы и различные эффекты появления материала на слайде.
  3. Мультимедийная: помимо всего вышеописанного в презентации используются аудиофайлы, видеоматериалы и интерактивные элементы, например, активные кнопки.

Чтобы понять, какую из этих презентаций лучше сделать, нужно, в первую очередь, определиться с целью ее создания и форматом встречи с аудиторией. То, что подходит для деловых переговоров, вряд ли будет правильно воспринято участниками неформальной беседы.

В зависимости от способа подачи компьютерная презентация может быть в формате:

  1. Последовательных слайдов: слайды идут один за другим и переключаются либо при помощи человека, либо автоматически через фиксированное время.
  2. Видео: готовую презентацию можно сохранить в формате видеофайла и выложить на YouTube в качестве ролика. Часто этот вариант требует голосового сопровождения.
  3. Flash: такой вид презентации наиболее интересен, если сравнивать с привычным перелистыванием слайдов. Он позволяет добавлять в материал интерактивные элементы (игры, активное меню и т.д.)
  4. PDF: в таком формате удобно сохранять статические презентации и распечатывать их, чтобы использовать в качестве раздаточного материала.

Презентация может нести информационный характер. К таким, например, можно отнести бизнес-презентации, которые рассказывают о различных проектах, предоставляют отчетность о проделанной работе и т.д.

Обучающие презентации рассказывают о людях, событиях, явлениях. Их задача – научить аудиторию чему-то новому, сделать так, чтобы слушатели/зрители запомнили необходимую информацию.

Убеждающие презентации применяются с целью продать что-либо (продукт, идею), а вдохновляющие несут, скорее, развлекательный характер. Они поднимают настроение, боевой дух, мотивируют []. Конечно, презентация может иметь сразу несколько целей, ведь, прежде чем убедить купить продукт, нужно рассказать о нем и даже научить им пользоваться, сделав акцент на том, что он очень понятен и прост в применении.

Подготовка презентации

Даже если вы собираетесь импровизировать в своем выступлении, к этому нужно подготовиться. Невозможно качественно преподнести информацию, если не определить ключевые моменты, которые необходимо донести в первую очередь, и целевую аудиторию.

Независимо от формата презентации, необходимо выполнить 5 основных этапов подготовки к ней:

  1. Соберите информацию: вы должны четко понимать, о чем хотите рассказать в презентации. Продумайте материал, который вам необходим для ее создания.
  2. Запишите информацию: изложите информацию в электронном виде, разделите по частям, согласно сценарию презентации.
  3. Выделите важные моменты: самые главные мысли разместите в слайдах, об остальном можно рассказать.
  4. Определитесь с аудиторией: ваш слушатель нуждается в индивидуальной подаче информации. От аудитории зависит все: стиль, язык, картинки, формат подачи. Может быть, ваши зрители – это предприниматели? Тогда все должно быть выдержано в деловом стиле. А если это группа студентов, то будут кстати юмор и современный сленг.
  5. Репетируйте: как только у вас будет на руках сценарий презентации, можно начинать проговаривать его вслух, запоминать. Так вы быстрее освоите сам материал и поймете, что требует доработки и дополнения, какую информацию лучше разместить в компьютерной презентации, а какую предоставить лично.

А теперь давайте подробнее.

Почему важно знать аудиторию?

Мало кто из выступающих интересуется своими слушателями, хотя изучение своей целевой аудитории – это один из первых и ключевых этапов любого маркетингового мероприятия. Презентация продвигает идею, продает продукт, доносит информацию, поэтому важно быть знакомым со своим клиентом (покупателем).

Если вы в первый раз встречаетесь с аудиторией, обратите внимание на возраст, должность, профессию своего зрителя. Условно людей можно разделить на любителей фактов, эмоциональных и визионеров.

К эмоциональным относятся люди творческой сферы деятельности. Они идейные, любят создавать вокруг себя красоту и живут чувствами, поэтому важно произвести на них особенное впечатление еще на начальном этапе презентации. Это может быть шутка, оригинальное изображение или что-то такое, что вызовет у них необходимую вам эмоцию.

Если ваша аудитория состоит в основном из любителей фактов (бухгалтеров, юристов, программистов), то с ними не сработают эмоциональные приемы и яркие картинки. Им важны точные данные, статистика, диаграммы и только конкретика без воды. Для них презентация должна быть сдержанной, лаконичной, а любая информация должна быть подкреплена мнениями экспертов, результатами исследований и т.д.

К визионерам относятся все люди, которые мыслят стратегически. Это руководители, менеджеры. Они любят и факты, и эмоции, поэтому здесь пускайте в ход яркие изображения, привлекательный дизайн, диаграммы, рисуйте цифры и схемы на доске – это еще больше заострит их внимание на основной сути.

Понимание того, кто перед вами, поможет найти общие точки соприкосновения с аудиторией. От этого, в том числе, зависит результат вашей презентации.

Основной смысл

Как правило, презентация посвящена одной или нескольким основным идеям, которые необходимо донести до аудитории. Главная мысль должна прослеживаться от начала до конца на каждом этапе общения со слушателем и быть очень простой и запоминающейся.

Ваша главная идея должна приносить какую-то выгоду людям, делать мир лучше. Вы можете рассказывать о том, как важно заниматься спортом и отказаться от вредных привычек, показывая это на примере успешных людей, объясняя, как функционирует организм человека и т.д. Это относится и к компьютерной презентации: каждый слайд должен отражать главную мысль всего действия.

Порядок изложения мысли

Какая бы цель ни была у вашей презентации, важно соблюдать определенную структуру подачи информации. Это тоже самое, что вести деловые переговоры. Представляете, что будет, если делать это хаотично, не имея четкой схемы?

Чтобы не потерять основную мысль в общем потоке информации, придерживайтесь следующей структуры:

Итак, первый важный этап подготовки презентации пройден, понимание процесса сформировалось, теперь можно приступать к разработке презентации в PowerPoint.

Как сделать компьютерную презентацию эффективной

Нет ничего хуже, чем нечитаемый в презентации текст, не соответствующие теме и плохого качества картинки или использование стандартных шаблонов, которые уже устарели. Такая презентация способна испортить даже самое великолепное выступление, поэтому нужно отнестись к ее созданию серьезно.

Теперь, когда вы собрали всю необходимую информацию и выделили ключевые моменты, можно приступать к разработке презентации. Если вы еще не сталкивались с подобными программами, посмотрите это обучающее видео о том, как сделать презентацию в PowerPoint:

Разобрались как сделать слайд, фон в презентации и в других базовых технических моментах программы? Тогда поехали дальше.

Чтобы сделать презентацию максимально привлекательной, следуйте следующим советам специалистов:

Согласитесь, все достаточно просто, но в совокупности эти приемы помогут вам сделать отличную компьютерную презентацию. Теперь пора приступать к подготовке к выступлению, и здесь тоже есть несколько секретов, которыми мы охотно поделимся с вами.

Секреты успешного выступления

Готовясь к презентации, нельзя не обратить внимания на опыт успешных бизнесменов, спикеров, чьи выступления впечатляют, вдохновляют и мотивируют. Стив Джобс яркий тому пример. Кармин Галло, специалист по коммуникативным тренингам, изучил записи его презентаций и выделил несколько основных правил, которые помогали делать их незабываемыми.

Вот они:

  1. Определитесь с ключевой фразой: представьте, что вы оказались в лифте с успешным инвестором и у вас есть всего 30 секунд на разговор, точнее сказать, на то, чтобы описать преимущества своего предложения одной фразой. Стив Джобс на презентации Macbook Air назвал этот ноутбук самым тонким в мире, и эта фраза стала ключевой в новостях и блогах.
  2. Выберите злодея: в каждой сказке есть отрицательный персонаж, которого побеждает главный герой. Так было и у компании Apple: сначала в роли злодея выступала корпорация IBM, а потом Microsoft. Наличие врага объединяет приверженцев бренда. Если нет конкурента, то настоящие лидеры их придумывают.
  3. Демонстрируйте продукт:человеческий мозг очень быстро устает от переизбытка информации или ее однообразия. Стив Джобс каждые 10 минут переходил на новые преимущества продукта или приглашал на сцену гостей.
  4. Делайте простые слайды: в своей презентации он использовал слайды с минимумом данных, без сложных диаграмм, маркированных списков, таблиц. Некоторые из них содержали всего 7 слов на 10 слайдов.
  5. Не забудьте про эмоциональное событие: это момент выступления, который по-особенному воздействовал на восприятие зрителя. Например, вспомните презентацию первого iPhone: Стив Джобс сказал, что сегодня представит три революционных продукта: широкоэкранный iPod с сенсорным экраном, революционный мобильный телефон, новое устройство для выхода в Интернет. А потом добавил, что все это функции одного гаджета. Это произвело фурор [С. Плетнев, 2013].
  6. Говорите о прошлых достижениях: презентация первого iPhone вызвала неоднозначную реакцию. Конечно, аудиторию поразила его функциональность, но перспектива сменить кнопочный телефон на сенсорный не порадовала скептиков. Стив Джобс умел предвидеть возможные сомнения и в конце своего выступления напомнил, что Apple совершили не одну революцию.

Посмотрите выступление Стива Джобса. Наверняка, вы найдете еще несколько приемов, которые сделают вашу презентацию особенной:

Презентация – это не только демонстрация идеи, продукта, какого-то проекта, но и самого себя. Слушатели всегда обращают внимание на то, как вы общаетесь с ними, преподносите информацию, держитесь в процессе выступления.

Есть еще несколько способов, которые помогут сделать вашу презентацию интересной и запоминающейся:

  1. Пообщайтесь с аудиторией перед выступлением: чтобы добавить себе уверенности, просто поговорите со слушателями перед презентацией в неформальной обстановке. Так вы быстрее освоитесь и сможете со сцены обращаться к кому-то индивидуально, а это всегда подкупает публику.
  2. Используйте реквизит: возьмите с собой на презентацию что-то такое, что будет относиться к теме выступления. Пусть этот предмет лежит у вас на столе и интригует слушателей, и в подходящий момент используйте его в качестве наглядного примера.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы на столе была бутылка воды: будьте уверены, что вам в один момент захочется перевести дух, сделав пару глотков, ведь выступление здорово отнимает энергию. Плюс ко всему вы сможете взять таким образом паузу на несколько секунд, если вдруг вам нужно будет собраться с мыслями [И. Манн, Р. Шагабутдинов, 2019].
  4. Рисуйте от руки: во время выступления (если, конечно, аудитория небольшая) не забывайте пользоваться флипчартом или доской. Рисуйте схемы, диаграммы, фиксируйте числа и даты. Во-первых, это подчеркнет вашу индивидуальность, а во-вторых, так информация запомнится быстрее.

Кстати, от руки можно рисовать и слайды. Этим приемом пользуются многие спикеры, ведь такие самобытные презентации всегда вызывают интерес. Чтобы сделать что-то подобное, вам понадобится планшет с возможностью рисования или графические программы, которые позволяют это сделать. Такую презентацию на своем выступлении использовал Тим Урбан – посмотрите. Оригинально, правда?

  • Говорите с верой в голосе: вы должны быть уверены в каждом факте и в том, что вы достойны выступать перед публикой.
  • Признайте, что вам нужна помощь: попросите кого-то из близких оценить вашу презентацию, послушать выступление.
  • Будьте готовы потратить время: чтобы презентация прошла хорошо, потребуется подготовка. Не откладывайте важные моменты на потом.
  • Станьте экспертом в том, чем вы занимаетесь: много практики добавит вам уверенности перед выступлением.
  • Будьте честны с аудиторией: скажите открыто, что вы волнуетесь, и тогда волнение отпустит вас [J. Desjardins, 2011].

Несколько полезных инструментов

Здорово, что сейчас много полезной информации можно найти в Интернете, и не нужно быть компьютерным гением, чтобы сделать классную презентацию.

Ловите ссылки, которые обязательно вам пригодятся работе:

  • Чтобы сделать презентацию в Powerpoint онлайн, перейдите сюда.
  • Помимо Powerpoint можно воспользоваться следующими сервисами: Google Slides, Keynote, Canva. Кстати, эти программы позволяют сделать презентацию в телефоне, что очень удобно.
  • Здесь можно найти примеры отличных презентаций: Note & Point, Speaker Deck, Pinterest.
  • А тут вы сможете выбрать интересные шаблоны: Freepik, io, SlidesGo, Envato Elements.

Как видите, все гениальное – просто. Изучив полезные сервисы, вы сразу решите для себя вопрос, как сделать эффектную презентацию со слайдами на компьютере или в телефоне.

Не забудьте на досуге пошуршать страницами полезных книг о том, как поразить аудиторию своей презентацией в цифровом формате и выступлением. В этой подборке тематической литературы вы обязательно найдете для себя то, что пригодится именно вам:

Теперь остается дело за малым, но очень важным: применяйте наши советы на практике, репетируйте, изучайте полезные инструменты и не бойтесь сделать что-то не так, ведь ошибки помогают развиваться и учат чему-то новому.

Подведем итог

Подготовка к презентации – это процесс непростой, но очень увлекательный и развивающий. Еще бы! Здесь включаются в работу наши умственные, технические, творческие способности сразу. Теперь недостаточно просто скопировать красивую картинку из Интернета и написать текст, чтобы заинтересовать зрителя. Презентация – это продажа вашей идеи, поэтому и выглядеть она должна как первоклассный продукт, сверкающий на полке дорогого бутика. Иначе какой в ней смысл?

Не забывайте, что вы центральная фигура презентации, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваше выступление было запоминающимся в хорошем смысле слова. Отнеситесь к подготовке каждого этапа ответственно, ведь если вдруг что-то пойдет не так с трансляцией слайдов, вы всегда сможете вырулить ситуацию, покорив публику своими ораторскими способностями, и наоборот. Все процессы взаимосвязаны и одно без другого работать не будет.

Мы желаем вам творческого вдохновения, энергии и успехов, и пусть ваши презентации станут примером профессионализма для других!

Читайте также: