На основе каких факторов формируется в школе курс русского языка ответ
Обновлено: 21.07.2024
Тесты по дисциплине "Методика преподавания русского языка" для студентов 4 курса факультета русской филологии.
Содержимое разработки
Тестирование по дисциплине
4 курс, факультет русской филологии (ст. преподаватель Саидов С.)
- все ответы верны.
- коррекционные, организационные и общедидактические;
+ образовательные, коммуникативные и воспитательные;
- внутренние и внешние;
- все ответы верны.
- все ответы верны.
+ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения;
- монологическая форма изложения материала;
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- средства достижения цели обучения;
+ пути, способы достижения цели обучения;
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- все ответы верны.
+ использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок;
- задействование приборов, технических установок, кинофильмов, диафильмов;
- активная учебная деятельность с имитацией моделирования изученных явлений и процессов;
- все ответы верны.
+ специально организованная взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в установленном порядке, в определенном режиме;
- совокупность средств и приёмов организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность учащихся в приобретении знаний;
- активная учебная деятельность с имитацией моделирования изученных явлений и процессов;
- использование иллюстрированных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт;
- все ответы верны.
+ нормативный государственный документ, который определяет распределение учебной нагрузки учащихся по этапам обучения, устанавливает количество часов в неделю по данному предмету;
- совокупность средств и приёмов организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность учащихся в приобретении знаний;
- использование иллюстрированных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт;
- все ответы верны.
-формирование языковой компетенции;
-формирование лингвистической компетенции;
+формирование коммуникативной компетенции;
-формирование грамматической компетенции;
- все ответы верны.
- все ответы верны.
-упражнения из ученика;
-рассказы по картине;
- все ответы верны.
- письмо по памяти;
- все ответы верны.
- процесс овладения языковыми умениями и навыками;
- изучение системы языковых разделов;
+ процесс формирования коммуникативной компетенции;
- процесс формирования языковой компетенции;
- процесс формирования лингвистической компетенции.
- нет правильного ответа.
- нет правильного ответа.
- близкое к тексту;
- с языковым анализом;
- нет правильного ответа.
+ виды речевой деятельности;
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- все ответы верны.
- нет правильного ответа.
- нет правильного ответа.
- нет правильного ответа.
- все ответы верны.
Содержание обучения русскому языку представлено в особом документе, называемом программой. Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы.
Состав и структура программы. Школьная программа состоит из 2 основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.
Объяснительная записка — это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени. Собственно программа — это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу — от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.
Второй фактор — особенности овладения детьми изучаемым материалом — в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского языка в V классе до изучения фонетики начинается с пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку. В данное время существует 2 типа программ: линейная и линейно-ступенчатая. При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть разрыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку учащихся в связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол — в V, VI и VII классах, синтаксис — в V, VII (частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по развитию связной речи соответственно от V до IX класса.
В структуре школьной программы по русскому языку выделяются 2 уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но самостоятельные программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом — это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокупность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку. Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) представляет собою перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем программы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамматика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям учащихся данного класса. Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из 2 компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом II).
Фрагмент одной из программ V класса.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
- Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные — строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё. ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
- Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
В первый пункт программы помимо сведений о языке включается названия орфограмм и пунктуационных правил, изучаемых параллельно с данной темой.
Виды работ по развитию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и кончая IX классом. К ним относятся изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: сложности вида работы и содержания высказывания. В соответствии с первым фактором в V классе из трех видов изложений предлагается работать только над двумя: подробными и сжатыми; третий вид -выборочное изложение — включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (внешность человека), в VIII классе (местность) и т. д.
Требования кзнаниям иумениям впрограмме.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, русский язык, VII, программа, связная речь, школьная программа, VIII, умение, объяснительная записка, школьный курс.
Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка с целью формирования функциональной грамотности.
Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — что это?
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
- Математическую
- Финансовую
- Естественнонаучную
- Глобальные компетенции
- Читательскую — добавить вебинары
- Критическое мышление
Функциональное чтение
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- Поиск информации
- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
- Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
- Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Глобальные компетенции
Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:
Креативное мышление
Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
Составляющие креативного мышления:
1. Любознательность (активный интерес к заданию)
- Оригинальность предложенных идей;
- Гибкость или подвижность;
- Способность продуцировать большое количество идей.
- Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Задания на формирование креативного мышления
Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:
- Вербального выражения
- Художественного выражения
- В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.
Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:
- Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
- Задания на разрешение проблем — социальных и научных.
Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности
Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку
Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.
Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.
Справа — новое задание с расширенным функционалом
2. Самостоятельная работа
Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:
- Учимся читать и понимать лингвистический текст
- Учимся говорить на лингвистическую тему
- Рассуждаем на лингвистическую тему
- Готовим проектную работу на лингвистическую тему
- Учимся редактировать сочинение
Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.
3. Учимся собирать и систематизировать информацию
В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:
- Учимся определять стиль по речевой ситуации
- Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
- Учимся проводить смысловой анализ текста
- Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
- Создаем текст определенного стиля речи
Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.
4. Жизненные задачи. Групповая работа
Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.
Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.
5. Проектная и групповая работа
Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.
Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.
6. Подбор текстов из разных научных областей
7. Работа с текстами разной природы
Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
ПЕДКАМПУС / Ответы на тест запись закреплена
Методика обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС НОО
2. Укажите, какие принципы формирования учебно-методического комплекта являются личностно-ориентированными?
+• принцип адаптивности
• принцип картины мира
+• принцип развития
+• принцип комфортности
3. Процесс обучения русскому языку по отношению к методике обучения русскому языку - это:
+• предмет методики
• содержание методики
• субъект методики
• объект методики
4. Система дидактических средств обучения предмету, созданную в целях наиболее полной реализации образовательных задач, сформулированных стандартом и программой, содействующих формированию знаниевых компетенций обучающихся - это:
• Дидактика
+• Учебно-методический комплект
• Учебное задание
• Методика
5. Графика как составная часть языкознания - это:
• раздел, который изучает эстетику написания букв, шрифты
• раздел, который изучает графические нормы разбора слова по морфемам
• раздел, который изучает графические нормы разбора предложения по частям
+• раздел, который изучает вопросы соотношения букв и звуков в языке, а также способы буквенного обозначения звуков
6. В учебно-методический комплект могут входить:
+• наглядные пособия
+• методические пособия для учителя
+• справочная литература
+• учебники
7. Какие действия могут относится к универсальным учебным?
• предметные учебные действия
+• коммуникативные действия
+• личностные действия
+• регулятивные действия
8. В соответствии с современными ФГОС в программах по русскому языку для начальной школы:
+• указывается содержание программного материала при изучении каждого раздела и каждой темы курса
+• дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса
• указывается содержание программного материала для всей программы без детализации по разделам и темам
• дается характеристика деятельности учащихся для всей программы без детализации по разделам и темам
11. Тот факт, что в русском языке каждому графическому знаку (букве) соответствует звук, означает, что в письмо в этом языке:
• структурное
• графико-ориентированное
• эхоническое
+• фонемное
12. В чем состоит принцип концентризма в педагогической деятельности?
• концентрация усилий при обучении на необходимости "научить учиться"
+• постоянный возврат к уже изученному
• обучение одной теме с помощью разных методов и средств
• долгосрочное изучение одной темы
13. Укажите верные утверждения:
+• Учитель должен владеть современными методиками и технологиями обучения, в том числе компьютерными
+• Учитель должен быть исследователем, умеющим выявить и осознать проблему
• Учитель не должен учитывать возможности каждого отдельного ребенка в усвоении учебного материала, важна ориентировка на показатели всего класса
• Учитель должен исключить рефлексию результатов учебно-воспитательного процесса
14. В Федеральные государственные образовательные стандарты к деятельностному компоненту относятся:
+• умение планировать
+• умение реализовывать учебные цели
• умение писать
• умение считать
16. Укажите виды речевой деятельности:
+• говорение
+• слушание
+• письмо
+• чтение
17. В Федеральные государственные образовательные стандарты НОО к знаниевому компоненту относятся:
• умение планировать
+• умение писать
+• умение читать
+• умение считать
18. То, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения - это:
• план обучения
• структура обучения
• технологии обучения
+• содержание обучения
19. Основной единицей чтения и письма в русском языке является:
• звук
• буква
• слово
+• слог
20. В соответствии с ФГОС метапредметные знания - это:
+• те знания, которые формируются средствами каждого учебного предмета
• те знания, которые приобретаются вне школы
• те знания, которые приобретаются только в результате практических действий
• те знания, которые формируются средствами основными предметами (русский язык, математика и др.)
Читайте также: