Как потрясшая всех весть о сумасшествии чацкого связана с названием комедии кратко

Обновлено: 03.07.2024

В III действии Чацкий в глаза Софье зло высмеял Молчалина, который похвалил собачонку Хлёстовой, чтобы утишить её гнев.

  • Ч а ц к и й: Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит, Тут впору карточку вотрёт, В нём Загорецкий не умрёт!
  • С о ф ь я : Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

После этой сцены гость Г. N., подошедший к Софье с вопросом, как она находит Чацкого после возвращения, услышал от неё: “Он не в своём уме”.

Г. N. уточнил у Софьи, есть ли приметы сумасшествия, и получил полуутвердительный ответ.

Г.N. сообщила новость Г. D. Тот не поверил, но переспросил у Загорецкого, который присочинил, что Чацкий в “жёлтом доме” посажен на цепь.

Сплетню подхватила графиня внучка, за ней Хлёстова. Поверил бывший приятель Чацкого Платон Дмитриевич Горич, услышавший новость от жены.

Слух дошёл до Фамусова, который уверил всех, что он первый сделал это открытие и что сумасшествие у Чацкого от матери: “Покойница с ума сходила восемь раз”.

В этой статье представлена история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии "Горе от ума", причины слухов и сплетен о "сумасшедшем Чацком" и т.д.

Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Горе от ума"

Сумасшествие Чацкого в комедии "Горе от ума"


На званом вечере у Фамусова Чацкий и Софья беседуют о Молчалине. Чацкий в очередной раз делает колкое замечание о Молчалине, которое злит Софью:

Софья размышляет о том, как отомстить Чацкому за то, что он ее "всегда расстраивает" (действие III явление 13):

Тут же на вечере к Софье подходит господин N, который спрашивает ее мнения о Чацком. Софья в шутку отвечает ему, что Чацкий не в своем уме (действие III явление 14):

Господин N понимает эту фразу буквально и решает, что Чацкий - сумасшедший. Софья не старается разубедить его. Она рада, что глупый сплетник, господин N, верит в выдумку о Чацком:

Господин N сообщает эту сплетню господину D. и другим гостям. Слухи о сумасшествии Чацкого быстро разносятся среди гостей Фамусова. Вскоре уже все гости сторонятся Чацкого и находят в его словах признаки безумия:

Гости обсуждают причины сумасшествия Чацкого. Так, Хлестова предполагает, что Чацкий "пил не по летам", поэтому сошел с ума:

Фамусов не согласен с Хлестовой и считает причиной сумасшествия Чацкого его образование. По мнению Фамусова, Чацкий стал безумным именно от "ученья" и "учености":

Наконец званый вечер подходит к концу и наступает время разъезда, Чацкий ожидает свою карету в швейцарской. Он случайно слышит, как гости обсуждают его сумасшествие (действие IV явление 10):

Чацкий разочаровывается в Софье, Фамусове и московском светском обществе. Он уезжает из Москвы и больше не хочет сюда возвращаться:

Критика о "сумасшествии" Чацкого


"Случайный разговор о Чацком, случайная фраза "он не в своем уме" наталкивает Софью на план мести; она бросает в общество мысль, что Чацкий сумасшедший.

Искра сплетни тотчас разносится пожаром. . из швейцарской он [Чацкий] слышит, как разъезжающиеся гости общим хором считают его сумасшедшим; он поражен и взбешен.

. в довершение драмы ему остается узнать, что это она [Софья] именно расславила его сумасшедшим и вооружила общество. "

Это была история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова, причины слухов и сплетен о Чацком и т.д.

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

Слова героини, брошенные в сторону и тут же подхваченные одним из гостей, имеют в виду невыносимость для Софьи любовных чувств Чацкого, однако эмоциональное недоразумение девушки становится причиной быстро набирающей обороты сплетни о молодом человеке, непохожим на присутствующих членов общества с непонятным для окружающим поведением.

Автор талантливо демонстрирует стремительное распространение слуха о помешательстве Чацкого, которое захватывает в довольно короткое время всех присутствующих на балу, напоминая игру, называемую испорченным телефоном.

Быстрота подтверждения сплетни поражает своим охватом и широтой, начавшись с обычного перешептывания и закончившись громогласными рассуждениями и утверждениями, выражающимися в спорах присутствующих о том, кто изначально понимает сумасшествие Чацкого, при этом ни один из гостей не желает выглядеть перед другими в качестве неосведомленного, поэтому слух обрастает все новыми подробностями.

Гости, перенося из сплетню из одних уст в другие, наперебой утверждают о своих, якобы, давних предположениях о сумасшествии героя, пытаясь между собой установить причины данного заболевания Чацкого.

Совместное обсуждение делает вывод о влиянии учености на потерю рассудка главным героем.

Абсолютное принятие и вера в слух о сумасшествии Чацкого объясняется чуждыми для фамусовского общества прогрессивными взглядами молодого человека, которые для окружающих не только непонятны, но и нежеланны. Для типичных представителей общественности неприятны идеи Чацкого традиционных для них ценностей в виде карьеры, чинов, богатства, известности. Именно поэтому присутствующие легко соглашаются с мнением о помешательстве Чацкого, поскольку не сомневаются в его непредсказуемости и возможной опасности.

Будучи передовым, разумно мыслящим человеком, Чацкий оказывается в идейном одиночестве, натолкнувшись на всеобщее непонимание окружающего его общества.

Сплетни о сумасшествии

Сплетня о сумасшествии Чацкого и появилась, и почти молниеносно распространилась как месть ему за то, что он не такой, как все, а лучше, порядочней, умнее. И при этом он смел, ничего не боится, говорит то, что думает, без оглядки на самые почитаемые в фамусовском обществе авторитеты.

Из гостей дома Фамусова у каждого был мотив поддержать нелепый слух, который только на первый взгляд родился случайно, а на самом деле над головой героя с самого начала зрела гроза. Она разразилась самой язвительной и страшной ложью, с которой связаны представления о жёлтом доме и смирительной рубашке.

Больше других заинтересованной в том, чтобы Чацкий был унижен и пострадал, оказалась виновница сочинённой небылицы – Софья. Та, единственно которую герой любит, осознанно нанесла ему коварный удар в спину. Автор достоверно передаёт житейскую ситуацию несовпадения выборов и устремлений героев друг к другу. Чацкий стремится к Софье, она – к Молчалину, Молчалин – к служанке Лизе…

Цепь несовпадений станет очевидной лишь в финале комедии. А до него Чацкому предстоит играть роль ослеплённого любовью и наказанного за своё неумение понять, что он третий лишний. Но вина его не в том, что он откровенно навязчив со своим чувством, а в том, что посмел высмеивать чувства других.

Сплетню услышала Хлёстова и поделилась с Натальей Дмитриевной Горич, а она передала мужу Платону Михайловичу, который поверил, хоть и был приятелем Чацкого. Для него главным аргументом стало то, что все говорят в один голос – значит, так оно и есть.

Самым последним узнал Фамусов и авторитетно заявил, что первым догадался о нездоровье Чацкого, ведь у него и мать сходила с ума восемь раз. Хозяину дома на руку переполох: это удачный способ избавиться от вольнодумца.

Также читают:

Картинка к сочинению Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе

В анализируемом произведении "Мещерская сторона" писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Илья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.

“Горе от ума” – первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствуют одновременно несколько конфликтов: любовный и общественный.

Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: “Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению:

девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противуречии с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих. Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший.

Никто не поверил, но все повторяют…” Так сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в “Горе от ума”: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии.

Предметом нашего анализа является третье действие. Как возникла на балу, в фамусовском доме, сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее распустил,

почему ее поддержали гости Фамусова? Но чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к началу комедии.

В сонную тишину фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь. Но его прерывистое дыхание, бурная радость от встречи с Софьей, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь, в доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого – “незваная гостья”. Здесь откровенность под запретом и пылкие признания Чацкого кажутся странными, красноречие – дерзким, а порывистость Чацкого сулит лишь неприятные неожиданности. И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его “дичатся, как чужого”.

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Но он из тех героев, у кого “ум и сердце не в ладу”. Ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце требует любви Софьи. Чацкий чувствует себя на грани катастрофы и первый произносит слова о сумасшествии:

От сумасшествия могу я

Пущусь подалее – простыть,

Не думать о любви…

Софья “про себя” в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: “Вот нехотя с ума свела!”

Чацкий ищет оправданности любви Софьи к Молчалину и обманывается, потому что то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. И на балу этот конфликт Чацкого и фамусовского мира проявляется с полной силой. Независимое поведение Чацкого, его резкие суждения о присутствующих, вызывают раздражение гостей Фамусова.

Раздражение ищет выхода и наконец прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.

Источником слуха оказывается Софья. В 13-м явлении после резкого отзыва Чацкого о Молчалине она задумчиво говорит одному из гостей: “Он не в своем уме”. Внезапно заметив, что Г. Н. готов поверить в это, она злобно завершает:

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

“Не то чтобы совсем”, – “помолчавши”, говорит она потрясенному скандальной новостью гостю. Но подумав еще и видя, что “готов он верить”, Софья “смотрит на него пристально” и подтверждает свои случайно вырвавшиеся слова. Ее невольное предательство становится уже обдуманной вестью.

Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Одни повторяют “С ума сошел!” для того, чтобы убедиться, так ли думают другие. Другие, у которых спрашивают, подтверждают слух, так как не хотят выглядеть неосведомленными, Загорецкий тут же мгновенно придумывает историю сумасшествия Чацкого, которого он почти не знает.

Графиня-внучка, услышав уже от Загорецкого, что Чацкий сошел с ума, не преминула подчеркнуть свою проницательность: “Представьте, я заметила сама”. Но радостнее всех воспринимает эту весть Фамусов:

О чем? О Чацком, что ли?

Чего сомнительно? Я первый,

Давно дивлюсь я, как никто

Слух растет и ширится. Начавшись с осторожного перешептывания господ Т. и Д., он набирает уверенность. Голоса гостей звучат все громче и переходят в крик двух старичков: графини-бабушки и князя Тугоуховского. Этот разговор глухих очень смешон, но он зеркало oтношений всех гостей.

Каждый из них занят собой, каждый почти не слышит другого, бросает весть и убегает, чтобы прокричать ее следующему.

Но вот уже известие о сумасшествии Чацкого знают все. Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий “в его лета с ума спрыгнул”. Фамусов вначале указывает на дурную наследственность:

По матери пошел: по Анне

Покойница с ума сходила восемь

Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:

Чай, пил не по летам…

Шампанское стаканами тянул.

Бутылками-с, и пребольшими.

Нет-с, бочками сороковыми.

Но на истинную причину сумасшествия Чацкого указывает Фамусов:

Ученье – вот чума, ученость –

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей,

И тут у каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицей и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, и, главное, книги. Тревожит новое и непонятное направление в жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. “Собрать все книги бы да сжечь” – таков вердикт Фамусова. Слух о сумасшествии, достигнув ушей Чацкого, рождает в нем горечь.

Но это не последний и не самый сильный для него удар. Чацкого продолжает волновать вопрос: “А Софья знает ли?” Он предполагает в ней равнодушие к себе, но не коварство. Однако увидев Софью, зовущую Молчалина к себе, Чацкий сам готов верить слуху о себе: “Не впрямь ли я сошел с ума?” Еще один удар для Чацкого: “Вот я пожертвован кому!” И, наконец, с появлением Фамусова Чацкому суждено узнать, что слух о его безумии был пущен Софьей. Последний монолог Чацкого, отрезвившегося сполна, полон гнева, страдания и сарказма:

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий покидает Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!” Он глубоко обманулся в Софье: она не только не любит его, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет “мучителями”. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи – не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него.

И именно из-за этих свободолюбивых идей фамусовское общество объявило Чацкого сумасшедшим. Грибоедов в своей комедии показал человека передового, мыслящего, но наталкивающегося на нежелание понимать его. Любовная драма становится выражением идейного одиночества героя.

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" пригодится для работы над 3 действием комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Предполагается обсуждение вопросов домашнего задания, работа над планом анализа эпизода, выяснение причин нарастания раздражения гостей Фамусова против Чацкого-главного героя комедии.

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

III действие. Основные вопросы: • Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? • Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? • Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа?

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Основные вопросы при анализе данного эпизода. • Как рождается этот слух? • Почему он распространяется так быстро? • Кто в этом заинтересован?

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

ПЛАН I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова? II. Вечер в доме Фамусова. 1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом. 2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов). 3. Дерзкий смех Чацкого. 4. Слух о сумасшествии. 5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества. 6. Одиночество Чацкого. III. Поединок благородства и низости.

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Вопросы домашнего задания • Как связаны 1—3 явления III действия с общественным конфликтом комедии? Дать словесные портретные зарисовки гостей Фамусова. • В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Вопросы домашнего задания • Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова? • Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Вопросы домашнего задания • Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. Приёмы гротеска и градации. Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции.

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Презентация по литературе " Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" (9 класс)"

Презентация по литературе

Читайте также: