План музейных уроков в школе

Обновлено: 05.07.2024

Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

  • формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
  • активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
  • воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
  • приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
  • сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
  • совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
  • воспитание познавательных интересов и способностей;
  • овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
  • пополнение музейных фондов

Направления работы:

  • Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
  • Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
  • Организация экскурсий в музей.
  • Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).
  • Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.
  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Школьный музей выполняет следующие функции:

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.
  • Методическая работа с педагогическим коллективом.
  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Организации общешкольных мероприятий:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Ожидаемые результаты

  • Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
  • Совершенствование содержания деятельности музея;
  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
  • Укрепление материальной базы музея.

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

  • Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
  • Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
  • Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
  • Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

Утверждение плана работы школьного музея на 2020-2021 учебный год.

Оформление музейной документации.

Сентябрь 2020 г.

Работа с фондами.

Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.

Сентябрь 2020 г.

Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год, определение задач развития музея на 2020-2021 учебный год

Сентябрь 2020 г.

Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.

Ведение Книги отзывов гостей музея

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

Зам. директора по АХР

Ведение раздела на официальном сайте МОУ Ликино-Дулёвская СОШ № 5, посвящённого работе школьного музея

Экскурсионно-массовая работа

Формирование группы экскурсоводов.

Сентябрь 2020 г.

Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-7 классы).

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

члены актива музея

Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

Тематические:

  • История экспоната
  • Люди родного края.
  • Династия учителей
  • Строительство школы
  • Директора нашей школы
  • Учителя-выпускники школ

Проведение бесед, лекций к знаменательным

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944)

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

руководитель музея, члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

Проведение уроков Мужества.

классные руководители
1-11 классов

Использование материалов музея на уроках.

руководитель музея, учителя

Проведение музейных уроков (1-11 класс),

руководитель музея, учителя истории, учителя-предметники

Проведение уроков истории и краеведения,

Учителя истории, ИЗО

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

Заместитель директора по воспитательной работе

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

руководитель музея, классные руководители

Встреча с ветеранами труда - жителями сельского поселения. Сбор материала для оформления экспозиции.

руководитель музея
классные руководители

Работа с фондами музея.

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

Проведение инвентаризации архива музея.

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.

Общественно-полезная работа

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.

Уборка воинских захоронений на городском кладбище

Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден­ного приказом Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;

Цель и задачи программы

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-

ловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Цели программы:

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоциональноценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданскопатриотических чувств у детей;

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектной деятельности;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Задачи программы:

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

— приобщить ребёнка к миру искусства;

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

В результате изучения курса ученики должны:

знать быт и нравы, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

В авторскую программу были внесены следующие изменения :

1. увеличено кол-во часов с 32 до 34, т.к. 34 рабочих недели;

Программа выполняется полностью, возможны изменения в течение учебного года.

Содержание программы

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 2–4 классов начальной школы. Время освоения программы: 4 класс — 34 часа. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, мира, в том числе с использованием интернетресурсов и компьютерных программ. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю (по подгруппам), и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Рекомендованная наполняемость групп: от 5 человек.

Поисково-исследовательская работа в музее

Музейные фонды и работа с ними

Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрированно. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-выставочная работа

Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинами памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные). Составление паспорта выставки.

Культурно-образовательная деятельность музея

Творческая работа

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (социальные проекты)

- выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания изучаемых дисциплин и их закрепления с помощью практической деятельности.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, планетария, концертных залов, театров, выставок и т.д.

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой информации для дальнейшего обучения. Наглядный – посещение экспозиций, выставок школьного музея. Поисковый – сбор информации по заданной теме.

Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев мира, Смоленска и Смоленской области, общеобразовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

Мероприятия – беседа, экскурсия, игра.

Творческие дела – участие в конкурсах рисунков, выставках поделок.

Средства контроля:

Подготовка и проведение выставок, защита проектного задания по теме самостоятельного исследования.

Самой благодатной почвой для начала реализации этих задач становится работа с учащимися начальной школы. Музейные уроки проводятся на базе школьного музея, с привлечением различных средств обучения. В течение года для учащихся 1-11 классов проводится по 4 урока (раз в четверть). Уроки для каждого возраста имеют общую тематическую направленность и включают не только информационную, но и практическую составляющую.

9-11- класс. Уровень развития позволяет дать им большую информационную нагрузку, использовать не столько материалы школьного музея, сколько познакомить ребят с другими музеями и историческими объектами, которые есть в родном селе. Тематика музейных уроков в 4 классе должна строиться с учетом того, какие исторические объекты и как глубоко уже были изучены ребятами.

В результате проведения музейных уроков учащиеся должны усвоить информацию об истории села, познакомиться с основными экспонатами школьного музея. В результате работы с учащимися проявится группа, которая продолжит работу в школьном музее .

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ

1-2 класс.

Урок 1. Что такое музей?

Понятие музея. Цели и задачи музея. Особенности музейных экспонатов. Правила поведения в музее.

История школы. Школьный колокольчик. История Великой Отечественной войны. Награды наших односельчан.

Практическая часть. Осмотр рубила. Смотрим старые фотографии. Как звонит школьный колокольчик. Бабушка моей учительницы.

Урок 2. Имя в истории села.

Практическая часть. Сбор материала о земляках

Урок 3. Моя родная школа.

Основание школы . Школьные книги и учебники той поры. О чем может рассказать школьный колокольчик. Современная школа. Учителя и ученики. Юбилей школы. Традиции школы.

Практическая часть. Почитаем школьный учебник наших мам и бабушек.

Урок 4. Этот праздник со слезами на глазах.

Начало войны. Битва под Москвой. Парад 1941 года. Наше село в годы войны. Наши односельчане на войне. Награды. И.В.Борисов- герой Чеченской войны. Память о герое.

3-4 класс.

Урок 1. Наша школа до революции.

Основание первой школы . Предметы в школе. Ученики и учителя школы.

Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Школьный колокольчик. Чем отличается современная школа от дореволюционной.

Урок 2. Наша школа в XX веке.

Начальные и семиклассные школы. Школы в окружающих деревнях. Чему учили в школе 30-х гг. Школа в годы Великой Отечественной войны. Новое здание школы. Пионерская и комсомольская организация школы. Гордость школы.

Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Читаем школьный учебник наших мам и бабушек. Пионерское и комсомольское знамя, горн, барабан.

Урок 3. Наша школа сегодня.

Практическая часть. Экскурсия по школе Посещение кабинетов физики, биологии, химии, домоводства, мастерской, библиотеки.

Урок 4. Школа моей мечты.

Практическая часть. Рисунки ребят о школе мечты, представление других творческих работ.

5-8 класс.

Урок 1. Мой дом и вещи в нем.

Предметы, которые нас окружают. Как изменяется предметная сторона быта людей.

Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Рассматриваем старый граммофон, старые бутылки.

Урок 2. Родословная .

Моя семья в истории России. Происхождение фамилии. Предки .Знакомство с родословной .

Практическая часть. Рассматриваем два варианта родословной .

Урок 3. Как составить ближайшую родословную моей семьи.

Практическая часть. Опрос родителей, бабушек и дедушек. Три ступени родословной. Родственные связи. Место проживания. Профессиональные занятия. Фотографии моих родных.

Практическая часть. Представление оформленных материалов к родословной. Какие предметы ценятся в нашей семье.

9-11 класс.

Урок 1. Отсюда начиналось наше село.

Основание села Голодяевка. Первая церковь. Колокольня. Устройство православного храма.

Практическая часть. Посещение места, где была расположена церковь

Урок 2. Русская крестьянская изба

Устройство крестьянской избы. Предметный быт русского крестьянина. Для чего нужны были забытые нами вещи.

Практическая часть. Рисунки предметов быта

Урок 3. Прокати нас, Петруша, на тракторе.

История русского тракторостроения. Первые трактора. Трактора 20-30-х гг.XX века. Изменение в тракторном парке. ПФ НАТИ - организация, которая создавала новые трактора.

Практическая часть. Изучение истории тракторной техники.

Урок 4. История нашего села.

Знаменитые люди нашего села. Деревни, которые входят в состав поселения. Кто управляет нашим селом.

Практическая часть. Посещение Администрации поселения.

Урок 5. Я люблю свое село.

Практическая часть. Презентация творческих работ по истории села.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании педагогического замдиректора по ВР Директор МОУ СОШ №7

совета с. Стародубского

№1 от ____ августа 2019 г. В.В.Михальченко Н.В. Кудренко

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа

Руководитель :Красько Любовь Николаевна ,

учитель иностранного языка

Пояснительная записка

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября №176-р).

Основной образовательной программы МОУ СОШ № 7 с. Стародубского.

Программа дополнительного образования детей МОУ СОШ №7 с. Стародубского.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. В этом году планируется перевести музейные данные в электронный вид, разместить их на страничке школьного сайта, т.е. создать электронный музей.

Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 70 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 12 человек

- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;

- развивать творческие способности;

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;

- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, края, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Стародубского;

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Музейная комната (далее-музей) историко-краеведческого направления организована в школе 11.11.2005 года на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МОУ СОШ №7 с. Стародубского, в которой организуется музей. Собранный материал составляет фонд школьного музея. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательной организации и непосредственный руководитель музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.

Оборудование и оформление школьного музея: Школьный историко – краеведческий музей оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер.

Фонд включает:

Альбомы с фотографиями школы, учащихся 1984-2013 годов;Архитектурные памятники села

Читайте также: