Анализ профориентационной работы в школе
Обновлено: 05.07.2024
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
В связи с вышеизложенным, задачами профориентационной работы в школе являются:
1. Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;
2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.
Основными направлениями работы с учащимися и их родителями в общеобразовательных учреждениях г.Азова являются:
Информирование учащихся о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий, в приоритете (технические, сельскохозяйственные профессии);
Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников;
Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации учащихся по вопросам выбора профессии;
Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда;
Организация встреч с представителями учебных заведений;
Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами;
Посещения дней открытых дверей учебных заведений;
Работа с родителями включает в себя выступления представителей вузов/колледжей, педагога-психолога, классных руководителей.
Мероприятия проводились строго по плану и планированию профориентационной работы на 2016-2017 учебный год!
Работа с педагогическими кадрами
Педагоги определили главные направления профориентационной работы, главные мероприятия, а также получили рекомендации по планированию профориентационной работе с обучающимися разных возрастных групп.
Анализировалось состояние проведения профориентационной работы в школе.
Педагогами было проведено индивидуальное консультирование воспитанников по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Были проведены групповые профориентационные занятия, классные часы с учащимися, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в классах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого учащегося.
Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.
Работа с учащимися
При работе с учащимися были учтены возрастные особенности, индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в выборе профессии. Поэтому для достижения поставленных целей и задач использовались различные формы работы по профориентации.
В школах города были проведены мониторинговые исследования, индивидуальные консультирования, тестирования, анкетирования.
В МБОУ СОШ № 11 социальным педагогом подготовлен анализ планового мониторинга с учащимися 9 и 11 классов по проблеме
В МБОУ СОШ № 1 проведен мониторинг дальнейшего обучения выпускников 9 и 11 классов.
Большая часть учащихся продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете. Эти данные доказывают высокий уровень мотивации воспитанников школ на участие в занятиях по профориентации.
3.Были организованы экскурсии в на предприятия г.Азова и Азовского района
Для обучающихся МБОУ СОШ № 9, проявляющих интерес в исследовательских работах, в акваториальном комплексе проведены профориентационные экскурсии для знакомства с научной жизнью Береговой научно-экспедиционной базы Южный научный центр российской академии наук в с. Кагальник.
3. Были организованы встречи в школах Азова представителями работодателей.
Были организованы встречи с представителями профессиональных учебных заведений города и области.
7 апреля в МБОУ СОШ № 3 состоялась встреча учеников 9-х классов с представителем Новочеркасского медицинского колледжа Варановым В.Г.
Для учащихся 9,11 классов МБОУ СОШ № 1 и МБОУ СОШ № 2 прошли встречи с представителями различных профессиональных учебных заведений города и области: АТИ ДГТУ, ЮФУ, ПУ № 45, Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, Ростовский колледж связи и информатики.
Многочисленные встречи с представителями учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования прошли в стенах МБОУ СОШ № 13:
- с представителем пограничной службы России ст. мичманом Назарько Д. (институт ФСБ России пограничного профиля и Институт береговой охраны (г. Анапа) ФСБ России, Московский пограничный институт ФСБ России, Курганский пограничный институт ФСБ России);
- АТИ ДГТУ в г.Азове;
- Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум (ПУ № 82);
- Донской ГАУ (п.Персиановка);
- Волгодонский учебный центр федеральной противопожарной службы , Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.
Также ребята МБОУ СОШ № 13 побывали на Дне открытых дверей во многих учебных заведениях.
5 апреля учащиеся 9-х классов посетили ПУ № 45 г.Азова.
Учащиеся 11 классов посетили:
5. Во многих образовательных учреждениях в отчетный период прошли уроки занятости, открытые уроки по профориентации, всеобуч, онлайн- уроки, тематические классные часы.
23.03.2017 г. и 6.04. 2017г. - "Всё про кредит или четыре правила, которые помогут достичь цели";
10.04.2017 г. и 17.04.2017 г. - "Азбука страхования и пять советов, которые тебе помогут";
13.04.2017 г. - "Личный финансовый план - путь к достижению цели" 13.04.2017г. и 17.04.2017г. - "С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?";
6.04.2017г. - "Финансовые инструменты и стратегии инвестирования".
Онлайн-уроки проводились Центральным Банком РФ , Управлением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг. В онлайн уроках участвовали 135 обучающихся, ответственной за организацию и проведение онлайн уроков являлась педагог дополнительного образования Лемешева В.Б.
Уроки занятости с участием специалиста из Центра занятости г.Азова состоялся в МБОУ СОШ № 15. Ребята узнали о работе Центра, о востребованности отдельных профессий, о состоянии рынка труда в городе Азове. Также в СОШ № 15 прошел открытый урок по профориентации с приглашением представителей АТИ ДГТУ.
В рамках ученического самоуправления в МБОУ СОШ № 2 в апреле-мае была проведена работа Совета старшеклассников по профориентации. Учащиеся школы вовлекались в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.
6. Участие в городских и областных мероприятиях
Гатченко Станислав (11 класс МБОУ СОШ №13) - п ризёр в номинации " Я -будущий предприниматель".
Городской конкурс бизнес проектов прошел на базе МБУ ДО МУК г.Азова на основании приказа УО г.Азова.
Целью проведения Конкурса было популяризация проектной деятельности учащихся, повышения интереса молодёжи к проблемам и перспективам социально - экономического развития города, выявления и развития социальной активности и творческого потенциала обучающихся; совершенствования многоуровневой системы профориентационной работы.
23 обучающиеся объединения приняли участие в отборочном туре городского конкурса социальных бизнес-проектов "Я-предприниматель".
21 марта 2017 года 6 обучающихся участвовали в финальном этапе городского конкурса социальных бизнес-проектов "Я-предприниматель", пятеро стали призёрами этого конкурса:
7. Повышенный интерес к техническим профессиям говорит об участии в областном этапе политехнической олимпиады обучающихся 11-х классов МБОУ СОШ № 9 в г.Ростове-на-Дону.
8. Профориентация в урочной деятельности школьников
Определиться с выбором будущей профессии ребятам помогают также специально разработанные разделы школьной программы в составе отдельных предметов и факультативные курсы.
В рамках уроков технологии в 10-11 классах организована работа по созданию портфолио обучающихся (учета достижений) МБОУ СОШ № 13 в целях дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития. Каждый учащийся 10А, 11А классов составил папку своих достижений, несколько учащихся оформили электронное портфолио.
9. Летнее трудоустройство школьников.
10. Профориентационные мероприятия в летних пришкольных оздоровительных лагерях.
Цель профориентационной работы на 1 этапе (1-5 кл.), где ставится актуализация проблемы выбора профессии - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию, достигается через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности в пришкольных оздоровительных лагерях.
Работа с родителями
13 апреля в МБОУ Лицей г.Азова педагог-психолог родительском собрании подвела итоги профориентационной работы с девятиклассниками. Также родители привлекаются на классные часы, чтобы рассказать ребятам о своих профессиях.
Реализация разработанного плана, поставленных задач, применение различных форм и методов в профориентационной работе показала их эффективность.
По результатам проведенной работы учащимся даны рекомендации педагогов–психологов, классных руководителей, социальных педагогов, работодателей, представителей профессиональных учебных заведений по профессиональному выбору, которые каждый воспитанник мог обсудить с родителями.
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения учащихся.
Анализ работы
по профессиональной ориентации учащихся
Амвросиевского района ДНР
за 2019 – 2020 учебный год
Проведение профориентационной работы в нашей школе в течение нескольких лет показала, что эта тема очень актуальна. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Часто подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончании обучения не знают, кем можно пойти работать. Поэтому организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения учащихся.
Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.
- ознакомление обучающихся с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, с системой образования в ДНР и путях получения профессий;
- оказание помощи обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации;
- развитие способностей, обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Работа с родителями
Диагностическая работа
С целью выявления профессиональных предпочтений, предпочитаемой области знаний, предполагаемого профиля с обучающимися 9 и 11 классов было проведено анкетирование.
Статистический анализ позволяет нам определить, что старшеклассников привлекают следующие специальности: на первое место они ставят профессию сотрудника МЧС, на второе – врача, программиста и экономиста. Ученики 9-11-х классов адекватно оценивают свои возможности, учитывая востребованные профессии на рынке труда в Республике.
Результаты определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся 9-11 классов показывает, что ученики предпочитают профессиональную область человек-человек, человек – знаковая система и человек-техника.
Консультативная работа
Классными руководителями 9, 11 проведены индивидуальное беседы с учащимися по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Социально–просветительская работа
Классными руководителями 9 и 11 классов ежемесячно проводились классные часы, мастер-классы, игры по ознакомлению с различными профессиями:
Старшеклассники с большим удовольствием посетили семейную амбулаторию, сельскую библиотеку, детский сад, магазины, тракторно-полеводческую бригаду с целью ознакомления с особенностями разных профессий.
Научные конференции и предметные олимпиады являются первым шагом в выборе и получении профессии.
Работа с родителями
Подводя итоги профориентационной работы можно сделать выводы:
В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.
В следующем году необходимо продолжить профориентационною работу с целью:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи по профориентационной работе на 2020-2021учебный год:
Сформировать положительное отношение к труду.
Оказание индивидуальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их интеллектуальным, психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов диагностики.
Формирование профессиональной ориентационной компетентности у учащихся через педагогическую, психологическую, информационную поддержку необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или средней школы.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ профориентационной работы
за 2019-2020 учебный год.
Цель профориентационной работы на 2019-2020 учебный год – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а
сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями,
происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий
школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии
претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный
выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда,
требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям,
становится важнейшим условием успешного освоения профессии,
гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования
конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его
1. Основные задачи профориентационной работы в школе:
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
- Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования.
- Оказание помощи школьникам в решении профессионального
- Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора
профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и
возможностей, жизненных планов и перспектив.
2. Основные направления работы :
- Социальное партнёрство – эффективное решение желаемых
результатов в профориентационной работе.
- Информирование обучающихся о востребованных на рынке труда
профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства,
- Создание социального партнерства.
- Изучение с привлечением специалистов и с использованием
современных методов и средств диагностики профессионально
важных качеств обучающихся.
- Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога,
консультации обучающихся по вопросам выбора профессии.
- Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с
профессиями и организацией труда.
- Организация встреч с представителями учебных заведений;
- Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с
которыми заключен договор о сотрудничеств.
- Посещения дней открытых дверей учебных заведений.
- Работа с родителями: выступления представителей вузов/колледжей,
педагогов-психологов, классных руководителей, администрации.
Профессиональная ориентация в школе, проходит через
профессиональное просвещение и профессиональные консультации.
3. Формы организации работы в школе :
- Беседы, лекции, просмотр видеофильмов.
- Профдиагностика, профконсультации для обучающихся.
- Консультации для родителей (администрации, педагогами, психологом),
- Выставки творческих работ студентов.
Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению обучающихся предполагается использование следующих активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель.
В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденного плана на 2019-2020 учебный год.
Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации, классных руководителей, психолога с учащимися и их родителями.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа :
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного творчества.
На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
4 этап – 10-11классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
С самого начала учебного года в школе была проведена организационная работа по профориентационной работе: обновлялась информация по средним профессиональным учебным заведениям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9 и 11 классах, во время индивидуальных консультаций- классный руководитель поднимал вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Проводимое анкетирование среди родителей учащихся 9-го класса позволяет определить профилизацию в 10-м классе, учитывая потребности участников образовательного процесса для дальнейшего овладения профессией.
Основная проблема- отсутствие кабинета профориентации.
Анализ работы по профориентации обучающихся в МБОУ "СШ №19".
Вложение | Размер |
---|---|
1._analiz_raboty_po_proforientatsii_2019-2020_shahmatova.doc | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на р.
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе.
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов.
План работы по реализации профориентационной работы и профильного обучения старшеклассиков
Анализ профориентационной работы в классе с углубленным изучением информатики.
Деятельность классного руководителя по профориентации в классе с углубленным изучением ИКТ.
Анализ профориентационной работы на уроках технологии (обслуживающий труд)
Читайте также: