Почему бетховен потерял слух кратко

Обновлено: 06.07.2024

Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.

Еще в 1801 году Бетховен описывал друзьям свои симптомы и трудности, с которыми он сталкивается как в профессиональной, так и в обычной жизни (хотя вполне вероятно, близким друзьям, уже было известно о его проблемах). С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт (Heiligenstadt) недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как Гейлигенштадтское завещание (Оригинальный текст, Дом Бетховена в Гейлигенштадте), в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен быть обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей; ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами - что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 ("Император") в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.

Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн

Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн

Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.

Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.

Бетховен запомнился нам не только, как один из величайших композиторов за всю историю человечества, но также и за то, что значительную часть своих гениальных творений он создал, будучи абсолютно глухим.

Глухой композитор - Бетховен

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения , ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Помимо причины глухоты композитора сомнения также затрагивают и примерную дату, когда именно Бетховен начал осознавать, что теряет свой драгоценный слух.

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года.

Бетховен скрывал свою глухоту

К 30 годам Людвиг уже завоевал признание венской публики, уже сочинив шесть струнных квартетов, первую симфонию, пару фортепианных концертов, а также прославился, как сильнейший пианист Вены. Согласитесь, неплохая перспектива для молодого музыканта!

Однако параллельно с этим Людвига все сильнее и сильнее доставал посторонний звон в его ушах. Естественно, набирающего популярность композитора это явление волновало чрезвычайно сильно.

Известно, что в первое время Бетховен скрывал эту проблему от людей даже из самого близкого окружения. Однако в конце концов он не выдержал и в письме от 1 июня 1801 года рассказал о своем недуге своему очень хорошему старому другу — скрипачу Карлу Аменде .

Текст не будем цитировать дословно, но смысловое содержание было примерно таким:

Стоит отметить, что по содержанию письма было понятно: композитор все еще имел надежду на излечение от данного недуга. Бетховен также попросил Аменду держать это в секрете.

Ну а 29 числа этого же месяца Людвиг посылает письмо другому другу — Вегелеру , который к тому времени уже был серьезным врачом. Это письмо было примерно похожим в плане содержания, как и предыдущее. Людвиг также пожаловался Вегелеру, что не слышит высокие ноты инструментов и голоса вокалистов.

Ну а через несколько месяцев, 16 ноября 1801 года, композитор снова написал Вегелеру письмо, где пожаловался на врачей, которые, по его мнению, совсем не пытались останавливать стремительно развивающееся ухудшение его слуха. Некоторые врачи, по мнению Людвига, практиковали на нем какие-то странные и устаревшие методы лечения. Врачи, кстати говоря, сочли недуг Бетховена не отдельным заболеванием, а следствием других болезней композитора, связанных, в основном, с органами брюшной полости .

В свою очередь, последние начали всерьез беспокоить Людвига после перенесения им тяжелой болезни (судя по всему, тиф) в 1797 году. А, вообще, о первых болях в брюшной полости и в груди Бетховен упоминает еще в том самом письме его другу Шадену, в котором он жаловался о своем душевном и физическом состоянии после смерти матери, Марии-Магдалины ван Бетховен.

Действительно, здоровье у Бетховена было слабым сразу по разным направлениям. В течение жизни он страдал целым ансамблем заболеваний: желчно-каменной болезнью, расстройствами желудка, болезнями легких и так далее. Чаще всего именно эти болезни врачи и считали причиной ухудшения слуха. Поэтому, их методы лечения, в основном, сходились к лечению именно болезней органов брюшной полости , не уделяя сильно много внимания основной проблеме — потере слуха.

Хотя сам Бетховен, очевидно, тоже верил в эту причинно-следственную связь, он все же очень скептически относился к самим методам лечащих его врачей и время от времени посылал письма профессору Вегелеру, советуясь с ним по разным вопросам медицинского характера. Ну а с навещавшими его врачами он постоянно ссорился.

Молодой композитор даже и представить не мог, что потеряет чуть ли ни самое важное — его собственный слух. Но в конце концов он начал осознавать тяжесть и очевидную неизлечимость своей болезни и начал постепенно признаваться в этом самому себе.

Бетховен пытался сохранить свою проблему в тайне даже от представителей его близкого окружения в Вене. В первое время ему даже приходилось избегать различных общественных мероприятий, где его присутствие было бы очень важным. Людвиг боялся, что узнай об этом венская общественность, и его карьера пианиста потерпит крах (однако все равно в течение нескольких лет об этом узнают все).

Несмотря на то, что Джулия Гвиччарди была выше Бетховена по социальному статусу, композитор все еще мечтал приобрести известность, заработать много денег и „подняться“ до его уровня, чтобы жениться на ней.

Однако легкомысленная графиня нашла себе другого кумира — практически бездарного композитора Галленберга. Да и сам Бетховен, возможно, уже тогда начал понимать, что, даже если с материальной точки зрения он рано или поздно и „дотянется“ до социального статуса Джулии Гвичарди, то все равно, зачем этой девушке глухой супруг.

Людвиг уже тогда понимал, что глухота может не покинуть его до конца жизни. Ну а в 1803 молодая графиня выйдет замуж за Галленберга и уедет в Италию.

Гейлигенштадское завещание Бетховена

В 1802 году Людвиг по совету своего лечащего врача — профессора Иоганна Адама Шмидта , проживает в потрясающей своей живописностью местности — Гейлигенштадт, который в наше время является пригородом Вены, а тогда находился в северной части черты города. Из окон его дома открывался поразительный вид на поля и реку Дунай.

Видимо, профессор Шмидт считал, что Людвигу нужно лечить не сколько слух, сколько привести в порядок его душевное состояние, а также вылечить те самые заболевания органов брюшной полости. Скорее всего он полагал, что таким образом слух перестанет покидать композитора.

И вправду, Бетховен любил совершать долгие прогулки в живописных окрестных лесах Гейлигенштадта. Ему очень нравилась местная природа , он любил отдыхать в этой спокойной сельской атмосфере.

Однако лечение, может быть, и помогало в нормализации душевного состояния, но уж точно не останавливало прогрессирующую глухоту. Как-то раз Бетховен гулял по лесу недалеко от Гейлишенштадта вместе со своим другом и учеником, Фердинандом Рисом. Оба музыканта обратили внимание на пастуха, который играл на деревянном духовом инструменте (судя по всему, свирели).

Рис уже тогда заметил, что Людвиг не мог расслышать мелодию, которую играл пастух. При этом, по словам самого Риса, музыка была очень красива, но Бетховен ее не слышал. Пожалуй, это был первый случай, когда кто-то из близкого окружения Людвига узнал об этой проблеме самостоятельно, не от слов самого композитора.

Лечение, продолжавшееся с апреля по октябрь, к сожалению, так и не помогло Бетховену забыть о проблеме глухоты. Наоборот, чем дальше шло время, тем сильнее композитор осознавал, что от этой проблемы ему уже не избавиться.

Уже после смерти Людвига в 1827 году его друзья, Антон Шиндлер и Стефан Брёйнинг, найдут на столе в его доме документ, похожий на письмо его братьям. Данное письмо получило известность, как Гейлигенштадское завещание.

В этом письме от 6 октября 1802 года (с дополнением от 10 октября), оставленном своим братьям — Каспару и Иоганну (только вместо имени Иоганна он оставил пробелы), Бетховен рассуждал о страданиях, вызванных глухотой. Также он просит людей простить себя за то, что не слышит их речи.

Гейлигенштадское завещание Бетховена на русском языке

Действительно, некоторые ученые посчитали Гейлигенштадтское завещание чуть ли ни предсмертной запиской. По их мнению, Людвигу просто не хватило мужества совершить самоубийство, а от самого письма он просто не успел избавиться.

Но другие биографы не находят никаких прямых мыслей Бетховена о попытке самоубийства, а видят лишь гипотетические размышления композитора о самоубийстве, как о бегстве от страданий, вызванных глухотой.

Сам Бетховен в этом письме четко дал понять, что в его голове на тот момент было столько новой и не поведанной миру музыки, что ради этого стоит жить.

Глухой композитор продолжает творить

Наверное, самым поразительным является тот факт, что, несмотря на прогрессирующую глухоту, Людвиг продолжал сочинять просто потрясающие произведения.

Даже когда глухота полностью победит его, несчастный Людвиг, топая ногами и завывая, будет писать красивейшую музыку которую он сам не сможет услышать физически, но эта музыка будет звучать в его голове. Во многом ему поначалу помогали специальные слуховые трубки (1816—1818), которые сейчас находятся в его родном доме-музее в Бонне (они изображены на заставке в начале статьи). Но композитор недолго их использовал, так как по мере развития глухоты смысл в их использовании уменьшался.

Не известно нам и точное время, когда именно Бетховен полностью лишился слуха. Большинство биографов склонны верить ученику Бетховена — великому композитору Карлу Черни, утверждавшему, что его учитель полностью потерял слух в 1814 году , а за пару лет до этого еще мог слышать музыку и речь.

Однако другие данные свидетельствуют о том, что в это время Бетховен все еще разбирал звуки, просто гораздо хуже, чем раньше, и поэтому вынужденно прекратил концертную деятельность .

Более тщательный разбор биографических источников позволяет говорить о почти полном наступлении глухоты у Бетховена в 1823 году — левое ухо тогда, судя по всему, слышало очень плохо, а правое — практически уже не работало.

После 1822 года Людвиг, вообще, откажется от любого рода медицинской помощи для лечения его слуха, ибо в то время ему придется лечить совершенно другие болезни.

Другие периоды биографии Бетховена:

  • Предыдущий период: Первые годы Бетховена в Вене
  • Следующий период: Зрелый период жизни Бетховена

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Людвиг ван Бетховен Three Lions/Getty Images

Врачи из Италии предложили еще одну причину того, почему знаменитый немецкий композитор Людвиг ван Бетховен потерял слух. Похожие симптомы у их современного пациента навели медиков на мысль о том, что глухота музыканта может быть связана с отравлением свинцом. Результаты исследования опубликовал научный журнал Laryngoscope.

Незаконченные проекты да Винчи объяснили синдромом дефицита внимания

Бетховен начал терять слух в 1796 году, на 26-м году жизни, а к 1811 году оглох полностью. Болезнь не отвратила композитора от сочинения музыки, однако выступать на концертах ему стало гораздо сложнее. Например, известен случай, когда в 1824 году, на премьере "Девятой симфонии", стоявшего спиной к публике Бетховена специально развернули для того, чтобы он мог хотя бы увидеть зал, который в то время взрывался овациями.

Ученые выдвигали множество гипотез о причинах болезни композитора – среди них были тиф, различные аутоиммунные заболевания, а также необычная привычка Бетховена спать, погружая голову в холодную воду. Врачи во главе с Давиде Бротто из Падуанского университета (Италия) предложили новую причину.

Отравление и алкоголь

Симптомы одной из пациенток, которую медики наблюдали в 2018 году, во многом совпали с тем, от чего страдал знаменитый композитор. Причиной недомогания оказалось большое содержание свинца в крови и моче итальянки.

Токсичный металл попадал в ее организм из старой сковороды, у которой стерся защитный керамический слой. Проведенный в 2005 году анализ волос и фрагментов черепа Бетховена также показал, что в организме композитора было повышенное содержание свинца.

Композитор мог получать повышенные дозы свинца вместе с вином – в то время в этом напитке содержалось большое количество тяжелого металла. Кроме того, любимый бокал Бетховена был частично сделан из свинца.

Несмотря на поразительное сходство симптомов между пациенткой итальянских врачей и знаменитым композитором, отравление свинцом остается всего лишь предположительной причиной глухоты Бетховена. Окончательную причину ученым вряд ли удастся установить, поскольку с его смерти прошло более полутора веков.

Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса

Вердикт: это отчасти правда.


Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих Wikimedia Commons

Людвиг ван Бетховен действительно родился в бедной семье. Семья жила в Бонне, отец, Иоганн Бетховен, был певчим в придворной капелле кельнского курфюрста Курфюрст — высший дворянский титул в Священной Римской империи. Курфюрст обладал правом избрания императора. и получал около 315 флоринов в год: этого хватало только на еду и съемную квартиру. Небольшой дополнительный доход приносили частные уроки: Иоганн преподавал игру на клавире Клавиром называют клавикорд, клавесин, фортепиано, орган и другие клавишные инструменты, на которых играли в XVIII веке. , скрипке и альте. Он был профессиональным музыкантом, и его приглашали в состоятельные дома. На матери Людвига Марии Магдалене Иоганн Бетховен женился по любви, но его отец, капельмейстер боннской придворной капеллы, счел этот брак мезальянсом и лишил сына финансовой поддержки. Смягчился он, только когда родился внук, которого в честь деда назвали Людвигом.

В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.

После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.

Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания

Вердикт: это правда.


Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года Kunsthistorisches Museum

Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться.

Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился

Вердикт: это отчасти правда.

Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Препода­вание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызы­вало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.

Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и филосо­фию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философ­ского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литерату­рой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.

Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педа­­гоги так отзывались о своем ученике:

Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:

Музыковед и радиоведущая Елена Шишигина рассказывает о том, почему Бетховен — мастер, на примере его самых известных вещей: сонат, симфоний и песен

Вердикт: это неправда.

Легенда 5. Бетховен был глухим

Вердикт: это почти правда.


Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года Beethoven-Haus, Bonn

Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.

Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал

Вердикт: это отчасти правда.


Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 года Landesmuseum Burgenland

Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек — по тем временам беспрецедентный случай.

Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию

Вердикт: это только отчасти правда.


Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University

Известная Третья героическая симфония, над которой Бетховен работал с 1803 года, изначально действительно была посвящена Наполеону Из письма издателю Готфриду Гертелю.
Лейпциг, 26 августа 1804 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 1. М., 2011. , однако это не было связано с политическими взглядами композитора. В те годы Бетховен планировал поездку в Париж: посвящение симфонии Наполеону могло стать пропуском в местные светские салоны и привлечь внимание публики. После коронации Бонапарта в 1804 году композитор отказался от этой идеи. Его ученик Фердинанд Рис вспоминал:

Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви

Вердикт: это правда.


Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года Beethoven-Haus, Bonn

Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм

Вердикт: это неправда.


Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. годы Sammlung Wien Museum

В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет — надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером.

Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию

Вердикт: это неправда.

Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти

Вердикт: это отчасти правда.


Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год Beethoven-Haus, Bonn

Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.

Обычно срок аренды составлял около семи месяцев — с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене () он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!

Легенда 12. Бетховен любил пиво

Вердикт: это неправда.


Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года © Imagno / Getty Images

Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров — по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.

Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу — особенно карпа и щуку.

Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством

Вердикт: это неправда.


Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin

Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя.

Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежа­лись периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюди­мость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью.

Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству.

Легенда 14. Бетховен умер в нищете

Вердикт: это неправда.


Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год British Library

Бетховен был одним из первых в истории музыки свободных композиторов. Он не занимал оплачиваемой должности, а получал доходы от издания своих сочинений и выступлений. И зарабатывал он достаточно много. Кроме того, Бетховен получал заказы от меценатов. Они же могли выкупать право первого исполнения нового сочинения в узком кругу. В 1809 году три австрийских мецената — Фердинанд Кинский Фердинанд Кинский () — чешский князь. С 1809 года — один из главных покровителей Бетховена. , князь Лобковиц и эрцгерцог Рудольф Эрцгерцог Рудольф () — младший сын императора Священной Римской империи Леопольда II. Он был не только покровителем Бетховена: тот учил его игре на фортепиано и композиции. Бетховен посвятил Рудольфу 14 сочинений. — решили выплачивать гениальному композитору пожизненную пенсию, чего до этого не случалось ни с одним музыкантом.

Читайте также: