На кого возложена ответственность за организацию и состояние го в школе

Обновлено: 30.06.2024

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации



Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

Одной из основных задач Гражданской обороны (ГО) в школе является обеспечение обучения персонала общеобразовательного учреждения и школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При подготовке по Гражданской обороне (ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в школе необходимо разработать следующие виды документации: приказы, положения, функциональные обязанности, инструкции, планы, программы обучения, журналы по ГО и ЧС.

Функциональные обязанности должностных лиц ГО и ЧС

Обязательным является наличие должностных инструкций должностных лиц ГО и ЧС, а именно должностной инструкции начальника ГО и начальника штаба ГО, должностной инструкции уполномоченного по ГО и ЧС, специалиста по гражданской обороне (ГО и ЧС) в школе.



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г

Начальник ГО совместно со специальной комиссией по решению задач в области гражданской обороны разрабатывает план мероприятий для обеспечения гражданской обороны, направленных на обучение к защите учеников и сотрудников школы, а также школьных материальных ресурсов от опасности в случае возникновения ЧС.

Устаревшие документы по гражданской обороне



скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Руководство гражданской обороной

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.


В условиях современной социально-политической обстановке в мире, стране и регионе на первый план выступает проблема обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений. Под комплексной безопасностью образовательного учреждения понимается состояние его защищенности от реальных и прогнозируемых угроз как мирного, так и военного времени. Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Гражданская оборона организуется и ведется на всех предприятиях, учреждениях, организациях и образовательных учреждениях.

Гражданская оборона в МБОУ СОШ № 1 г. Поронайска организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных Министерством образования Сахалинской области и рекомендаций Сахалинского ОУМЦ ГО и ЧС.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения являются:

  • защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;
  • обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;
  • эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;
  • организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Начальником ГО является директор образовательного учреждения, который несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.

Ответственное лицо, уполномоченное на решение задач в области ГО и ЧС назначается преподаватель-организатор по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Заместителем начальника по материально-техническому обеспечению (МТО) назначается заведующий хозяйством.

Для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС – назначена эвакогруппа в составе: председатель эвакогруппы – зам. директора по УВР и члены эвакогруппы из числа постоянного состава образовательного учреждения.

Для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты: звено охраны общественного порядка, звено оповещении и связи, противопожарное звено, санитарное звено.

Структура организации ГО в МБОУ СОШ № 1 г. Поронайска.

Функциональные обязанности должностных лиц

Директор образовательного учреждения

По вопросам гражданской обороны директор образовательного учреждения подчиняется начальнику ГО главе администрации Поронайского городского округа.

Директор ОУ несет полную ответственность за постоянную готовность, подготовку и проведение всех мероприятий ГО.

На директора образовательного учреждения возлагается:

  • обеспечение постоянной готовности ГО образовательного учреждения и выполнению возложенных на нее задач;
  • руководство разработкой документов по ГО ЧС образовательного учреждения, ввод их в действие в установленном порядке;
  • организация управления, связи и оповещения при возникновении опасности в военное и мирное время;
  • контроль и направление работы своих заместителей, командиров формирований;
  • планирование и обсуждение вопросов ГОЧС на заседаниях педсовета;
  • подбор помещений в подвальных частях зданий для приспособления их под укрытия;
  • руководство проведением “Дня защиты детей”;
  • организация и обеспечение в установленном порядке эвакуации в безопасные районы персонала школы и членов их семей.
  • контроль за обучением педагогического состава по программе БЖД для работающего населения и учащихся по программе курса ОБЖ;
  • подведение итогов работы за учебный год и издание приказов по ГО;
  • руководство пропагандой ГО;
  • представление в органы управления образованием отчетов по ГО и в строго установленные сроки;
  • согласование с органами управления ГО мест укрытия в защитных сооружениях.

Работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС – преподаватель-организатор по ОБЖ.

Подчиняется директору образовательного учреждения и имеет право от его имени отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГО.

Отвечает: за выполнение в установленные сроки и ведению учета мероприятий ГО в образовательном учреждении, в том числе проведение занятий по ГО и ЧС с постоянным составом.

Обязан:

  • своевременно планировать и ежегодно уточнять документы по ГО образовательного учреждения;
  • проводить обучение по программе БЖД для работающего населения педагогического и технического состава образовательного учреждения, а так же осуществлять контроль за качеством обучения учащихся по программе курса ОБЖ;
  • организовывать сбор, анализ и изучение данных по организации и проведению мероприятий;
  • доводить задачи и организовывать работу формирований образовательного учреждения при выявлении ухудшения обстановки и необходимости выполнения возникающих работ, контроль за их выполнением;
  • проводить тренировки по оповещению персонала и учащихся;
  • разрабатывать методический материал для проведения “Дня защиты детей” и проводить его;
  • постоянно пополнять и совершенствовать учебно-материальную базу по ГО;
  • своевременно представлять отчеты по ГО.

Заместитель начальника по материально – техническому обеспечению – завхоз

Подчиняется директору образовательного учреждению и отвечает за материально- техническое обеспечение ГО образовательного учреждения.

На него возлагается:

  • ежегодная подача заявок в органы управления образованием на необходимое химическое, медицинское имущество и своевременное их получение;
  • оборудование помещений для хранения имущества ГО;
  • обеспечение имуществом ГО плановых занятий, тренировок, военно-спортивных игр, “Дня защиты детей”;
  • составление расчетов на вывоз ценного имущества образовательного учреждения в безопасные районы.

Обязан:

  • обеспечить передачу школьного имущества в военное время;
  • участвовать в разработке документов по ГО образовательного учреждения по вопросам МТО и разрабатывать предложения по его улучшению.

Все функциональные обязанности утверждены начальником ГО – директором школы.

Должностные лица ознакомлены с функциональными обязанностями под роспись.

Один экземпляр хранится у ответственного работника по ГО и ЧС, а второй у должностного лица.

ЗВЕНЬЯ самозащиты образовательного учреждения.

Для защиты персонала и учащихся при ведении ГО в образовательном учреждении созданы формирования из постоянного состава школы. Формирования создаются в виде звеньев самозащиты:

– звено охраны общественного порядка – 3 чел.;

– противопожарное звено – 6 чел.;

– санитарное звено – 3 чел.

– звено оповещения и связи – 2 чел.

Предназначение формирований:

звено охраны общественного порядка – для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;

противопожарное звено – для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;

санитарное звено – для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.

Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения.

Полная готовность – такое состояние формирований, при котором они способны организованно и в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир.

Получив задачу на приведение формирования в полную готовность, командир обязан:

– в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

– оповестить личный состав и обеспечить полный сбор формирования;

– организовать выдачу табельного имущества и СИЗ;

– доложить о готовности старшему начальнику.

Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.

Обязанности личного состава формирований

Командир формирования – несет личную ответственность за подготовку, дисциплину, морально- психологическое состояние подчиненного личного состава, поддержание постоянной готовности формирования, своевременное выполнение задач. Командир формирования является прямым начальником всего личного состава и обязан:

– знать состав формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личного состава имуществом;

– знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных;

– постоянно совершенствовать личную подготовку по ГО, организовывать и проводить занятия с личным составом по специальной подготовке;

– поддерживать постоянную готовность личного состава для выполнения задач;

– умело руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями;

– проводить периодические тренировки, чтобы поддерживать повседневную готовность формирования на должном уровне.

Личный состав формирования обязан:

– знать задачу своего формирования;

– своевременно и точно выполнять свои обязанности;

– своевременно и точно выполнять приказы и распоряжения командира;

– знать и строго соблюдать меры безопасности при проведении работ.

Заключение

Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.

Читайте также: