На какой парте должен сидеть ребенок в очках в школе

Обновлено: 05.07.2024

С советских времен школьников с плохим зрением принято сажать за первые (ну или в крайнем случае за вторые) парты. Офтальмолог Вадим Бондарь рассказывает, есть ли в этом смысл.

Вопрос. У ребенка к третьему классу ухудшилось зрение. После обследования у врача-офтальмолога были выписаны корректирующие очки и даны рекомендации сажать ребенка на занятиях в школе не далее второй парты. Но учитель игнорирует рекомендации врача, мотивируя это тем, что ребенок высокого роста и будет мешать тем школьникам, которые ниже его. Как быть?

Ответ. Родители довольно часто приходят к окулисту и беззастенчиво просят справку, чтобы ребенок сидел за первой партой. Для этого могут быть разные причины, и часто они вообще не связаны со зрением — например, это плохое поведение ребенка или желание сидеть рядом с конкретным одноклассником.

Нигде в мире детям не выдают справки, чтобы они сидели за первой партой. Дети с проблемным зрением, которое можно скорректировать очками или линзами, должны сидеть там, где скажет учитель.

Исключение — если ребенок слабовидящий. Это крайне редкая ситуация, когда дети, даже надев очки или линзы, видят в кабинете окулиста меньше двух первых строчек. Тогда их можно посадить за первую парту. Всех остальных — нет. Если даже у ребенка –15 и он корректирует зрение очками, он не считается слабовидящим.

От того, что школьник сидит за первой партой, нет никакой пользы. Это выдумка. Слабовидящие дети должны сидеть за первой партой только потому, что в ином случае они просто не смогут усвоить материал. Все остальные (в том числе дети, которые носят очки) могут сидеть за любой партой — на качестве их учебы или восприятия материала это никак не скажется.

Материал подготовила Екатерина Красоткина. Фото: Shutterstock / fotosparrow

за какой партой ребенок в очках

Очки в ранце

По мнению педагога Татьяны Сизых, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:

” - По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.

- За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.

Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:

- Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.

Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.

за какой партой ребенок в очках

Парты в дефиците

” - Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.

- Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.

- Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.

” - А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.

за какой партой ребенок в очках

До семи лет – никаких гаджетов

Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.

- Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.

Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.

Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.

Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.

Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.

В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.

за какой партой ребенок в очках

Нормы и правила

Желаем всем здоровья и успехов в учебе - за любой партой!


Дети с особенностями здоровья, Школа

Многие родители убеждены, что если их ребенок-школьник имеет близорукость, то он обязательно должен сидеть в классе за первой партой. Для этого они обращаются к офтальмологу и просят выписать соответствующую справку. За какой партой на самом деле должен сидеть близорукий ребенок, расскажем в этой статье.


Несколько лет назад офтальмологическая практика была такова, что детям с близорукостью выписывали очки только при значительном ухудшении зрения, при этом их оптическая сила корректировала нарушение рефракции лишь частично. Врачи придерживались мнения, что 100%-ная коррекция зрения может навредить глазам, потому что при ней зрительные органы перестают самостоятельно работать. То есть ребенок в очках с неполной коррекцией видел немного лучше, чем без них, но все же не мог издалека четко разглядеть буквы на доске. Именно по этой причине офтальмологи давали рекомендацию сажать таких ребят за первые парты в школе.

Многочисленные современные исследования доказали, что неполная коррекция является малоэффективным средством в борьбе с близорукостью, и сегодня большинство врачей прописывает детям очки, которые на 100% корректируют нарушение рефракции.

В этой ситуации полностью отпадает необходимость сажать детей ближе к доске, потому что в очках или контактных линзах они прекрасно видят с любой парты. Также специалисты отмечают, что удаленность парты не влияет на прогрессирование миопии.


Зачастую детям, которые носят очки для близорукости, современные врачи советуют сидеть на третьей или четвертой парте для того, чтобы естественным образом тренировался аппарат аккомодации. Когда ребенок смотрит то на доску, то учится приспосабливаться к рассматриванию предметов вблизи и вдали, что благоприятно влияет на здоровье зрительного аппарата.

Когда показана первая парта?

И все же существует ряд медицинских показаний для того, чтобы школьник все же сидел за первой партой.

  • Медикаментозное лечение, которое устраняет спазм мышц аккомодации.
  • Врожденные заболевания глаз и нарушения зрительного развития.
  • Функциональное (аппаратное) лечение.
    В период прохождения аппаратного лечения ребенок по несколько часов в день проводит в глазной клинике, выполняя упражнения и проходя разные офтальмологические процедуры. Нагрузка на глаза сильно возрастает, врач может выписать справку, чтобы школьника посадили за первую парту.
  • Близорукость до назначения очковой или контактной коррекции зрения.
    Пока ребенку не выписали очки или контактные линзы, офтальмолог может дать рекомендацию сидеть за первой или второй партой. Однако подобная рекомендация влияет, скорее, на качество учебы, а не зрения, потому что позволяет школьнику лучше усваивать информацию, написанную на доске.


Таким образом, первая парта не является панацеей от проблем со зрением, а последняя — их причиной. Чтобы защитить глаза школьников, нужно регулярно водить их на прием к офтальмологу, ограничивать время использования гаджетов, в перерывах между уроками проводить гимнастику для глаз.Также (по гигиеническим нормам) учитель должен регулярно пересаживать детей на разные ряды, чтобы они смотрели на доску под различными углами и тренировали разные глазные мышцы.

Евгения Васильевна Голубева

Проверка зрения ребенка у окулиста

Дети в школе

Развенчиваем оба мифа!

Откуда взялись эти мифы? Конечно, от незнания. Ребенок, который хорошо видит, может сидеть на любой парте в классе, и везде ему будет хорошо видно. В течение урока он будет переводить свой взгляд от предметов расположенных близко, например, на парте, на объекты, расположенные вдалеке, тем самым тренировать свою аккомодацию (механизм, который позволяет перенастраивать зрительную систему на разные расстояния). Причем когда человек смотрит вдаль, его зрительная система отдыхает, а мышцы расслабляются. Напротив, работа на близком расстоянии требует затрат, а длительная напряженная работа вблизи ведет к перенапряжению зрения. Отсюда следует вывод: если ребенок с нормальным зрением или с дальнозоркой рефракцией постоянно сидит близко к доске, его глаза все время урока находятся в напряжении. Со временем это напряжение может перейти в близорукость. Надо сказать, что во времена СССР при миопии не торопились выписывать очки, а при их назначении острота зрения не соответствовала 100%. Поэтому и возникала необходимость посадить ребенка поближе. В современных условиях подходы к коррекции миопии изменились. Российские врачи назначают полноценную коррекцию, что позволяет ребенку хорошо видеть вдаль. Поэтому при назначении очков мы настоятельно рекомендуем не стремиться к первой парте, а позволить ребенку сесть подальше, чтобы давать возможность глазам периодически расслабляться.

Нарушение зрения у школьников

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость– очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Гимнастика для глаз
Что лучше носить ребенку, линзы или очки?

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

Читайте также: