Исследовательская деятельность в начальной школе внеурочная деятельность

Обновлено: 19.05.2024

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Тема: Исследовательская деятельность как форма организации внеурочной работы в начальной школе

Выполнил(а): Камалеев Денис Евгеньевич Ш-38

(Фамилия, имя, отчество) (группа)

Руководитель: Ветчанинова Елена Юрьевна, преподаватель колледжа

Глава 1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе как психолого – педагогическая проблема………………………………………. 6

1.1. Общая характеристика внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС начального общего образования ……………………………..6 1.2. Формы и методы организации внеурочной деятельности младших

Глава 2. Исследовательская деятельность как форм организации внеурочной

работы в начальной школе…………………………………………………….12

2.1. Исследовательская деятельность: основные характеристики…………12 2.2. Особенности организации исследовательской деятельности в начальной школе ………….…………………………………………………………….….16

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную педагогику пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека [13].

Рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте школьника, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы в школе и грамотного оформления самого проекта. Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта[]. Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений". Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.

Ни . для . кого . не . является . секретом, . что . детская . потребность . в исследовательском . поиске . обусловлена . биологически. . Всякий . здоровый ребенок . рождается . исследователем[3]. . Неутолимая . жажда . новых впечатлений, . любознательность, . стремление . наблюдать . и экспериментировать, . самостоятельно . искать . новые . сведения . о . мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Постоянно . проявляемая . исследовательская . активность . - . нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. . Именно . это . внутреннее . стремление . к . познанию . через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского . обучения. . В . современном . динамичном . мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Проблема включения младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой [9]. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются основные формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а следовательно, и успешную социализацию младшего школьника[14].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления исследовательской компетенции. Именно это внутреннее стремление познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи исследовательского обучения:

Развитие познавательных потребностей младших школьников.

Развитие познавательных способностей младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Таким образом, исследовательская компетентность, по мнению ученых, академиков, - относится к числу ключевых.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

давать определение понятиям;

делать умозаключения и выводы;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.), овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы, - тесно связаны с развитием дивиргентного творческого мышления. Учащиеся постепенно овладевают приемами проведения и собственных исследований.

Скажите, присматривались ли вы, как капает дождевая капля?

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способность управлять своей познавательной деятельностью, формирует умение слушать, вести диалог в соответсвии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, и подготовит к взрослой жизни.

Задания позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд.

Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.

Так как у каждого персонажа существуют определённые ресурсы

для решения возникшей проблемы, то данное упражнение способствует развитию умения проиграть различные способы её решения.

Пример: Представь, что Крокодил Гена, Фрекен Бок, старуха Шапокляк, Малыш, Карлсон живут все вместе и решили завести домашнего питомца. Какие доводы, и в пользу какого животного они могут приводить?

Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назна-чению.

Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банка из-под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.

Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества разных признаков одного предмета.

Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Упражнения на умение выдвигать гипотезу

Почему корабль не тонет?Почему самолёт не падает?Почему человек не летает?Почему медведь зимой спит?Почему плачут, когда режут лук?

Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

СумкаСольПипеткаНосовой платокЗубочисткаАвтомобильМолоток

За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.Не горит лампочка в люстре.

Сегодня в парке весь день звучала музыка.Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.

Наступила зима, а утки не улетели.

Как правильно сформулировать проблему?

пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)

Гипотезы, предположения, а также различные провокацион­ные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные экспе­рименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких усло­виях это применимо?

Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно ис­пользуем следующие слова:

Может быть; Предположим; Допустим; Возможно; Что если.

Упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: письменный стол; нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; проект постройки дома; чайник; реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака.

Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное дейст­вие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько упражнений: Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему весной тает снег? Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему летом снег в горах не тает? Почему бывают наводнения? Почему зимой идет снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю? Почему в космос летают ракеты? Почему самолет оставляет след в небе? Почему многие дети любят компьютерные игры? Почему бывают землетрясения?

Задания на развитие умений задавать вопросы

Для развития умения задавать вопросы используются раз­ные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изобра­жен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

Что такое конвейер? Почему главную площадь нашей страны называют Красной? Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отве­чающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

кто. ? что. ? когда. ? где. ? как. ? почему. ?

А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

Задания на развитие умений давать определения понятиям

приемы, сходные с определением понятий

Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Любая наука широко использует описания. Описать объект значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Обыч­но описание фиксирует результаты наблюдений и эксперимен­тов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. Для описания в исследовательской практике применяются как язык, которым мы пользуемся в обычной жиз­ни, так и специальные, искусственные языки.

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 2. -М., 1992. - С. 159-160]

Еще один пример более детального, подробного описания животного из другого тома этой же книги:

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. - С. 471]

Очевидно, для того чтобы сделать такое описание, надо быть очень внимательным наблюдателем. Предложите детям сделать собственное описание оленя. Затем в ходе коллектив­ного обсуждения можно сравнить собственные описания между собой и с описанием А. Э. Брема. То же можно проделать и с описаниями других животных, птиц, насекомых, сделанными разными специалистами. Выполняя зту работу, необходимо объяснить детям некоторые простые правила. Любое описание должно быть: полным; точным; кратким.

Еще одно развивающее упражнение - сравнивать собствен­ные описания с описанием этих же предметов не ученых-классиков, а одноклассников. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое суще­ство (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а за­тем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного об­суждения наиболее полное, точное и при этом краткое. Детям младшего школьного возраста, подросткам, а нередко старшеклассникам нелегко давать определения понятиям, но, как показала наша экспериментальная работа, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умений наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем, на этой основе, ясно и четко формулировать понятия.

Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это де­лается с помощью описания.

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. -С. 418]

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серь­езное задание. Отгадка загадки - это ее определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его опреде­ляющая часть.

Приведем несколько примеров загадок-определений:

Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она.[редиска)

Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.(арбуз)

Отцвел желтенький цветок, Остался беленький пушок.(одуванчик)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи!(собака)

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.(сорока)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Ъусинки-дробинки.(горох)

Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной, На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят (ландыш)

Стоят в поле сестрички; Желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (еж)

Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком.(пчела)

Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продук­тивность, оригинальность, гибкость мышления может стать за­дание сочинения загадок, в том числе и юмористических. Можно сочинять аналогичные тем, что представлены выше, можно при­думывать и совсем новые.

Кроссворды. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении по­нятий. На это занятие мы также привыкли смотреть как на простую забаву. А между тем в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явле­ний, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не мо­жем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логи­чески, но и активизировать собственные знания, а часто и вооб­ражение.

Этим словам подгруппа дает четкие определения. После че­го предлагает другой подгруппе ответить, что означают эти сло­ва. И просит дать их определения. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает психолог.

Задания на развитие умения наблюдать.

Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогут следующие упражнения:

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах. Их можно использовать в данных целях.

Задания на развитие умения проводить эксперименты

Эксперимент — важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:

Что будет, если все станут выше ростом?

Что можно сделать из куска бумаги?

Американские специалисты, работающие с одаренными детьми, предлагают такие вопросы:

На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Приведу несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное младшим школьникам.

Эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Приготовим листы бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтилен разной плотности, кусочки различной ткани. Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Много интересных опытов можно провести с магнитом и металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.

Задания на развитие умения делать выводы и умозаключения

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.). Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми. Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т.п.

Приведу пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Исследовательская работа в начальной школе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, тема работы была выбрана в рамках курса Кубановедения и звучала как нельзя лучше “Мой город. Мое село”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села Кирилловка, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по селу Кирилловка. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже для участия в конкурсе “Малый уголок великой России” потребовалось расширить путеводитель и включить в него музейные материалы, рекламные проспекты здравниц, сделать дополнительные фотографии, оформить в соответствии с положением конкурса.

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.

1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

2.Сделать рисунок или фотографию.

3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.

4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках внеурочной деятельности, окружающего мира, классных часах.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект “Зеленая аптека на службе человека” занял 3 место на городской научно-практической конференции “Шаг в будущее” и стал лауреатом на краевом конкурсе Малой академии наук учащихся Кубани “Эврика”. Сейчас трое моих учеников работают над собственными проектами, готовя их к участию в фестивале научных и творческих работ учащихся “Портфолио” и к научной конференции “Шаг в будущее”. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.


В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность данных условий.

Ключевые слова: умения, исследовательские умения, познавательная активность, мыслительные операции.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Долгое время нас приучали к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании [6].

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательские умения младших школьников включают в себя творческую деятельность, направленную на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Они обеспечивают условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, являются средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяют формировать предметные и общие умения [5]. В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: исследовательские умения Л. В. Занков понимает как стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи [4].

При анализе психолого-педагогической литературы обнаруживаются противоречия:

– между необходимостью развития интеллектуальной и творческой личности и недостаточностью сформированности исследовательских умений у учащихся начальных классов;

– между необходимостью формирования исследовательских умений и недостаточностью средств, используемых в практике современной школы.

Выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости обращения к поиску педагогических условий способствующих формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Исследование строилось на предположении о том, что к педагогическим условиям, способствующим формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, правомерно отнести:

– включение младших школьников в выполнение исследовательских проектов, КТД;

– проведение игр, викторин познавательной направленности.

Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Коллективное творческое дело предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

При формировании исследовательских умений использовались следующие познавательные игры: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей, почемучкины игры и игры-обзоры (игры истории).

С целью проверки эффективности выявленных условий нами была организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилосьна базе школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима. В эксперименте участвовало 26 учеников 1 класса. Учащиеся были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. Численность каждой группы составило 13 человек. Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста (таблица 1).

Критерии ипоказатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Способность к самостоятельности

Умение самостоятельно работать с источниками информации, искать способы решения поставленных задач.

Умение выявлять смысл изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладение способами применения знаний в измененных условиях

Методика познавательной активности Ч. Д. Спилбергера

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Овладение умениями анализа, синтеза, сравнения.

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития исследовательских умений:

Для высокого уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Средний уровень исследовательских умений характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Для низкого уровня характерно: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

Результаты констатирующего этапа работы по определению уровня сформированности исследовательских умений учащихся начальных классов показали:

В экспериментальной группе 52 % человек демонстрируют низкий уровень исследовательских умений учащихся начальных классов, а в контрольной группе 45 %.Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности.

45 % (экспериментальная группа), 52 % (контрольная группа) — средний уровень самоэффективности: появление внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

У 3 % экспериментальная и контрольная группа — высокий уровень уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащиеся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации).

Таким образом, анализируя полученные результаты по методикам, определяющим уровень развития самостоятельности учащихся, познавательной активности и усвоения процессов анализа, синтеза, сравнения, можно сделать вывод о том, что у младших школьников преобладающим является средний и низкий уровень сформированности исследовательских умений.

Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Ученики редко проявляют инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывают идей, предложений, предположений по работе.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, на формирующем этапе мы разработали и реализовали педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты: 40 % — высокий уровень исследовательских умений, 60 % — средний уровень. Это значит, что учащиеся обладают устойчивыми внутренними и внешними мотивами к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Итоги опытно-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Результаты исследования направлены на совершенствование деятельности педагога в аспекте проблемы формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская работа, умение, познавательная активность, внеурочная деятельность, оригинальный подход, учащийся, исследовательское умение учащихся, контрольная группа, опытно-экспериментальная работа.

Читайте также: