На какой основе выделяются задачи развития речи детей кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вопросы
1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
2. На какой основе выделяются задачи развития речи детей?
3. Каковы особенности задач ознакомления с художественной литературой и подготовки к обучению грамоте? Как они связаны с задачами речевого развития детей.
4. Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?
5. Что такое методические принципы обучения? Как они связаны с общедидактическими принципами? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи? Приведите примеры.
6. Дайте определение программы развития речи.
7. Каковы научные основы программы развития речи дошкольников?
8. Почему основным средством речевого развития детей является общение?
9. При каких условиях общение становится средством, развивающим детскую речь?
10. Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста по сравнению с общением со взрослыми?
11. Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях?
12. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?
13. Как проявляется взаимосвязь различных средств развития речи в целостном педагогическом процессе?
14. Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей? Почему нужны продуктивные методы?

Аня, ты всё таки уточни, что в твоем понимании "помогите ответить" ?
Литературу, что ли нужную перечислить? Уточни.
Только ты точно должна понимать, что "помогите ответить" , это не значит ВСЁ СДЕЛАТЬ ЗА ТЕБЯ.

5 вопрос Методические принципы обучения — это основные правила, формулирующие существенные требования как к содержанию, так и к организации обучения.
Методические принципы - исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи.
Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.
Принцип наглядности, Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Принцип развития речи - развитие письменной и устной речи, Применяется Словесный метод, обьяснение, наглядный, практический метод -Применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.

О задачах развития речи.

дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач : воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования :

• Владение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

1/ Развитие речи :

• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

• Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;

• Принцип развития языкового чутья;

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

• Общение взрослых и детей;

• Культурная языковая среда;

• Обучение родной речи на занятиях;

• Изобразительное искусство, музыка, театр;

• Занятия по другим разделам программы

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

• Чтение и рассказывание художественных произведений;

• Рассказывание без опоры на наглядный материал

• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

• Метод наблюдения и его разновидности

• Чтение художественной литературы

• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

• Пересказ с перестройкой текста

• Дидактические игры на развитие связной речи

• Творческие задания

Приемы развития речи

• Оценка детской речи

• Показ иллюстративного материала

• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

• Игровое сюжетно-событийное развертывание

• Игровые проблемно-практические ситуации

• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

• Ролевые обучающие игры

1. Изучение методической литературы Сентябрь - ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Отчет о выполнении годовой задачи по формированию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Развития речи дошкольников посредством логопедической ритмики

Развития речи дошкольников посредством логопедической ритмики Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.


Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный(формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Основная работа по развитию речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы речевого развития дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.

Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохина, Кониной (закономерности речевой деятельности)).

Основные направления определения задач речевого развития:

Структурное - формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.

Задачи речевого развития :

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформу­лировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характерис­тиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых еди­ницах: звук — слог - слово - предложение - текст;

- различение звуков по их качественной характеристи­ке: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и сви­стящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слого­вой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя зву­ками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

Задачи словарной работы:

- обогащение словаря тематическими группами слов;

- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт);

- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначно­го слова; раскрытие семантических отношений (ознакомле­ние с синонимами и антонимами разных частей речи - су­ществительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

Задачи формирования грамматического строя речи:

- формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

- обучение правильному образованию, склонению и упот­реблению слов в единственном и множественном числе;

- развитие умения образовывать наименования детены­шей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица- цыпленок);

- обучение умению соотносить название глагола-движе­ния с действием предмета, человека, животного;

- составление предложений разных типов — простых и сложных.

4 ) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

Задачи развития связной речи:

- формирование элементарных представлений о структу­ре текста (начало, середина, конец);

- обучение соединению предложений разными способа­ми связи;

- развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

- обучение построению высказываний разных типов — описаний,повествований, рассуждений; подведение к осозна­нию содержательных и структурных особенностей описатель­ного, в том числе и художественного, текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблю­дением логики изложения и использованием средств художе­ственной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

- использование для высказываний разных типов соот­ветствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Ведущие задачи по возрастам:

до 1 г .

развивать умение понимать речь взрослого, формировать предпосылки активной речи

от 2-3 до 5-7 мин. - игры-занятия

до 2 л .

+ развитие понимании речи, словаря, худ.лит.

I мл.

+ формирование словаря + развитие звуковой культуры речи + связной речи

15 мин. - занятия индивидуальные или по подгруппам (вводная, основн., заключ. части)

I I мл.

+ формирование грамматического строя речи

сред.

20 мин. – заучивание, рассказывание – экск.

стар.

30-35 мин. – занятия фронтальные и комплексные, меньше наглядности, дети более самостоятельны

подг.

+ подготовка к обучению грамоте

Задание. Рассмотрите схемы № 1, 2. Дайте характеристику задачам речевого развития в соответствии с ФГОС в ДО.

Схема 1.


Схема 2.



"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).


ВложениеРазмер
Ф.Сохин Ф. О задачах развития речи (журнал "Дошкольное воспитание№ 09.1975"). 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

О задачах развития речи

Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду - развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте. Рассмотрим некоторые из перечисленных задач.

Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь -развивается постепенно.

В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении своей звуковой формой, интонацией, сопровождая действия взрослого. Смысловое содержание речи ребенку непонятно.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, выражают чувства, а не мысли. Этого становится совершенно недостаточно, когда во втором полугодии обогащаются взаимоотношения малыша со взрослым (а также с другими детьми), усложняются его движения и действия, расширяются возможности познания. Теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще всего просто невозможно. Нужен язык слов, нужно речевое общение взрослого с ребенком.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития речевого общения - здесь зарождается намеренность речи, ее направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.

Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения.

К трем годам словарь ребенка возрастает до тысячи и более слов. В состав словаря входят все части речи, частицы, междометия.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления; восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать его основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Работа по развитию связности речи начинается раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания, например пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым будет развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной монологической речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Составление письма обычно проводится коллективно, но это вовсе не означает, что исчезает монологичность речи, снижаются требования к преднамеренности, осознанности построения текста: ведь текст составляет каждый ребенок. Более того, коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста, которые продолжают изложение содержания. Эта способность, собственно, и является сутью произвольности (преднамеренности), осознанности построения высказывания. Однако преимущественное использование коллективной формы работы не исключает индивидуальное составление письма. Необходимо сочетание того и другого.

Используя составление письма, можно достичь значительных результатов в развитии связности устной речи ребенка, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями. В этом случае речь, оставаясь устной по внешней форме, строится на уровне развернутости и произвольности, характерном для письменной речи, и благодаря этому по своей структуре, по качеству связности будет приближаться к ней.

Связная речь, таким образом, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком -звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем развитие мышления ребенка невозможно без усвоения им новых слов, закрепляющих получаемые новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием ребенка, с ознакомлением его с окружающей действительностью.

Говоря об осознании речи ребенком, вычленении в ней языковых единиц, следует подчеркнуть, что оно имеет смысл и непосредственной подготовки к обучению грамоте, и формирования у детей тех элементарных знаний и представлений о речи, которые помогут им усваивать курс родного языка в школе. Осознание речи, происходящее при подготовке к обучению грамоте, имеет очень большое значение и для общего речевого развития. На основе осознания формируется произвольность речи: намеренность выбора и смыслового содержания высказывания, и языковых средств, которыми оно может быть выражено наиболее точно. Ребенок овладевает умением сознательно, произвольно строить свою речь.

Постигая законы физики, человек получает возможность управлять определенными явлениями внешнего мира. Познавая законы какой-нибудь своей, человеческой деятельности, он приобретает способность управлять ею, совершенствовать ее. Поэтому осознание речи ребенком - это не просто условие успешного овладения чтением и письмом, не просто расширение знаний и представлений о речи. Это - важное средство дальнейшего развития ее, совершенствования, повышения ее культуры.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи будет раскрыто в последующих главах.

1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?

2. На какой основе выделяются задачи развития речи детей?

3. Каковы особенности задач ознакомления с художественной литературой и подготовки к обучению грамоте? Как они связаны с задачами речевого развития детей.

4. Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?

5. Что такое методические принципы обучения? Как они связаны с общедидактическими принципами? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи? Приведите примеры.

цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный(формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный(формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).




2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Читайте также: