На что обращает внимание мцыри в окружающей его природе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основу произведения положен сюжет о послушнике, сбежавшем из монастыря. Существование (полноценной жизнью он назвать это не может) в заточении угнетает юношу, поэтому он решается на побег. На свободе герой проводит три самых счастливых дня. Однако он вынужден (хоть и не по своей воле) вернуться в темницу, так как ранен в бою с барсом. За простыми на первый взгляд событиями лежит глубокий философский подтекст, описания природы как раз и помогают его раскрыть.

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

В этих строках — покой и умиротворение, даже бурные кавказские реки обнимаются, как сёстры. Но какой контраст с дальнейшими событиями!

Этот контраст подчёркнут и композиционно: поэма делится на две неравные части. Пустые годы жизни в заточении умещаются в несколько небольших глав, тогда как дням на свободе посвящена основная часть произведения. Мцыри проживает целую жизнь (пусть и маленькую, пусть и всего три дня), наконец учится слышать свои желания, начинает понимать собственный внутренний мир. Например, ради цели (достичь отчего дома) отказывается от возможной любви (встреча с прекрасной горянкой).

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему…

Есть ещё одна особенность: Мцыри видит природу во всей гармонии, естественно воспринимая все её проявления. И безмятежное утро, и грозный рёв потока, и непроглядная тьма ночи, и изнуряющий зной дня — он созерцает всё с равным вниманием (заметим, что далее слова умирающего юноши):

Однако рок (фатум) неумолим. Обессиленный Мцыри вынужден вернуться в монастырь:

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод: описания природы выполняют несколько функций. Во-первых, изображают экзотическое место действия, что обязательно для романтического произведения. То есть служат декорациями. Во-вторых, через пейзаж раскрывается образ героя, его мысли, взгляды на жизнь, настроение, эмоции. То есть являются иллюстрациями. В-третьих, описания свободной природы противопоставлены картинам мрачной монастырской жизни, что и формирует конфликт — противостояние героя и общества. То есть это элемент художественной организации поэмы.

Красота Кавказа просто ослепляет героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.

Жил да был один прогульщик, пятиклассник Костя Моргунов. Как и все мальчишки он любил физкультуру да труды, а остальное - нет. И вот, посмотрев расписание, Костя воскликнул:
- Завтра одни только глупые и скучные предметы! Не пойду я в школу.
Следующим утром, наш прогульщик увидел, что мама уже ушла на работу, а папа спит. Не долго думая, Костя спрятал свою обувь и верхнюю одежду, имитируя свой уход, и залез в шкаф.
Вот, папа проснулся. Шли минуты в душном шкафу, а папа всё не уходил. Спустя два часа, отец всё-таки ушел по делам.
Мальчик. вылез из своего убежища и посмотрел в окно. На снежных горках катались одноклассники.
И тут Костя вспомнил, что учительница говорила, что завтра - выходной.

Четырнадцатилетней королеве под Новый Год очень захотелось подснежрикоа, и её глашатай объявляет приказ. Мачиха со своей дочкой очень хотят эту награду и сраху посылают падчирицу в лес. Падчирица долго бродит по лесу и вскоре встречает двенадцать месяцев, которые греются возле костра. После недолго разговора, три месяца зимы соглашаются уступить Апрелю место на часок. Всё вокруг начинает цвести, появляется много подснежников, падчирица быстро их собирает, благодарит месяца и уходит. После прихода падчирицы домой, мачиха со своей дочкой хватают подснежники и бегут во дворец. Королева получает подснежники, объявляет Новый Год и заставляет мачеху с дочкой показать ей место на котором растут подснежники. Мачиха с дочкой ей врут и она грозится их казнить, а двенадцать месяцев превращают их в собак и запрягают в королевскую упряжку. Красивые сани и сундучок с нарядами дарят падчирице двенадцать месяцев.
~Конец~

Произведения Марка Твена великолепны. Автор хорошо передает дружбу Тома и Гекльберри Финна, хорошо показывает воспитывание тетушкой Тома, их прекрасные путешествия на плоту.

Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.

Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.

Мцыри описание природы

Сочинения

Начало произведения

С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.

Описание природы в поэме лермонтова мцыри

Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.

Три дня на воле

Все, увиденное героем, по факту и есть его жизнь, самые волнующие эмоции в ней. Для постижения характера юноши очень важно обратить внимание на то, как в своем покаянии он описывает картину природы.

На первый взгляд образ мира, вставший перед героем, великолепен и безоблачен:

Роль природы в поэме мцыри

  • богатые поля;
  • танцующие деревья;
  • причудливые горы.

Кавказ недаром относят к краю вольности. Ведь вид на его горы и бесконечные леса дает удивительное чувство свободы. Если взять Мцыри, то он тоже все это ощущает. Чарующая красота вокруг дает ему драгоценные воспоминания о его семье, которые он утерял, пребывая в заточении.

Природная стихия

Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

Взгляд Мцыри на внешний мир

Из рассказа героя можно понять, что к природе он не относится восторженно. Юноша принимает ее целиком такой, какая она есть. Все для него естественно:

Природа в поэме мцыри

  • безмятежные и тревожные картины;
  • спокойствие утра и рев потока;
  • кромешная тьма ночью;
  • немыслимый зной в дневное время.

Герой представляет природу как единый гармоничный организм, ничего не добавляя и не удаляя из нее, и это доказательство широты души Мцыри.

Схватка с барсом

Описание природы в поэме мцыри

Смерть героя

Большую роль в произведении играют образы природной стихии в виде грозы, животного, вступившего в схватку с героем, горного потока. Они прибавляют новые детали к портрету Мцыри. Наблюдая за бурным ручьем, герой видит, как поток бессмысленно спорит с руслом. Это он применяет и к своей судьбе: лишившись всех сил, возвращается в монастырь. Тут он с досадой утверждает: хоть и относил себя к настоящему дитя природы, затворничество изменило его, отрезало связь с внешним миром.

Юноша умирает, а пейзаж над ним опять становится спокойным: расцветает акация, солнце резвится в саду, день сияет голубым небом. С одной стороны, такое состояние природы оттеняет бурю, возникшую в душе Мцыри, а с другой, приводит поэму к логическому завершению. Герой уходит из жизни, оставшись в ладах с этим миром, и последний его взгляд задерживается на Кавказе, таком далеком и недосягаемом.

Описывая природу, Михаил Юрьевич раскрывает всю ценность своего поэтического языка. Почти всегда он прибегает к привычным для романтической литературы приемам, используя эпитеты и сравнения. Однако наряду с этим Лермонтов создает собственные высокохудожественные описания, прочитав которые можно без доли сомнения ответить на вопрос Мцыри, что земля прекрасна, потому что это произведение автора служит ей гимном.

Читайте также: