Риторика стилистика культура речи и развитие речи учащихся анализ новых школьных учебников

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Тарасова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Большекарайская СОШ им.Н.Ф.Сосина
Населённый пункт: село Большой Карай
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большекарайская средняя общеобразовательная школа

Учителя русского языка и литературы

Тарасовой Екатерины Алексеевны

Образование: высшее

БОЛЬШОЙ КАРАЙ 2015-2016

Актуальность.
Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Необходимы поиски эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Сегодня особенно важно для педагога пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.
Цель данного проекта
: Развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции. Для достижения цели поставлены следующие
задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме. 2) Развивать интерес к своему предмету. 3) Активизировать самостоятельную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся. 4) Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. 5) Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
Объект исследования:
образовательный процесс

Предмет исследования
: речевая культура учащихся 5-7 классов

Этапы реализации проекта

Подготовительный : Сентябрь 2013 – Октябрь 2013

Изучение материалов по теме проекта.

Основной: Октябрь 2013– октябрь 2016

Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих

развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической

литературы по теме.

Заключительный
:
октябрь 2016 -

декабрь 2016

начало текста –

Составь рассказ

началу
… 2. Однажды со мной приключился такой случай. Иду я в школу и вдруг замечаю…
Пример:
Однажды со мной приключился такой случай. Иду я в школу и вдруг замечаю, что все прохожие смотрят на меня с интересом. Ну, думаю, какая я сегодня красивая! Иду, счастливая и жизнерадостная. Подхожу к школе. Даже первоклассники смотрят на меня с интересом и изумлением! Захожу в класс и слышу издевательский смех! А потом голос одноклассницы: — Что же у тебя на голове? Тут я вся похолодела. Боже мой! Как я могла забыть, что перед сном накрутила бигуди?! Кошмар! Долго я потом не могла успокоиться, плакала навзрыд, а девчонки меня наперебой успокаивали, рассказывали казусы из своей жизни. Позже я, конечно, успокоилась и даже посмеялась над собой — а что ещё поделаешь в таком случае? (Самойлова Наташа 7 кл.)
На

четверостишие

пропусками и

восстановить

текст.
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад, Листья (пожелтелые) по ветру летят. Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.
Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам : 1-летний дождь, 2-осенний дождь, 3 - весенний дождь. Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Пример:
Осенний дождь навевает грусть и тоску. Он очень отличается от весеннего и летнего дождя, которые приносят радость нам и обновление природе. Жаркое лето сменяется холодной осенью, вместо теплых солнечных дней наступают сырые и промозглые. В дождливую осеннюю погоду даже не хочется выходить из дома, а хочется укутаться в мягкий плед и смотреть в окно, наблюдая, как тяжелые капли барабанят по подоконнику, опускаются на землю, не задерживаясь на сбросивших листву деревьях. И какое же это, оказывается, интересное зрелище! За окном льет дождь, а дома тепло и сухо, в руках любимая книга. Такое времяпрепровождение возможно только осенью ,во время дождя, поскольку именно в эту пору года человеком овладевают чувства грусти и меланхолии. (Кибирева Вика 7 кл.) При изучении темы "Лексика" в 5 классе провожу упражнения лексико- семантического характера. Основное назначение данного вида упражнений – увеличение и уточнение лексического запаса учащихся. Упражнения этого характера помогают учащимся осознать смысл слова, учат их сознательно выбирать слова из своего лексического запаса, воспитывают у них внимание к слову и его значению. Поскольку в этих заданиях школьники встречаются главным образом с незнакомой для них лексикой, то большинство их выполняется с помощью толкового словаря. Мы пользуемся на уроках русского языка в 5-6 классах "Школьным толковым словарем и маленькими словариками в конце учебника.
Вот образцы упражнений лексико-семантического характера.
1. Найдите в толковом словаре данные слова и выясните их лексическое
значение (аквариум, стеллаж, ипподром, экспорт, тайфун, нейлон, озимь, аттракцион). 2. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные слова (операция, фронт, язык, нагрузка, броня, разряд, мир, голова, перо, светлый,). 3. Укажите слова, имеющие прямое и переносное значение: а) спутник Земли – дорожный спутник, свет солнца – свет знаний; б) золотое кольцо – золотая осень, теплое молоко – теплая встреча, волчий след – волчий аппетит; в) время летит – самолет летит, дождь идет – ребенок идет. 4. Пользуясь толковым словарем, составьте предложения с многозначными словами и словосочетаниями. а) корень, время, полотно, лента, чистый, легкий, тонкий, плыть; б) море пшеницы, холодный прием, золотые листья. 5. Составьте словосочетания; укажите, где значение данных слов прямое, а где – переносное. Теплый (ветер, вода), холодный (день, чай, встреча), золотой (берег, перо, осень), острый (нож, ум), мягкий (климат, характер, диван), горячий (кофе, спор, песок, время). 6. Спишите синонимы, распределяя их по группам; укажите общее значение каждой группы синонимов (дом, лететь, жаркий, смелый, семенить, здание, умный, палящий, храбрый, ходить, труд, согретый, шагать, быстрый, нестись, бесстрашный, торопливый, жилище, идти, дело, работать, знойный, мудрый, спешный, трудиться, теплый, работа, скорый). 7. Определите, какие из данных синонимов могут сочетаться со словами, помещенными в скобках: Скучный, тоскливый (книга, взгляд, глаза, погода), толстый, полный (тетрадь, луна, стакан, дерево), густой, дремучий (роща, пшеница, лес, волосы), горячий, знойный (вода, лето, воздух, речь, время), коричневый, карий (глаза, платье, цвет), старый, древний (дом, дуб, обычай, старик). 8. Расположите синонимы по степени возрастания или уменьшения обозначаемых действий или признаков: а) возвышенность, гора, холм; неприятель, противник, враг; большой, колоссальный, огромный; талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать; б) ошибка, погрешность, промах; темнота, сумерки, мрак; изумительный, прекрасный, превосходный; робкий, трусливый, боязливый; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться. 9. Подберите к выделенным словам в словосочетаниях синонимы. Отважный солдат, верный друг, знаменитый писатель, старый дом, громадный завод, дальняя дорога, тихий голос, красивый платок, холодная зима. 10. Замените фразеологизмы одним словом-синонимом. Сесть в лужу, не давать в обиду, надуть губы, взяться за ум, спустя рукава, клевать носом, вывести на чистую воду. 11. Составьте словосочетания с омонимами: ключ, завод, наряд, мир, перо, пол, разбор. 12. Выпишите антонимы:
Радость, бодрый, горе, открыть, война, здоровый, горячий, беда, правда, последний, острый, мир, находить, черный, веселый, мягкий, ответ, свежий, ненависть, начало, ложь, вопрос, конец, черствый, вялый, любовь, первый. 13. Подберите антонимы к слову "свежий" в данных сочетаниях. Свежий хлеб, свежая газета, свежее белье, свежая рыба, свежий огурец, свежий вид, свежий воздух, свежие цветы. 14. Подберите иностранные слова, связанные с наукой и техникой. Приведенные упражнения позволяют учащимся усвоить и закрепить сущность лексических понятий, выяснить их семантику, а также позволяют производить лексический анализ слов с точки зрения их происхождения и сферы их употребления, что способствует обогащению словарного запаса. Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах. Промежуточные результаты.
Говоря о промежуточных результатах по данному направлению работы, видны следующие результаты:
Диаграмма совершенствования

монологической речи учащихся
2011-2012 год 2012-2013 год 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% Монологическая речь
2013-2015гг.

Диаграмма развития творческих

способностей учащихся

2011-2012 год

2012-2013 год

способности
2013-2015гг.
Сравнив результаты работ по развитию речи учащихся, я сделала вывод, что положительная динамика роста прослеживается. Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах, занимают призовые места. Цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении. Каждый урок русского языка – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

Риторика – филологическая наука об искусстве речи. Многие думают, что ораторское искусство связано только с выступлениями влиятельных личностей, политиков и т. д. Но это не так. Общая тренировка и обучение этикету, речевой коммуникации с помощью теоретических занятий и упражнений будет полезна для любого.

Кто такой оратор

Дополнительно развивать этикет и красноречие следует в том случае, если вы часто выступаете перед группами людей по работе или учебе. Речь оратора подразумевает под собой монолог, направленный на внушение информации слушателю. Чем точнее отработан процесс воздействия на аудиторию, тем лучше человек соблюдает нормы ораторского искусства и оптимизирует общение с публикой.

Изучая красноречие, мы учимся речевым нормам, секретам убеждения людей, правильной организации информации.

Рассмотрим навыки, которыми должен обладать оратор:

Как и где обучают риторике

учебники

Составляющим ораторского искусства можно научиться самостоятельно. Для этого важно регулярно отрабатывать полученные знания на практике, критично оценивать себя и других, когда дело касается публичных выступлений. Вы можете начать обучение культуре речи следующим образом:

  • Записаться на специальные курсы ораторского мастерства. Для организации обучения детей и развития их речевой коммуникации подойдет школа риторики.
  • Найти в интернете видео-лекции или онлайн уроки риторики. Так вы потратите на обучение меньше всего затрат как материальных, так и временных.
  • С помощью специальной литературы.

Основы красноречия часто преподают в вузах на филологических специальностях, так что если есть возможность, и вы намереваетесь прослушать курс по этому предмету обязательно сделайте это.

Риторика: учебное пособие для самостоятельного обучения

Самостоятельное обучение предполагает приобретение специализированной литературы. Поскольку ораторское искусство состоит из множества аспектов, учитывайте тот факт, что при выборе книги один учебник риторики может содержать язык делового общения, этикет, а в другом будет тренировка практических навыков. Предлагаем вам список удачных пособий для изучения ораторского мастерства в домашних условиях:

В своей книге автор призывает читателя к осмыслению современных проблем риторики, затрагивает аспекты развития средств передачи информации, акцентирует внимание на теории языка делового общения. Этикет и культура поведения делового человека – основополагающая теория книги. Рождественский исследует общение при помощи устной и письменной речи, электронных коммуникаций, преподносит материал в развернутой форме. Читатель знакомится с традицией российской и европейской риторики, их особенностями и отличиями. Пристальное внимание автор уделяет теории развития изучения русского языка.

Учебники риторики

Информативное учебное пособие, в котором описываются приемы успешного публичного выступления, применение других составляющих ораторского искусства на практике. Лаконично описанная история риторики, на основе высказываний и опыте публичных деятелей, поможет читателю глубже проникнуться речевой культурой, а специальные упражнения закрепят полученные в теоретической части навыки.

Педагогическая риторика – ораторское искусство и культура речи, применяемые в педагогике. Она включает в себя особенности педагогического общения, коммуникационных связей. Ипполитова в данном учебнике рассказывает о практическом применении речевой культуры, акцентирует внимание на основных понятиях профессиональной педагогической риторики, выделяет специфику профессионального красноречия.

В своей книге Кузнецов подробно останавливается на проблемах ораторского искусства и красноречия. Содержательны разделы по подготовке к публичным выступлениям, по ведению полемики. Учебник вобрал традиции западной школы риторики, современные аспекты развития ораторского искусства. Пособие содержит общие практические советы по разрешению речевых проблем. Подойдет для студентов, преподавателей вузов и для самостоятельного изучения ораторского искусства.

Пособия по риторике для учащихся

Если вы студент образовательного учреждения вне зависимости от вашей специальности, и хотите изучить этикет, основы культуры речи, то предлагаем вам список специальной учебной литературы для студентов:

Учебник по изучению ораторского искусства и основ полемики для студентов вузов, учащихся школ. В наибольшей степени Павлова и Веденская акцентируют внимание на культуре речи, подготовке оратора к выступлениям на публике, умении поддержания диалога. Пособие может применяться при обучении на курсах повышении квалификации. Предназначено для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в тонкостях ораторского мастерства, быть убедительным и уверенным в себе выступающим.

Учебник профессора Бременского университета, который дважды издавался в Германии. В этой книге помимо теоретических навыков, развернуто представлена и практическая сторона ораторского искусства. Особенность пособия – изложение трудного для восприятия материала простым языком без лишней воды. После прочтения вы узнаете, как правильно дискутировать, освоите основные правила и особенности ораторского искусства. Хайнц Леммерман ориентировал авторский курс на учащихся, стремящихся улучшить свои речевые навыки.

Книги

В своей книге Стернин собрал объяснения правил, понятий, приемов риторики, практических упражнений для отработки усвоенного материала. Основное внимание в этом учебнике уделено публичным выступлениям, от аспекта в какую позу встать до поэтапного разбора структуры выступления, и детальной проработкой каждой части. Учебное пособие подойдет для учащихся вузов и колледжей, а также специалистов, который хотят освежить знания по навыкам публичной речи.

Эта книга предназначена для тех, кто хочет повысить уровень культурной речи. Доступным языком Ирина Голуб рассказывает читателю о тонкостях красноречия, даёт советы по развитию точной и выразительной речи, предупреждает возникновение распространенных логических и стилистических ошибок. Пособие рассчитано для учеников старших классов, студентов гуманитарных специальностей.

Доктор филологических наук Зарецкая Е.Н. разработала данный учебник для ведения авторского курса в МГУ. В нем рассматривается процесс речевой коммуникации, важность ораторского искусства, как основы человеческого общения.

При выборе книги обратите внимание на язык написания, и если в ней много непонятных научных определений, то не тратьте своего времени зря и поищите другое пособие. Приложив в процесс изучения материала усилие, через некоторое время вы улучшите навыки речевой коммуникации и ораторского мастерства.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования.



Искусство красноречия

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому — прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия и, прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить и, главное, понять – что будет значить то или иное слово, т.е. понятие.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Риторика сопоставляется с множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением.

Другое толкование общих мест (топосов) – как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических научно-педагогических школах и направлениях, сложившихся в России:

3) Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).

4) Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);

7) Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате утраты духовно-нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а также восприятия отечественной духовной культуры.

Редакцию и авторский состав представляют авторитетные специалисты в разных областях науки. Это позволяет обеспечить высокий научный и культурный уровень публикуемых материалов.

Разделы журнала: филология, история, естествознание, воспитание, искусство.

Также читайте в номере: гиперактивные дети и что с этим делать; как научиться правильно вести диалог; современное российское кино и многое другое.


Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Литературный язык — это общий язык письменности народа, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Этот язык считается образцовым. В последнее время учителя русского языка и литературы сталкиваются с тем, что большинство учащихся плохо читают или вообще не читают, излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме не умеют. Это не значит, что они не говорят или не пишут, другими словами, их коммуникативные навыки находятся на низком уровне развития. Организация работы по формированию речевой культуры школьников становится сверхзадачей для предметника, так как в огромном, зачастую ненормативном, информационном потоке телевидения, радиовещания, интернета учащиеся вращаются с раннего детства и почти круглосуточно. Как же выстроить учебную деятельность согласно всем требованиям программы и стандартов? Существуют различные методические рекомендации по организации работы на уроке с целью формирования и развития коммуникативно-речевых компетенций в 5–9 классах.

Во-вторых, на каждом уроке учитель должен проводить словарную работу, в ходе которой закрепляются не только лексическое значение слова, но и его правописание, произношение, употребление с другими словами в составе предложения, текста. Правильно организованная словарная работа позволит в дальнейшем избежать ошибок в словоупотреблении.

В-третьих, очень важно научить детей ориентироваться в речевом пространстве, понимать, какие слова, обороты, выражения, грамматические конструкции характерны для той или иной речевой ситуации, чтобы самостоятельно создавать свое высказывание в рамках функционального стиля. При анализе текста рекомендуется разбирать стилистические особенности и своеобразие употребления стилистически окрашенных слов и выражений.

В-четвертых, задания по редактированию текста позволяют выработать умение находить нарушения в употреблении языковых норм, а работа с деформированным текстом формирует навыки правильного оформления текста определенного функционального стиля и жанра.

В-шестых, большие трудности у учащихся вызывают грамматические нормы в употреблении морфологических форм и синтаксических конструкций. При изучении частей речи в школьном курсе грамматики русского языка необходимо остановиться на подробном рассмотрении языковых норм. Например, при изучении имени существительного обратить внимание учащихся на наиболее частые нарушения норм в категории рода, числа и падежа. Трудности вызывают несклоняемые существительные (кофе, кенгуру) и названия лиц по профессии или роду деятельности, существительные с основой на мягкий согласный (тюль, мозоль) при определении категории рода. Допускаются ошибки при формообразовании родительного падежа при отрицании (времени), а также в родительном падеже множественного числа в названии парных предметов (чулок, носков), названии национальностей (осетин), единиц измерения (граммов, ватт) и т. д. При изучении причастий и деепричастий следует акцентировать внимание учащихся на правильное грамматическое построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

В-седьмых, необходимо проводить регулярную работу по правильному употреблению предлогов. Некоторые сочетания нужно будет просто запомнить, например: по приезде, скучаю по вас, в заключение. Огромную роль играет здесь правильное стилистическое оформление своих высказываний, поэтому следует объяснить учащимся, как осуществляется выбор падежа, которым управляет предлог, и какое вследствие этого будет окончание у существительного и местоимения. Эффективно и уместно здесь использование игровых технологий, ТРИЗ.

Нарушения могут быть в любых языковых нормах. Главное — на определенном этапе изучения русского языка обязательно работать по усвоению грамматических норм, уделять время возникающим вопросам и их решению.

Исходя из этого, необходимо создать условия для гармоничного усвоения учащимися норм современного русского литературного языка, воспитать интерес к своему родному языку, великой культуре, дать возможность личностного роста каждому ребенку.

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Антонова Е. С., Воителева Т. М. — М.: Академия, 2007. — 320 с.

2. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. — В кн. В защиту живого слова. — М.: Просвещение, 1996. — С.46.

3. Звегинцев В. А. Предложение в его отношении к языку и речи. — М., 1975.

4. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2013. — 335 с.

5. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч1 / А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелева; под ред. А. Д. Шмелева. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

8. ЦейтлинС. Н. Языковые правила и их освоение детьми. // Русский язык в школе. — 2013. — № 2. — С.25–30.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, Разумовская, речевая культура учащихся, речевая среда, слово, текст.

Читайте также: