На что направлено профессиональное образование обществознание 8 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Характерной чертой современного мира стало владение информацией как ценным ресурсом. Качественное образование является капиталом, благодаря которому человек может изменить социальное положение, добиться желаемого уровня благосостояния. От приобретённых знаний и умений зависит уровень квалификации работника. Профессионалы получают руководящие высокооплачиваемые должности, что расширяет их возможности. Узнаем, что такое образование, какова его роль.

Понятие образования

Образование — это процесс получения знаний, приобщения к опыту предыдущих поколений. С его помощью человек расширяет свой кругозор, формирует мировоззрение, становится полноценной личностью.

В обществознании выделяется два пути получения образования.

  • Получить необходимые знания человек может в учебных учреждениях. К ним относятся школы, училища, колледжи, академии, университеты. Опытные преподаватели разъясняют важные вопросы, помогают разобраться в сущности явлений, оценивают уровень подготовки.

Рис. 1. Учитель объясняет материал.

  • Не менее важным является самообразование, то есть получение знаний и умений самостоятельно, без помощи преподавателя и принуждения извне. Оно является особенно важным для многих современных профессий. Для того, чтобы освоить нужную область знаний, человек должен уметь добиваться целей, обладать самодисциплиной.

Рис. 2. Самообразование.

Система образовательных учреждений Российской Федерации

Образование как социальный институт состоит из системы учреждений разных уровней. Кратко рассмотрим особенности каждого из них.

Общее образование

Целью общего образования в России является приобщение подрастающего поколения к базовым знаниям, накопленным современной наукой. В специализированных учреждениях дети изучают такие науки, как родной язык, математика, литература, биология, физика, история и т. д. В совокупности приобретённые знания формируют мировоззрение человека.

Общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование (учреждения ясельного типа и детские сады);
  • начальное образование (с 1 по 4 класс);
  • основное общее образование (5–9 классы);
  • среднее общее образование (10–11 класс) можно получить в школе, лицее или гимназии.

Профессиональное образование

Цель данной ступени — получение знаний, которые необходимы в определённой сфере деятельности. Чем выше статус учреждения, тем большую квалификацию приобретает выпущенный из него специалист. Профессиональное образование может быть:

Профессиональное образование направлено на улучшение квалификации сотрудника, его переход от прежней квалификации к более высшей. Можно быть сотрудником низшей категории и, пройдя определенные курсы и тесты, получить сотрудника средней категории по решению комиссии, которая принимает.

Каждое государство имеет формальные атрибуты своего статуса. К таковым можно отнести: форму правления, законодательную систему и орган исполнительной власти, орган судебной власти. Существование каждого органа выполняет важную функцию - систему мер и противовесов. Так в демократических государствах наличие автономности и непредвзятости всех формальных внешних и внутренних атрибутов власти, свидетельствует о здоровой социально-политической обстановке внутри страны.

1) Переменный доход

2) Фиксированный доход

3) Переменный доход

4) Переменный доход

Помоги с эссе:"семья-основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел

РАЗГОДАЙТЕ КРОССВОРД:1.Публичная. демонстрация достижений в области науки,техники культуры искусства и в других областях обществ

СРОООООООЧНОООООО ПОМОГИИИИИТЕЕЕЕЕЕ СРООООООООЧНННННООО Неосновные виды безработицы Нужно написать примеры

образования? В чем состоит связь между конкурентоспособностью страны и образованием? 3)Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения? 4)Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества? 5)Каковы основные уровни образования в нашей стране? 6)Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

Ответ или решение 1

1) Образование-это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет.
2) В информационном обществе важнее умственный труд, нежели физический, так как любая информация храниться, перерабатывается и передается через мозг. Конкурентоспособная продукция - высококачественная и нужная для людей.. .
А чтобы произвести высококачественную продукцию - кадры (люди) должны быть высококвалифицированными, то есть образованными и в конкретной отрасли (области, сфере деятельности) , а так же и образованными вообще.
3) Это те качества навыки знания и способности человека при выборе которого среди многих конкурентов (на работу на кастинге . ( его резюме) итд) определяет его лучшим кандидатом претендентом лидером на данный вид деятельности.
4) Основные качества человека, отвечающим запросам информационного общества: высокая образованность, мобильность, владение иностранными языками, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость, оперативность.
5) Основные уровни образования в нашей стране указаны в Общероссийском классификаторе информации о населении (ОКИН).

Среди основного уровня общего образования существует: дошкольное образование (детский сад), начальное общее (1-4 класс), основное общее (5-9 класс) и среднее общее (10-11 класс).

Среди уровня профессионального образования выделяют: среднее профессиональное образование (училище, техникумы), высшее образование – бакалавриат (1-4 курс), высшее образование - специалитет, магистратура (5-6 курс), а также высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Также существуют институты, которые занимаются профессиональным обучением, дополнительным образованием детей и взрослых, дополнительным профессиональным образованием.
6)Потому что, для того чтобы выжить в обществе, прижиться к нему, человеку необходимо постоянно самосовершенствоваться, самообразовываться, а иначе ни как. Либо ты, либо тебя. Чем ты умнее, тем ты сильнее. Этот принцип является основным как и для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.
Образование-это потенциал личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Ты каждый день совершенствуешь свои знанияПостоянное обучение помогает тебе не забывать пройденное раньше и стимулирует память.

Задача урока. Уметь объяснить понятия: карьера, конкурентоспособность, непрерывность образования, образование, самообразование.

Свет духовный. Как мы уже знаем из предыдущего параграфа, к духовной сфере относится деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Остановимся на одной из важнейших сторон духовной сферы общества – образовании.

Образование – это процесс и результат творческой передачи накопленных всеми предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей, усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.


Функции образования взаимосвязаны. В повышении уровня образования заинтересованы как индивид, так и государство. Последнее, в свою очередь, должно обеспечивать определённую ступень образования, финансировать, принимать стандарты образования.

Какие цели стоят перед школой, учителями? Помочь учащимся стать хорошими людьми. Воспитать у них любовь к Родине, патриотизм, чувство ответственности, трудолюбие, любознательность, честность. Дать знания, которые помогут им жить и трудиться, лягут в основу профессиональной подготовки. Иными словами – создать духовные ценности в виде определённых качеств личности молодых людей.

Образование, как и наука, является основой общей культуры личности и общества, средством её сохранения и обогащения. Весьма значительно образование воздействует на экономическое, социальное и политическое развитие страны. Уровень образования, просвещения – важнейшая характеристика общества.

В нашей стране существует чётко выстроенная система обучения, охватывающая развитие человека с детства до зрелого возраста.


И наконец, в течение всей своей жизни человек имеет возможность заниматься самообразованием. Действительно, образование будет неполным без самообразования, т. е. самостоятельного систематического овладения знаниями, умениями и навыками. Людей, получивших образование самостоятельно, называют самоучками. В это слово нередко вкладывают ироничный, пренебрежительный смысл. И напрасно. Самоучка самоучке рознь. В основном или полностью сами себя образовали такие знаменитые люди, как У. Шекспир, М. Горький, А. Куприн и др. Но даже если человек получает полноценное среднее и высшее профессиональное образование, но хочет достичь хороших результатов в своей работе, то в дальнейшем ему придётся в основном самостоятельно систематически пополнять знания и умения, полученные в школе, колледже, вузе, академии. Хороший специалист, профессионал учится всю жизнь.

Образование в современном мире. В XXI в. образование является одним из наиболее быстро развивающихся институтов духовной сферы общества.

К качеству образования и подготовки специалистов предъявляются всё более высокие требования. На рынке труда действуют законы конкуренции. Рыночные отношения заставляют работника быть конкурентоспособным, т. е. высококвалифицированным современным специалистом. Конкурентоспособность – один из основных принципов подготовки кадров.

Хорошее качественное образование играет немаловажную роль в карьерном росте. Молодые люди должны думать о своей будущей карьере, планировать её, предпринимать попытки для её осуществления.

Но можно ли предвидеть будущее? Что может понадобиться человеку через 10, 20, 30 лет? Для этого составляются прогнозы развития общества, науки, производства и соответственно рынка труда. Это требует от человека непрерывного совершенствования, способности учиться и переучиваться, творчески воспринимать изменяющиеся условия труда, появление новых профессий.

Человеку надо быть активным в получении образования, чтобы приспособиться к быстрым переменам в обществе. Он должен энергично и последовательно искать свою дорогу в жизни, опираясь на опыт и мудрость предшествующих поколений. Главные его помощники в этом – книги. В них есть всё, что поможет разобраться в своих мыслях и чувствах, в окружающих людях. Умные книги помогут понять, что ложно и что истинно в реальной жизни. Размышляя над ними, вы становитесь самостоятельными умственно, духовно. И тогда никто не сможет превратить вас в прислужников ложных авторитетов или денег и ваша судьба окажется целиком в ваших собственных руках.

Но время внесло и здесь свои коррективы. Появились новые средства обучения – Интернет, всё большее распространение получает дистанционное обучение.

Философ А. Ф. Лосев однажды поделился своими раздумьями о том, что нужно, чтобы хорошо учиться. Его главная мысль проста и глубока. Знание есть любовь. Любовь возникает тогда, когда учащийся постигает тайны изучаемого предмета. Познание одной тайны вызывает интерес к познанию других тайн. К предмету возникает чувство родства. Тот, кто по-настоящему учится, испытывает радость от узнанного, изученного. Но ему больно от того, что его знания несовершенны.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое образование? Какова его роль в обществе?

2. В чём вы видите значение образования в информационном обществе?


3. Охарактеризуйте современную политику России в области образования.

4. Какова роль самообразования в развитии личности? Приведите примеры.

6. Используя схему, опишите систему образования в России. На какой ступени находитесь сейчас вы?

7. В чём заключается непрерывное образование? В чём его причины и необходимость? Обоснуйте свой ответ.

8*. Какие новые профессии вы знаете? Расскажите о них. Чем бы вы хотели заниматься?

10*. Почему существует мнение, что будущее создаётся молодыми? Так ли это? Приведите свои аргументы.

Обсудите на уроке

Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях (Д. Хиббен, учёный).

Великая цель образования – это не знания, а действия (Г. Спенсер, философ).

Вещи, которым учат в школах и колледжах, не образование, а только средства для него (Р. Эмерсон, философ и поэт).

Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее (Э. Ренан, философ).

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашёл в этом приют. Геометрия, если я её изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука (А. Ф. Лосев, русский философ, писатель).

Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему (Дж. Пибоди, государственный деятель).

Образование – клад, труд – ключ к нему (П. Буаст, филолог, лексикограф).

Задания для самостоятельной работы

1. Философ Джон Локк считал, что образование создаёт разницу между людьми. Согласны ли вы с этим мнением философа? Объясните свою точку зрения.

2. Известны три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают, и знать не то, что следует знать. Как вы понимаете каждый вид невежества?

Работа с документом

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Образование в России в XXI в.

2. Конкурентоспособность и образование.

3. Нужна ли карьера в жизни?

4. Платное образование – мода или необходимость?

Словарь урока

Конкуренция – соперничество, соревнование людей, групп, предприятий в достижении сходных целей, наилучших результатов в какой-либо сфере (в нашем случае – на рынке труда).

Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния сырья, свойств, формы материалов, а также процессы, сопровождающие эту деятельность.

Человеческий фактор производства (фактор – от лат. делающий, производящий) – это люди, которые имеют необходимые знания и навыки работы. Этот фактор носит созидательный характер и выражается в труде.


Характерной чертой современного мира стало владение информацией как ценным ресурсом. Качественное образование является капиталом, благодаря которому человек может изменить социальное положение, добиться желаемого уровня благосостояния. От приобретённых знаний и умений зависит уровень квалификации работника. Профессионалы получают руководящие высокооплачиваемые должности, что расширяет их возможности. Узнаем, что такое образование, какова его роль.

Понятие образования

Образование — это процесс получения знаний, приобщения к опыту предыдущих поколений. С его помощью человек расширяет свой кругозор, формирует мировоззрение, становится полноценной личностью.

В обществознании выделяется два пути получения образования.

  • Получить необходимые знания человек может в учебных учреждениях. К ним относятся школы, училища, колледжи, академии, университеты. Опытные преподаватели разъясняют важные вопросы, помогают разобраться в сущности явлений, оценивают уровень подготовки.
  • Не менее важным является самообразование, то есть получение знаний и умений самостоятельно, без помощи преподавателя и принуждения извне. Оно является особенно важным для многих современных профессий. Для того, чтобы освоить нужную область знаний, человек должен уметь добиваться целей, обладать самодисциплиной.

По мнению учёных, люди по-разному усваивают и запоминают информацию. Для тех, у кого преобладающим является визуальное восприятие, наиболее продуктивным является чтение книг и конспектов. Аудиалы лучше воспринимают сведения, полученные при помощи слуха. Для них наиболее предпочтительным будет прослушивание лекций.

Система образовательных учреждений Российской Федерации

Образование как социальный институт состоит из системы учреждений разных уровней. Кратко рассмотрим особенности каждого из них.

Общее образование

Целью общего образования в России является приобщение подрастающего поколения к базовым знаниям, накопленным современной наукой. В специализированных учреждениях дети изучают такие науки, как родной язык, математика, литература, биология, физика, история и т. д. В совокупности приобретённые знания формируют мировоззрение человека.

Общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование (учреждения ясельного типа и детские сады);
  • начальное образование (с 1 по 4 класс);
  • основное общее образование (5–9 классы);
  • среднее общее образование (10–11 класс) можно получить в школе, лицее или гимназии.

Профессиональное образование

Цель данной ступени — получение знаний, которые необходимы в определённой сфере деятельности. Чем выше статус учреждения, тем большую квалификацию приобретает выпущенный из него специалист. Профессиональное образование может быть:

Согласно Конституции РФ, обязательным для каждого гражданина нашей страны является получение основного общего образования на базе 9 классов средней школы. Дальнейшее получение знаний зависит от желания учащегося и его родителей. Во взрослой жизни человек по собственному усмотрению может изменить сферу деятельности, получить дополнительную информацию при помощи всевозможных вебинаров и курсов.

Что мы узнали?

Знакомство с системой образования происходит в 8 классе. Образование — это процесс получения знаний, приобщения к накопленному предыдущими поколениями опыту. Человек может обучаться в специализированном учреждении, а также самостоятельно искать нужную информацию. Обязательным для всех граждан РФ является основное общее образование (9 классов).

Читайте также: