На что должны быть направлены усилия школы в сетецентрическом обществе

Обновлено: 07.07.2024

Карпова А.В. Сетецентрическая концепция – новая реальность в современной экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 146-149.

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ – НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Карпова Анна Владимировна

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г . Москва, Ленинградский просп., 49, Рос сийская Федерация

annavkarpova @ mail . ru

Ключевые слова: сетецентрический подход, сетевая организация, информационное превосходство, разумные предприятия, отечественные предприятия

В данной статье автор делает попытку проанализировать возможн ость применения сетецентрического подхода, в том числе для современных отечественных предприятий. Исследуется происхождение сетцентрической концепции и история ее применение в современной экономике и политике. Указывается важность сетецентрической концепци и для развития экономики.

Деловой климат нового тысячелетия характеризуется глубокими и постоянными изменениями в связи с глобализацией, экспоненциальными скачками в технологических возможностях и прочими изменениями. Быстрое развитие ИКТ ( Information and communications technology – Информационные и коммуникационные технологии) является поддержкой и движущей силой для перехода от эпохи индустриальной к информационной. Среди экономистов все чаще возникают вопросы о том, а как в последующем изменятся эконом ические отношения и способы управления ими.

Так, сетевые структуры являются одними из основополагающих свойств новой экономики. Сегодня изучение процессов формирования и развития сетевых структур в экономике вызывает живой интерес в научных кругах. Одновре менно с этим, в современных исследованиях все чаще указывается и на необходимость применения сетецентрического подхода в процессе создания и управления сетевыми структурами в экономике.

– с мещение акцента с платформы на сеть;

– п ереход от рассмотрения действующих лиц в качестве независимых субъектов к рассмотрению их как части постоянно адаптирующихся экосистем;

– в ажность пр инятия стратегических решений, направленных на адаптацию или даже выживание в таких меняющихся экосистемах [8].

На основе сетецентрической концепции сформироваля сетецентрических подход в экономики, котрый используется с целью задействовать скрытые ресурсы высококвалифицированных работников при поддержке и стимулировании ИКТ, в частности, социальные технологии, связанные с Web 2.0 и Enterprise 2.0. По существу, сетецентричная организация – это даже скорее о людях и культуре, чем о технологиях. Непосредстве нно организация работы в такой системе определяет лучший способ управления ею в дальнейшем, а сетевое посредничество в процессе дает возможность функциональной совместимости между разнообразными сферами одного процесса. При сетецентрической организации, р аботники могут создавать и использовать информацию для повышения конкурентных преимуществ за счет сотрудничества малых и гибких самоуправляемых команд. Для этого организационная культура в рамках одной организации должна осуществить переход от формы органи зации, при которой решения принимает один человек (иерархии), к адаптивной гибридной составной форме. В то время , как сетевые организации, который на сегодняшний день более понятны современному обществу, как правило, имеют иерархическую структуру. Сетецентрическая структура – это совершенно новое понятие, которое сложно вообразить с привычной точки восприятия современного бизнеса.

Сегодня в крупных корпорациях работают люди с широким кругозором, имеющие как минимум одно высшее образование и имеющие предст авление о том, в какой конте кст вп исана их деятельность. Высококвалифицированные работники всегда подмечают и осознают, не только средства и цели их работы, но и ее политические и социальные аспекты. Большая часть этих знаний не выражается словами и обсуж дается только среди рабочей группы, постепенно включаясь в ее культуру.

Таким образом суть метода лежит между организацией и индивидуальными перспективами. Это пространство часто остаются скрытым при организационном планировании, а, следовательно, недооце ненным. Раскрытие природы этого скрытого пространства является ключом к пониманию интеллектуальной работы и имеет решающее значение для успешных организационных результатов и последующего развития.

Стоит сказать, что сетецентрическая концепция, дает возможность не только для развития самой организации, вследствие более эффективного управления и достижения информационного пр евосходства в экономике, политике и социальной сфере, но и для развития индивида в рамках этой организации, что на сегодняшний день является важным аспектом для общества в целом. Именно поэтому данная концепция нуждается в подробном изучении, в целях посл едующего применения в отечественной экономике.

1. Jones C ., Hesterly W ., Borgatti S . A General Theory of Network Governance : Exchange Conditions and Social Mechanisms // Academy of Management Review . – 1997. – Vol . 22. №4 – С. 911-945.

3. Hasan H., Warne L. Crawford K. Emergent Collective Learning in Network-Centric Organisations , Society for Organisational Learning Global Fo rum, Vienna. 2005.

4. Miller J . and Stuart R . Network — Centric Thinking : The Internet ‘ s Challenge to Ego — Centric Institutions , 2005.

6. Department of Defense / The implementation of Network – Centric Warfare. – Washington D.C. 2005.

9. Трахтенгерц Э . А ., Пащенко Ф . Ф . Сететцентрические методы управления в крупномасштабных сетях – М .: ЛЕНАНД , 2016. – 200 с .


Современные вооруженные силы должны правильно комбинировать и применять тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, стандартные оперативные подходы и технологии для того, чтобы успешно выполнять боевые задачи в современном, быстро меняющемся боевом пространстве.

Самое сильное влияние на формы и способы ведения боевых действий всегда оказывала информация как о своих войсках, так о противнике и местности, где проводятся эти действия, однако в настоящее время информационные технологии меняют не только подходы к разработке военной техники и вооружения, но все чаще затрагивают вопросы изменения принципов организации системы военного управления в целом и организационно-штатных изменений в структуре воинских формирований и их тактике действий.

Результатом прорыва в информационных технологиях стало создание концепции управления на поле боя, в которой объединились системы управления, разведки и поражения в единую сеть.

Это позволит создать и внедрить аппаратно-программные системы, обеспечивающие сбор разведданных из разнородных источников, автоматизацию процессов обработки и дешифрования поступающей информации, а также формирование общей базы разведывательных сведений с распределенным доступом к ней.

Основу информационного обмена в единой АСУ составляет картина боевой обстановки, в которой координаты своих сил определяются с помощью GPS, а данные о противнике поступают от различных источников разведки.

Создаваемая картина боевой обстановки наносится на картографическую основу и отображается на экране бортовых ПЭВМ.

Первый опыт эксплуатации единой АСУ бригады показал возросшие боевые возможности подразделений СВ США благодаря существенному снижению вероятности "дружественного" огня и, соответственно, повышению решимости командиров своевременно отдавать приказы на огневое поражение, а также сокращению цикла боевого управления за счет своевременного доведения данных о расположении сил и средств противника.

Вместе с тем были выявлены следующие недостатки:
- для работы с аппаратно-программными средствами требуется высококвалифицированный специально подготовленный персонал;
- получение, обработка информации и распределения ее по потребителям требуют все более сложного программного и аппаратного обеспечения;
- ограниченная производительность (уязвимость) каналов передачи данных и возможность их подавления средствами РЭБ;
- высокая мобильность современных средств поражения и управления приводят к уменьшению времени на принятие решения.

Однако несмотря ни на что, по мнению американских военных теоретиков, войска, опираясь на объединенное информационное обеспечение, станут более мобильными, будут обладать высокой ударной мощью, повышенным уровнем живучести и выносливости, способны к быстрому оперативному развертыванию и немедленному применению сразу после прибытия в зону ведения боевых действий и смогут вести боевые действия с любым противником с гарантированным результатом.

Реализация этой концепции предоставит возможность географически распределенным вооруженным силам через единое восприятие ими картины боевой обстановки достигать высокого уровня совместных и взаимосвязанных действий для достижения различных по уровню и масштабу целей в соответствии с замыслом командующего группировкой войск (сил). Технологически формирование единой картины боевой обстановки должно основываться на широком применении современных цифровых систем информационно-коммуникационного обеспечения, развитию которых в ВС США, да и в остальных развитых странах уделяется особое внимание. Дальнейшее развитие информационных технологий приведет к совершенствованию программного обеспечения до уровня, когда он сможет работать при минимальном вмешательстве людей.

Несмотря на то, что наши вооруженные силы в практическом отношении развития сетецентрической концепции отстали от развитых технологических стран как минимум на 20-30 лет, в настоящее время в ВС РФ разрабатываются практические меры по ее реализации.

Происходят изменения штатной структуры частей. Так, в бригадах нового типа появились разведывательные батальоны и батальоны управления, задачей которых будет получение, обработка и доведение информации до средств огневого поражения.

4. Экономический фактор. Увеличение технической оснащенности войск средствами разведки, управления и связи повысит эффективность использования подразделения (по огневому поражению, маневру, управлению, живучести и т. д.), что позволит одинаковыми по средствам поражения подразделениям решать большее количество задач.

Однако существуют ограничения для дальнейшего роста технической оснащенности, т.к. это приводит к значительному повышению стоимости подобных разработок.

Разработка компьютерных тренажеров (симуляторов) и введение их в войска дадут личному составу необходимые знания и практический опыт в работе с современными технологиями и информационными системами, а также позволит потребителю (Вооруженным Силам) формулировать техническое задание на средства вооружения, связи, разведки и управления.

5. Слабая реализация потенциальных возможностей современных образцов оружия в войсках. Отсутствие в подразделениях навыков и практики использования средств огневого поражения на максимальную дальность (ведения стрельб на большие дальности).

1. Совершенствование штатной структуры батальонного уровня.

Организационно-штатная структура подразделения должна соответствовать следующей последовательности действий: обнаружение, ориентирование, управление, поражение. Для этого предлагается перейти к тактическим группам, формируемым по принципу модульного строительства, в основе которой будет взаимосвязь дальности средств поражения подразделения от дальности средств разведки и корректировки огня.

Модуль – функционально действующий элемент группы, выполняющий определенную функцию (решающий определенную задачу).

Элементами модульной структуры тактических групп будут:

а) Командный модуль, в состав которого будут входить :
- модуль разведки
- модуль управления
- модуль связь
- модуль корректировки огня
- модуль боевого охранения
- модуль тактической маскировки (дымы, радиомаскировка)
- навигационный (топогеозезический) модуль
- гидрометерологический модуль
б) Боевой модуль – средства огневого поражения
в) Модуль боевого обеспечения:
- модуль РХБЗ
- инженерный модуль
- модуль РЭБ
г) Тыловой модуль:
- технический модуль
- тыловой модуль
- медицинской модуль

К примеру, средствами огневого поражения мотострелкового отделения является стрелковое оружие и гранатомет. Эффективная дальность стрельбы составляет до 500 м. Согласно боевых уставов, фронт обороны и наступления отделения составляет до 100 м, т.е. личный состав находится недалеко друг от друга, что позволяет при управлении огнем, обнаружении противника использовать необходимый минимум специальных или подручные средства (бинокль, тепловизор, ПНВ, голос, свисток, трассирующие очереди в сторону цели, РСП различных цветов). Для решения задач навигации хватит GPS маячка с функцией распознавания свой-чужой у командира отделения.

Мотострелковому взводу могут придаваться гранатометное, противотанковое, огнеметное, а иногда инженерно-саперное подразделения, химики-разведчики и танк, что увеличивает эффективную дальность средств огневого поражения до 2000 м.

Для обработки, изучения, обобщение получаемой информации, отображение данных обстановки достаточно планшета “ТТ” или “АК”, разработанные на НТЦ “Связь”.

В качестве навигационного модуля используются GPS-приемники командиров отделения и планшет командира взвода с установленными в нем картами района предстоящих боевых действий.

Итого, изменив взводную тактическую группу методом модульного строительства, мы можем увеличивать фронт действия взвода до 3 км (эффективное использование средств огневого поражения) с дальностью поражения, которая не даст возможность противнику нанести огневое поражение в ответ. Тем самым боевые возможности взвода (мобильность, точность огневого поражения, уровень живучести) значительно повысятся.

Мотострелковой роте могут придаваться артиллерийская батарея, противотанковое, гранатометное, инженерно-саперное и огнеметное подразделения, а при действиях в отрыве от главных сил и зенитное ракетное (ракетно-артиллерийское, артиллерийское) подразделение, что позволяет наносить огневое поражение на дальности до 15 км. Соответственно для управления подразделениями, ведения разведки, корректировки огня, маскировки потребуются уже другие силы и средства.

То есть, для формирования тактических групп по методу модульного строительства в батальоне желательно ввести в штат батальона разведывательный взвод, в котором будут группы разведки, БЛА, группы сбора, обработки и анализа информации, которые при ведении боевых действий будут придаваться мотострелковым ротам, значительно повышая их боевые возможности.

Тем самым на батальонном уровне решается задача организации тактических групп с возможностью решения различных задач, поставленных перед подразделением.

2. Отработка действия тактических групп на занятиях по боевой подготовке.

В период проведения одиночной подготовки широко использовать компьютерные симуляторы и тренажеры для освоения приемов и действий с оружием и при вооружении боевых машин. Начиная с момента слаживания взводов, подразделения разведки придавать подразделениям батальона, где отрабатывать основные задачи: обнаружение противника на максимальной дальности огневых средств, определение данных для стрельбы и корректировка огня. Контрольными упражнениями по огневой подготовке в период слаживания считать упражнения по управлению огнем. Занятия по тактической подготовке проводить в виде двухсторонних командных игр.

При проведении занятий задействовать новые средства управления, разведки и связи: наземные станции ближней разведки, приборы ночного видения, тепловизоры, БЛА, планшеты для отображение данных обстановки, оснастив ими командиров уровня рота- батальон. По возможности использовать технические средства и программное обеспечение гражданских аналогов, проводя сравнительный анализ между ними. Для эффективной работы в этом направлении премировать командиров за рационализаторскую работу, показывающих лучшие результаты или предложивших необычное решение.

3. Отработка стрельб на большие дальности.

Выполнение стрельб на большие дальности или с закрытых огневых позиций позволит: обеспечить укрытие от наземного наблюдения противника при ведении огня, обеспечит маскировку от различных видов разведки противника, позволит иметь удобные и скрытные подъездные пути, осуществлять маневр силами и средствами. При осуществлении стрельб командиры получают навыки использования средств поражения подразделения на максимальную дальность, организации разведки целей; классификации целей по степени важности, постановке огневых задач и маневре огнем. Кроме всего, именно на данных упражнениях наиболее удобно задействовать БЛА для выполнения корректировки огня.

Использование принципов модульного строительства подразделений на уровне батальона даст:

1. Гибкость управления. В зависимости решаемых задач на уровне батальона наполнять модули средствами огневого поражения, техническими средствами и программным обеспечением, меняем их эффективность. Увеличение фронта и глубины огневого поражения противника подразделениями батальона.

2. Свяжет существующие технологии и аппаратуру в единый комплекс. Позволит более эффективно использовать старые системы разведки, управления и поражения.

3. Личный состав получит необходимые знания и практический опыт в работе с современными технологиями и информационными системами.

4. Снизит экономическое давление на страну. Используя компьютерные тренажеры и симуляторы, позволит наглядно формировать процесс обучения, приближая его к обстановке реального боя. Изменение программного обеспечения позволит переобучать личный состав на новые системы вооружения.

Наши вооруженные силы сейчас находятся в роли догоняющих. То, что на западе уже не только внедрено в войска, но и отработано в ходе многочисленных учений, военных конфликтов и локальных войн у нас только прорабатывается теоретически и начинает поступать в войска. В настоящее время наша армия готовится к обороне, совершенствуя системы РВСН, ПВО и РЭБ, но обороной войны не выиграть и как только противник сможет эффективно преодолеть оборонительные системы, мы проиграем.

3 только вертикальная интеграция между источниками информации, узлами принятия решения и исполнительными органами, но и широкое развитие горизонтальных связей между разнородными поставщиками, обработчиками и потребителями циркулирующей в ИУС информации [4]. 2. Сетецентрические системы управления Говоря об управлении, необходимо, в первую очередь, определить объект, которым мы хотим управлять. С нашей точки зрения, объектом управления является распределенная система. Термин распределенная система известен давно и применяется в различных областях. В частности, Таненбаум ([8]) определяет распределенную систему как набор независимых компьютеров, представляющийся их пользователям единой объединенной системой. При этом указываются наиболее важные характеристики таких систем: от пользователей скрыты различия между компьютерами и способы связи между ними; пользователи и приложения единообразно работают в распределенных системах, независимо от того, где и когда происходит их взаимодействие; они должны относительно легко поддаваться расширению или масштабированию; распределенные системы обычно существуют постоянно, однако некоторые их части могут временно выходить из строя. Пользователи и приложения не должны уведомляться о том, что эти части заменены или починены или что добавлены новые части для поддержки дополнительных пользователей или приложений. Расширяя данное определение, можно определить распределенную систему следующим образом. Распределенная система - совокупность автономных, оснащенных компьютерным интеллектом объектов, объединенных общей глобальной сетью и способных действовать как самостоятельно, так и в группе для выполнения общей целевой функции. В работе [1], объекты для сетецентрического управления определяются похожим образом: распределенные системы из разнопрофильных подсистем сильносвязных стационарных и/или мобильных объектов со встроенными компьютерными средствами, связанными сетями, взаимодействующими в едином информационном пространстве. В данной работе, в качестве отличительных особенностей сетецентрического управления указаны следующие: взаимодействие многопрофильных подсистем сильносвязных стационарных и/или мобильных объектов в едином информационном пространстве, позволяющее обеспечить формирование целостной "картины" событий, адекватно отражающей текущее состояние всей системы в реальном времени; в соответствии с заложенной моделью управления и с учетом "компетенции" управляемых единиц для каждого объекта вырабатываются согласованные управляющие воздействия, направленные на достижение целей управления. Эти особенности обязательно должны присутствовать в сетецентрических системах, однако, по нашему мнению, не каждая модель управления в такой системе будет сетецентрической. Поэтому требуется отметить те отличия, которые, как нам кажется, присущи именно сетецентрическим системам управления: все элементы системы должны быть привязаны к единому координатно-временному полю, т.е. должны действовать в едином пространстве состояний; данные для совместного использования должны предоставляться своевременно и бесшовно; система должна быть самоорганизующейся, т.е. быть способной поддерживать, восстанавливать и адаптировать к новым условиям свою структуру и поведение, в частности быть устойчивой к частичным отказам узлов сети и линий связи; система должна быть открытой, т.е. обмениваться ресурсами со средой;

Лекция 9. Моделирование бизнеспроцессов.

Лекция 9. Моделирование бизнеспроцессов.

Лекция 9. Моделирование бизнеспроцессов. Введение. Основные понятия. 2 Развитие моделирования бизнес-процессов. 4 Основные принципы моделирования бизнес-процессов. 10 1 Введение. Основные понятия


Свой доклад решил начать с Ветхозаветной притчи, в которой поведано, как пастушья праща позволила Давиду победить могучего Галиафа раньше, чем он успел достать свой меч. Эта ситуация мне напоминает уничтожение Советского Союза, военная мощь которого оказалась бесполезной против новых средств и способов борьбы.

Думаю, все согласятся со старым как мир положением, что слабый физически может одолеть сильного, если выбранные для решения задач средства и способы их применения соответствуют сложившейся обстановке и создают превосходство над противником.

Давид убивает Голиафа. Художник - Гюстав Доре.

И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

Технический прогресс значительно увеличил скорости сбора, обработки и передачи информации, это привело к возможности резкого сокращения времени работы командиров и штабов при реализации цикла управления. В этих условиях побеждает тот, кто предвосхитит развитие обстановки, опередит противника в действиях. Например, Глобальная информационно-управляющая сеть МО США, обладая рядом свойств, позволяет американцам превосходить нас при решении задач управления с помощью АСУ. Обратите внимание на слайд 2, где наглядно показано преобладание синего цвета над красным при реализации основных функций управления. Кроме того, наличие этой сети позволяет американцам находиться в постоянном поиске оптимальных структур органов управления, создания распределённых пунктов управления, совершенствования сетевых методов управления, информационного обеспечения задач.

Факторы эффективного управления

Реализация закона зависимости форм и способов решения задач от применяемых средств породила концепцию "Сетецентрической войны". Вокруг этой концепции не прекращаются дискуссии. Лично я являюсь сторонником тех, кто употребляет понятие "сетецентризм" не применительно к содержанию военных и других действий, а применительно к методу обработки информации, к принципу управления. На третьем слайде показана его сущность от автора теории.

Материальной основой принципа выступает информационно-коммуникационная сеть, которую можно представить как результат бесшовной интеграции сетей управления, разведки и поражения. Сетецентризм позволяет существующий с давних времён принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении трансформировать в принцип сосредоточения усилий каждого субъекта управления, добиться синергетического эффекта за счёт организации взаимодействия между всеми субъектами, участвующими в решении задач. В результате чего боевой потенциал военной организации страны не тождественен простой сумме потенциалов отдельных своих элементов, а превышает эту сумму.

Сущность сетецентризма


Передовые государства, разрабатывая современные теории, определяющие новый порядок решения задач, используя принцип сетецентризма и унифицируя применяемые силы и средства, вплотную подошли к порогу, за которым количественные показатели объектов управления перерастают в их качественное совершенство. На четвёртом слайде представлен перечень этих концепций.

Концепции сетецентрических войн (вооружённых конфликтов), разрабатываемые военно-научными школами ведущих иностранных государств и военных блоков

Слайд 4. Концепции сетецентрических войн (вооружённых конфликтов), разрабатываемые военно-научными школами ведущих иностранных государств и военных блоков

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации также официально закреплено, что военная организация государства сегодня претерпевает существенные изменения и развивается в направлении создания так называемой триединой системы обеспечения национальной безопасности, то есть военной, государственной и общественной безопасности России под общим руководством Президента – ВГК.

В Минобороны России уже выполнен ряд мероприятий для претворения в жизнь этого решения. Так, в январе прошлого года Министр обороны представил президенту России план обороны страны, при этом он доложил: "Над планом работал большой коллектив всех министерств и ведомств, а если говорить точнее – 49 министерств и ведомств. Отработаны все детали, все фрагменты. План согласован со всеми. Но самое главное то, что этот план учитывает и перспективу, и дальнейшее развитие, в том числе и реализацию государственной программы вооружения".

Судя по докладу, решение одной из трёх задач, а именно – военной безопасности, организовано. Остаётся: определить способы, привлекаемые силы и средства для решения других двух задач в увязке с первой. И, конечно же, создать эффективную систему управления, способную реализовать принцип сетецентризма при решении "триединой задачи", функционирующую в единой сети.


Если речь вести об обороне государства, то думаю, бессмысленно возражать, что упомянутые 49 министерств и ведомств, имея свои роль и место в плане обороны страны, должны быть взаимосвязанными элементами системы управления. Однако этого положения добиться будет очень проблематично, так как существует ряд законодательных противоречий, базовых и системных проблем. Их можно выделить в ряд блоков, представленных на пятом слайде:


Проблемы построения информационно-управляющей сети

Первый блок – законодательные противоречия. Их достаточно много сейчас, а в случае изменения структуры, объёма, алгоритмов решения задач, состава привлекаемых сил и средств количество этих противоречий значительно увеличится.

Второй блок проблем определяется отсутствием адекватного информационного обеспечения решаемых задач. Имеющиеся источники информации различных уровней и принадлежности не позволяют оперативно и в полной мере использовать добываемую информацию по причине несовершенства применяемых алгоритмов и принципов обмена, несоответствия требований информации, несовершенства системы связи. Например. Наша космическая группировка усиливается, технологии совершенствуются, набирает обороты новая научная дисциплина – геоиконика, но при этом порядок доступа к информации, полученной отечественной орбитальной группировкой, сохраняется прежний, и поэтому, как правило, полученная информация запаздывает, теряет свою актуальность.

Третий блок связан с низким качеством и эффективностью современных средств автоматизации и коммуникации. Несмотря на то, что данная проблема артикулируется представителями нашей военной школы уже полтора десятилетия, серьёзных подвижек в этом направлении нет. Работа по стандартизации и унификации программно-технических средств, системы протоколов обмена данными, отчётных информационных документов идёт разрозненно, вне рамок единой идеологии. Во многом такая ситуация объясняется тем, что в отличие от американцев мы всё ещё не смогли построить отлаженную систему реализации прорывных технико-технологических решений, в том числе и тех, что разрабатываются гражданской промышленностью. Мы не обладаем подобными механизмами поиска, отбора и дальнейшего масштабирования технологий, а потребители вооружений и военной техники работают с тем, что предоставляет промышленность. Это дополнительно порождает целый комплекс организационных проблем, объединённых в четвёртом блоке.

Например, сейчас разработчики средств автоматизации и коммуникации самостоятельно не могут, да и не стремятся к изменению алгоритмов решения задач, решаемых с использованием АСУ, главная их цель – максимизация прибыли за счёт реализации наиболее доходной части изделия, то есть создания технической основы систем. В результате недостаточно своевременно и качественно происходит оптимизация организационных структур для эксплуатации созданного изделия, нет действенной системы его внедрения.

Опытная эксплуатация автоматизированных систем осуществляется в формированиях, имеющих набор задач, которые по своей важности – для командиров – преобладают над задачей испытания АСУ. Как следствие, войска, решая свои основные задачи, находясь в рамках прежних, традиционных условий и документов, регламентирующих их деятельность, не зная возможностей и порядка применения нового продукта, не имея достаточного количества специалистов для эксплуатации системы, в лучшем случае её игнорирует, а в худшем – отторгают.

Практика армии США показывает, что применение сетецентризма приводит к децентрализации управления и резкому возрастанию роли каждого субъекта, что неминуемо меняет теорию и практику управления.
Подобный опыт имеется и у нас. В 2003 году в ОГВ(С) на Северном Кавказе принцип сетецентризма был реализован даже при отсутствии современных средств связи и автоматизации, это стало возможно благодаря ряду факторов:

– небольшой и хорошо знакомый район действий;

– наличие необходимых сил и средств для решения задач;

– достаточное материальное обеспечение решаемых задач.

Например, для решения огневых задач имелся набор сил и средств, который включал в себя бомбардировочную, штурмовую, армейскую авиацию, артиллерию. Огневые позиции артиллерийских батарей, находившихся в минутной готовности к открытию огня, располагались так, что практически весь район действий находился в зоне их огня. Для управления этими средствами имелась группа комплексного огневого поражения. Обращаю внимание, не набор НРВ и С, а группа, которая с учётом незначительного объёма задач, по существу, работала как неплохая автоматизированная система управления. У неё имелась необходимая информация – подобие "базы данных", так как боевые задачи решались не первый день, то велась и "база знаний" с типовыми вариантами решения задач. Всё это с появлением цели обеспечивало её поражение в считанные минуты. Думаю, никто не будет возражать, что в этом примере мало что напоминает существующий порядок подготовки и решения огневых задач в объединении.

Подчеркну, что в этом примере существующая проблема наличия большого количества объёмных, зачастую ненужных документов, которые перегружают и без того загруженные органы управления, линии связи, снижают коэффициент полезного действия системы, была решена.

Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Ахметович Гареев часто повторяет сокровенную фразу: "Беспорядок автоматизировать нельзя". Иными словами, до тех пор, пока современные средства управления будут адаптироваться в теорию и практику военного дела середины прошлого века, до тех пор будут зря тратиться бюджетные деньги, теряться время и дискредитироваться сама идея автоматизация.

Пятый блок проблем связан, во-первых, с техническими сложностями интеграции средств поражения в общую сеть, которая позволит нивелировать отставание от противника по силам и средствам за счёт такого нематериального фактора, как информация. Во-вторых, для завоевания информационного превосходства необходимо дезорганизовать информационно-коммуникационную систему противника. Для этого необходимы соответствующие силы и средства, в том числе и функционирующие на новых физических принципах и способные к эффективному противоборству в кибернетическом пространстве.

Однозначно, все эти проблемы когда-то придётся решать и создавать систему управления, модель которой представлена на шестом слайде. Функционирование этой системы должна обеспечить сеть, способная интегрировать все силы и средства различных уровней управления: стратегического, оперативного и тактического, привлекаемых к решению "триединой" задачи.

Иерархическая сетевая модель перспективной системы управления обороной государства

Слайд 6. Иерархическая сетевая модель перспективной системой управления обороной государства

Создаваемый Национальный центр управления обороной государства, на мой взгляд, мог бы быть идеальной площадкой для разработки перспективной системы управления обороной и безопасностью государства, функционирующей на принципах сетецентризма. При этом при создании такой системы считаю необходимым учесть ряд принципов:

1. Не касаться и не привлекать к экспериментам существующие системы управления до тех пор, пока не будет создана соответствующая им замена.

2. Для выработки единой идеологии, архитектуры перспективной системы управления, а также для её разработки и создания, для проведения эксплуатационных и оценочных испытаний, последующего внедрения этой системы необходимо сформировать минимально достаточную организационную структуру, способную обеспечить реализацию функции целеполагания, а также функционирование механизма взаимодействия с наукой и промышленностью.

3. Вся деятельность по созданию перспективных систем управления должна быть жёстко регламентирована и предполагать персональную ответственность должностных лиц за конечный результат.

Читайте также: