Н м головин в какой школе работал

Обновлено: 03.07.2024

классов МОУ Чебаковская СОШ

Великий труд педагогов

В Чебаковской школе в первой половине XX века работали известные педагоги Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины.

27 июля 2009 года исполнилось 120 лет со дня рождения Н.М. Головина. Головины прославили Чебаковскую школу и Ярославский край на всю страну.

Головины – Заслуженные учителя РСФСР, отличники народного просвещения.

Николай Михайлович награжден двумя орденами Ленина, Юлия Федоровна – Орденом Ленина и Орденом Трудового Красного Знамени.

Николай Михайлович был членом-корреспондентом Академии Педагогических Наук РСФСР, автором многих педагогических трудов. Н.М. Головин – автор первого советского букваря, который выдержал 8 изданий. Детей учила вся страна по букварю Головина.

Школа всегда ведет поиск новых форм и методов обучения. Во II половине XX века тоже требовался новый подход в обучении и воспитании школьников.

Педагоги Чебаковской школы Головины – учителя-новаторы, которые внесли большой вклад в развитие образования.

Перелистаем некоторые страницы истории нашей школы.

Школа на станции Чёбаково открыла свои двери для сельских ребятишек в октябре 1905 года. Построил ее местный помещик Кругликов. Он был совладельцем Корзинкинской текстильной фабрики. Помещик передал выстроенную школу в духовное ведомство. Попечительницей вновь открытого учебного заведения с благословления епархиального начальства была назначена жена помещика Кругликова Тамара Александровна. Первой учительницей школы стала Юлия Федоровна Кедрова (в замужестве Головина).

В Чёбаково Юлия Федоровна приехала с начала основания школы осенью 1905 года. Начался длинный 54-летний непрерывный путь учительской деятельности Юлии Федоровны Кедровой в нашей Чёбаковской школе, которой она посвятила всю свою жизнь. В школьном музее есть уникальная фотография, на ней Юлия Федоровна в день 65-летия своей педагогической деятельности..

Однажды отец привез из Петербурга толстую книгу с множеством картинок. «Целые дни и вечера я таскался с этой книгой, рассматривал картинки, прося отца объяснить их. В свободное время он мне объяснял, что мог, а когда я приставал в минуты недосуга или когда он не мог что-либо объяснить, я в ответ на свою назойливость получал подзатыльники, и в полетах своей детской фантазии старался раскрыть смысл картинки сам.

В этом же году Николай поступил в первую группу начальной трехклассной школы в селе Спас-Витали ( Спасское), умея читать и писать. Но однажды отец заявил ему, что в школу Коля больше ходить не будет. Спустя год, мать, прихватив с собой корзину яиц и кринку молока, вновь повела мальчика на обучение. Головин был принят во вторую группу начальной сельской школы.

И всю жизнь Головин достойно выполнял заповеди своего учителя и стремился быть похожим на него.

В наших местах Николай Михайлович Головин поселился в 1908 году и прирос к Чёбакову, как Циолковский к Калуге, как Шолохов к Вешенской, и более трети века сеял здесь разумное, доброе, вечное.

Назначенный в 1914 году в Чёбаковскую школу, Николай Михайлович был мобилизован в царскую армию, где и прослужил до 1917 года. До февраля 1917 г. Чёбаковская школа была церковно-приходской, до октября 1917 – земской. После Октябрьской революции стала создаваться новая пролетарская школа. К этому времени Н.М. и Ю.Ф. Головины имели достаточный педагогический опыт, который позволил им стать активными строителями новой советской школы.

Николай Михайлович - один из тех, кто отстаивал урок как основную форму обучения в новой пролетарской школе. Обучение в школе, по мнению Головина, должно быть тесно связано с жизнью.

Н.М. и Ю.Ф. Головины были учителями-новаторами. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Чёбаковской начальной школе 13 декабря 1927 года первой среди сельских школ была присуждена премия Наркома просвещения РСФСР.

То, что Чёбаковская школа стала лучшей среди образцовых школ, – заслуга учителей Головиных. Н.М. и Ю.Ф. Головины использовали все лучшее из педагогического наследия прошлого и вдумчиво, творчески его реализовывали. Они учили учиться, учили мыслить, давали детям глубокие и прочные знания, прививали свои питомцам любовь к труду. Педагогическая система Головина отличалась тесной связью с жизнью.

Важным событием в жизни Чёбакова в 1937 году было открытие педагогического училища. Не порывая связи с начальной школой, Николай Михайлович включается в подготовку педагогических кадров.

Методы работы Головиных с учащимися способствовали процессу развития педагогической науки, внедрение в школу эффективных методов обучения и воспитания детей. Н.М. Головиным и коллективом учителей Чёбаковской образцовой школы был внесен большой вклад в развитие методики обучения грамоте и развития речи учащихся начальной школы.

Эта статья была опубликована в порядке обсуждения, т.е. вопрос о выборе методов обучения грамоте являлся дискуссионным вопросом.

Что же представляет собой букварь Н.М. Головина?

Всякий успех в работе окрыляет и взрослого человека, и тем более ребенка. Поэтому Н.М. Головин при составлении букваря положил в основу постепенное преодоление трудностей овладения техникой чтения в строго последовательной системе.

Добукварный период в 8 – 10 дней отводился для ознакомления учителя с детьми, детей - со школой, выяснения запаса слов детей, их речи.

В букварном периоде даются только слова, состоящие из двух слогов (типа мама, дома) и слова из одного слога, состоящие из обратного слога (ус, ум), чтобы на этом простейшем материале ученик постиг первоначальную технику чтения без особых трудностей.

В дальнейшем Николай Михайлович дает следующие 16 трудностей:

1) дает слова из одного закрытого слога (дом, сад)

2) слова, состоящие из трех закрытых слогов (со-ло-ма, бу-ма-га)

3) слова с первым открытым и вторым закрытым слогом (за-вод, за-мок)

4) слова с первым закрытым и вторым открытым слогом (бул-ка, пал-ка)

5) даются слова четырехсложные с прямыми открытыми слогами (ру-ка-ви-ца)

6) слова, состоящие из двух закрытых слогов (кол-хоз, фон-тан)

7) мягкий знак и слова с ним на конце (хорь, уголь)

8) даны предлоги

9) слова с двумя согласными, стоящими рядом в начале слова (дно, сто, флаги)

10) слова с двумя согласными, стоящими рядом в конце слова (вождь, дрозд)

12) слова с тремя согласными, стоящими рядом в первом слоге (страна, стриж), с четырьмя согласными (встречу, вскричу)

13) чтение слов с мягким знаком, смягчающим согласную (пальто, кольцо)

14) слова с разделительным мягким знаком (крылья, перья)

15) слова с разделительным твердым знаком (съезд, объем)

16) слова с удвоенными буквами (Анна, суббота, зимняя)

В букваре все слова подобраны для постепенного обогащения детской лексики. Для выделения каждого нового звука в букваре даны по две картинки. В одном слове новый звук слышен в начале слова, в другом в конце слова. Это необходимо для развития самодеятельности ребенка при отыскивании звука. Начиная с тринадцатой страницы, материал в букваре дан с учетом дифференцированного подхода к детям. В левых столбиках даны примеры и рассказы более легкие, а в правых сложнее, для того, чтобы учитель и слабо читающего ребенка мог подвести к общему уровню, давая ему посильный материал для чтения и постепенно его усложняя.

В букваре есть загадки и ребусы, пословицы и поговорки для закрепления проходимого материала. Они связаны с ним по смыслу и содержанию. Это Николай Михайлович считал необходимым для развития ребенка.

Николаю Михайловичу Головину, сельскому учителю из самой глубинки, неслучайно предоставили возможность за границей представлять СССР на Международном конгрессе учителей. Своим самоотверженным трудом он доказал, что лучший в своем деле.

До сих пор для целого ряда педагогов имя Головина связано с Чёбаковской школой. Чёбаковское педагогическое училище, благодаря упорному труду Головиных, стало кузницей педагогических кадров не только для нашей Ярославской области, но и для всей страны. Сюда ехали учиться, возвращались окрыленными, готовыми нести знания своим ученикам.

В этом и есть значение и смысл жизни великих Учителей – Николая Михайловича и Юлии Федоровны Головиных.
скачать


Поддержка сайта:
Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова

  • Главная /
  • Тутаевский район /
  • Исторические персоны /
  • Головин Николай Михайлович (1889-1954), Педагог, краевед, Заслуженный учитель школы РСФСР

Головин Николай Михайлович (1889-1954), Педагог, краевед, Заслуженный учитель школы РСФСР

Николай Михайлович Головин родился 6 августа 1889 года в деревне Александровское Давыдковской волости Ярославского уезда. Он рано познал нужду, испытал невероятные трудности, чтобы стать учителем. Окончил трехклассную школу (1900), затем пятиклассное училище (1903), сдал экстерном экзамены на звание учителя начальных классов при Ярославской губернской гимназии (1907) В марте 1908 года ему удалось получить место учителя в Судиловской начальной школе. В трех классах обучалось 35 человек. Впоследствии он был назначен в Чебаковскую школу (1914).

Первая мировая война прервала учительскую деятельность Николая Михайловича. Он был мобилизован в царскую армию, где прослужил до 1917 года. После демобилизации по болезни вернулся в родную школу и стал любимым учителем многих поколений чебаковцев.

В школе был создан краеведческий кружок, на базе которого, накопив материалы, открыли школьный краеведческий музей. Слава об успехах чебаковских учителей начала широко распространяться по стране. В 30-х годах школа принимала участие в конкурсах и завоевывала первые места по итогам работы в 1931, 1933, 1935 годах. За победу в конкурсе образцовых школ РСФСР в 1935 году Чебаковская школа заняла первое место и получила премию Наркомпроса. Нарком просвещения А.С.Бубнов лично знакомится с постановкой дела в Чебакове, с коллективом учителей, с Н.М.Головиным и вручает школе знамя Наркомпроса РСФСР. Авторитет школы рос. Со всех концов России ехали учителя знакомиться с работой Н.М.Головина.

Литература. Афанасьева Г. Николай Михайлович Головин: [юбилею Чебаковской школы] / Г. Афанасьева // Берега.- 2005.- 21 января.- С. 6

Век образования. 1933 год

Н. М. ГОЛОВИН

Николаю Михайловичу Головину (1889-1954) как будто бы специально самой судьбой было уготовано явить образ подлинного подвижника просвещения, настоящего народного учителя.

Выходцу из бедной крестьянской семьи ему удалось с большим трудом окончить пятилетнюю школу, а затем, благодаря напряженному самообразованию, выдержать экстерном экзамен на звание учителя начальной школы. Сначала он работает в церковно-приходской школе, а после службы в армии в 1917 г. начинает преподавать в Чебаковской начальной школе, в которой он проработал до 1951 г., то есть 34 года.

Интересно, что на всех поворотах истории и образовательной политики Николаю Михайловичу удавалось не просто органично воплощать дух времени, но и делать это при всех порою взаимоисключающих обстоятельствах лучше многих.

До революции Н. М. Головин был прекрасным земским учителем, в 20-е гг. прекрасно прорабатывал сельский вариант программ Гуса, много занимался общественной деятельностью, его школа по- настоящему была связана с жизнью. Но самое удивительное, что в 1933 г., когда критерий определения лучших школ кардинально изменился, и главенствующими стали такие показатели как систематическое изложение материала, прочные крепкие знания, организация урока - Чебаковская школа стала победительницей Первого Республиканского конкурса образцовых школ. Тогда это было событием огромного значения, которому был придан большой политический смысл. Сам Н. М. Головин был награжден орденом Ленина и премирован 1 тыс. рублей, а его имя стало известно всей стране, как, разумеется, и Чебаковская школа.

Не умаляя заслуг Николая Михайловича, подчеркнем, что во многом этот успех явился результатом деятельности его жены Ю. Ф. Головиной, которая работала с ним вместе в Чебаковской школе. Классическая сельская учительница она крайне скептически относилась ко всем новациям 20-х гг., но зато очень много времени уделяла обучению детей грамоте.

Кстати, супруги проявили себя и как незаурядные методисты, создав “Букварь” очень популярный в 30-40-е гг. Он был построен на прогрессивном для того времени аналитико-синтетическом методе.

Станция Чёбаково Северной железной дороги. В недавнем прошлом здесь останавливался пассажирский поезд Ленинград-Ярославль. Сейчас – это одна из заметных остановок дачников на рыбинском направлении, спешащих мимо внушительных размеров вокзала с островерхой кровлей. Чуть в стороне от дороги, что ведет на родину В.В.Терешковой, к селу Никульскому, горделиво стоит школа. Отметив свое 110-летие, она снова в преддверии значительного события в масштабе России.

Стараниями молодого учителя географии, выпускника ЯГПУ А.А.Морозова, здесь воссоздан школьный музей, стесненный в средствах и помещении. Но какая разнообразная мозаика прошлых событий открывается пришедшему сюда, дополняемая уникальными экспонатами: от геологии до идеологии! Образно повествует увлеченный краеведением Александр Анатольевич о дореволюционном времени, когда в 1905 году открылась церковно-приходская школа, первых успехах довоенных пятилеток в сельском, лесном хозяйстве, военном лихолетье. Об этом напоминают современникам обелиск павшим защитникам Отечества и кладбище, где упокоены немецкие, венгерские военнопленные.

Эффективные методы трудового воспитания Головиных получили распространение не только в Ярославской области, но и далеко за ее пределами. В тридцатые годы в русских, а затем и национальных школах, разгорелась дискуссия о выборе методов обучения детей грамоте. Ведущим считалось обучение методом целых слов. Благодаря серьезному изучению трудов выдающегося педагога К.Д.Ушинского и его последователей Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерёва, сельский учитель Н.М.Головин разработал наиболее результативное обучение грамоте аналитико-синтетическим, звуко-буквенным методом.

Нельзя не заметить и особой политизированности издания. Патриотические начала открылись однажды и мне в букваре 1957 года в виде коротких стихов, рассказов о любимой Советской стране. Должно быть, у многих воспоминания о своем букваре так же памятны.

Полагаю, что современная Чёбаковская средняя общеобразовательная школа, продолжая традиции прошлого, с полным основанием может быть удостоена имени Н.М.Головина. Это было бы знаком уважения к гуманитарному подвигу сельского учителя- новатора, прославившего землю Ярославскую.

А.С.ЕМЕЛЬЯНОВ, доцент кафедры социально-экономической географии и туризма Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Читайте также: