Мы не умеем прощаться анализ стихотворения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы не умеем прощаться,-
Всё бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем.
Отчего всё у нас не так?

Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоем.

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: трёхстопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: прощаться-плечу-смеркаться-молчу.
Рифмовка: AAAB

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: увидим-брак-выйдем-так.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: примятый-вздохнем-палаты-вдвоем.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Мы не умеем прощаться,-
Всё бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем.
Отчего всё у нас не так?

Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоем.

Это традиционное для Ахматовой, запечатленное в стихе лирическое мгновение: двое, их любовь, их грусть. Суть стихотворения - ощущение отдаленности героев от обычного, общего, вековечного круга жизни - "отпеванье, крестины, брак. ".
И примечательно: из этого чувства рождается не горделивое высокомерие личности от сознания своей непохожести на всех прочих смертных, а печальное недоумение и сожаление об этом: "Отчего все у нас не так? "

Анна Ахматова

Мы не умеем прощаться, —
Все бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
№ 4 Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем.
№ 8 Отчего все у нас не так?

Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
№ 12 Где мы будем всегда вдвоем.

My ne umeyem proshchatsya, —
Vse brodim plecho k plechu.
Uzhe nachinayet smerkatsya,
Ty zadumchiv, a ya molchu.

V tserkov voydem, uvidim
Otpevanye, krestiny, brak,
Ne vzglyanuv drug na druga, vydem.
Otchego vse u nas ne tak?

Ili syadem na sneg primyaty
Na kladbishche, legko vzdokhnem,
I ty palkoy chertish palaty,
Gde my budem vsegda vdvoyem.

Vs yt evttv ghjofnmcz, —
Dct ,hjlbv gktxj r gktxe/
E;t yfxbyftn cvthrfnmcz,
Ns pflevxbd, f z vjkxe/

D wthrjdm djqltv, edblbv
Jngtdfymt, rhtcnbys, ,hfr,
Yt dpukzyed lheu yf lheuf, dsqltv///
Jnxtuj dct e yfc yt nfr?

Bkb czltv yf cytu ghbvznsq
Yf rkfl,bot, kturj dplj[ytv,
B ns gfkrjq xthnbim gfkfns,
Ult vs ,eltv dctulf dldjtv/


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

Тема стихотворения – размолвка и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнованна, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

В контексте темы поэт развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирической героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передаёт мысли и чувства лирической героини: боль, грусть, разочарование.

Средства выразительности

Читайте также: