Музыкальное искусство казахского народа план урока

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ учителя: у казахского народа с давних времен было распространено свыше 50

музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Знакомство с му зыкальн ыми инстру ментами казахов.

1. Сколько казахских му з ыкальных инструментов вы знаете? (50).

6. Кто считается легендарным создателем кобыза? (Корк ыт).

7. Кто считается непревзойденным мастером токп е - кюя?(Курмангазы).

8. Из каких материалов Коркыт изготовил кобыз? (шерсть одногорбого верблюда, рога козла,

6. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 41 пересказ

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Музыка каз. народа 5 кл..flp

Выбранный для просмотра документ план урока.doc

Тема: Музыкальное искусство казахского народа Задачи:

  • Изучив жизнь и творчество казахских кюйши разных периодов истории, подвести учащихся к пониманию сущности музыкального искусства, которое отражает мир души человека, его чувства, образ жизни народа, трагизм эпохи, любовь к Родине и своему народу.
  • Развивать умение работать с различными источниками информации, составлять проект в виде ОК, работать в группе, делать выводы
  • Осуществлять патриотическое воспитание

Тип урока: урок изучения нового материала

Вступительная беседа: Что такое музыка? На каких уроках вы говорили о музыке казахского народа? Почему мы говорим о ней на уроке истории?

Учитель объявляет тему и план урока( на доске): 1)Коркыт ( VIII в.) 2) Асан Кайгы 3) Курмангазы Сагырбайулы (1823-1889 г.) ; 4) Дина Нурпеисова (1861- 1955 гг.) Запишите домашнее задание: подготовьте устный ответ по вопросам предложенного плана, используя параграф 42 учебника. Обратите внимание на даты жизни этих деятелей. Какую проблему урока мы сформулируем?

Что общего в деятельности этих представителей музыкального искусства, которые жили в различные эпохи?

Задание группы № 1

1) Используя пункт 1 параграфа 42, дайте определение терминам:

2) Назовите казахские музыкальные инструменты (из пункта 1)

3) Используя текст учебника параграфа 42 и дополнительный материал, составьте опорный конспект о Коркыте:

Задание группы № 2

1) Используя пункт 1 параграфа 42, дайте определение терминам:

2) Назовите казахские музыкальные инструменты (из пункта 1)

3) Используя текст учебника параграфа 42 и дополнительный материал, составьте опорный конспект об Асане Кайгы:

Задание группы № 3

1) Используя пункт 1 параграфа 42, дайте определение терминам:

2) Назовите казахские музыкальные инструменты (из пункта 1)

3) Используя текст учебника параграфа 42 и дополнительный материал, составьте опорный конспект о Курмангазы Сагырбайулы:

Задание группы № 4

1) Используя пункт 1 параграфа 42, дайте определение терминам:

2) Назовите казахские музыкальные инструменты (из пункта 1)

3) Используя текст учебника параграфа 42 и дополнительный материал, составьте опорный конспект о Дине Нурпеисовой:

Учитель дает инструктаж по оцениванию работы групп и учеников в группе, раздает памятки и оценочные листы:

Как оценить работу другой группы

  1. Составлен понятный опорный конспект - 2 балла
  2. Защита проекта:

полный ответ -1 балл

грамотная, последовательная речь - 1 балл

слушать ответ было интересно - 1 балл

1. Знаю значение терминов 1-ого задания - 1 балл

2. Находил нужный материал в учебнике и дополнительном тексте -1балл

3 . Участвовал в составлении ОК - 1 балл

4 . Защищал проект нашей группы - 1 балл

5. Понял выступление других групп и ответ на проблему урока-1

Работа с флипчартом по первому заданию: Приведите в соответствие термины и их значение. Второе задание: Просмотрев видео ролик, подпишите названия музыкальных инструментов. Чья музыка прозвучала в просмотренном видео?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Рассказы по истории Казахстана Класс: 5 Тема урока: Музыкальное искусство казахской степи Цель: Познакомить учащихся с музыкальным наследием казахского народа. Задачи: Образовательная: раскрыть особенности казахской национальной музыкальной кльтуры; Развивающая: развить умения и навыки самостоятельной работы с получаемой информацией; Воспитательная: научить ценить духовные ценности народа, повысить интерес к национальной музыкальной культуре Оборудование урока: ПК ( видео материал), карточки с заданием Тип урока: комбинированный Методы: словесный(рассказ), наглядный (видео материал)

I.Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

Перечислите казахские национальные традиции, обычаи Что за дата 22 марта (краткий рассказ) Главное блюдо данного праздника, состав блюда (из чего делают, сколько компонентов входит в состав)

Актуализация знаний. Что такое айтыс? На каком муз. инструменте его исполняют? Каких великих акынов, кюйши казахского народа вы знаете?

III. Объяснение нового материала. Изучая культуру казахского народа мы знаем, что она бывает двух видов: духовная и материальная. К какой культуре относится музыкальное искусство казахского народа? (духовной). И так при изучении данной темы, перечислите мне казахские национальные муз. инструменты. (показ слайдов). Легенда о домбре.В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей."Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.М. Ауэзов. Мысли разных лет. – Алма-Ата, 1961".

Таким образом какие казахские музыкальные инструменты вы знали до этого момента, с какими познакомились. Что интересного узнали о данных муз. инструментах. А также о выдающихся кюйши и кмпозиротов.

(Яблоня, яблоки, листья). Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист

V. Домашнее задание. § 21 ст 99-102 тест. Рабочая тетрадь №1, таблица

Жетыген
В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюи выражая скорбь и утрату и потерянных сыновьях.Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Название “жетыген”, вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как “семь поющих струн” или “семь песен”.

- осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы.

- пробудить интерес к народному творчеству;

- воспитывать через народную музыку патриотические чувства, уважение и любовь к историческому прошлому своей страны.

- развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное;

- развивать способность рассуждать по поводу прослушанных произведений, используя словарь эмоций;

- развивать музыкальный слух и музыкальную память, что является неотъемлемой частью развития творческих способностей.

Методы обучения : словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, дедуктивный, индивидуальный и фронтальный опрос.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, наглядный материал

Методическое пособие по музыке 5 класс

1. Музыкальное приветствие.

Учитель: - Если вы помните, в начале учебного года я говорила о

том, что в 5 классе много времени мы с вами посвятим знакомству с казахской народной музыкой. Мы живем в Казахстане и должны знать историю своей страны, а музыка является неотъемлемой частью истории любого народа. В первой четверти мы познакомились с казахскими музыкальными инструментами, без которых музыка не может существовать. И прежде, чем начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о казахских инструментах.

Учитель: - Вы знаете, что казахские инструменты также как и все

музыкальные инструменты делятся на три группы.

Ответ: - Струнные, духовые, ударные.

Учитель: - Правильно. Перед каждым из вас лежат листы бумаги.

Когда я скажу, вам нужно будет их перевернуть и выполнить задание. А задание будет таким: на листах вы увидите изображения казахских инструментов, ваша задача – определить инструмент и подписать его название. Итак, начали.

(дети выполняют задание)

Следующее задание: музыкальная викторина. Я включаю вам звучание инструментов, а вы должны угадать какой инструмент играет.

3. Новый материал.

Учитель: - Тема нашего урока – «Казахская инструментальная

Ответ: - Музыка, которая исполняется на инструментах.

Учитель: - Правильно. Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа – высоко развитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются обычно у народов, которые длительный исторический период вели кочевой скотоводческий образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены и другие.

Основной жанр казахской инструментальной музыки – кюй. Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента. Кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. Это связано с содержанием, так как каждый кюй раскрывает только один музыкальный образ, только одно состояние и не имеет контрастов. Кроме того, каждый кюй обязательно имеет название, оно помогает лучше понять содержание музыки. И раньше перед тем, как сыграть кюй исполнитель обязательно рассказывал о содержании музыки.

Содержание кюев разнообразно:

и о многом другом. Фактически, Кюи передают всю сложную картину жизни кочевников.

Автора и исполнителя кюя называют кюйши.

А теперь давайте кратко, в виде схемы, запишем новый материал.

Казахская инструментальная музыка

Основной жанр – кюй

Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента

Длится 2-3 минуты, т.к. передает один музыкальный образ

и не имеет контрастов

Содержание очень разнообразно, всегда есть название

Учитель: - Итак, что можно сказать о характере музыки?

Ответ: - Музыка звучит энергично, ликующе, восторженно.

Учитель: - Молодцы. И как вы заметили, здесь нет контраста, весь

кюй звучит как на одном дыхании. Скажите, а на каком инструменте был исполнен кюй?

Ответ: - На домбре.

Учитель: - Правильно. Вы знаете, что домбра была и остается

самым любимым инструментом казахов. Домбровые кюи переходили от одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знания о жизни, человеке.

Но кюи создавались не только для домбры. В казахской музыке 19 века сложились 3 основные инструментальные традиции – домбровая, кобызовая и сыбызговая. Но судьба их сложилась по-разному. К концу 19 столетия сыбызговая традиция стала быстро исчезать и уже к началу 20 века сыбызгы становится редким, встречающимся лишь в отдельных регионах Казахстана инструментом. И потому кюев для сыбызгы не сохранилось.

Трагично сложилась судьба и кобызовой музыки. Последними носителями традиций этой музыки стали казахские шаманы – баксы. Но, начиная с 20-х годов 20 века, в течение нескольких десятилетий их преследовали, запрещали играть на кобызе. Этот факт стал причиной резкого угасания кобызовой традиции. Кобызовых кюев сохранилось очень мало, всего около 20.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, подлинным расцветом которого стал 19 век, представленный авторским творчеством кюйши. Более подробно мы будем знакомиться с известными кюйши 19 века на следующих уроках. А сейчас запишем еще одну небольшую схему.

19 век – 3 основные инструментальные традиции

кюи для домбры кюи для кобыза кюи для сыбызгы

Существует много легенд о происхождении казахской музыки. Каждый народ пытался объяснить все, что происходит у них в жизни. Существует одна из легенд о происхождении музыки, связывая с именем первого казахского поэта и музыканта Коркыта. Он пытался найти бессмертие в природе, но увидел, что трава желтеет, листья опадают, даже камни разрушаются от воды и тогда он решил, что бессмертной может быть только музыка. С именем Коркыта связано появление кобыза. Коркыт – мудрец, предназначение которого дарить миру искусство. По его просьбе на его могилу был положен кобыз, который до сих пор тихо звучит при порывах ветра. Кобыз считался священным инструментом,на котором играли только шаманы и баксы, поэтому музыка для кобыза не получила развития, но все таки ярким примером кобызовой музыки является творчество Ыхыласа. Ыхылас Дукенулы – казахский народный композитор, кюйши, кобызист. Он первый, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. Звуками его струн музыкант старался отобразить современную жизнь, свои сокровенные мысли. Его кюи звучат и по сей день.

Давайте послушаем кюй Ыхыласа. Несмотря на то, что музыка эта была написана в 19 веке, она продолжает жить и сегодня, блогодаря нынешним композиторам и исполнителям музыки. Эти люди. чтобы сохранить эту музыку, делают ее интересной с использованием новых технологий и аранжировок. Идет соединение классической музыки с современными ритмами. И сейчас послушаем, как красиво и ярко звучал кобыз в наше время.

Как вам произведение? Согласитесь, если бы я вам не сказала, что этот кюй написан в 19 веке, вы бы сказали что эта музыка современная. Как много делают современные музыканты, чтобы сохранить для нас историческое прошлое.

Для нас близка современная музыка и современный ритм жизни. И мы с удовольствием встряхнемся под ритмическую музыку.

Учитель: - Итак, сегодня мы с вами познакомились с основными понятиями, связанными с казахской инструментальной музыкой. Назовите мне основной жанр казахской инструментальной музыки.

Учитель: - Правильно. Скажите, о чем могут повествовать кюи?

Ответ: - Кюи могут рассказывать о природе, животных, о людях, об истории.

Учитель: - Я утверждаю, что кюй не обязательно имел название.

Ответ: - Нет, все кюи имели название, так как это музыка инструментальная и название помогает лучше понять содержание кюя.

Учитель: - Назовите три инструментальные традиции, которые сложились в 19 веке.

Ответ: - Домбровая, кобызовая и сыбызговая.

Учитель: - Какая из традиций не сохранилась совсем?

Учитель: - Ну что ж, молодцы. На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с инструментальной музыкой Казахстана и будем изучать творчество известных кюйши 19 века.

А сейчас отвлечемся от серьезных тем и перейдем к любимой части урока музыки.

Читайте также: