Музейная педагогика в доу план работы

Обновлено: 06.07.2024

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.3. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.5. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

II. Практическая часть

Вопросы для обсуждения:

  • Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
  • Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
  • Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Схема описания экспонатов в каталоге.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение профессиональной компетенции, выявление и развитие собственного творческого потенциала; взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для обеспечения эмоциональной сферы детей; систематизирование работы по реализации ФГОС ДО.

Задачи музея в ДОУ:

  • Воспитание музейной культуры у дошкольников;
  • Познание детьми музейного пространства;
  • Построение диалогического взаимодействия взрослого воспитанника в музейной среде;
  • Развитие у детей исследовательской созидательной и познавательной деятельности;
  • Вовлечение семей в совместную деятельность с педагогами, детьми;
  • Создание семейных проектов.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня в межаттестационный период

воспитателя Ложкиной Татьяны Владимировны

Методическая тема

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества создание

В картинках, письменах, стихах.

Цель: Повышение профессиональной компетенции, выявление и развитие собственного творческого потенциала; взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для обеспечения эмоциональной сферы детей; систематизирование работы по реализации ФГОС ДО.

Задачи музея в ДОУ:

Воспитание музейной культуры у дошкольников;

Познание детьми музейного пространства;

Построение диалогического взаимодействия взрослого воспитанника в музейной среде;

Развитие у детей исследовательской созидательной и познавательной деятельности;

Вовлечение семей в совместную деятельность с педагогами, детьми;

Создание семейных проектов.

Музейная педагогика в условиях детского сада:

Является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;

Расширяет их кругозор, открываетвозможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителми социума за пределами детского сада.

Индивидуальные формы по выбранной теме:

Изучение документов, материалов, учебной, справочной, научно – методической литературы, интернет - ресурсов (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов), представляющих профессиональный интерес и соответствующих ФГОС ДО.

Создание собственной базы лучших конспектов, занятий, сценариев, интересных приемов.

Разработка собственных средств наглядности и создание развивающей среды группы в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовка планов работы на год и отчетов о достигнутых результатах.

Консультации для родителей.

Разработка конспектов, пособий.

Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес.

Прогнозируемый результат: повышение качества работы по выбранной теме; внедрение инновационных подходов в соответствии с ФГОС ДО; организация и проведение мастер - классов; обобщение и анализ опыта работы по исследуемой теме.

2013-2014 учебный год

Проанализировать актуальность выбранной темы

Изучать справочную научно-методическую литературу, интернет-ресурсы, периодическую печать (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов).

Систематизирование накопительных материалов по теме.

Принимать активное участие в работе педагогического совета в дошкольном учреждении.

Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Участники проекта: дети подготовительных логопедических групп ОНР, воспитатели, учителя – логопеды, родители

Актуальность проблемы

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. Они проявляют познавательный интерес к музею.

Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.

Календарный план реализации проекта:

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

1 этап подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ

Проведение диагностического обследования воспитанников;

заключение Договоров о сотрудничестве с музеями города, Выставочным залом и Детской библиотекой ДК Павлово – Покровский.

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

заключение Договоров о сотрудничестве

Заседание творческой группы

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

2 этап практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Организация в группах мини – музеев и выставок;

организация виртуального музея

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

В течение года согласно плану

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики

Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

- отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

Диссеминация опыта работы по заявленному проекту педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровне

Проведение мероприятий для педагогов и руководящих работников на различных уровнях через Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Итоговая защита проекта

Праздник правильной речи

Использование опыта ДОУ в дошкольных образовательных организациях города и района

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

(социальное партнерство с музеями, детской библиотекой ДК Павлово – Покровский)

Знакомьтесь – библиотека ! (сентябрь)

Обучение правилам пользования книгами, воспитание бережного отношения к ним.

Активизация познавательного интереса к объектам культуры в окружающем мире.

Обогащение словарного запаса.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах города и культурного поведения в общественных местах.

Формирование нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я – пешеход, я читатель, я – культурный человек)

Рассказ педагога о появлении книги. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку, просмотр фотографий здания и помещений библиотеки.

Чтение детской художественной литературы по выбору воспитателя и по запросу детей.

Привлечение воспитанников к совместному подбору книг и иллюстраций для образовательной деятельности.

Рассказ о любимых книгах из личного опыта педагога и беседа с детьми о книгах, которые им читают дома.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка по улицам района, прилегающим к ДОУ

Изготовление подарочной книжки - малышки

Экскурсия по библиотеке, рассказ о ее помещениях, их назначении, правилах поведения.

Рассказ библиотекаря о том, как стать настоящим читателем.

Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале.

Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращение с ней, возврата на прежнее место.

Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями.

Рассматривание работ на выставке детского творчества читателей библиотеки.

Представление и размещение на выставке книжки – малышки, сделанной воспитанниками детского сада.

Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку, приготовить к празднику Осени в библиотеки свои творческие работы (рисунки, поделки, стихотворения)

Праздник Осени (октябрь)

Развитие грамотной связной речи, памяти, внимания, эстетического восприятия городских скверов, парков.

Совершенствование навыков безопасного поведения на улицах района, общественных местах.

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Беседа с рассматриванием иллюстраций осенних пейзажей средней полосы России.

Наблюдение за объектами природы.

Чтение художественной литературы о природе родного края.

Разучивание стихотворений об осени.

Целевая экскурсия в Парк Победы.

Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природы.

Выставка поделок из природного материала.

Беседа – диалог библиотекаря об осени и ее особенностях.

Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них.

Презентация коллективных работ воспитанников детского сада.

Мой родной Павловский Посад (ноябрь)

Знакомство с историей возникновения г. Павловский Посад и памятниками культуры, историей района Южный (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями)

Расширение представлений детей о социальном, культурном и природном разнообразии родного города.

Формирование основ познавательно – ценностного отношения к социальной действительности, воспитание уважения к труду людей.

Развитие общей культуры детей в т.ч. культуры общения в разных условиях социокультурного пространства города.

Воспитание чувства любви к своей Родине, родному городу.

Рассказы о Павловском Посаде, его истории, о Южном районе, где находится детский сад.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин местных художников.

Чтение художественной литературы о России.

Интегрированная образовательная деятельность культурно – исторической тематики.

Целевые прогулки, экскурсии по району.

Организация мини – музеев

Беседа – диалог о Павловском Посаде.

Знакомство с символикой города и района.

Знакомство с книгами Павлово – Посадских писателей, чтение с детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде.

Музеи Павловского Посада (декабрь)

Приобщение детей к миру искусства через социокультурную среду музеев района.

Формирование образа музея как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно – историческое значение.

Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря.

Воспитание ценностного отношения к искусству.

Формирование интереса к русской истории и культуре, потребности к созданию прекрасного в своем окружении

Рассказ о том, как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях.

Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам.

Чтение народных и авторских произведений художественной литературы.

Посещение музеев г. Павловский Посад и Выставочного зала.

Презентация мини – музеев детского сада

Беседа – диалог о музеях Павловского Посада, объектах национальной культуры и истории.

Знакомство с интерьерами музеев.

Продолжение знакомства с музеями Москвы.

Выставка работ детского творчества.

Праздник русского платка и шали (январь)

Углубление знаний детей об особенностях русских головных уборов.

Формирование представлений о труде взрослых в семьях села Павлово ( ткачество)

Активизация познавательного интереса к истории родного края.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества.

Рассказ воспитателя об облике русской деревни, русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотношениях членов семьи, бытии и традициях русского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских красавиц в Павловских шалях.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников с изображением красавиц в национальных головных уборах

Встреча с художниками Платочной мануфактуры.

Праздник Русского платка

Беседа с библиотекаря о платочной мануфактуре.

Чтение книг о платках и шалях.

Выставка книг, в которых встречаются платки и шали.

Продолжение темы (февраль – март)

Культурные центры Павловского Посада (апрель)

Формирование устойчивого интереса к театральному виду искусства.

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Расширение представление о театральных профессиях.

Развитие интереса к театрализованным играм, творческой активности, выразительности, исполнительских умений (через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов).

Формирование социального опыта культурного досуга и поведения в большом Дворце культуре на примерах игровой и реальной ситуации.

Беседы о Дворце культуре, о театральном кружке, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видеоотрывков детских театральных постановок.

Рассказы детей из личного опыта о посещениях театра.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.

Разучивание ритмопластических этюдов.

Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр – драматизаций.

Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников.

Выступление детей подготовительной группы перед детьми младших групп с постановкой сказки.

Рассказ руководителя тетральной студии и библиотекаря о Дворце культуре Павлово – Покровский.

Кадровое обеспечение проекта

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

в проекте организации – заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

Ход семинара

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Беседы, чтение художественной литературы

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

Читайте также: