Можно ли видеть во флягине воплощение народа россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

Жизненный путь

Работа и занятия

Флягин был конэсером, то есть специалистом по отбору и отъездке коней. Иван умел усмирять необъезженных лошадей, так как был большим их знатоком. Кроме основного занятия пришлось ему освоить и другие:

  • с 11 лет был форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, везущих коляску с господами);
  • был нянькой, хорошо ухаживал за своей маленькой воспитанницей;
  • лечил людей и скотину, когда был в плену в степи;
  • служил солдатом на Кавказе;
  • работал в адресном столе;
  • был артистом в балагане;
  • сейчас служит кучером в монастыре, является послушником и зовут его теперь отцом Измаилом.

Черты характера

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

Вывод

Характеристика образа Ивана Флягина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

В своих произведениях Николай Семёнович Лесков стремился показать всё самое лучшее, что есть в русском характере, поэтому неудивительно, что главным героем одного из самый значимых его произведений становится обычный дворовой, выходец из крепостного сословия - Иван Северьяныч Флягин. Голован (как его по-другому называли) и есть тот самый “очарованный странник”, которому пришлось многое пережить и во многих местах побывать. Знакомясь с историей жизни Ивана в ходе произведения, мы также узнаем и о его характере, который виден через его поступки. Можем ли мы назвать Голована носителем русского национального характера?

Во-первых, что подразумевает под собой “русский характер”? Прежде всего, это набожность и местами даже фанатичная религиозность, доминирующая над моралью. Здесь Флягин однозначно подходит: например, когда Иван жил в татарской степи у него родилось несколько детей от его жен-татарок, но тот не питал к ним особых чувств, потому что дети были некрещеные.

Также, как следствие из первого, можно обозначить что руководство чувствами, нежели разумом - тоже одна из черт русского характера.

Флягин добровольно вызвался в рекруты вместо сына незнакомых ему людей, прекрасно демонстрируя этим поступком свою чувственную порывистость.

В заключении хотелось бы сказать, что Иван Северьяныч - вовсе не идеальный образ. За ним есть не только проступки, но и тяжелые преступления, за которые герой отчитывается всю жизнь перед самим собой и перед Богом. Но даже несмотря на это, читатель видит в нем благородную душу, наполненную чистым русским национальным характером.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.

Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.

И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.

Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь. Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление — толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины. Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью. Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем. Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души. Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник — скиталец — странник — праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост. Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра. Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

Лесков описывает его как простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца.

Особые свойства характера героя — чувство собственного достоинства. Бесстрашие, абсолютная свобода от страха перед смертью.

Прошлое — связано с образами Раневской и Чехова.

Радостные слова и возгласы Трофимова и Ани дают тон всей пьесе. До полного счастья еще далеко, еще предстоит пережить лопахинскую эру, рубят прекрасный сад, в заколоченном доме забыли Фир-са. Жизненные трагедии еще далеко не изжиты.

Россия на рубеже двух веков еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней зреют предчувствия грядущего переворота, но люди к нему не готовы. Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев. В финале есть ощущение, что жизнь кончается для всех. Люди не поднялись на высоту, которую требуют от них предстоящие испытания.

Исследовательский проект на тему

I. Введение

Актуальность выбранной темы

II. Основная часть

Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины ХIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

III. Заключение

Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов. Роль писателя в настоящем измерении.

IV. ВыводыV. Практическая ценность работыVII. Использованная литература

Цель: Выявить глубину усвоения проблемы русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

Способы достижения:

  • Прочитать биографические статьи о Н.С.Лескове;
  • Познакомиться с высказываниями литературных критиков в отношении произведений Н.С.Лескова;
  • Рассмотреть образы героев на примере произведений Н.С.Лескова и выделить в них черты истинно русского героя;
  • Сделать вывод.

Чтобы достичь своей цели, я воспользовалась материалами, указанными в списке использованной литературы и материалами интернет -сайтов.

Работа над проектом:

  • 1 этап – организационный: постановка цели, планирование деятельности;
  • 2 этап – поисковый и исследовательский – сбор информации, представление своих исследований;
  • 3 этап – оформление полученной информации;
  • 4 этап – защита проекта.

I.Введение

Актуальность выбранной темы:

Характер русского человека многогранен. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, которые проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой знаменит наш человек.

Безграничной самоотверженностью и трудолюбием, проявившимся на всесоюзных стройках страны и на восстановлении разрушенного войною хозяйства. К сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты, такие как лень и безответственность.

Не поэтому ли для приезжающего к нам иностранца русская душа – загадка?

Меня давно интересовала тема национального характера в произведениях русских писателей. Прочитав повести Н.С.

На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека. Мне захотелось поближе познакомиться с творчеством Н.С.Лескова и проследить, как удалось ему так правдоподобно изобразить истинно русский характер своих героев.

II. Основная часть

Для Лескова, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию “народной души”; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной жизни России. Справедливо писала об этом Н.Г. Михайлова: “Во второй половине XIX века этические проблемы, как и вопрос о русском народном характере, занимают важное место и в общественной мысли, и в художественной литературе, и часто рассматриваются в самой непосредственной связи. Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности”.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер.

Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом.

Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари.

Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

А вот по яркости и этической широте повествования “Очарованный странник” относится к лучшим повестям Лескова.

За внешним комизмом рассказа скрывается проблема: кто такие самоубийцы-самоуправцы, самовольно распоряжающиеся дарованной богом жизнью, или мученики не перенесшие “борения жизни”. Тема самоубийства помогает поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений.

Не случайно она снова и снова возникает на страницах повести как сигнал общего неблагообразия, неблагополучия жизни. Трижды на разных этапах своего жизненного пути рассказчик приходит к мысли покончить с собой. Хочет наложить на себя руки, переживая странное крушение любви, красавица цыганка Груша. В лесу у монастыря удавился какой-то “жид”.

Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе, но и как частица целого – русской жизни в ее специфически национальном выражении.

Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядят в меркантильный век как глупость и являются причиной многих поворотов в судьбе героя.

Исповедь героя все время вырывается за эти узкие для нее рамки и границы, ибо в характере Флягина проступает ярко и отчетливо общенациональная судьба.

Флягин – русский национальный характер, представленный Лесковым в процессе его незавершенного и неостановимого движения и развития, изображенный не только в его относительных итогах, но еще и в неразвернувшихся потенциальных возможностях.

Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею.

С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию.

Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца.

Герой Лескова поднимается до духовной самооценки работы, жаждет морально “усовершенствоваться”. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания.

Духовные искания “очарованных странников” и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова.

Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как “простую душу”, но и как “младенца”, считая, что народу предстоит еще избавление от черт “младенчества”, инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого.

“Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера

Ключом к разгадке тайны русского национального характера является художественная одаренность, артистизм Ивана Флягина. Он воспринимает мир как поэт, в целостном и живом образе. Он не способен анализировать себя, свои поступки, ему чуждо отвлеченное теоретизирование.

В этом смысл торжества Ивана Флягина над дрессировщиком и укротителем животных.

В дальнейшем повествовании появляется цепочка эпизодов, чрезвычайно существенных для выражения авторской мысли, – о существе и значении религиозных представлений для народной жизни.

Наивность героя, его непосредственное отношение ко всему, что ему открывается в жизни позволяет автору поставить вопрос о сущности борьбы разных вер, показать ее трагические последствия. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как этот.

Автор, обращаясь к опыту народной жизни, находит там действительные нравственные ценности.

III. Заключение.

В XIX веке русский национальный характер стал особенно интересовать писателей. Одними из них явился Лесков, который изобразил в своих произведениях основные черты русского народа.

Несмотря на все выше сказанное, вопрос остался открытым. По-видимому, невозможно изложить всю суть русского народа в нескольких произведениях. Поэтому писатели будут продолжать развивать эту тему, будут создавать новые образы, находить другие тонкости и черты в нашем общенациональном характере.

Столетие, минувшее после кончины Лескова, наметило ему значение, измерение, в голову не приходившие ни его критикам, ни защитникам.

Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов, не просто берущих отдельную специфичность в людях той поры, но нащупывающих основные, фундаментальные свойства русского национального рассудка и русской судьбы.

Собственно в настоящем измерении писатель воспринимается в настоящее время как национальный русский гений.

IV. Выводы:

V. Практическая ценность работы

состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при выступлениях о Н.С.Лескове, при подготовке рефератов. Данный материал доказывает, что творчество Н.С.Лескова актуально и в наше время.

Происхождение

Семья жила на кучерском дворе, и маленький Голован всё детство провёл на конюшне, хорошо изучил нрав лошадей и полюбил этих животных. По его словам, он — природный конэсёр (знаток лошадей) и три года был помощником ремонтёра – офицера, занимавшегося закупкой лошадей для армии.

Внешность


Автор даёт описание внешности героя, когда тому было уже 52 года, но и в этом возрасте он выглядел богатырём: огромный рост, смуглое открытое лицо, густые волнистые седые волосы, закрученные густые усы. Его одежда состояла из послушничьего подрясника с широким монастырским поясом и высокого чёрного суконного колпачка.

Простодушный вид и внутренняя доброта сближают образ Флягина с Ильёй Муромцем. И по своим физическим качествам он равен этому былинному богатырю — выносит такую обстановку и условия жизни, которые подвластны только богатырской натуре.

Его приятный бас звучит лениво и мягко, а рассказы о собственной жизни наполнены той откровенностью, которая идёт от искренности души и неспособности ко лжи.

Характер

Самое главное качество Ивана Флягина — благодушие. Он относится к таким простым русским людям, которые всегда поделятся последним куском даже со своим врагом, окажут помощь раненому врагу наравне со своим. Этими качествами обладал и Платон Каратаев, простой солдат, а в прошлом — крестьянин, в образе которого Лев Толстой воплотил все лучшие качества простого русского человека: искренность, доброту и внутренний свет. Выпавшие на долю таких людей испытания не ожесточают их, но помогают духовно и нравственно обогащаться.

Храбрость также была его отличительной чертой. Он проявил её и во время поездки с графом на шестёрке лошадей, остановив над самой пропастью экипаж, и в плену у татар, где провёл 10 лет и был лишён возможности ходить, и во время 15-летней службы на Кавказе, после чего был награждён Георгиевским крестом и произведён в офицеры.

Иван Флягин — настоящий патриот, он мечтает умереть за свой народ. А в плену у татар страшно тоскует по России.

Вывод

Характеристика образа Ивана Флягина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: