Какие черты характера раскрывают поведение бирюка в грозовую ночь кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цели урока: 1. Формирование у школьника навыков социально-психологической характеристики персонажа;
2. Развивать навыки устной речи, составления цитатного плана, навыки работы с семантическим полем;
3. Воспитывать честность, умение отвечать за свои поступки, сострадание.
Ход урока
2.Словарная работа
Главный герой рассказа – лесник по прозвищу Бирюк.
1. Звуковые ассоциации к слову.
2. Лексическое значение слова:
Бирюк – 1. Волк-одиночка (обл.); 2. (Перен.) Одинокий, нелюдимый человек.
– Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?
– Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника, оценочное значение?
– Когда и почему он так называет себя?
– При каких обстоятельствах герои рассказа называют его Бирюком, а когда по имени отчеству? Почему?
3. Какие новые, ранее неизвестные слова вы выделили в тексте? Каково их значение?
Реализация домашнего задания
Цитатный план рассказа. Комментарий
3.Работа в группах
1 группа. Пейзаж в рассказе
– Чтение пейзажных зарисовок.
– Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
– Роль образа-символа грозы?
– Связь пейзажа с развитием действия в рассказе?
2 группа. Интерьер
– Пересказать (зачитать) описание избы Бирюка.
– Выделить ключевые слова.
– Как интерьер избы помогает понять характер главного героя?
– Какие чувства испытывает автор, находясь в избе лесника?
3 группа. Портрет
– Выразительное чтение описания внешности героя.
– В чем особенности портрета Бирюка?
– Можем ли мы увидеть авторское отношение к герою?
4.Анализ образа Бирюка
– При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
– Какие черты характера раскрываются в поведении Бирюка в грозовую ночь?
(внутренняя сила, спокойствие, сдержанность)
– Чем обусловлен его суровый, нелюдимый характер?
(Он – солдат на посту; личная неустроенность)
– Каковы условия его жизни?
– Как он несет свою службу?
– Роль описания столкновения Бирюка с мужиком – вором:
а) причина конфликта;
б) как меняется крестьянин и мужик в кульминационной сцене.
(Образ Бирюка психологически усугубляется; он выступает как образ трагический: человек честный, весь проникся принципом неуклонного служения долгу, но при всей правоте своей, чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование)
– Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает мужика именно так, грубо выталкивая?
(Злится и жалеет. Конфликт между долгом и чувством сострадания.)
Семантическое поле
1. Добросовестный, усердный.
2. Прямой, справедливый, правдивый (выражающий прямоту, добропорядочный, чистоплотный).
3. Безупречный, порядочный, ничем не запятнанный, добропорядочный, чистоплотный.
Семантическое поле составлено учителем русского языка и литературы О.Г. Михеенковой
4. Уважаемый (устар.), почитаемый (простонар.), достойный уважения, честной (устар.), почтенный, почетный, почитаемый по своей святости и в связи с религией, превозносимый, прославляемый.
Характеристика данного качества
ЛС: абсолютная, безукоризненная, безупречная, высокая, идеальная, кристальная, необыкновенная, непогрешимая, неподкупная, непреклонная, неуязвимая, образцовая, рыцарская, стопроцентная, щепетильная, неуязвимая, бухгалтерская, крохоборческая, подспудная, ходячая, серая, врачебная, научная, политическая, трудовая.
Отвлеченное выражение признака:
Л: 1. Добросовестность, усердность.
2. Прямота, справедливость, правдивость, открытость, искренность, добропорядочность, чистоплотность.
3. Безупречность, порядочность.
4. Почитание, уважение, благородство, почтение.
С: 1. Добросовестно, усердно.
2. Справедливо, правдиво, открыто, искренно.
3. Безупречно, порядочно, достойно.
4. Уважительно, честно, благородно.
Субъект – носитель признака.
ЛС: человек, люди, характер, натура, ум, душа, сердце, глаза, жизнь, отношение, намерение, поступок, поединок, бой, способ, путь, работа, служба, труп, заработок, хлеб, слово, смерть, мысль, взгляд, лицо, седина.
1. Слабая степень признака –
Л: недостаточно честный, прямой, правдивый, искренний.
2. Высокая степень признака.
Честнее других, справедливее других, благородный.
ЛС: Очень, действительно честный.
3. Высшая (превосходная) степень признака:
Честнейший, справедливейший, глубоко правдивый, безукоризненно честный.
ЛС: исключительно, абсолютно честный.
4. Проявление признака
ЛС: со всеми, во всем всегда честен; не со всеми не всегда честен; иногда быть, казаться честным; считать кого-либо; считаться честным; честно жить, работать, трудиться, служить, относиться к кому-либо; дать, взять, потребовать честное слово; висеть, держаться на честном слове.
5. Наделение признаком.
ЛС: считать кого-либо; воспитать честным.
6. На кого направлен признак.
ЛС: честен по отношению к родителям, друзьям…,
- Охарактеризуйте главного героя, используя слова 1, 2 рубрики
6.Домашняя работа.
1. Примеры образцового служения Родине.
2. Бирюк – образ трагический, так как … (продолжить)
Какие черты характера раскрываются в поведении Бирюка в грозовую ночь?
Тургенев был одним из передовых людей своего времени.
Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — дворянин Петр Петрович.
Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли.
Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды.
Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника.
И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми.
Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке.
Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку.
Описание избы производит гнетущее впечатление.
Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя.
Барин пошел вместе с ним.
Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И.
С. Тургенева впечатляет до глубины души.
И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени : бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.
Бирюк - личность цельная, но немного трагичная.
У него свои взгляды на жизнь, но иногда и им приходится изменять.
Он не понимал, почему крестьяне относятся к воровству как к чему - то обыденному.
Крестьяне так говорили, потому что были безграмотны и жили впроголодь.
Если бы он сам воровал лес, то жил бы не в ветхой избушке, а в большом сосновом доме.
Это определяет его черты - преданность своему делу, трудолюбие, бескорыстие.
Фома определённо знает, что если все начнут воровать лес, то станет хуже для всех – леса не останется вовсе, и поэтому он всё же старается отучить крестьян от такого занятия.
Но иногда его уверенность подрывается, как и случилось в рассказе – стало жаль несчастного воришку.
Кузьмичу выпал нелёгкий жребий – колебаться между чувствами и своими принципами до конца жизни.
черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актер, читая диалог лесника и крестьянина- вора? 3)Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?
Ответ или решение 1
1. Бирюк разговаривает "отрывисто" , но в то же время спокойно и непринуждённо. Он немногословен, становится угрюмым, когда вопрос ему не нравится. В тоже время он пытается показать своё уважение: обращается к гостю "барин", "извольте сидеть", "не хотите ли прилечь".
2. В диалоге проявляются такие черты лесника, как неподкупность, суровость, твёрдость характера, строгость в исполнении своей работы.
3. Лесник говорит, что воровству нет оправдания, каждый должен отвечать за свои поступки. Внезапные угрозы удивляют его: "с ума что ли сошёл?", — заговорил с изумлением лесник". Сначала он приказывает крестьянину замолчать, но видя ещё большее сопротивление, отпускает: "схватил его за шиворот, растворил дверь и вытолкал его вон".
В презентации представлен полноаспектный анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк".
Урок литературы в 7 классе
- 1.Когда и при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему?
- Когда и почему он сам себя называет?
2.(Перен.)одинокий и нелюдимый человек
1.Найти и прочитать описание начала грозы.
Для этого нужно следующее:
-отметить, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;
-выделить художественные средства, с помощью которых Тургенев передаёт зрительное восприятие от леса, слуховые и осязательные ощущения;
-ответить на вопрос: что придаёт динамизм описанию?
-показать, как автор одушевляет природу
Пейзаж -изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
? Какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя?
? Какой приём использует автор для изображения усиления грозы?
( Гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу)
(Всё вокруг заливается мраком, и лес погружается в царство грозы)
-Меняется угол зрения автора
(огромная лиловая туча, серые облака (эпитеты) – небо, шелест и лепетание ракит – над землёй, земля).
-Кроме цветовой гаммы, переданы и слуховые и осязательные впечатления
- (длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод)
-Приёмы аллитерации и ассонанса
- Метафорические образы и олицетворения одушевляют лес
- (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя залепетали по листьям)
Вывод: пейзажные зарисовки у И.С.Тургенева - не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Большое значение здесь имеют детали, которые позволяют максимально точно и полно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение
Анализ образа Бирюка
? – При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
-Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?
-Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?
-Каковы условия жизни Бирюка?
-В чём особенность портретной характеристики героя? (На какие детали обращает внимание автор?)
-Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?
Социальная характеристика Бирюка
Анализ образа Бирюка
ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.
Художественный портрет
-Высказывания мужиков о Бирюке:
-Бирюк сам о себе:
-Авторская характеристика:
Анализ образа Бирюка
Портрет в литературе - это описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета).
Сцена борьбы
Анализ эпизода «Столкновение Бирюка с мужиком
В чём причина конфликта мужика с Бирюком?
На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?
Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?
Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?
Характеристика образа крестьянина
Читайте также: