Какие черты характера раскрывают поведение бирюка в грозовую ночь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока: 1. Формирование у школьника навыков социально-психологической характеристики персонажа;

2. Развивать навыки устной речи, составления цитатного плана, навыки работы с семантическим полем;

3. Воспитывать честность, умение отвечать за свои поступки, сострадание.

Ход урока

2.Словарная работа

Главный герой рассказа – лесник по прозвищу Бирюк.

1. Звуковые ассоциации к слову.

2. Лексическое значение слова:

Бирюк – 1. Волк-одиночка (обл.); 2. (Перен.) Одинокий, нелюдимый человек.

– Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?

– Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника, оценочное значение?

– Когда и почему он так называет себя?

– При каких обстоятельствах герои рассказа называют его Бирюком, а когда по имени отчеству? Почему?

3. Какие новые, ранее неизвестные слова вы выделили в тексте? Каково их значение?

Реализация домашнего задания

Цитатный план рассказа. Комментарий

3.Работа в группах

1 группа. Пейзаж в рассказе

– Чтение пейзажных зарисовок.

– Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

– Роль образа-символа грозы?

– Связь пейзажа с развитием действия в рассказе?

2 группа. Интерьер

– Пересказать (зачитать) описание избы Бирюка.

– Выделить ключевые слова.

– Как интерьер избы помогает понять характер главного героя?

– Какие чувства испытывает автор, находясь в избе лесника?

3 группа. Портрет

– Выразительное чтение описания внешности героя.

– В чем особенности портрета Бирюка?

– Можем ли мы увидеть авторское отношение к герою?

4.Анализ образа Бирюка

– При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?

– Какие черты характера раскрываются в поведении Бирюка в грозовую ночь?

(внутренняя сила, спокойствие, сдержанность)

– Чем обусловлен его суровый, нелюдимый характер?

(Он – солдат на посту; личная неустроенность)

– Каковы условия его жизни?

– Как он несет свою службу?

– Роль описания столкновения Бирюка с мужиком – вором:

а) причина конфликта;

б) как меняется крестьянин и мужик в кульминационной сцене.

(Образ Бирюка психологически усугубляется; он выступает как образ трагический: человек честный, весь проникся принципом неуклонного служения долгу, но при всей правоте своей, чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование)

– Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает мужика именно так, грубо выталкивая?

(Злится и жалеет. Конфликт между долгом и чувством сострадания.)

Семантическое поле

1. Добросовестный, усердный.

2. Прямой, справедливый, правдивый (выражающий прямоту, добропорядочный, чистоплотный).

3. Безупречный, порядочный, ничем не запятнанный, добропорядочный, чистоплотный.

Семантическое поле составлено учителем русского языка и литературы О.Г. Михеенковой

4. Уважаемый (устар.), почитаемый (простонар.), достойный уважения, честной (устар.), почтенный, почетный, почитаемый по своей святости и в связи с религией, превозносимый, прославляемый.

Характеристика данного качества

ЛС: абсолютная, безукоризненная, безупречная, высокая, идеальная, кристальная, необыкновенная, непогрешимая, неподкупная, непреклонная, неуязвимая, образцовая, рыцарская, стопроцентная, щепетильная, неуязвимая, бухгалтерская, крохоборческая, подспудная, ходячая, серая, врачебная, научная, политическая, трудовая.

Отвлеченное выражение признака:

Л: 1. Добросовестность, усердность.

2. Прямота, справедливость, правдивость, открытость, искренность, добропорядочность, чистоплотность.

3. Безупречность, порядочность.

4. Почитание, уважение, благородство, почтение.

С: 1. Добросовестно, усердно.

2. Справедливо, правдиво, открыто, искренно.

3. Безупречно, порядочно, достойно.

4. Уважительно, честно, благородно.

Субъект – носитель признака.

ЛС: человек, люди, характер, натура, ум, душа, сердце, глаза, жизнь, отношение, намерение, поступок, поединок, бой, способ, путь, работа, служба, труп, заработок, хлеб, слово, смерть, мысль, взгляд, лицо, седина.

1. Слабая степень признака –

Л: недостаточно честный, прямой, правдивый, искренний.

2. Высокая степень признака.

Честнее других, справедливее других, благородный.

ЛС: Очень, действительно честный.

3. Высшая (превосходная) степень признака:

Честнейший, справедливейший, глубоко правдивый, безукоризненно честный.

ЛС: исключительно, абсолютно честный.

4. Проявление признака

ЛС: со всеми, во всем всегда честен; не со всеми не всегда честен; иногда быть, казаться честным; считать кого-либо; считаться честным; честно жить, работать, трудиться, служить, относиться к кому-либо; дать, взять, потребовать честное слово; висеть, держаться на честном слове.

5. Наделение признаком.

ЛС: считать кого-либо; воспитать честным.

6. На кого направлен признак.

ЛС: честен по отношению к родителям, друзьям…,

- Охарактеризуйте главного героя, используя слова 1, 2 рубрики

6.Домашняя работа.

1. Примеры образцового служения Родине.

2. Бирюк – образ трагический, так как … (продолжить)

Какие черты характера раскрываются в поведении Бирюка в грозовую ночь?


Тургенев был одним из передовых людей своего времени.

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — дворянин Петр Петрович.

Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли.

Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды.

Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника.

И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми.

Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке.

Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку.

Описание избы производит гнетущее впечатление.

Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя.

Барин пошел вместе с ним.

Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И.

С. Тургенева впечатляет до глубины души.

И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени : бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.

Бирюк - личность цельная, но немного трагичная.

У него свои взгляды на жизнь, но иногда и им приходится изменять.

Он не понимал, почему крестьяне относятся к воровству как к чему - то обыденному.

Крестьяне так говорили, потому что были безграмотны и жили впроголодь.

Если бы он сам воровал лес, то жил бы не в ветхой избушке, а в большом сосновом доме.

Это определяет его черты - преданность своему делу, трудолюбие, бескорыстие.

Фома определённо знает, что если все начнут воровать лес, то станет хуже для всех – леса не останется вовсе, и поэтому он всё же старается отучить крестьян от такого занятия.

Но иногда его уверенность подрывается, как и случилось в рассказе – стало жаль несчастного воришку.

Кузьмичу выпал нелёгкий жребий – колебаться между чувствами и своими принципами до конца жизни.

черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актер, читая диалог лесника и крестьянина- вора? 3)Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?

Ответ или решение 1

1. Бирюк разговаривает "отрывисто" , но в то же время спокойно и непринуждённо. Он немногословен, становится угрюмым, когда вопрос ему не нравится. В тоже время он пытается показать своё уважение: обращается к гостю "барин", "извольте сидеть", "не хотите ли прилечь".

2. В диалоге проявляются такие черты лесника, как неподкупность, суровость, твёрдость характера, строгость в исполнении своей работы.

3. Лесник говорит, что воровству нет оправдания, каждый должен отвечать за свои поступки. Внезапные угрозы удивляют его: "с ума что ли сошёл?", — заговорил с изумлением лесник". Сначала он приказывает крестьянину замолчать, но видя ещё большее сопротивление, отпускает: "схватил его за шиворот, растворил дверь и вытолкал его вон".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен полноаспектный анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк".

Урок литературы в 7 классе

  • 1.Когда и при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему?
  • Когда и почему он сам себя называет?

2.(Перен.)одинокий и нелюдимый человек

1.Найти и прочитать описание начала грозы.

Для этого нужно следующее:

-отметить, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

-выделить художественные средства, с помощью которых Тургенев передаёт зрительное восприятие от леса, слуховые и осязательные ощущения;

-ответить на вопрос: что придаёт динамизм описанию?

-показать, как автор одушевляет природу

Пейзаж -изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

? Какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя?

? Какой приём использует автор для изображения усиления грозы?

( Гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу)

(Всё вокруг заливается мраком, и лес погружается в царство грозы)

-Меняется угол зрения автора

(огромная лиловая туча, серые облака (эпитеты) – небо, шелест и лепетание ракит – над землёй, земля).

-Кроме цветовой гаммы, переданы и слуховые и осязательные впечатления

  • (длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод)

-Приёмы аллитерации и ассонанса

- Метафорические образы и олицетворения одушевляют лес

  • (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя залепетали по листьям)

Вывод: пейзажные зарисовки у И.С.Тургенева - не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Большое значение здесь имеют детали, которые позволяют максимально точно и полно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение

Вывод: пейзажные зарисовки у И.С.Тургенева - не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Большое значение здесь имеют детали, которые позволяют максимально точно и полно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение

Анализ образа Бирюка

? – При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?

-Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?

-Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

-Каковы условия жизни Бирюка?

-В чём особенность портретной характеристики героя? (На какие детали обращает внимание автор?)

-Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

Социальная характеристика Бирюка

Анализ образа Бирюка

ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

Художественный портрет

-Высказывания мужиков о Бирюке:

-Бирюк сам о себе:

-Авторская характеристика:

Анализ образа Бирюка

Портрет в литературе - это описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета).

Сцена борьбы

Анализ эпизода «Столкновение Бирюка с мужиком

В чём причина конфликта мужика с Бирюком?

На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?

Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Характеристика образа крестьянина

Читайте также: