Проект позена по отмене крепостного права кратко

Обновлено: 18.05.2024

Со временем многие либеральные бюрократы из окружения Константина Николаевича заняли министерские посты. Традиции либеральной бюрократии восходили ко временам Сперанского. В николаевское время питомником либеральных бюрократов было Министерство государственных имуществ, которое возглавлял просвещенный бюрократ-реформатор П. Д. Киселев. Его племянниками были братья Н. А. и Д. А. Милютины. Его ближайшим помощником — А. П. Заблоцкий-Десятоес кий, подготовивший обстоятельную записку о необходимости уничтожения крепостного права.

Волеизъявление императора, понимаемое как ясное выражение самодержавной инициативы, вызвало появление проектов отмены крепостного права, написанных в основном дворянами и сходных в признании неизбежности крестьянского освобождения. Расхождения зависели от местных условий и размеров помещичьего хозяйства. В черноземных губерниях, где главную ценность представляла земля, предполагалось сохранить ее в руках дворянства при назначении небольшого выкупа за крестьянскую свободу. Проект полтавского помещика М. П. Позена доказывал, что крестьянское малоземелье обеспечит помещичье хозяйство дешевой рабочей силой и вместе с тем будет служить препятствием для ухода крестьян из деревни. В нечерноземных губерниях помещики готовы были предоставить крестьянам максимально возможное количество малоплодородной земли, но проявляли заинтересованность в больших размерах выкупа. Об этом говорилось в записке тверского помещика и общественного деятеля А. М. Унковского. Он и его единомышленники настаивали на скорейшем решении крестьянского вопроса, что считалось признаком либерализма, тогда как Позен отдавал предпочтение постепенности. В сохранении значительного переходного периода были заинтересованы помещики степной полосы, где преобладали крупные хозяйства и где не хватало рабочих рук. В проекте самарского помещика, славянофила и реформатора Ю. Ф. Самарина предусматривалось освобождение крестьян с землей при сохранении на десятилетний период обязательных барщинных работ. Сумма выкупа для степных помещиков была безразлична. Важную роль сыграла составленная Н. А. Милютиным записка об освобождении крестьян в имении великой княгини Елены Павловны. Проект предлагал освобождение крестьян сразу, с землей и за выкуп. Это были три составляющие будущей реформы.

В течение года в Европейской России было создано 46 губернских комитетов по крестьянскому делу. Они состояли из выборных представителей дворянства и назначенных членов от правительства, председательствовал в них губернский предводитель дворянства. В задачу комитетов входила подготовка проекта реформы для своих губерний. Губернские комитеты вынуждены были следовать самодержавной инициативе, но их большинство составляли крепостники, не готовые расстаться с дворянскими привилегиями. Нередко в комитетах возникали ожесточенные споры между ними и представителями либерального меньшинства. Однако при всей резкости столкновений российское дворянство было едино в стремлении сохранить свои сословные права и оградить имущественные интересы.

Поземельные отношения крестьян и помещиков фиксировались уставными грамотами, добровольное подписание которых с обеих сторон было непременным условием перехода на выкуп. Для разбора споров между крестьянами и помещиками и надзора за возникавшими органами крестьянского самоуправления назначались мировые посредники из числа дворян данной губернии. Мировые посредники по-разному понимали свои задачи, среди них было немало либерально настроенных людей, но в целом они отстаивали дворянские интересы.

Крестьянское землепользование. Главным предметом споров в большинстве губерний был размер крестьянского надела. При подготовке реформы по настоянию Ю. Ф. Самарина и В. А. Черкасского было отвергнуто безземельное освобождение крестьян, которое могло привести к появлению сельского пролетариата. Земельный надел рассматривался как гарантия привязанности крестьянина к деревне, и одновременно он должен был удовлетворять вековое крестьянское требование земли.

Реформа 19 февраля решала земельный вопрос чрезвычайно запутанно. Нарушая право частной собственности помещиков на землю, она одновременно отвергала традиционное крестьянское воззрение, согласно которому вся земля, обрабатываемая крестьянином, принадлежала ему. Крестьяне получали надельную землю на правах общинного пользования, а после выкупа она становилась общинной собственностью. Выход из общины был предельно затруднен, отказаться от надела крестьянин не мог.

Особенно тяжелым было положение тех крестьян, кто согласился на получение бесплатного четвертного гагаринского надела. В основном это были крестьяне степных поволжских губерний, где была невысока арендная плата за землю. Крестьяне рассчитывали, что недостающую для правильного ведения хозяйства землю они будут арендовать у прежнего господина. В действительности арендная плата на землю стремительно росла, и крестьяне-дарственники оказывались в безвыходном положении. В целом крестьянская реформа привела к масштабному перераспределению земельного фонда, основная часть которого осталась за поместным дворянством, к обезземеливанию крестьянства и надолго сделала аграрный вопрос, вопрос о земле, главным вопросом русской жизни.

Выкупная операция. Важнейшей частью крестьянской реформы была выкупная операция. Сроки ее завершения не устанавливались, и переход крестьян на выкуп закончился лишь к концу XIX в. Правда, большинство крестьян вышло из категории временнообязанных раньше, чаще всего по одностороннему требованию помещиков. Содержание выкупной операции заключалось в установлении той суммы, которую крестьяне должны были платить за надельную землю и личную свободу. Эта сумма прямо не соотносилась с рыночной ценой земли. Она определялась со слов помещика, который указывал доходность своего имения за последние годы. Годовой доход, рассчитанный по максимуму, приравнивался к 6 %. Далее вычислялась такая сумма, которая, будучи положена в банк из расчета 6 % годовых, ежегодно приносила бы помещику его прежний доход.

При переходе на выкуп крестьяне должны были выплатить помещику сразу или, что бывало редко, в рассрочку около 20 % исчисленной выкупной суммы. Это были реальные деньги, которые помещик получал при любых обстоятельствах. Остальную сумму казна выплачивала поместному дворянству ценными бумагами, беря небольшой процент за техническое проведение выкупной операции. Реальная стоимость ценных бумаг — акций, государственных облигаций — при их массовом появлении на рынке не соответствовала номинальной. Она резко понижалась, и в действительности помещики в редчайших случаях и лишь спустя много лет могли получить всю выкупную сумму. Кроме того, правительство вычитало из нее всю помещичью задолженность казне.

Смысл выкупной операции заключался в сохранении благоприятных условий ведения хозяйства за теми помещиками, чьи хозяйства не находились в залоге, велись рационально и могли, используя полученные средства, приспособиться к новым социально-экономическим отношениям. Мелкопоместное дворянство обрекалось на вытеснение из хозяйственной жизни и было вынуждено, получив на руки сравнительно большие для себя суммы, искать выход в военной или статской службе.

Кредитуя поместное дворянство, казна не оставалась в проигрыше. Крестьяне обязаны были выплачивать всю исчисленную выкупную сумму государству ежегодно в течение 49 лет. Выкупные платежи легли тяжелым финансовым бременем на крестьянское хозяйство, а сложное исчисление процентов на крестьянские недоимки привело к тому, что к моменту прекращения выкупных платежей в разгар Первой русской революции крестьяне выплатили сумму, которая примерно вдвое превышала расчетную и втрое — рыночную цену земли на момент освобождения. Долговременное финансовое закабаление крестьянства препятствовало развитию рыночных отношений в деревне, до предела обостряло социальные противоречия и было главной ошибкой проводившей крестьянскую реформу либеральной бюрократии.

Крестьянское самоуправление начиналось с сельского схода, на котором крестьяне-дворовладельцы избирали сельского старосту и представителей на волостной сход. Сельский сход устанавливал правила общинного землепользования, определял сроки передела земли. Волостной сход ведал составлением рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Он же избирал старшину и создавал выборный волостной суд, действовавший на основе обычного права. Крестьянское самоуправление не было гарантией от помещичьего произвола, но в определенной мере служило росту крестьянского самосознания.

7.1. Отмена крепостного права

7.1. Отмена крепостного права Предпосылки реформВ феврале 1855 г. после внезапной смерти императора Николая 1 на российский престол вступил император Александр II. Это было тяжелое для России время: обнаружилась полная несостоятельность николаевской политической системы,

§ 20. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

§ 20. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА Новый император. Старший сын Николая I Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет. Он правил страной с 1855 по 1881 г. Наставником будущего императора был добрый и умный капитан К. К. Мердер, участник Отечественной войны 1812 г. Человек твёрдой

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права Отмена крепостного права стала центральным событием начавшихся реформ, названных позже Великими. Манифест об этом начинался словами о любви государя ко всем без различия подданным:Мы положили в сердце своем обет обнимать Нашею Царскою любовию

§ 1. Отмена крепостного права

§ 1. Отмена крепостного права Военные поражения и русское общество. Воцарение Александра II знаменовало перелом в настроении правительственных кругов и общественности. Неудачи в Крымской войне, дипломатическая изоляция, крестьянские волнения, экономический и

§ 2. Отмена крепостного права в России

§ 2. Отмена крепостного права в России Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в

Глава IV.ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Глава IV.ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА Николай I, жандарм Европы, которого повсюду называли деспотом, скончался в своем дворце 14 февраля[43] 1855 г. в присутствии близких, попрощавшись с каждым из них. Своему старшему сыну и наследнику он сказал перед смертью: «Мне хотелось, приняв

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права 26 августа 1856 года состоялась церемония коронации нового российского императора. После продолжительных торжеств Александр II приступил к решению важных государственных дел. Он начал с крестьянского вопроса.20 ноября 1857 года была опубликована

§1. Отмена крепостного права в Грузии

§1. Отмена крепостного права в Грузии К середине XIX века феодально-крепостническая система в России вошла в стадию тяжелого кризиса. Крепостничество явно тормозило развитие страны. Отсталость России особенно сказалась во время Крымской войны (1853–1856).

40. Отмена крепостного права в России

40. Отмена крепостного права в России Манифест Александра II 19 февраля 1861 года. Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян. Крестьяне объявлялись

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

Тема 38 Отмена крепостного права

Тема 38 Отмена крепостного права ПЛАН1. Факторы отмены крепостного права.1.1. Социально-экономический кризис.1.2. Социальные предпосылки.1.3. Политические предпосылки.1.4. Духовные факторы.1.5. Внешнеполитические предпосылки.1.6. Личные качества Александра II.2. Подготовка

Глава V Отмена крепостного права

Глава V Отмена крепостного права 1. Социально-экономические и политические предпосылки отмены крепостного праваИзвестно, что крепостное право в России отменено в результате проведения так называемой крестьянской реформы. Разумеется, эта реформа не была ни проявлением

Глава VIII. Отмена крепостного права

Глава VIII. Отмена крепостного права 1. Развитие революционного движения Император Николай I, вступивший на престол в обстановке первого открытого восстания против царизма, главной задачей своего царствования ставил укрепление самодержавия и сохранение крепостного

Эти проекты объективно отражали взгляды той части дворянства, которая в силу хода экономического развития была заинтересована в той или иной степени в отмене крепостного права. Вне зависимости от конкретного ;. содержания этих проектов, все они предполагали осуществление реформы в интересах дворянства при сохранении помещичьего землевладения.

Однако экономическая основа этих взглядов, сочетаясь с другими факторами (политическим, моральным и психологическим), преломлялась в сознании авторов их в определенную систему идейных воззрений.

Наиболее консервативные позиции в отношении подготовляемой реформы занимало мелкопоместное дворянство, а также крупная феодальная знать. Хозяйство мелких помещиков носило в основном потребительский характер и по существу не было связано с рынком. Поэтому они не только не стремились к переводу своего хозяйства на новые, капиталистические рельсы, но и при всем своем желании не могли бы осуществить этого из-за отсутствия материальных возможностей.

Крупная дворянская знать, занимавшая те или иные государственные посты, также не была экономически заинтересована в отмене крепостного права. Эта часть дворянства не вела сельское хозяйство, получая доход со своих крестьян в форме оброка, в силу чего и не была связана с рынком. Однако эта дворянская верхушка прекрасно отда"вала себе отчет в необходимости реформы в целях сохранения в руках своего класса политической власти в стране.

Противником реформы выступала и значительная часть среднепоместного дворянства, хозяйство которого носило натуральный характер и было слабо вовлечено в орбиту рыночных отношений. В связи с тем, что с опубликованием рескриптов дело подготовки реформы получило гласность, Секретный комитет 16 февраля 1858 г. был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу2. Председателем этого комитета являлся первоначально князь А. Ф. Орлов, а несколько позднее великий князь Константин Николаевич. Членами "были генерал Ростовцев, граф Блудов, граф Адлерберг, барон Корф, министр внутренних дел Ланской, князь Гагарин и ряд других лиц. Наиболее активную роль в комитете играл Ростовцев.

Наряду с Главным комитетом в начале марта для обсуждения и обработки всех дел, связанных с подготовкой реформы, был создан Земский отдел Центрально- статистического комитета Министерства внутренних дел под председательством первоначально Левшина, а затем Н. А. Милютина.

Одним из наиболее активных деятелей Земского отдела являлся либерально настроенный чиновник Я. А. Соловьев.

21 апреля 1858 г. царем была утверждена программа деятельности губернских комитетов, разработанная в Главном комитете Ростовцевым при ближайшем участии Позена. Эта программа, носившая весьма умеренный характер, ставила своей задачей сколько возможно затянуть работу комитета, а также предполагала, что наделение крестьян землей, как указывалось в рескриптах, относится лишь к переходному, срочнообязанному периоду.

Подобная программа вполне соответствовала настроению большинства губернских комитетов.

Большое место в работе губернских комитетов было отведено размерам повинностей за пользование полевым наделом, а также усадьбой, выкуп которой согласно рескриптам должен был быть обязательным. В основу определения повинностей губернскими комитетами был положен существовавший оброк, включавший в себя и доход, получаемый помещиком от личной зависимости крепостного крестьянина, т. е. феодальную ренту. Несмотря на то, что в большинстве губерний надел подлежал уменьшению, повинности, как правило, устанавливались прежние, а в отдельных губерниях даже повышались. Так, например, Рязанский губернский комитет установил для

Михайловского уезда оброк с одной десятины 6 руб. 85 коп., в то время как существующий составлял 3 руб. 14 коп.1.

Особенно высоко определялась стоимость усадеб, что было тесно связано с выкупом феодальных повинностей. В связи с тем, что правительство сочло неудобным открыто допустить выкуп личности крепостных, комитеты промышленных нечерноземных губерний пытались осуществить это путем завышенной оценки усадеб. Большинство комитетов этих губерний установило такую высокую стоимость усадеб, которая с лихвой вознаграждала бы помещиков за потерю крепостных. Так, Ярославский губернский комитет установил стоимость усадьбы по 160 руб. серебром с каждой ревизской души2. Руководствуясь таким расчетом, помещик имел бы возможность получить за .усадьбы крестьян больше того, что стоило все его имение.

Ряд комитетов нечерноземных губерний опять-таки в целях компенсации за феодальные повинности крестьян установили градации оброка. Так, например, Вологодский губернский комитет для первой десятины устанавливал оброк в 5 руб. 50 коп., второй —2 руб. 50 коп., третьей— 1 руб. 25 коп. и четвертой — 75 коп.; Тверской комитет—соответственно 5 руб. 10 коп., 1 руб. 80 коп. 1 руб. 20 коп. и 60 коп.3

Это давало возможность помещикам в одних случаях наделить крестьян незначительным наделом, получив при этом сумму, которая полностью компенсировала бы их за потерю дохода от личной зависимости крепостного. В других случаях, напротив, помещик мог навязать крестьянину большой надел в тех районах, где земля не представляла какой-либо значительной ценности.

Против наделения крестьян землей в постоянное пользование высказалось около половины всех губернских комитетов, предполагая сохранить за ними наделы лишь на срочнообязанный период. Большинство этих комитетов принадлежало к черноземным плодородным губерниям. Только два губернских комитета — Тверской и Харьковский, а также меньшинство Владимирского, Калужского, Тульского и Симбирского высказались за единовременный выкуп крестьянами земли в собственность. Несмотря на различие проектов губернских комитетов, все они ставили своей целью сохранение основы феодального способа производства — помещичьей собственности на землю.

Подобные случаи обезземеливания крестьян в Орловской губернии были не единичны. Как сообщал в Министерство внутренних дел орловский губернатор, накануне реформы наблюдались многочисленные случаи обезземеливания крестьян, причем помещиками продавалась не только принадлежавшая крестьянам земля, но и их усадьбы2.

О массовых помещичьих злоупотреблениях сообщал в своем отчете за 1858 г. также и шеф жандармов Долгоруков. По его словам, переселения крестьян как в другие губернии, так и в Сибирь, освобождение их без земли, сдача в рекруты в счет будущих наборов и т. д. имело большое распространение3. Подобные факты, как указывалось в отчете, происходили в Тульской, Подольской, Петербургской, Рязанской, Харьковской, Гродненской, Калужской и Владимирской губерниях.

Опубликование рескриптов усилило чаяния крестьян получить волю. Они повсеместно отказывались от выполнения барщины и уплаты оброка. Положение, сложившееся в этот период в деревне, можно сравнить с предгрозовой обстановкой, когда каждое мгновение может ударить гром и хлынуть ливень.

«Крестьяне . при ожидании переворота в их судьбе,— писал в своем отчете за 1858 г. шеф жандармов,— находятся в напряженном, состоянии и могут легко раздражаться от какого-либо внешнего повода. У них, как выражаются помещики, руки опустились, и они не хотят ни за что приниматься с усердием. Многие понимают свободу в смысле вольницы, некоторые думают, что земля столько же принадлежит им, сколько помещикам; еще же более убеждены, что им принадлежат дома и усадьбы. . Беспорядки, наиболее теперь случающиеся, состоят в том, что крепостные люди или уклоняются от платежа оброков и от других повинностей, или оказывают неповиновение старостам и самим владельцам.

Нам эта характеристика положения в деревне представляется правильной.

Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялось различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Всего было представлено за 1856—1859 гг. более сотни различных проектов.

Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялось различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Всего было представлено за 1856—1859 гг. более сотни различных проектов.




2. В чьих интересах, по вашему мнению, был составлен данный вариант освобождения крестьян? Свой ответ обоснуйте.

Если правительство решилось уже отменить вдруг крепостное право, то самым верным, безопасным и для всех частей государства более удобным способом может быть общее уравнение гражданских прав и личных повинностей крестьян всех наименований.

При этом крепостное право само собою уничтожится, положение крестьян чрезвычайно улучшится, помещики потеряют, но не так много, и только на первое время, а правительство не будет иметь надобности ни в каких новых, искусственных, финансовых мерах.

2. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою.

3. Крестьяне. поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве бесплатно; поселенные же на чужих землях, обязываются платежем за них оброка, деньгами или работою: в удельных имениях — уделу, в казенных — казне, в помещичьих — помещику.

4. Платеж за земли назначается по особой оценке, установляемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами.

5. Для сего, вместе с оценкою земли, определяется и цена поденной работы, тоже на 20 лет.

7. До истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами, и всякое неповиновение со стороны крестьян, или злоупотребление власти со стороны помещиков, строго наказываются.

9. Посему и уплата за землю, тем или другим способом, лежит тоже на ответственности целого общества.

10. Оброчная цена за землю, равно и цена поденной работы, назначаются помещиком, совокупно с выборными от крестьянского общества и утверждаются губернским комитетом.

13. Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец.

Документ № 100

Из Записки А. М. Унковского по крестьянскому делу.

Вопросы и задания к документу № 100:

1. В чем суть проекта А. М. Унковского?

2. Что его отличает от предложений М. П. Позена?

3. Какой из данных проектов более соответствовал интересам крестьянства и почему?

4. Интересы какой части дворянства отражал каждый из проектов?

Освобождение помещичьих крестьян, основанное на началах, изложенных в высочайших рескриптах и отношениях министра внутренних дел к генерал - губернаторам должно будет иметь следующие последствия:

1) Свобода будет дарована крестьянам на одних словах, а не в действительности.

6) Если барщинная работа крестьян при крепостной их зависимости была вдвое хуже наемной, то обязательная работа свободных поселян в помещичьих усадьбах не может быть допущена, ибо она будет только одной бесполезною тратою времени для крестьян и не вознаградит помещика за пользование его землею, а так как большинство помещиков не имеет наличных капиталов, то при отсутствии денежного капитального вознаграждения за освобожденных крестьян и землю, отводимую им в пользование, приспособление помещичьих хозяйств к обработке земли наемными руками окажется вовсе невозможным.

При освобождении крестьян с землею с отделением их совсем от помещика, т. е. и уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян даже при большей или меньшей крепости их земле неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознагражден, а исполнение крестьянами обязанностей пред правительством обеспечивается землею, отдаваемою им в собственность. Вот единственное и верное средство освободить крестьян не словом, а делом, не постепенно, а разом,единовременно и повсеместно, не нарушить ничьих прав, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России.

Справедливость требует, чтобы при таком освобождении крестьян помещики были вознаграждены как за землю, отходящую из их владения, так и за самых освобождаемых, крестьян.

Законы общечеловеческой справедливости не допускают брать с обиженного вознаграждения за нанесенную ему обиду.

По нашему мнению, единственный и лучший способ определения этого количества [земли] может быть добровольное соглашение помещиков и крестьян, поставленное в известные границы для обуздания произвола. Можно определить количество земли, менее которого не может иметь крестьянин известного уезда без потери своей оседлости и вместе с тем определить местную среднюю ценность земли. Этот минимум обозначит количество земли, которое помещик непременно обязан уступить крестьянам.

Мы сказали, что вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждения за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе на самих освобожденных крестьян.

В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено.

Оглавление

Введение 3
1. Социально-экономическое и правовое положение
российского крестьянства в первой половине XIX века как главный
фактор отмены крепостного права 5
2. Кризис крепостничества. Попытки реформ 10
3. Характеристика губернских проектов реформы по отмене крепостного права (проекты Унковского, Позена, Самарина) и окончательное обсуждение проекта и его принятие. Манифест 19 февраля 1861 г. 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Proekty_osvobozhdenia_krestyan_v_1_polovine_19_v.docx

Крепостное право в России приняло такие жестокие формы, что мало чем отличалось от рабства. В экономической сфере – нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанный на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере – усиление крестьянского протеста против крепостничества, выразившееся в увеличении численности крестьянских волнений. Крепостное право было главной причиной военно-технической отсталости страны. Русское самодержавие должно было встать на путь крестьянских реформ.

12 декабря 1801 г. императором России Александром I (годы правления 1801-1825) были издан закон, разрешивший покупку свободных и незаселенных земель купцам, мещанам, государственным крестьянам.

К идее освобождения крестьянства Александр I вернулся в 1816 году в связи с ликвидацией крепостной зависимости в Прибалтике. По просьбе помещиков крестьяне были отпущены на волю без земли, без права свободного передвижения и выбора профессии - иными словами, прибалтийские крестьяне превратились в неимущих батраков. Для разработки проекта реформы был привлечен А.А. Аракчеев. Готовый проект был представлен императору в феврале 1818 года. Проект предусматривал покупку государством у помещиков на добровольной основе их имений и крепостных с последующим наделением крестьян землей (не менее 2 десятин). На покупку имений планировалось выделять 5 млн. руб. в год, на которые можно было бы выкупить 50 тыс. душ в год. Освобождение всех крестьян затянулось бы более чем на 200 лет.

Другим способом освобождения крестьян от крепостничества служили аракчеевские военные поселения, созданные в 1816 году под личным руководством Аракчеева. У разорившихся помещиков покупались имения вместе с крепостными. В имениях поселялись кавалерийские или пехотные полки. Им передавалась земля вместе с выкупленными крепостными, которые становились поселенцами и получали надел земли, дом, орудия труда, семена для посева. На один двор поселенцев давалось 3 пары волов, 2 лошади, 2 коровы, 12 овец. Поселенцы были обязаны размещать у себя и кормить солдат с их семьями и лошадями, обучаться военному делу 3 раза в неделю. Военные поселения просуществовали до 1857 года.

Однако ни проект Аракчеева, ни работа Гурьева так и не получили одобрения Александра I. Отказ от освобождения крепостных неизбежно вел к реакционным мерам. Положение помещичьих крестьян ужесточилось благодаря указу 1822 года, разрешившему помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь.

В эпоху Николая I (годы правления 1825-1855) продолжились попытки решить крестьянский вопрос. Для этого 9 раз созывался секретный комитет. Стояла задача реформирования управления казенной и крепостной деревней. Вырабатывался план поэтапной отмены крепостного права при соблюдении интересов дворян.

В секретном комитете при участии М.М. Сперанского, князя И.В. Васильчикова, графа П.Д. Киселева, министра финансов Е.Ф. Кантрина на протяжении 30-х годов было разработано более 100 указов и законов о крестьянах, которые в какой-то мере ослабляли тяжесть крепостного права. Большинство из них было отвергнуто Николаем I.

Указ от 30 августа 1827 года дозволял отсылать в Сибирь людей не старше 50 лет, не дряхлых и неувечных. Вменялось не разлучать мужей и жен и с ними отправлять малолетних детей муж. пола до 5 лет, а жен. пола – до 10 лет [8].

В 1836 году была предпринята попытка реформ управления государственными крестьянами, для чего учреждалось управление императорской канцелярии, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев.

Все это были частные меры. В целом же крепостное право продолжало существовать, хотя и был уже накоплен опыт подготовки крестьянской реформы. В образованном обществе все больше зрело убеждение в безнравственности крепостного права. И правительство не могло с этим не считаться.

1861 год стал переломным в истории России: крепостное право было отменено. Александр II (годы правления 1855-1881), открывший новую эпоху либеральных реформ 60-70-х годов, предпринял решительную попытку устранить одно из самых серьезных препятствий на пути к модернизации Российского государства.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУБЕРНСКИХ ПРОЕКТОВ РЕФОРМЫ ПО ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА (ПРОЕКТЫ УНКОВСКОГО, ПОЗЕНА, САМАРИНА) И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО ПРИНЯТИЕ. МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г.

Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялось различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Всего было представлено за 1856—1859 гг. более сотни различных проектов.

Интересы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного полтавского помещика М.П. Позена. Проект Позена выразил стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в полном обезземелении крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками [12].

Читайте также: