Можно ли сделать вывод о системности школьного образования по информатике и икт

Обновлено: 08.07.2024

По статистике, только около 15% школьников в 2021 г. выбрали для сдачи ЕГЭ по информатике. При этом спрос на ИТ-специалистов на рынке труда из года в год только растет. Почему так мало людей сдают информатику, чтобы потом поступать в профильные вузы? Возможно, потому что школьная программа, которая выделяет на информатику только 1 урок в неделю, не дает воспринимать предмет всерьез? Эксперты в области ИТ-образования назвали 5 причин, по которым преподавание информатики в школе должно измениться коренным образом.

1. Нужны не только базовые навыки

Приходя в первый класс, практически все дети уже знают, как обращаться со смартфоном или планшетом. Поэтому длинное объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. При этом информатика в школе по большей части все еще остается на пользовательском уровне, на уроках учат делать простые презентации, редактировать изображения, создавать документы, работать в таблицах. Поэтому информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты.

Гораздо меньше внимания уделяют основам программирования или информационной безопасности, хотя именно эти навыки важно изучать углубленно. Задача учителя информатики в том, чтобы показать, что информатика — увлекательная и многогранная наука. Объяснить, что пользоваться компьютером — это одно, а создать для него программу и заставить работать на какие-то конкретные цели — совсем другое

2. На информатику в школе мало времени

informatika.jpg

Автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова считает, что, конечно, одного часа в неделю для того, чтобы научить ребенка информатике, совершенно недостаточно. Более того, она уверена: информатика в школах должна начинаться раньше, примерно с пятого класса.

3. Школьная информатика не успевает за развитием информационных технологий

4. Ценность информатики в достаточной мере не осознают

Тезис о том, что программирование — это новая грамотность, был популярен в 80-х годах. Но и сегодня это достаточно актуально. Человек, умеющий писать программу, всегда может избавить себя или компанию от лишних трат: и финансовых, и временных.


Впрочем, положение понемногу меняется, и программированию начинают учить на первых курсах лучших вузов страны. В Высшей школе экономики, по словам директора факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаила Густокашина, программировать на Pithon обучают даже гуманитариев. И чем больше знаний ученик принесет с собой из школы, тем легче ему будет.

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности на основе применения средств информационных технологий все большее значение приобретает уровень сформированности образовательных результатов по информатике. При этом происходящие в обществе изменения предъявляют всё новые требования к каждому человеку, что обуславливает необходимость реализации новой идеологии построения современного общего образования, в частности пересмотра методической системы обучения информатике в школе.

Очевидно, что совершенствование школьной информатики на современном этапе связано с развитием информатики как фундаментальной отрасли научного знания, а также появлением новых педагогических идей (в связи с изменениями во взглядах на систему общего образования в современных условиях, введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, изменением приоритетов с ориентацией не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на развитие личностных и метапредметных образовательных результатов).

Так, с одной стороны, к настоящему времени коренным образом переосмыслены роль и место информатики в системе научных дисциплин. Информатика современными учеными рассматривается как фундаментальная наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методы и средства их автоматизации.

С другой стороны, анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одним из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. При этом следует заметить, что важнейшим и признанным в мире достоинством отечественного школьного образования всегда являлась фундаментальность, системность и полнота. Любая специальная подготовка строилась на базе широкой общей, а овладению практическими навыками и умениями предшествовало глубокое изучение теоретических основ. Однако, сейчас требование фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования особенно актуализировано, поскольку сфера человеческой деятельности в технологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать, и в этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе и с использованием современных информационных средств.

Идеи переноса центра тяжести в содержании курса информатики с освоения конкретных средств информационных технологий на фундаментальные общеобразовательные основы этой отрасли научного знания сейчас уже осознаются широким кругом методистов, преподавателей и авторов учебных пособий. Однако единство, интеграция теоретических основ информатики и средств информационных технологий еще не стали пока сущностной характеристикой этого предмета. По-прежнему фундаментальные идеи информатики и практика использования средств информационных технологий во многом не связаны между собой, изучаются изолированно друг от друга. От осознания этой идеи до ее реализации в практике обучения немалый путь, который еще предстоит пройти.

В целом, можно сказать, что при изучении современного школьного курса информатики, отвечающего требованиям фундаментальности, системности и полноты, формируются важнейшие предметные образовательные результаты, значимые при освоении области действительности, связанной с информационными процессами. Многие из них на самом деле выходят за рамки предмета и переходят в ранг метапредметных. Сформированные при изучении информатики умения определяются как надпредметные (общеучебные), они широко используются при освоении знаний и способов деятельности различных предметных областей, при решении многих задач из разных областей знания, т.е. изучение информатики рассматривается во многом как освоение универсальных способов деятельности. При этом полученные результаты при изучении информатики существенно важны для формирования ценностных отношений и их следует рассматривать как значимые компоненты личностных образовательных результатов, которые реально воплощаются в мировоззрение, обеспечивают социализацию школьников. Несомненно, изучение информатики способствует расширению сферы научных представлений учащихся об окружающей действительности. У них формируется понимание важности способов информационной деятельности для успешного продолжения образования, в будущей профессиональной деятельности. Так, в курсе информатики заложен значительный потенциал для формирования ценностных ориентаций, потребностей, запросов, которые определяют положительные мотивы учебной деятельности. Очевидно, что изучение информатики способствует развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, обеспечивает достижение важнейших новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), соответствующих актуальным и перспективным образовательным потребностям личности, общества, государства.

Ясно, что для эффективной реализации современного взгляда на школьную информатику необходимо разработать соответствующие учебно-методические материалы. Можно сказать, что предстоит еще немалая работа по совершенствованию методики обучения информатике в школе, но есть все предпосылки, что многие проблемы будут решены успешно и школьная информатика будет занимать достойное место в системе общего образования, учитывая ее огромный общеобразовательный потенциал.


Цель проекта: моделирование системы работы учителя - информатики, обеспечивающей формирование деятельностного подхода учащихся на уроках информатики с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Описание разработки

Введение.

Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, постоянный рост объема информации , поставили перед школой ряд серьезных проблем.

Ключевыми из них являются: перевод подготовки учащихся на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям; повышение фундаментальности образования; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения.

Таким образом, актуальность определяется возросшей потребностью общества в выпускнике, который должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир, а педагог должен строить образовательный процесс, используя новые средства, способствующие повышению качества обучения на основе системно - деятельностного подхода к обучению в условиях информационно - предметной среды.

Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:1) между увеличением объема, сложности теоретических разделов курса информатики и увеличением времени, отводимого на самостоятельное обучение, в процессе изучения предмета в соответствии с действующими учебными планами;2) между различием в уровнях индивидуальных способностей, знаний, умений школьников по информатике, требующим организации индивидуальной информационно - предметной среды, и традиционным подходом к обучению в условиях фронтальной организации учебного процесса.

Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.

Предмет исследования: Системно - деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ.

Цель исследования: создание методической системы, обеспечивающей повышение качества обучения теоретическим основам информатики в школе на основе системно - деятельностного подхода.

В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования выдвинута гипотеза исследования: повышение качества обучения теоретическим основам информатики в школе может быть достигнуто, если - воздействовать на важнейшую составляющую учебной деятельности — мотивацию к обучению: познавательный интерес, творческую активность, развитость самоконтроля, самоорганизацию школьника через применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить каждому индивиду собственную траекторию обучения; - изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; рационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам; - организовать процесс обучения информатики в условиях информационно - предметной среды, интегрирующей учебную и вне учебную деятельность школьников , через реализованную в ней систему средств обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1. Исследовать направления совершенствования методической системы обучения информатике на основе системно - деятельностного подхода.

2. Разработать структурно - логическую модель реализации системно - деятельностного подхода к повышению качества обучения информатики.

3. Учитывая особенности предмета информатики, провести отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения информатике.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику, способствующую повышению качества обучения информатики на основе системно - деятельностного подхода.

Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Э. Шпрангер, К. Юнг и др. ); структурно - системного подхода (Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков и др. ); формирования личности (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Н. Н. Нечаев, А. Е. Одинцова, А. И. Щербаков, и др. ); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, С. А. Репин, А. В. Усова, П. И. Чернецов и др. ).


На этой странице кратко представлены тематика и содержание практических занятий. Для каждого занятия сформулированы его главные цели и вопросы, предлагаемые для обсуждения в аудитории. Кроме того, предполагается, что часть учебного материала студенты изучают самостоятельно, выполняя при этом задания, приведенные в конце описания каждого практического занятия. Иногда задания предполагают выполнение лишь некоторой их части каждым студентом в отдельности. В этом случае студентам необходимо выяснить у преподавателя, какую часть задания они должны выполнить.

Занятие 1. Методическая система обучения информатике. Средства обучения информатике. Программное обеспечение курса информатики. Формы и методы обучения информатике

  1. Знакомство с предметом и задачами курса "Теория и методика обучения информатике".
  2. Изучение структуры, целей и задач школьного курса инфор матики.
  3. Изучение истории развития информатики как науки.
  4. Изучение возможности использования на уроке информатики тра диционных и инновационных средств наглядности.
  5. Анализ программных средств курса информатики.
  6. Анализ традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.
  1. Методика преподавания информатики как раздел педагогиче ской науки и как учебный предмет подготовки учителя.
  2. Современный учитель информатики: каким он должен быть?
  3. Исторические предпосылки и становление школьной инфор матики. Динамика содержания и целей обучения информатике.
  4. Информатика как учебный предмет средней общеобразова тельной школы. Структура курса информатики в школе.
  5. Цели и задачи обучения информатике в средней школе.
  6. Влияние информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.
  7. Можно ли сделать вывод о системности школьного образова ния по информатике?
  8. Распространенные операционные системы школьных ПЭВМ. Их сравнительная характеристика.
  9. Бейсик. Характеристика свойств языка.
  10. Паскаль. Характеристика свойств языка.
  11. Системы объектно-ориентированного программирования.
  12. Средства обработки текстов. Сравнительный анализ редакто ров и требования к ним.
  13. Графические редакторы. Свойства графического редактора, важные при обучении.
  14. Табличные процессоры. Их возможности в обучении инфор матике.
  15. Системы управления базами данных. Возможные примене ния СУБД в школе.
  16. Программные средства компьютерных коммуникаций. На значение и классификация.
  17. Средства мультимедиа.
  18. Педагогические программные средства и цифровые образо вательные ресурсы.
  19. Иллюстрация и демонстрация. В чем их различие на экране ЭВМ?
  20. Теория и практика. В чем выражается сходство этих понятий в школьной информатике?
  21. Анализ и синтез в преподавании информатики.
  22. Индукция и дедукция.
  23. Аналогия на уроках информатики.
  24. Абстракция и конкретизация.
  25. Игровые методы в преподавании информатики (деловые, ор ганизационно-деятельностные, ролевые и т.п.). Подготовка к ним.
  26. Школьная лекция.
  27. Семинар и его возможности. Способы проведения семинара.
  28. Лабораторное занятие. Особенности лабораторной работы по информатике.
  29. Индивидуальный практикум.
  30. Работа в парах.
  31. Групповые формы деятельности учащихся.

Занятие 2. Современные проблемы курса информатики. Информационные технологии. Обучение программированию

  1. Изучение тенденции развития школьного курса информатики, его современное состояние и перспективы развития.
  2. Изучение и анализ целей и задач изучения информационных и коммуникационных технологий в школьном курсе информатики.
  3. Изучение и анализ целей и задач изучения языков программирования в школьном курсе информатики.
  1. Индивидуализация и дифференциация обучения информа тике.
  2. Непрерывность и преемственность в обучении информатике в средней школе.
  3. Пропедевтический курс информатики: цели, задачи, особен ности методики преподавания.
  4. Проблема 5-7 классов: вводный курс информатики.
  5. Информатика в основной школе: базовый курс и элективные курсы (цели, задачи, особенности методики преподавания).
  6. Информатика в старшей школе: базовый и профильный уров ни (цели, задачи, особенности методики преподавания).
  7. Психологические, физиологические особенности учащихся различных возрастных групп.
  8. История, становление и перспективы развития школьного курса информатики.
  9. Цели и задачи изучения информационных и коммуникационных технологий в школьном курсе информатики.
  10. Как со временем менялось место содержательной линии "Ин формационные технологии" в школьной информатике?
  11. Какие возможны методические подходы к преподаванию ин формационных и коммуникационных технологий в базовом курсе?
  12. Чем должно отличаться преподавание информационных и коммуникационных тех нологий в базовом курсе и их изучение в рамках образовательной об ласти "Технологии"?
  13. Дидактические цели использования учебного алгоритмиче ского языка и его роль как пропедевтики изучения языка программи рования высокого уровня.
  14. Программирование в базовом и профильном курсах информа тики.
  15. История развития языков программирования.
  16. Виды программирования (функциональное, логическое, процедурное, объектно-ориентированное).
  17. Алгоритмические конструкции (следование, ветвление, циклы) с указанием основных типов задач.
  18. Рекурсивные алгоритмы.
  19. Массивы.
  20. Процедуры и функции.
  21. Последовательность изучения тем в разделе "Программирование" курса информатики.
  22. Программное обеспечение в поддержку изучения учащи мися основ программирования. Методические особенности их изучения.
  23. В чем заключается разница между языками программирова ния и системами программирования?
  24. Какие языки программирования наиболее подходят для ввод ного курса информатики и почему?

Занятие 3. Пропедевтический курс информатики. Информатика в основной школе. Информатика в старшей школе

Фото: Shutterstock

Цифровая экономика остро нуждается в кадрах, но в школе на информатику выделяют только один час в неделю, а ЕГЭ сдают лишь 14% выпускников. Как изменить ситуацию и качественно подготовить детей к жизни в мире информации?

Решение 1. Выделить больше часов на изучение предмета

Школьная программа по информатике достаточно обширная: согласно ФГОСам базового уровня, ребята к окончанию школы должны уметь создавать сайты, моделировать корреляционную зависимость, решать задачи оптимального планирования (линейного программирования), быть знакомыми с информационным правом и безопасностью и многим другим. При этом, начиная с 7-го класса, на изучение информатики в школах выделяется всего один урок в неделю. Можно ли качественно освоить программу за столь короткий срок?

Решение 2. Повысить популярность ЕГЭ по информатике у школьников

В рамках школьных уроков практически невозможно подготовиться к ЕГЭ без привлечения дополнительных сил. Поэтому ребята, которые все-таки решаются на экзамен, много занимаются дополнительно: с репетиторами, на курсах, самостоятельно по доступным видеоурокам.


При этом сам ЕГЭ по информатике нужен не везде: многие вузы принимают документы на ИТ-специальности с набором экзаменов, состоящим, например, из математики и физики.

Но ситуация меняется: все больше вузов начинают принимать ЕГЭ по информатике.

Решение 3. Заинтересовать учащихся предметом

Дети приходят в школу, уже обладая базовыми навыками работы с гаджетами. К средней школе они могут создавать презентации, искать информацию в интернете, общаться в социальных сетях и совершать покупки в онлайн-режиме. Для них информатика — это прикладной, но не очень полезный предмет, который, кажется, можно игнорировать.


В целом школьная информатика сегодня во многом ограничивается обучением пользовательскому набору умений. Ребят учат создавать презентации и документы, работать в таблицах. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам — например, программированию и основам информационной безопасности. Тем временем, базовые навыки программирования или хотя бы цифровая грамотность однозначно могут помочь в достижении успеха в современном мире, причем независимо от того, в какой сфере работает человек.

Решение 4. Школа должна успевать за прогрессом

В 2021 году школа сделала серьезный шаг навстречу будущему: ЕГЭ по информатике в этот раз впервые сдавали на компьютерах. Это совсем немного приблизило школьное сообщество к решению проблемы: информатика очень часто не успевает за миром ИТ-технологий. Информатику во многих школах преподают по бумажным учебникам, издательский цикл которых составляет не один год. В итоге дети могут обучаться по книгам 10-летней давности, многие вопросы в которых заметно устарели.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

В решении этой проблемы могут помочь ИТ-компании и образовательные ресурсы, которые создают контент на основе современных трендов в отрасли, опираясь на отзывы пользователей. В отличие от бумажных учебников, у цифровых ресурсов есть возможность постоянно перерабатывать и улучшать содержание, быстро адаптировать контент под требования времени и давать детям большой выбор — изучать только основы информатики или получать углубленные знания.

Читайте также: