План урока единого урока безопасности в сети интернет

Обновлено: 05.07.2024

Единый урок безопасности в сети Интернет — цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей. Его цель — обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В 2015 году Минобрнауки России включило проведение Единого урока в ежегодно формируемый министерством календарь образовательных событий на учебный год.

В 2021 году Единый урок по безопасности в сети интернет запланирован с 28 октября по 8 ноября, дистанционные мероприятия пройдут с 1 октября по 10 декабря.

В 2020 году программа урока обновлена за счет разработки методических рекомендаций по обработке персональных данных в общеобразовательных организациях, подготовленных Минкомсвязью России, Минпросвещения России и Роскомнадзором.

Единый урок, включая его мероприятия и информационно-методический контент по его проведению, ориентирован на возраст детей и подростков с 5 до 19 лет, что позволяет организовать обучение информационной безопасности и цифровой грамотности детей в старших группах детского сада до выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Принять участие в Едином уроке могут следующие образовательные и воспитательные организации:

  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дошкольные образовательные организации;
  • общеобразовательные организации;
  • профессиональные образовательные организации;
  • организации дополнительного образования.

Единый урок для детей возможно провести в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

Материалы для Единого урока по безопасности в сети Интернет

Внимание! Часть материалов может быть недоступна по независящим от нас причинам!

Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности

В 2020 году контрольная работа была проведена с 1 октября по 16 декабря.

Обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет прошли тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).

В конце теста обучающиеся получили бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети Интернет в 2020 году со своими результатами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_71b30499.jpg

БПОУ ОО

Преподаватель иностранного языка

Бабкина Т.А.- высшая квалификационная категория, Заслуженный учитель РФ

hello_html_1b6e2bcb.jpg

Проведен 23 октября 2018 года

Систематизация знаний в области использования интернета.

Формирование навыков безопасного использования интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

Задачи урока:

Систематизирование знаний обучающихся в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности.

Повышение уровня осведомленности обучающихся о наиболее актуальных интернет-угрозах (с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

Показ важности взаимодействия обучающихся с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях

Методические основы проведения урока.

При подготовке материалов урока использованы дидактические принципы:

Для реализации поставленных задач использованы:

Форма организации деятельности обучающихся – коллективная, индивидуальная

Технология – личностно-коммуникативная, информационная

Приемы - активного слушания и активного восприятия информации, публичного выступления.

Оформление и оборудование:

Компьютер с выходом в Интернет

Информационный плакат о Международном дне интеллектуальной собственности (девиз праздника в 2018 году, кто празднует, таблички с основными понятиями о правах интеллектуальной собственности.)

Раздаточный материал – памятка: «Как я могу принять участие в Международном дне ИС?

План проведения урока

По данным Фонда Общественное мнение на весну 2014 года проникновение интернета среди взрослого населения России составил 60.6% или 709, 7 млн человек. И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям дети начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.

Дополнительными факторами вовлечения детей в интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы доступа в интернет, развитие широкополосного и мобильного интернета. Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Вместе с тем, интернет-технологии активно используют преступники и правонарушители. Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

Инициаторами первых уроков выступили МВД и операторы связи, которые первыми столкнулись с мошенничеством в сети. Далее к ним присоединились общественные организации и волонтеры..

Информационные ресурсы:


1. Если вирус обнаружен, следует:

Удалить его и предотвратить дальнейшее заражение

Выяснить, как он попал на компьютер

Установить какую разновидность имеет вирус

2. Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:

Не пользоваться Интернетом

Устанавливать и обновлять антивирусные средства

Не чихать и не кашлять рядом с компьютером

3. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

4. Какое незаконное действие преследуется в России согласно Уголовному Кодексу РФ?

Установка программного обеспечения для защиты компьютера

Создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ

Уничтожение компьютерных вирусов

5. Вам пришло письмо с вложением от неизвестного пользователя. Ваши действия:

Открываю и письмо, и вложение, а вдруг это Костя Васильев наконец решил признаться мне в любви!

Открываю только письмо. И нтересно же!

6. Чем опасны социальные сети?

При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан

Все вышеперечисленное верно

Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

7. Что в Интернете запрещено законом?

Копировать файлы для личного использования

Размещать информацию о себе

Размещать информацию других без их согласия

1. Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

А Попрошу его фото и потом отправлю свое.
Б Посоветуюсь с родителями.

2. В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

А Потребую доказательств, что она плохая.
Б Сразу откажусь.

А Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.
Б Отмечу письмо как спам.

5. Друг из Интернета предложил тебе встретиться.

А Конечно, приду.
Б Нет, не пойду, так как этот человек может оказаться не тем, за кого себя выдает.

А Найду ответ в Интернете.
Б Проверю информацию в других источниках (книгах), так как не все, что пишут в Интернете — правда.

7. В Интернете на сайте пиратской продукции появилась новая песня твоего любимого певца (новая книга, компьютерная игра).

А Обязательно скопирую ее в свой плей-лист.
Б Приобрету лицензионную версию песни на официальном сайте, потому что чужую собственность надо уважать.

8. Тебе угрожают по Интернету.

А Я настолько испуган, что боюсь сообщать об этом кому-нибудь.
Б Я сразу расскажу об угрозах родителям.

9. Антивирусная защита на компьютере не рекомендует заходить на сайт, который тебе нужен.

10. На фильме, который ты хочешь посмотреть, стоит возрастная маркировка 18+, а тебе еще нет 18.

А Меня не остановит маркировка, если я хочу посмотреть фильм, я его посмотрю.
Б Я спрошу совета у родителей и посмотрю фильм, если они разрешат.

В рамках проведения Единого урока безопасного Интернета.

Цель: изучить грозы возникающие при работе в сети Интернет и методы борьбы с ними.

Задачи:

  • обучить детей личной и информационной безопасности в Интернете;
  • сформировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности;
  • изучить нормы и правила безопасного поведения в сети Интернет.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Учитель: За последнее десятилетие нашу планету накрыла волна, по силе, быстроте и продолжительности воздействия во много раз превышающая последствия любого оружия. Что это вы узнаете отгадав загадку.

29 октября 1969 года родился Интернет. Что такое Интернет? Интернет или "Всемирная паутина" - это объединение компьютеров по всему миру в единую информационную сеть. В настоящее время число пользователей Интернетом превышает 1 млрд. человек. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Какую информацию Вы можете почерпнуть в Интернете? (материал для занятий, книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)
Всегда ли она полезная? (нет)

Учитель: Итак, тема нашего урока - "Безопасный интернет". Мы постараемся решить одну очень важную проблему, касающуюся одного из наиболее значительных достижений ХХ века. И поможет нам в этом игра "плюс" и "минус"
Так чем же является Интернет для человека: добром или зло?

Игра "Плюс" или "Минус"

Давайте обсудим "плюсы" и "минусы" Интернета. (у учащихся листы с таблицами: вопросы, ответы "Плюс" или "Минус")
Объединимся в группы: 1 группа "Плюс" - называет положительные стороны вопроса, 2 группа "Минус" - старается высветлить негативные стороны.

Плюсы +

  • Безграничный объем информации.
  • Быстрый доступ к информации.
  • Расширение территориальных границ.
  • Получение дополнительного образования.
  • Заработок в сети.
  • Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать.

Минусы –

  • Сайты-ловушки, спам, вирусы.
  • Дезинформация, недостоверные сведения перемежаются с правдивыми.
  • Мошенники, маньяки и др.
  • Социальные сайты религиозных сект, экстремистские организации скинхедов, неонацистов, где присутствует реклама насилия и агрессии.
  • Неконтролируемая нецензурная лексика.

Просмотр видеоролика: "Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете.

Физминутка "Собери рукопожатия"

Кому сколько человек удалось поприветствовать?
у кого-то возник психологический дискомфорт?
Если - да, то чем он был вызван?

Анализ ситуации

Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия?

Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту. Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – "как сделать работу в сети безопасной?"

Систематизация и обобщения имеющихся знаний и изучение нового материала

Учитель: Мы вспомнили основные плюсы и минусы работы в Интернете, а теперь давайте вспомним основные правила, которых должен придерживаться каждый, чтобы обезопасить себя при работе в сети.

У детей на партах лежат карточки с правилами безопасной работы в Интернете. Дети по группам рассматривают правила и на листах стараются проиллюстрировать их, соседняя группа должна отгадать, какое правило было изображено. Потом дети сами рассказывают о правилах, которые они проиллюстрировали.

Защитите свой компьютер:

  • регулярно обновляйте операционную систему;
  • используйте антивирусную программу;
  • применяйте брандмауэр;
  • создавайте резервные копии важных файлов;
  • будьте осторожны при загрузке содержимого.

Защитите себя в Интернет:

  • с осторожностью разглашайте личную информацию;
  • думайте о том, с кем разговариваете;
  • помните, что в Интернет не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Правила относительно электронной почты:

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми терминами, которые вы, возможно, слышали, но не до конца знали, что они означают.
На столах у вас лежат термины, слова в них спутаны, ваша задача поставить слова в правильном порядке и сложить термин. После этого ребята читают и обсуждают термины, написанные у них на листочках.

Фишинг - это особый вид мошенничества, цель которого - получить какую-либо секретную информацию, например авторизационные данные для выхода в Интернет, информацию о банковских счетах и кредитных картах.

Прежде всего важно понимать, что банки, системы денежных расчетов, почтовые и прочие сервисы и организации никогда не просят коды и пароли, которые они выдали клиентам. Банковские системы и технологии надежны, в них используется система резервирования важной информации, поэтому клиенты не должны верить утверждениям вроде "что-то пропало" или "необходимо что-то проверить".

Любая информация о том, что у банка что-то случилось, может повредить его репутации, поэтому банк скроет проблему, а не будет рассказывать о ней. Проблема будет решаться тихо по мере обращения в службу поддержки.

Кибербуллинг - подростковый виртуальный террор, анонимное преследование, которое нередко приводит к реальным физическим столкновениям.

Как защитить себя от подобных атак?

Немаловажно научиться не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, выподвергаете себя дополнительной опасности.

Фарминг - это перенаправление автоматически злоумышленниками пользователя Интернета на ложный сайт – правильную копию настоящего банка или сервисного торгового предприятия.

Дропперы - семейство вредоносных программ, предназначенных для несанкционированной и скрытой от пользователя установки на компьютер жертвы других вредоносных программ, содержащихся в самом теле дроппера или загружаемых по сети.

Закрепление нового материала

А для того что бы проверить, как вы усвоили тему, предлагаю разгадать кроссворд.

Кроссворд

Кроссворд "Безопасность в интернете"

Вопросы к Кроссворду:

Итак, все угрозы в сети можно условно разделить на три группы.

Первая объединяет угрозы, связанные с общением в Интернете, - это виртуальный террор, пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости, сетевая педофилия, контакты с сетевыми мошенниками, "киберсуицид" или согласованные самоубийства и прочее.

Вторая - нежелательный контент. К сожалению, он так многообразен, а порой чудовищен, что ограничение доступа к информации подобного рода принесло бы взрослым не меньшую пользу.

Третья - вредоносные программы, а именно вирусы, фишинговые атаки, спам-боты, дропперы и т.д.

И хотя Интернет это безграничное море возможностей, нужно не забывать, что он таит и много опасностей, поэтому нужно соблюдать все правила безопасной роботы в сети.

Итог урока

Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы. Оценка учащимися занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать навыки безопасного общения в сети Интернет.

закрепить знания об особенностях общения в Интернете;

дать информацию об ответственности за нарушение законодательства в сфере онлайн-общения;

разъяснить необходимость соблюдать осторожность при онлайн-общении, сформулировать основные правила безопасного общения;

воспитывать чувство ответственность за личную безопасность и благополучие семьи;

развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.

1. Орг. момент.

2. Вступительная часть.

Педагог: На классном часе вы говорили о правилах дорожного движения. Зачем нам надо знать эти правила?

Педагог: Вы знаете много правил безопасного поведения в разных ситуациях. Когда они нам могут пригодиться?

Дети перечисляют (при пожаре, дома, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и т.п.).

Педагог: Сегодня мы поговорим о безопасности еще в одном месте. Вы очень любите проводить здесь время, общаетесь с друзьями, слушаете музыку, узнаете много нового. Догадайтесь, о чем пойдет речь.

Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж, (Интернет)

- Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью?

- Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети?

3. Изучение нового материала.

Часть 1. Анонимность в сети Интернет.

Вспомним некоторые слова , которые мы будем использовать на уроке (Интернет, онлайн, форум, пользователь). Прочитать с доски и разобрать значения.

- Многие из вас уже сказали, что часто общаетесь с помощью Сети. Почему вам нравится это делать?

- Действительно, иногда нам нравиться высказывать свои мысли, когда наш собеседник не знает, с кем он говорит. Но мы всегда должны помнить, что и мы не знаем, кто находиться на другой стороне.

Пользователь

Неизвестный 1

Неизвестный 2

Неизвестный 3

Хорошо, давай поговорим

Меня зовут …. А тебя?

Меня Наталья Алексеевна

Я учусь в 7 классе, а ты?

Я тоже учусь в 7 классе

Я уже закончил школу

Я живу в Стерлитамаке, а ты?

Я в Лос-Анжелесе

Я тоже в Стерлитамаке

Я занимаюсь конным спортом, а ты чем занимаешься в свободное время?

Я прыгаю с парашютом

Я работаю в саду

В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь может согласиться, если поверил, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить с кем ты ведешь диалог на самом деле определить очень сложно.

Формулируем 1 правило:

Многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).

Из него вытекает следующее:

Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.

Часть 2. Осторожность в сети.

- Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете?

- Давайте вернемся к Интернету. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нем общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Как это правильно сделать?

пишем имя и фамилию ученика

пишем конкретный адрес

Ваш электронный адрес

ставим фото реального ученика

111111-выбираем простой пароль

- Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в Интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой.

Вывод. Если информация попала в Сеть узнать, где она находится очень сложно. Управлять ею невозможно.

Формулируем 3 правило:

Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

Рассматриваем слайд с правильно заполненным профилем (СЛАЙД 4).

Ваш электронный адрес

СКРЫТЬ от других пользователей


При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник), используя часть своего имени или имя вымышленного героя.

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё и посоветуйтесь со взрослыми. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

-Что можно использовать в качестве пароля? Придумайте комбинацию из цифр и букв. Её сложнее подобрать.

Давайте повторим правила, которые мы сегодня уже сформулировали.

Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).

Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.

Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.

-Вы согласны с этими правилами?

Часть 3. Онлайн запугивание и реальная жизнь.

- Как и в реальной жизни, в Интернете нам приходиться встречаться с плохо воспитанными людьми, которые могут грубить или угрожать нам. Как поступить в таком случае?

Если спор перерастает в ссору, прекрати писать в этой теме. Дождись, когда все утихнет. Помни, что даже на детских сайтах и форумах могут писать взрослые люди с преступными намерениями.

Иногда, разговоры или споры, которые происходят в онлайн-среде, могут иметь последствия в реальном мире. Если ты понимаешь, что автор оскорблений знает, кто ты в жизни (твоё имя, школу, адрес), сразу сообщи об этом родителям, учителю или кому-нибудь из школьного персонала, кому ты можешь доверять. Даже просто рассказ друзьям может помочь. Всегда помни, что важно рассказать кому-нибудь, что случилось, если ты хоть когда-нибудь почувствуешь себя неуютно или под угрозой. Если ты не хочешь делиться со знакомыми, то обратись по телефону доверия. Телефоны психологической помощи для детей и подростков есть во всех странах и городах, и ты легко можешь найти их с помощью поисковика . Специалисты на условиях анонимности подскажут, как себя вести. Помни, что когда рассказываешь другим, надо сохранить доказательства запугивания, так как это может быть действительно важно.

Запугивание недопустимо! Даже если ты сам невосприимчив к запугиванию, важно сообщать о серьёзных угрозах в соответствующие организации, чтобы они приняли меры прежде, чем преступник найдёт более слабую жертву. В большинстве стран существует уголовное наказание за угрозы любому человеку или беспокойство или преследование, вне зависимости от того, происходит это, в реальном или в онлайновом мире.

Теперь мы готовы сформулировать 5-ое правило.

Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.

-В каких случаях на угрозы можно отреагировать самому? Как это сделать?

-В каких случаях необходимо обратиться к взрослым? (Человек знает о вас реальную информацию, требует выслать деньги, прийти по определенному адресу).

Часть 4. Ответственность за поведение в Интернете.

-Как вы думаете, допустимо ли это? (Нет, правила общения действуют и в Сети).

-Последует ли наказание за подобные действия?

Совершить преступление в Интернете и остаться не найденным практически невозможно.

Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.

Тест для обучающихся - Интернет: как избежать опасности.

4. Итог занятия.

-Будете ли вы продолжать пользоваться Интернетом? Почему?

-Какие правила будете применять для своей безопасности?

-Существует ли ответственность за нарушения законодательства в Интернете?

-Куда можно обратиться, если вас беспокоит, нечто связанное с Интернет общением?

Памятки, составленные по ходу урока надо забрать с собой и вклеить в дневники.

Памятка безопасного общения в сети Интернет

Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).

Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.

Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.

Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.

Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.

Читайте также: