Можно ли работать в школе с погашенной судимостью

Обновлено: 04.07.2024

Поясняет прокурор Пестравского района Сергей Терехов.

Лицо при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, помимо документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.

Вместе с тем, должность завхоза образовательного учреждения не относится к должностям педагогических работников.

Какие существуют ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования?

Согласно ст. 351.1 ТК РФ, к трудовой деятельности в сфере образования, не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Таким образом, лица, имеющие судимость за преступления против жизни и здоровья и умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не допускаются не только к педагогической деятельности, но и к любой трудовой деятельности в сфере образования.

Следовательно, работнику имевшего судимость, трудоустроиться в образовательную организацию не возможно?

Возможно. В соответствии трудовым законодательством, лица имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Таким образом, образовательная организация вправе принять на должность завхоза работника имевшего судимость (кроме судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления), при наличии решения КДНиЗП Самарской области о допуске к соответствующему виду деятельности.

Статьей 331 ТК РФ определены категории преступлений (в зависимости от правового объекта) за совершение которых вне зависимости от срока давности (снятии либо погашении судимости) лица не допускаются к педагогической деятельности, а также к деятельности в сфере работы с детьми (статья 351.1 ТК РФ), за исключением прекращения в отношении них уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

К таким категориям преступлений отнесены преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Вместе с тем, в отношении лиц, имеющих (имевших) судимости и (или) факт уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования за совершение указанных преступлений, в случае, если они относятся к преступлениям небольшой либо средней тяжести, статьями 331 и 351.1 ТК РФ закреплено право на деятельность в сфере работы с детьми (детских организациях) при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к такой деятельности.

Кроме того, к педагогической и иной деятельности в сфере работы с несовершеннолетними не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость (по правилам статьи 86 УК РФ) за иные умышленные преступления, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Таким образом, сами по себе сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования в отношении лиц, реализующих трудовую деятельность в сфере детства, не являются определяющими для ограничения на занятие такой деятельностью и требуют оценки данной возможности в каждом конкретном случае с учетом установленных трудовым законодательством исключений.

Разъяснение подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Елена Казанцева

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

4 августа 2021, 12:00

О запрете педагогической деятельности для лиц, имеющих судимость

Статьей 331 ТК РФ определены категории преступлений (в зависимости от правового объекта) за совершение которых вне зависимости от срока давности (снятии либо погашении судимости) лица не допускаются к педагогической деятельности, а также к деятельности в сфере работы с детьми (статья 351.1 ТК РФ), за исключением прекращения в отношении них уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

К таким категориям преступлений отнесены преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Вместе с тем, в отношении лиц, имеющих (имевших) судимости и (или) факт уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования за совершение указанных преступлений, в случае, если они относятся к преступлениям небольшой либо средней тяжести, статьями 331 и 351.1 ТК РФ закреплено право на деятельность в сфере работы с детьми (детских организациях) при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к такой деятельности.

Кроме того, к педагогической и иной деятельности в сфере работы с несовершеннолетними не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость (по правилам статьи 86 УК РФ) за иные умышленные преступления, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Таким образом, сами по себе сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования в отношении лиц, реализующих трудовую деятельность в сфере детства, не являются определяющими для ограничения на занятие такой деятельностью и требуют оценки данной возможности в каждом конкретном случае с учетом установленных трудовым законодательством исключений.

Разъяснение подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Елена Казанцева

Чтобы выяснить, можно ли устроиться в детское учреждение, проведите небольшой анализ – сравните вид преступлений, предусмотренный ст. 331 Трудового кодекса (ТК РФ) с главой Уголовного кодекса, по которой преследовали человека. Если данные совпали, то человека не примут ни в одно учреждение, работающее с детьми. Работать в школе, если судимость погашена, можно только в том случае, когда статья, по которой осужден человек, не совпадает с перечнем, установленным ст. 331 ТК РФ.

Работа в школе


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Есть еще один важный нюанс, который учитывается при трудоустройстве – осудили ли гражданина или нет. Работодатель обязан выяснить, по какой причине остановлено рассмотрение дела.

Например, если следствие выяснилось, что гражданин не совершал преступления, то этот факт полностью очистит биографию, в отличие от тех случаев, когда дело прекращено по основаниям, не исключающим вину. Так, человек не сможет работать воспитателем в детском саду или преподавателем, если дело закрыли по истечению срока давности или примирению сторон.

Последствия погашенной судимости

Статья 86 Уголовного кодекса говорит о том, что снятие судимости уничтожает все негативные последствия, с ней связанные. Но так ли это на самом деле? Когда судимость снимается, это не значит, что биография становится кристально чистой. База данных ГИЦ МВД сведения сохраняет двадцать пять лет, и убрать их очень затруднительно.

Порядок оформления документов о наличии или отсутствии судимости утвержден приказом МВД № 1121 от 07.11.2011. Если судимость гражданин сумеет погасить, то информацию о прошлом не получится полностью удалить. Справка будет содержать сведения о дате вынесения приговора, наименовании суда, сроке лишения свободы, пункт и часть Уголовного кодекса, дату погашения судимости.

Если работа не имеет ограничений, связанных с наличием судимости, то препятствий при трудоустройстве не должно быть, поскольку ст. 3 ТК РФ запрещает дискриминацию при трудоустройстве.

Кстати, наличие информации о судимости, пусть даже погашенной, закрывает не только доступ на работу в детское учреждение. Несудимость является обязательным условием для приема на госслужбу и правоохранительные органы.

Можно ли работать в учебном учреждении

Однозначно нельзя работать с детьми тем, кто был осужден за преступления:

  • против жизни и здоровья;
  • человеческого достоинства;
  • половой неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • безопасности общества и государства.

Образовательные учреждения являются местом работу не только для педагогов, но и других сотрудников. В школе и детском саду нужна уборщица, дворник, сторож, другие служащие. Будут ли действовать ограничения, установленные ст. 351.1 ТК РФ? По роду деятельности любая работа в образовательном учреждении не исключает контакт с детьми. Административно-технический и вспомогательный персонал тем или иным образом оказывает влияние на воспитание и развитие несовершеннолетних.

Важно! Ужесточились требования к работникам образовательной сфере с 2011 года. Но даже, если человек устроился ранее 2011 года, существует риск увольнения.

Получить нужную информацию организация может, сделав запрос в информационный центр МВД.

Бывают ли исключения

Педагог с погашенной судимостью – это достаточно редкое явление для нашей страны. Но все-таки есть случаи, когда человеку, имевшему судимость, могут разрешить трудиться в школе, детском саду.

Вот три исключения:

  1. Человека осудили за совершение уголовного преступления, а затем статья, по которой был вынесен приговор, была из УК РФ исключена.
  2. Педагог работает по договору оказания услуг, а не гражданско-правовому договору.
  3. Человека еще не осудили, а он только подозревается в совершении преступления по ст. 351.1 ТК РФ.

Закон не содержит положений о том, что в перечисленных случаях на работу принимать нельзя. А у нас в стране, что не запрещено законом, то разрешено. Судебная практика подтверждает, что решение о приеме на должность и увольнении должно приниматься индивидуально. В то же время с тех, кто претендует на работу с детьми, особый спрос. Есть риск, что директор школы не станет разбираться с нюансами и откажется принимать на работу кандидата, у которого есть пятна в биографии.


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Правила
принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. N 796)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно - деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

2. Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

е) общественной безопасности.

3. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее - заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

б) перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение;

в) перечень документов, необходимых для принятия решения;

г) порядок принятия комиссией решения;

д) форму решения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения";

е) порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии;

ж) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

4. Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

5. В заявлении указываются:

а) наименование комиссии, в которую подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия - о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем;

в) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем;

г) намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования;

д) сведения о ранее поданных заявлениях;

е) сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

з) согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

и) перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

6. К заявлению прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);

б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

9. Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:

а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 - 7 настоящих Правил;

б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

10. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

11. Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 9 настоящих Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

12. Комиссия вправе проверять достоверность сведений, документов и материалов, предоставляемых заявителем в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящих Правил, путем направления соответствующих запросов или приглашать на заседания комиссии соответствующих лиц, в том числе представителей государственных (муниципальных) органов, учреждений и организаций, правоохранительных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний регионального уровня, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, представителей работодателей, общественных объединений, а также граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления.

13. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии.

О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

14. Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя.

15. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме.

Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

16. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными).

17. В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

18. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается.

19. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

20. При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:

а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;

б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;

г) вид наказания;

д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;

е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);

ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;

з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;

и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

21. Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

22. Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

23. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

24. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

25. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление.

Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

26. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения", в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии.

При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

27. Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28. Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

29. Решение может быть обжаловано в суд.

30. Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте.

31. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

32. Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Читайте также: