Можно ли поставить знак равенства между понятиями инновационной школы и авторской школы

Обновлено: 07.07.2024

Появление авторских школ в России началось в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Данный феномен обусловлен движением учителей-новаторов, всколыхнувших отечественную систему образования во времена перестройки. Среди них: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Н. П. Гузик, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов, А. М. Кушнир, С. Н. Лысенкова, А. А. Остапенко, Н. Н. Палтышев, Р. Г. Хазанкин, В. Ф. Шаталов и др.

В стране стали появляться не только отдельные учителя, но и целые школы, опирающиеся на педагогические системы, разрабатываемые отечественными учеными и педагогами: М. А. Балабаном, В. С. Библером, В. В. Давыдовым, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, В. А. Караковским, А. А. Католиковым, А. Н. Тубельским, А. В. Хуторским, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др.

Рассмотрим различия в дидактических системах учителей-новаторов и авторских школ, а затем охарактеризуем специфику обучения в отдельных авторских школах.

Инновационные дидактические системы. Проведенный нами анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы подразделены на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные.

3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле – как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут – обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа И. Ф. Гончарова), либо к их совокупности (Школа диалога культур С. Ю. Курганова и В. С. Библера).

Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, то есть любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного самосозидания ученика. К такому роду систем принадлежит устремленная к славянской и восточной космической философии система обучения М. П. Щетинина, система концентрированного обучения А. А. Остапенко.

Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения (В. И. Андреев, Ю. К. Кулюткин, В. Н. Пушкин, А. В. Хуторской). Творческая деятельность ученика расширяется с предметной области изучаемых курсов до охвата всего общеобразовательного процесса, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения.

В группу креативных систем обучения входят методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (Г. С. Альтшуллер, А. А. Гин, А. В. Бычков и др.). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

К данному типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа № 91, г. Москва) и массового внедрения.

К оргдеятельностным системам обучения относятся также коммунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, парные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потребности активного общения. Через внешнюю мотивированную деятельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникативной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода – И. П. Иванов, В. К. Дьяченко, И. М. Чередов и др.

6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.

* Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979. – С. 40-42.

** Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счёт: Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. – СПб.: Лань, 1997. - С. 194.

* Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. - М.: Педагогика, 1988. - С. 18.

К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются в глубь изучаемого предмета. Развиваемые способности и продукты труда этих учеников находятся обычно в достаточно узкой образовательной области.

Подчеркнем относительный характер разделения дидактических систем на перечисленные выше группы. Имея различия в смысловой ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы. Кроме того, каждая из систем в ходе своего развития дополняется, корректируется, видоизменяется.

Дискуссия. Может ли новатором быть учитель авторитарной системы обучения? Традиционной системы обучения? Обоснуйте свои суждения.

Основные принципы обучения в данной системе:

2. Опора на понятие доминанты, введенного русским ученым А. А. Ухтомским. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определенного цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.

3. Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы человека: годовые, недельные, индивидуальные).

1. Модели, предшествующие концентрированному обучению:

¨ Параллельная система обучения.

¨ Погружение в культуру.

* Остапенко А. А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Краснодар: Департамент образования и науки, 1998. – 56 с.

Система ученических кафедр – форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), углубляются в изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:

¨ Я учусь (изучаю предмет).

¨ Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).

¨ Я учу (взаимообучение учеников).

¨ Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Дискуссия. Согласны ли вы с тем, что исходя из идеи равномерности учебных нагрузок на такие сферы человека, как ум, душа и тело, необходимо распределить все учебные предметы на три равные части: развивающие ум, эмоционально-образную и физическую компоненты личности?

¨ чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;

¨ многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;

¨ систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем – концептов;

¨ совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;

¨ система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Школа свободного развития. Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей выразилось в создании и реализации модели Школы свободного развития.

Теоретико-дидактические направления, учебные программы и методические условия обучения как свободного развития разработаны в авторской школе доктора педагогических наук А. В. Хуторского (п. Черноголовка Московской обл.), на базе которой с 1992 по 1997 г. велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов.

Концепция Школы свободного развития:

Предназначение человека – выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира.

Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен. Многие учащиеся занимаются с опережением возрастных образовательных стандартов. Дети не только усваивают обычные знания, но и становятся конструкторами своего образования: ставят цели и задачи по каждому предмету, учатся их достигать и осознавать свои результаты.

Развитие творческих способностей. Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами. Обучение носит ситуативный характер, то есть состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем; заданными остаются образовательные технологии, применяемые учителем для обеспечения творчества детей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.

Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.

Характер обучения.В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах – не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учетом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.

С помощью осознания образовательных ситуаций и методики сопровождающего обучения ученики имеют возможность одновременно двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Каждый день в школе проводится специальное занятие – рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.

Начиная с 1-го класса ребенок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углубленную индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своем счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издает сборники детских творческих работ по всем предметам*.

* См., например: Школа творчества: Сборник ученических работ / Ред. и сост. А. В. Хуторской. – Ногинск, 1996. - 250 с.

Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Учебные программы. Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Предельно четко и кратко излагается личное понимание учителем своего предмета, основные качества учеников, которые развиваются с помощью этого предмета, ведущие виды деятельности детей на занятиях, их предполагаемые результаты. Дается перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.

Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах. Цели такого обсуждения для учителей: выяснить, что именно каждый из работающих с одними и теми же детьми планирует достичь; согласовать свои ориентиры; прояснить и продвинуть разработку конкретных учебных программ; найти точки пересечения разных курсов и общих проблем; скоординировать образовательные установки так, чтобы они обеспечивали целостное гармоническое образование детей.

Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всех учителей. В ходе обучения эти установки корректируются с учетом конкретных условий и детей.

Отсутствие детальных программ помогает учителю наполнить курс оптимальным для каждого случая содержанием. Заранее продуманная структура обучения гарантирует систематичность и предохраняет от излишней аморфности обучения. Эффективность обучения оценивается по тем образовательным направлениям, которые выбрали сами учителя.

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

В результате реальные учебные программы и курсы наполняются личными образовательными установками учителей и учеников, выходящими за стандартные рамки обычных школьных дисциплин. Главные образовательные установки и образовательный минимум сохраняются, но их расширение и развитие происходит всякий раз по особому. Например, наряду с геометрией на уроках математики ученики могут изучать авангардную геометрическую живопись: кубизм, супрематизм и т. п.; физическое явление может расшириться до нравственно-философского; музыка будет изучаться на основе физической ритмики.

Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины – метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия – в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов.

Что такое нуль? Чего в мире (вокруг нас) нуль? Число ли это? Числа 1, 2, 3 и др. – натуральные (природные). Можно ли нуль назвать натуральным? Есть ли в природе что-либо, соответствующее нулю? (Долгое время математики не считали нуль числом.)

Какого цвета нуль? Каков его характер? Оживление нуля. Сочинение сказки про нуль. Как его можно получить? Из чего он состоит? Можно ли получить нуль сложением? (0 + 0 = 0), вычитанием? 3-(-3) = 0. Заполнение математического домика для нуля (в трех окнах на каждом этаже ученики пишут все возможные примеры на сложение и вычитание с числами от 0 до 10 с обязательным ответом 0).

Какая геометрическая фигура соответствует нулю? По форме, по смыслу? Нуль- и круг. Нуль- и точка. Нуль- и линия. Что противоположно нулю? Понятия бесконечности, множества.

Путешествие по числовому ряду. Что находится по другую сторону от нуля? Зазеркалье. Отрицательные числа.

0 и 10 – их сходство и отличие. Что может сделать нуль, поставленный справа от других цифр?

Нуль – то, что стоит перед единицей. А что стоит перед первой буквой алфавита? Перед первым днем недели? Перед первым человеком?

Инновационные дидактические системы. Анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы подразделены на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные.

3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле — как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут — обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа ), либо к их совокупности (Школа диалога культур и ).

6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.

7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учительских образцов и их различных сочетаний.

Инновационные дидактические системы. Анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы подразделены на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные.




3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле — как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут — обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа ), либо к их совокупности (Школа диалога культур и ).

6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.

7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учительских образцов и их различных сочетаний.

Главными составляющими инновационной школы выступают:

Характеризуя известные в истории и современности авторские школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Э.Г. Костяшкина, В.А. Караковского и др. как высокоэффективные учебно-воспитательные заведения, Поташник определяет данные школы как инновационные.

В начале 90-х гг. Ассоциация инновационных школ и центров расширяет набор факторов, составляющих сущность инновационной школы – это реализация иной, чем в массовой практике, модели организации детской жизни, отличной от традиционного содержания образования; иное содержание труда педагогов, направленное на развитие творческих черт личности учителя и его личной ответственности за результаты своего труда (А.Г. Каспржак, М.В. Левит).

Основные задачи образовательной организации – экспериментальная площадка:

  • организация и проведение опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образовательной системы района, города;
  • разработка проектов нормативно-правовых документов, методических материалов, рекомендаций, отражающих опыт решения проблем по заявленной тематике.

В качестве результатов деятельности ОУ – экспериментальная площадка должно представить на независимую экспертизу программы, педагогические технологии, алгоритмы профессионально-педагогической деятельности, другие методические материалы, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы, и аналитические материалы, подтверждающие эффективность представленной продукции.

В соответствии с классификацией инновационных школ, предложенной Э. Днепровым, включающей:

  • наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты (В.А. Караковский, 1993);
  • стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем (А. Адамский);
  • наличие педагога-лидера, директора-автора;
  • сформулированная концепция школы;
  • существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (А.М. Сидоркин, 1992).
  • философская и психолого-педагогическая идея школы;
  • наличие имени создателя в названии;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.

Проведенный анализ дал основания выделить Т.В. Цырлиной ряд компонентов, отражающих трактовку авторской школы в отечественной педагогической литературе:

  • наличие автора, лидера педагогического коллектива;
  • сформулированная автором концепция школы;
  • поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента;
  • синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;
  • творческий характер жизнедеятельности;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции;
  • устойчивость и стабильность результатов.

Существенное место в деятельности такой школы занимает сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, и как результат этого сотрудничества зарождается и поддерживается физическая и моральная безопасность школьной среды.

В первом выделяются следующие факторы эффективности:

  • акцент на достижении значительных учебных результатов;
  • высокий уровень ожиданий;
  • единство мнений педагогов в отношении основных целей школы;
  • выработка единой общей линии поведения учащихся;
  • обеспечение четкой работы каждого класса;
  • частые поощрения и похвала;
  • распределение обязанностей и ответственности среди большинства учащихся;
  • благоприятное окружение;
  • открытая демонстрация заботы о личности каждого конкретного ученика (Rutter, 1979).

Некоторые из перечисленных факторов, отмечает Т.В. Цырлина, перекликаются с известными у нас определениями авторской школы. Это и ориентация на высокую результативность, и благоприятная среда, и приверженность педагогов общим целевым установкам школы.

Второе определение эффективной школы С.Перки и М.Смита, распространенное в американской педагогике, содержит ряд черт, которые соотносятся с определением авторской школы

Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы (Ригкеу, Smith, 1983).

На основе анализа отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам, Т.В. Цырлина выявила наиболее существенные признаки авторской школы, основными из которых являются первых три:

Автором сформулировано следующее определение авторской школы.

Авторская школа – это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты (Цырлина Т.В.).

Функции авторских школ:

В целом гуманистические авторские школы служат подлинными защитниками детей и детства, способствуют качественному изменению обучения и воспитания, имеют позитивный творческий потенциал для дальнейшего развития.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема 10. Авторские дидактические системы 1 дополнительный вопрос: Что. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Тема 10. Авторские дидактические системы 1 дополнительный вопрос: Что вкладывается в определение авторская школа? Работу выполнили: Грекова Е.С., Разбегаева Е.С ТЭ-ЭИБ-31

Школа нового поколения – это школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. Школа нового поколения – это школа, для которой проблемный ребенок (а это может быть одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.) – это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком – это то, что является стимулом педагогического развития, стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы.

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Появление авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования. Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Появление авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

Широко известны современные авторские школы: творческого воспитания (И.П. Волкова), воспитания искусством (Д.А. Лебедева), школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили), школа самоопределения (А.Н. Тубельского), Агрошкола (А.А. Католикова), и многие другие. Широко известны современные авторские школы: творческого воспитания (И.П. Волкова), воспитания искусством (Д.А. Лебедева), школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили), школа самоопределения (А.Н. Тубельского), Агрошкола (А.А. Католикова), и многие другие.

Отличительные качества авторской (инновационной) школы 1. Инновационность. 2. Альтернативность. 3. Концептуальность УВП. 4. Развивающий характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития. 5. Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых. 6. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса. 7. Социально-педагогическая целесообразность. 8 Наличие признаков или результатов,определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Авторские школы не следует пытаться тиражировать. Основа этих школ – личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Авторские школы не следует пытаться тиражировать. Основа этих школ – личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду.

Читайте также: