Можно ли нравственность считать частью культуры общества 5 класс однкнр ответ кратко

Обновлено: 16.05.2024

Материал для проведение урока по предмету основы духовно-нравственной культуры, 5 класс. Содержит технологическую карту урока и презентацию.

ВложениеРазмер
chelovek_tvorets_i_nositel_kultury.odt 25.89 КБ
chelovek_tvorets.pptx 874.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Человек-творец и носитель культуры.

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Тип урока: открытие новых знаний.

помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика

сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры в обществе.

развивать умение самостоятельно получать знания;

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие понятия добра и зла во внутреннем мире человека.

продолжить формирования умения давать нравственную оценку своим поступкам.

формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений, проектная.

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Технологическая карта урока

Виды работы, формы, приемы

Здравствуйте ребята. Займите свои места. Мы продолжаем путешествие в мир многонациональной российской культуры.

Приветствуют учителя, садятся

Актуализация опорных знаний

Загадывает загадки о разных составляющих понятия культура.

- Что такое культура?

А кто является творцом культуры?


- Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа? Свою позицию аргументируйте.

Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?

А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки),

культура – составная часть духовной сферы.

Предполагают, что творец культуры – человек

Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, где изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а где – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты).

Предполагают, что они одинаково важны.

Формулируют и записывают тему в тетрадь

Беседа с учащимися.

Работа с учебником.

Работа с презентацией

Изучение нового материала

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.

Работа с учебником, ответ на вопрос к тексту.

Важной частью культуры человека - является нравственность. Это правила жизни людей, которые передавались из поколения в поколения в обычаях, пословицах, сказках.

За что был наказан герой сказки?

Запишите, какие качества осуждаются в нем?

А рядом запишите качества противоположные качества человека. Например: хвастливый – скромный, добрый – жестокий и т.д.

Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах, религиозный текстах.

Какие качества характеризуют нравственного человека в представленных пословицах на стр. 12- с.15?

Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?

Обратите внимание на то, что отмечено в скобках) Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали эти пояснения?

Выполняют задание . Проверяют в парах.

Задания для 4 – х групп: Приложение 1.

Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.

Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)

Краткое обсуждение, самооценка.

Отвечают, что законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности.

Просмотр видео материала.

Выполнение задания к фильму.

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление знаний.

На доске закрепляет проектные работы групп.

Можно ли нравственность считать частью культуры?

Приведите примеры нравственных поступков.

Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым.

Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.

Слова учат доброму, а значит нравственному отношению. Они важны и сегодня. Не успокаивайтесь на достигнутом.

Приводят примеры из истории, общественной жизни.

Работа с учеником.

Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается.

Подведем итоги. Закончите предложения:

  1. Человек не только …, но и … культуры.
  2. Неотъемлемой частью культуры являются … правила, законы.
  3. Нравственные правила призывают человека быть …
  4. Разобраться, что такое нравственность помогает наука - …

Учащиеся делают вывод о том., что человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.

Информация о домашнем задании

2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)

Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.

Ребята, предлагаю вам выбрать листок соответствующего цвета:

Закрепляют соответствующий листок на рисунке дерева.

Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)

Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)

Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)

Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)

В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка).

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)

Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)

Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)

Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)

Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)

Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Человек – творец и носитель культуры ОДНКНР 5 класс

Стихи-загадки Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целым классом. Там – хорошо, там просто – классно! Там что-то не были давно, Пора бы посетить … Отгадка (ответ): Кино

Здесь балерины, балероны Благодарили нас поклоном. На сцене танцевали чудно, И в зале было многолюдно. Спектакля лучше в мире нет, Чем этот сказочный . (балет)

Творчество народное Для детей – опора Нельзя народу нашему Прожить без … ( фольклора) Кто очень дружен будет с ней, Будет вчетверо умней ( литература)

Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал. Мумию мы посмотрели, В чем ходили, разглядели. Даже мамонт здесь стоит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в. ( музей)

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Культура – высокий уровень чего– нибудь , высокое развитие, умение.

Человек творец культуры носитель культуры Те, кто создает Те, кто её воспроизводит

Нравственность Правила жизни людей, которые передавались из поколения в поколения в обычаях, пословицах, сказках.

Работа в группах Какие качества характеризуют нравственного человека в пословицах?

Подведение итогов: Вставьте пропущенные слова: Человек не только …, но и … Неотъемлемой частью культуры являются … . Нравственные правила учат человека быть … Разобраться, что такое нравственность помогает наука - …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка по теме "Человек - творец", 10 класс, углубленный курс.

Цель урока: способствовать осознанию учащимися значимости искусства в нашей жизни в процессе формирования коммуникативных компетенций.


Сценарий мероприятия по английскому языку "Человек- творец своего счастья"

Мероприятие по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья", УМК М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием", 10 класс.


Человек - творец своего счастья

Не важно, ищете вы свое счастье или готовы создавать его собственными руками, в любом случае вначале нужно понять, ЧТО именно вы хотите получить. Нельзя пойти туда, не зная куда, и взять то, не зная ч.


Открытый урок по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья"

Сценарий открытого урока по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья!" по УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английског.


Презентация к уроку ОДНКР 5 кл по теме "Человек - творец и носитель культуры"

Представленная презентация - сопровождение к уроку №3. Тема урока: "Человек - творец и носитель культуры".


Методическая разработка урока по ОДНКНР по теме "Человек - творец и носитель культуры" ФГОС

Материал можно использовать при изучении темы "Человек - творец и носитель культуры" в курсе ОДНКНР в 5 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения.

Конспект урока по обществознанию на тему "Человек -творец и носитель культуры" можно использовать для урока ОДНКР в 5 классе.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Законы нравственности – часть культуры общества. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Мораль и нравственность Мораль - это страж снаружи. Нравственность – это страж внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль - это долг, ответственность перед другими, а совесть - это ответственность перед самим собой.

я считаю, что да, можно. Ведь бывает дикая, жестокая культура какого-нибудь варварского народа практически без нравственности, а бывает очень изящная, прямо-таки воздушная культура какой-нибудь древней цивилизации( к примеру Греция). Общество жить без нравственных норм и правил не может, это следует из самого определения слова "общество". Это группа людей с общими ценностями. А нравственные нормы и правила это методы и средства для достижения нравственных ценностей, которые тоже являются общими ценностями.


Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

основы духовно нравственной культуры

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Что это такое?

Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным.

основы нравственной культуры

Идеальный гражданин обладает такими качествами:

  • порядочность и добродетельность;
  • целомудрие;
  • честность и справедливость;
  • благородство, готовность к благодеяниям;
  • чистота помыслов, культура поведения;
  • трудолюбие.

Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой).

Параллели между этими понятиями проводить нельзя, и вот почему.

Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд.

Усыновить сироту, несомненно, доброе дело. Но почему человек решился на это? Из корыстных побуждений, из-за тех пособий, которые выделяются государством на воспитание сироты, или из желания прослыть благородным?

нравственные культуры россии

Или все же потому, что не смог пройти мимо несчастного ребенка, посчитал себя обязанным помочь ему, поделиться своим благополучием?

В первом случае отсутствует так называемая чистота помыслов. Скрытая от глаз посторонних, корысть делает внешне нравственные действия усыновителя безнравственными, как капля дегтя портит целую ложку меда. И напротив, отсутствие расчета во втором случае на материальные и моральные бонусы сообщают поступку благородство, нравственность, духовность. Последнее — это есть внутренняя суть личности. Нравственный человек не всегда духовный. И наоборот. Основы духовно-нравственной культуры народов кроются в личностных качествах их граждан.

О культуре нравственной

Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по:

  • его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность);
  • формам взаимодействия с другими членами общества;
  • уровню сознания;
  • представлениям о том, что такое красивое и некрасивое;
  • отношению к национальным и народным обычаям и традициям.

Слагаемые духовно-нравственной культуры общества

Что это такое? Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны.

основы духовно нравственной культуры народов

Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии.

Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие. Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства. И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

духовно нравственная культура народов россии

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей. В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России. Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.

Традиции культурного взаимодействия народов России

Обязательная функция культуры любого народа — сохранение предыдущего исторического опыта его существования. На территории нашей страны проживают люди более 190 национальностей. В России, такой огромной и многонациональной, обособленное существование отдельных народностей немыслимо без тесных политических, хозяйственных, культурных контактов.

Государственная политика в области национального развития в стране

Задачи, цели, принципы поддержки и развития нравственной культуры народов России положены в основу документов, гарантирующих право каждого гражданина страны на духовное и культурное развитие:

  • Конституция РФ;
  • Концепция государственной национальной политики РФ;
  • федеральные законы и законодательные акты;
  • конституции и уставы субъектов РФ.

Эти документы задают основные направления работы государственных органов власти, культурных, образовательных учреждений, общественных объединений граждан в области духовно-нравственного воспитания населения. Это свидетельствует о многом. Например, что развитие духовности, нравственной культуры — это дело государственной важности в нашей стране. Местные органы власти на местах разрабатывают программы развития и поддержки взаимных контактов между разными этническими группами с учетом исторических, культурных, национальных особенностей.

Основные задачи в области духовного развития

  • возрождение и пропаганда межнационального единства, воспитание искреннего чувства патриотизма;
  • развитие интереса и уважения к истории, культуре больших и малых народов России, сохранение их национального наследия и самобытности;
  • всемерная забота о сохранении всего многообразия их языков и наречий.

Решение этих задач потребует много усилий, это проблема долговременная. Требуются подготовленные специалисты, научные разработанные методики, материальные вложения. Но это тот случай, когда цель оправдывает все средства.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

нравственные культуры народов россии

Семейные методы этического воспитания ребенка

Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами:

  • демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям;
  • объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций;
  • целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • вовлечение в общественную работу;
  • создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям.

То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой.

К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги. Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет. Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью. В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

основы духовно нравственной культуры россии

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах. Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию. Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Читайте также: