Можно ли купить колеса к школьному автобусу на средства учебных расходов

Обновлено: 05.07.2024

У многих образовательных учреждений на балансе числятся транспортные средства - служебные легковые автомобили, автобусы для перевозки учащихся. При этом бухгалтеру необходимо разобраться с тем, какие расходы несет учебное заведение при эксплуатации транспортных средств. Кроме амортизации, ГСМ и транспортного налога к обязательным расходам теперь прибавилось и страхование (ОСАГО).

Амортизация транспортных средств

Транспортные средства - это объекты основных средств. Все фактические расходы на их приобретение с момента ввода в эксплуатацию включают в первоначальную стоимость и погашают постепенно по мере начисления амортизации.

В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" начисление амортизации может производиться одним из четырех методов по выбору самой организации: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратим особое внимание на последний способ, при котором амортизацию начисляют исходя из фактического пробега автомобиля в отчетном периоде и коэффициента, определяемого как соотношение первоначальной стоимости автомобиля к его предполагаемому пробегу за весь срок полезного использования. Этот способ амортизации имеет значительное преимущество перед другими методами - ведь он позволяет наиболее реалистично отражать фактический износ автомобиля, поскольку сумма начисляемой амортизации будет пропорциональна его фактическому использованию. Кроме того, более корректно будут формироваться расходы организации, поскольку при всех остальных способах начисление амортизации производится ежемесячно, независимо от того, использовался объект фактически или нет. А при списании стоимости автомобиля пропорционально его пробегу сумма амортизации будет поставлена в реальную зависимость от интенсивности его использования - если автомобиль в течение месяца вообще не эксплуатировался, амортизация в этом месяце начисляться не будет. Если же автомобиль эксплуатировался интенсивно, сумма амортизации будет высокой.

Существенным минусом применения такого способа амортизации является то, что для целей налогового учета он неприменим. Согласно ст.259 Налогового кодекса РФ, начислять амортизацию можно только либо линейным, либо нелинейным методом.

Следовательно, при применении для целей бухгалтерского учета других методов будет возникать разница между данными налогового и бухгалтерского учета.

Для выяснения нормы амортизации при применении линейного и нелинейного методов списания надо определить, к какой группе относится транспортное средство по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета. Обратите внимание: по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью 300 000 руб. и 400 000 руб. соответственно основная норма амортизации применяется с коэффициентом 0,5 (п.9 ст.259 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. НОУ "Школа - XXI век" приобрело в январе 2004 г. школьный автобус для доставки учеников к месту занятий и обратно. Первоначальная стоимость автобуса 600 000 руб. Предполагаемый пробег - 100 000 км. Автобус ввели в эксплуатацию в январе, значит, амортизироваться он будет начиная с февраля. В феврале пробег автобуса составил 2000 км. Для бухгалтерского учета применяется способ списания стоимости пропорционально объему работы, а для налогового - линейный метод. Автобус по коду ОКОФ (15 3410300 - Автобусы прочие) относится к четвертой амортизационной группе, и срок его полезного использования - 5 лет.

Амортизация, исчисленная пропорционально пробегу автомобиля, в бухгалтерском учете составит:

600 000 руб. х 2000 км : 100 000 км = 12 000 руб.

Для целей налогообложения амортизация рассчитывается так.

Норма амортизации в год:

1 : 5 лет х 100% = 0,2.

В феврале амортизацию для целей налогообложения рассчитывают следующим образом:

600 000 руб. х 0,2 : 12 мес. = 10 000 руб.

Следовательно, разница между бухгалтерским и налоговым начислением амортизации составит:

12 000 руб. - 10 000 руб. = 2000 руб.

Это - вычитаемая временная разница, которая образовалась вследствие применения способа амортизации, ведущего к превышению суммы амортизации для целей бухучета по сравнению с налоговым учетом. Наличие такой разницы влечет возникновение отложенных налоговых активов согласно ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.

В нашем случае отложенный налоговый актив составит с учетом ставки налога на прибыль 24 процента:

2000 руб. х 24% = 480 руб.

Его бухгалтер отразит проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

Аренда транспортных средств

Бывают случаи, когда образовательное учреждение не приобретает транспортные средства в собственность, а арендует их у других организаций или лиц. В этом случае арендованный объект принимается на забалансовый учет, а арендная плата включается в состав расходов образовательного учреждения в полном объеме, независимо от того, является ли арендодателем юридическое или физическое лицо.

Если в служебных целях используется личный транспорт сотрудников образовательного учреждения, то существует два варианта оформления отношений с ними.

С одной стороны, можно выплачивать человеку компенсацию за использование личного автомобиля для служебных поездок. Для целей налогообложения такие компенсации включаются в состав расходов в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, но только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92.

Нормы таковы: 1200 руб. в месяц - за пользование автомобилем с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно и 1500 руб. в месяц - за пользование легковым автомобилем с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см; 600 руб. в месяц - за использование мотоцикла.

Однако сумма компенсации уже включает в себя возмещение работнику затрат по эксплуатации автомашины, то есть затрат на покупку ГСМ, техобслуживание, текущий ремонт, износ машины. Это уточняется в п.3 Письма Минфина России от 21 июля 1992 г. N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Иными словами, если образовательное учреждение выплачивает сотруднику компенсацию, то оно не имеет права включать в расходы отдельной статьей стоимость израсходованного бензина, запчастей для ремонта этого автомобиля и т.д.

Поэтому иногда выгоднее оформить отношения с работником в виде договора аренды или безвозмездного пользования его автомобилем. Ведь в этом случае и сумму арендной платы, и все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, можно будет включать в состав расходов образовательного учреждения.

Расходы на ГСМ

Эксплуатация транспортных средств связана с расходами на бензин, моторные масла и другие горюче-смазочные материалы.

Нередко налоговые органы требуют принимать такие расходы по нормам, установленным Минтрансом России 29 апреля 2003 г. (Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте").

Однако Налоговый кодекс РФ (в частности, пп.11 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ) не содержит каких-либо ограничений по расходу ГСМ и не ссылается на нормы, установленные Минтрансом России. Следовательно, нормы, приведенные Минтрансом, следует считать лишь рекомендованными.

Поэтому образовательное учреждение может включать расходы на ГСМ в состав своих расходов и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения в полном объеме, если, конечно, они обоснованны и подтверждены документально. Этого требует ст.252 Налогового кодекса РФ.

Транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность двигателя этого транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в рублях на одну лошадиную силу мощности двигателя с учетом ставок, приведенных в п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ, причем эти ставки могут быть увеличены или уменьшены не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Сумму уплачиваемого транспортного налога включают в состав общехозяйственных (управленческих) расходов образовательного учреждения.

Пример 2. Негосударственный Югорский институт экономики (г. Ханты-Мансийск) в мае 2004 г. приобрел и зарегистрировал служебный легковой автомобиль мощностью 120 лошадиных сил, стоимость которого составила 450 000 руб.

В соответствии с Законом ХМАО от 14 ноября 2002 г. N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе" налоговая ставка для юридических лиц по автомобилям легковым с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил составляет 35 руб.

В этом случае расчет и уплату налога бухгалтер НОУ "Югорский институт экономики" будет производить следующим образом.

Транспортных средств НОУ не имеет, поэтому транспортный налог не уплачивает.

Сумма транспортного налога исчислена следующим образом:

120 л. с. х 35 руб. х 2 мес. : 12 мес. = 700 руб.

Начисление и уплата транспортного налога отражены бухгалтером проводками:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Транспортный налог"

  • 700 руб. - начислен транспортный налог за полугодие 2004 г.;

Дебет 68 субсчет "Транспортный налог" Кредит 51

  • 700 руб. - перечислен авансовый платеж по транспортному налогу за полугодие 2004 г. (до 15 июля 2004 г.).

Сумма транспортного налога будет исчислена следующим образом (с момента приобретения автомобиля прошло 5 месяцев - с мая по сентябрь включительно).

Сумма налога составит:

120 л. с. х 35 руб. х 5 мес. : 12 мес. = 1750 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате:

1750 руб. - 700 руб. = 1050 руб.

Начисление и уплату транспортного налога бухгалтер отразит проводками:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Транспортный налог"

Дебет 68 субсчет "Транспортный налог" Кредит 51

  • 1050 руб. - перечислен авансовый платеж по транспортному налогу за полугодие 2004 г. (до 15 октября 2004 г.).

Сумма транспортного налога будет рассчитана следующим образом.

Сумма налога за 2004 г. (в расчет надо взять 8 месяцев - с мая по декабрь 2004 г. включительно):

120 л. с. х 35 руб. х 8 мес. : 12 мес. = 2800 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате:

2800 руб. - 1750 руб. = 1050 руб.

Начисление и уплату транспортного налога бухгалтер отразит так:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Транспортный налог"

Дебет 68 субсчет "Транспортный налог" Кредит 51

  • 1050 руб. - перечислен транспортный налог (до 25 января 2005 г.).

Рассмотрим ситуацию начисления и уплаты транспортного налога для учреждений, финансируемых из бюджета.

Бюджетные образовательные учреждения также должны уплачивать транспортный налог. Учет расчетов по налогам в этом случае, согласно п.141 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, осуществляется на счете 173 "Расчеты по платежам в бюджет".

Начисленные суммы транспортного налога отражаются проводкой по дебету счета 20 "Расходы по бюджету" или 22 "Расходы за счет внебюджетных источников" в зависимости от того, в какой деятельности используется транспортное средство, и кредиту счета 173.

Пример 3. Воспользуемся данными примера 2, предположив, что речь идет о государственном (бюджетном) образовательном учреждении. В этом случае в учете бухгалтер вуза составит проводки.

Дебет 220 Кредит 173

  • 700 руб. - начислен транспортный налог за первое полугодие 2004 г.;

Дебет 173 Кредит 111

  • 700 руб. - перечислен транспортный налог за первое полугодие 2004 г. (до 15 июля 2004 г.).

И так далее - ежеквартально, за 9 месяцев и 2004 г.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (далее - Закон N 40-ФЗ) было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

"Автогражданка" введена для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Суть ее в том, что в случае причинения вреда другому лицу ущерб будет выплачен ему не владельцем автомобиля, а страховой компанией.

В соответствии со ст.1 Закона N 40-ФЗ владельцем считается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее им на законном основании.

Под этим понимается владение на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании договора аренды и т.д.

При этом не считается владельцем лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником транспортного средства.

Согласно п.1 ст.4 Закона N 40-ФЗ, все владельцы транспортных средств, используемых на территории РФ, обязаны за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Заключить договор ОСАГО нужно до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им. При этом право выбора страховой компании остается за владельцем транспортного средства.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, а страховые тарифы, их структура и порядок применения при исчислении страховщиками страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264.

В соответствии с этим нормативным документом страховая премия (Т), подлежащая уплате по договору ОСАГО, рассчитывается по формуле:

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ - базовая ставка страхового тарифа в рублях; КТ - коэффициент страхового тарифа в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства; КБМ - коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, происшедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (если договор заключается впервые, страхователю присваивается класс 3 и коэффициент считается равным 1); КВС - коэффициент страхового тарифа в зависимости от возраста и стажа водителя, указанных в страховом полисе; КО - коэффициент страхового тарифа в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством; КМ - коэффициент страхового тарифа в зависимости от мощности двигателя; КС - коэффициент страхового тарифа в зависимости от периода использования транспортного средства; КП - коэффициент страхового тарифа в зависимости от срока страхования; КН - не применяется, если отсутствуют нарушения, предусмотренные п.3 ст.9 Закона N 40-ФЗ.

Расчеты со страховыми компаниями учитываются небюджетными образовательными учреждениями на счете 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Расходы на уплату страховой премии включаются в состав общехозяйственных (управленческих) расходов образовательного учреждения, то есть относятся на счет 26.

При этом, поскольку срок действия договора ОСАГО составляет 1 год, а страховая премия вносится единовременно, необходимо сначала отнести всю сумму страхового взноса на дебет счета 97 "Расходы будущих периодов", а затем осуществлять ее равномерное списание на счет 26 "Общехозяйственные расходы".

Пример 4. Продолжим пример 2.

НОУ "Югорский институт экономики" (г. Ханты-Мансийск) обязано в течение 5 дней с момента приобретения автомобиля заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Для этого оно обратилось в страховую компанию "Югра".

Сумма страховой премии по договору обязательного страхования автогражданской ответственности, рассчитанная в соответствии с Постановлением N 264, составила 2778,75 руб. и была внесена в кассу страховой компании наличными через водителя НОУ "Югорский институт экономики" Лихачева Д.П.

Бухгалтер НОУ "Югорский институт экономики" отразит эти операции следующим образом:

Дебет 71 Кредит 50

  • 2778,75 руб. - выдано Лихачеву Д.П. под отчет для уплаты страховой премии по договору ОСАГО;

Дебет 97 Кредит 71

  • 2778,75 руб. - отражены расходы НОУ "Югорский институт экономики" по ОСАГО на основании авансового отчета Лихачева Д.П.

Дебет 26 Кредит 97

  • 231,56 руб. (2778,75 руб. : 12 мес.) - списывается 1/12 часть страховой премии, уплаченной при заключении договора ОСАГО, в течение срока действия страхового полиса.

Поскольку ОСАГО является обязательным видом страхования, установленным законодательством РФ, согласно ст.263 Налогового кодекса РФ, расходы на него включаются в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли.

Но делать это можно только в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные образовательные учреждения также должны заключать договоры ОСАГО.

Однако учет расчетов по таким договорам и расходов на их осуществление ведется в соответствии с Инструкцией N 107н:

  • расчеты со страховыми компаниями отражают на счете 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";
  • расходы на заключение договоров ОСАГО относят на счет 20 "Расходы по бюджету" или 22 "Расходы за счет внебюджетных источников" в зависимости от того, в какой деятельности используется транспортное средство.

Пример 5. Государственное (бюджетное) образовательное учреждение заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в соответствии с которым сумма страховой премии составляет 3000 руб.

Бухгалтер учреждения отразил эти операции проводками:

Дебет 220 Кредит 178

  • 3000 руб. - начислен страховой взнос по договору ОСАГО;

Дебет 178 Кредит 111

  • 3000 руб. - перечислен страховой взнос по договору ОСАГО.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортных средств.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров – при их наличии) и их количеству.

В бюджетном учете операции по учету запасных частей отражаются проводками (п. 23, 26 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету запасные части по фактической стоимости (без дополнительных затрат, в рамках одного договора)

1 302 34 73х*
1 208 34 667

Приняты к учету запасные части по стоимости, сформированной при их приобретении (в том числе по нескольким договорам)

Получены запасные части по централизованному снабжению

Приняты к учету запасные части, полученные после ликвидации основного средства и оставшиеся в распоряжении учреждения

Приняты к учету запасные части, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов

Списаны с балансового учета выданные запасные части

Приняты на забалансовый учет выданные запасные части

Списаны с забалансового учета запасные части после их замены

*По соответствующей подстатье КОСГУ.

Ремонт автомобиля

Пример.

В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту. Согласно учетной политике учреждения в случае возмещения произведенных работником расходов без предварительного получения денежных средств под отчет применяется счет 208 00 000*. Данные условные.

В учете необходимо сделать проводки (п. 84, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля

1 401 20 225

1 208 25 667

2 000

Перечислены работнику денежные средства для возмещения ему расходов на ремонт автомобиля

1 208 25 567

1 304 05 225

2 000

Автомобильные аптечки

Автомобильные аптечки относятся к лекарственным средствам и материалам, применяемым в медицинских целях (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Автомобильные огнетушители

Огнетушители – это первичное средство для тушения пожаров. Они могут быть перезаряжаемыми или разовыми. Например, срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом – не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).

Следовательно, огнетушитель в зависимости от срока службы можно учитывать в составе как основных средств, так и материальных запасов.

Основное средство.

Внутреннее перемещение огнетушителей в учреждении отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие огнетушителей с забалансового учета производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Материальный запас.

Коврики, чехлы

Установка сигнализации

Прочие расходы

Госпошлина при регистрации автомобиля.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий предусмотрены пп. 36 – 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Положение указанной нормы НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21. Согласно этому документу учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с законодательством РФ федеральные органы государственной власти осуществляют деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В ведении федерального органа исполнительной власти могут находиться научные, образовательные и иные организации.

По мнению Минфина, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ на такие подведомственные учреждения и организации не распространяется (Письмо от 03.07.2020 № 03-05-05-03/57683).

Обслуживание автомобиля.


Порядок учета автомобильных шин различается в зависимости от того, приобретены они вместе с автомобилем или к уже использующемуся.

Как учитывать ОС в соответствии с новыми стандартами бухучета 6/2020 и 26/2020, которые обязательны к применению с 2022 года, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

При покупке шин к уже эксплуатируемому автомобилю они приходуются и учитываются в качестве материальных запасов.

Приходуют шины на счет 10.5 (см. комментарий к счету 10 в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет 10.5 Кредит 60.

При установке на автомобиль стоимость шин относят на затраты:

Дебет 20 (23, 25, 26) Кредит 10.5.

Если автомобиль используется для управленческих нужд допустимо сразу списать шины на счет 26, закрепив такой порядок в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019):

Дебет 26 Кредит 60.

Для контроля за наличием шин организуется их забалансовый учет — на счете 012. В качестве документального сопровождения шин на протяжении срока их эксплуатации рекомендуется вести карточку учета. Утвержденной формы нет, можно разработать свою.

В налоговом учете шины списываются в составе материальных расходов, связанных с обслуживанием ОС на дату их отпуска для установки (подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 4 п. 1 ст. 254 НК).

Как учитывать шины, снятые с автомашин по окончании сезона? Рекомендации есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

Технические требования и методы испытаний

Buses for carrying children. Technical requirements and test methods

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 662-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33552-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на специальные транспортные средства категорий М и М в соответствии со сводной резолюцией [1], предназначенные для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования (далее - автобусы).

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков, а также методы испытаний автобусов.

2 Технические требования

2.1 Общие положения

2.1.1 Автобусы должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М и М с учетом требований настоящего стандарта.

2.1.2 Общие требования к конструкции автобусов - по правилам [2]-[4].

2.1.3 При определении массы автобусов следует принимать следующие ограничения по массе:

- взрослого пассажира - 75 кг;

- ручной клади - 5 кг на одного пассажира;

- перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка и 10 кг - на одного пассажира;

- кресла-коляски - 20 кг.

2.2 Общие требования

2.2.1 Автобусы, максимальная конструктивная скорость которых превышает 60 км/ч, должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями правил [5].

2.2.2 Спереди и сзади автобусов должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с действующими в государствах - членах Таможенного союза Правилами дорожного движения

2.2.3 На наружных боковых сторонах кузова автобуса, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 250 мм и толщиной не менее 1/10 их высоты. Надписи выполняют на русском языке и можно дублировать на государственном языке государства - члена Таможенного союза.

В непосредственной близости от указанных надписей (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не следует наносить какие-либо обозначения или надписи.

2.2.4 Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Рекомендуемый оттенок желтого цвета - RAL1023 по каталогу цветов RAL Classik.

2.2.5 Автобусы должны быть оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

2.2.6 В целях привлечения внимания участников дорожного движения к остановке автобуса для перевозки детей в верхней части передней и задней панелей кузова автобуса должны быть установлены дополнительные сигнальные устройства автожелтого цвета, соответствующие требованиям [6] и работающие совместно со штатной аварийной сигнализацией. Данные устройства должны срабатывать автоматически при открытии служебных дверей и продолжать работать до полного их закрытия.

2.2.7 Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

2.2.8 Изготовителем автобусов должна быть предусмотрена периодичность осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), уменьшенная вдвое по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус, или не более 10000 км для автобусов, изготовленных на оригинальной базе. Соответствующее указание должно быть сделано в эксплуатационной документации на автобус.

2.3 Требования к планировке

2.3.1 В автобусах должны быть предусмотрены только места для сидения.

2.3.2 Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

2.3.3. В каждом поперечном ряду сидений, предназначенных для детей, должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".

Сигнальные кнопки должны быть установлены на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

2.3.4 Рабочее место водителя не должно иметь глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

2.3.5 Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

- звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми сигнальными кнопками с мест размещения детей;

- внутренней и наружной автомобильными громкоговорящими установками.

2.3.6 Водитель, находящийся на своем сиденье, должен иметь возможность контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне от уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны быть установлены устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

2.3.7 При наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна.

2.3.8 В автобусах должен быть предусмотрен отсек в задней части и/или другие места для размещения ручной клади и/или багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м и не менее 20 дм на каждое место пассажира.

2.3.9 Для варианта конструкции автобуса, предназначенного в том числе для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

2.3.10 Багажный отсек должен быть оборудован устройствами, препятствующими смещению багажа и КК в сложенном состоянии при движении автобуса.

2.3.11 Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и/или КК. Конструкция багажного отсека должна исключать выпадение ранцев и КК при фронтальном столкновении и опрокидывании автобуса.

2.3.12 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 300 мм, а высота свободного пространства над ними - не менее 200 мм. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Наклон, измеренный от горизонтальной поверхности, должен быть не менее 10°.

Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.

2.3.13 В автобусах должны быть предусмотрены места размещения не менее чем для двух медицинских аптечек первой помощи (автомобильных). Размер мест для аптечек - в соответствии с правилами [2]-[4].

2.4 Требования к сиденьям

2.4.1 Автобусы по усмотрению изготовителя можно комплектовать сиденьями для детей и/или сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX. Размеры и расположение сидений показаны на рисунке 1.


Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 550 мм над участком пола для ног сидящего ребенка Н, должно быть не менее 600 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья Н, должно быть не менее 750 мм.

2.4.2 Ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 320 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 450 мм, а высота спинки сиденья - не менее 750 мм, измеренной от несжатой подушки сиденья.

2.4.3 Ширина свободного пространства G одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 200 до 600 мм над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 170 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина свободного пространства G должна быть не менее 250 мм.

2.4.4 Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом размеров F и G, указанных в 2.4.2 и 2.4.3.

2.4.5 Глубина подушки сиденья К должна быть не менее 350 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, глубина подушки сиденья К должна быть не менее 400 мм.

2.4.6 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 350 до 400 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, должна составлять от 400 до 450 мм.

2.4.7 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним в соответствии с требованиями правил [2]-[4], а перегородка должна соответствовать требованиям травмобезопасности, изложенным в правилах [7].

Читайте также: