Может ли музыка нарисовать портрет 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Красота природы издавна привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов. Природа подарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада -
Чуткая музыка всюду живёт -
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода -
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода.
Только приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо!

Выйдите ранним летним утром на крыльцо вашей дачи или деревенского дома и послушайте звуки природы – мир полон замечательной музыки! Каждая птичка утверждает себя в нём своим неповторимым голосом.

Звуки музыки могут подражать различным голосам природы.

Человеку свойственна склонность к подражанию. Он начал подражать звукам природы сначала голосом, потом попытался извлекать звуки с помощью простейших приспособлений: так со временем родились дудочки, рожки, волынки, трубы, ударные и струнные инструменты.

Подражание в музыке определённому голосу природы называется звукоподражанием.

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Эта мелодия представляет собой гамму До мажор, которую вы поёте на уроках музыки. Только, рисуя героиню балета, гамма звучит в быстром темпе.

А теперь послушайте весь отрывок целиком. Обратите внимание: будет ли меняться характер Джульетты на его протяжении?

  1. Каким по характеру было начало этого произведения? (Лёгким, торопливым, игривым, свободным, беглым. Поспешным, задорным, весёлым, детским.)
  2. Менялся ли характер произведения?
  3. Какой было музыка в его середине? (Плавной, медленной, мечтательной.)
  4. Возвращался ли в отрывке его первоначальный характер? (Да, музыка вновь становилась лёгкой. Быстрой.)
  5. Из какого балета С. С. Прокофьева этот отрывок?
  6. Как зовут главную героиню этого балета?
  7. Как называется этот отрывок?
  8. Какая балерина считается лучшей исполнительницей партии Джульетты в этом балете?

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Джульетта-девочка из балета Ромео и Джульетта, mp3;
Дакен. Кукушка (2 варианта исполнения - ансамбль и фортепиано в исп. С. Рахманинова), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.

Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.

Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.

Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.

Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.

Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.

Виды художественных портретов

Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:

Индивидуальный – когда изображён один человек.

Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.

Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.

Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.

Автопортрет – когда художник изображает сам себя.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?

Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка

Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.

Необыкновенно чувственным, проникновенным, глубоким является создание портрета музыкантом. Задействовав ноты, он завораживает слушателя их комбинацией и звучанием. Музыкальные композиции – это целый мир настроений, автор которого имеет свою цель. С помощью созданной мелодии настоящий талантливый композитор способен отразить внутренний мир того, кого настроен изобразить. Он старается воплотить в реальность поведение, манеры, которые оставляют порой неизгладимое впечатление у окружающих.

Таким образом, в музыке тоже существует изобразительность. Музыкальный портрет является отражением характера человека, может выразить его чувства, состояние, показать эмоциональный фон. Знакомство слушателя с героями через музыкальный портрет происходит за счет безграничных возможностей данного вида искусства и воображения самого слушателя.

Портрет в музыке

Портрет в музыке

Степи — это районы, в которых преобладает равнинный рельеф с отсутствием деревьев. Из-за длительных периодов недостатка влаги они и не растут. Поэтому растительность здесь скудна — травы, луковичные виды растений, кустарники.

Точная дата рождения Христофора Колумба неизвестна историкам, но, скорее всего, это было между 25 августа и 31 октября 1451 года в Генуе. Будущий неутомимый путешественник был сыном генуэзского ткача и провел первые годы своей взрослой жизни,

Древнегреческий драматург Софокл появился на свет в 496 году до н. э. в Колоне − предместье Афин. Его семья была состоятельной, и мальчик имел возможность получить хорошее образование.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1.Музыка в произведениях изобразительного искусства

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить.

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ ках мастера, имеет свой характер.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, ко­торые играли во время пробуждения и трапез короля и, ко­нечно, исполняли танцевальную музыку на придворных ба­лах.

Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастера­ми Амати, Страдивари, Гварнери.

Посмотри натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок.

Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы





Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка


Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист

Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.

Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрип­ки композиторами разных времен:

Ответь на вопрос:

О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.

Послушай ещё раз:

3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.

Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.

Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета­ ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появля­ются различные оттенки чувств — скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интона­ций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип разви­тия музыкальной мысли в этом сочинении — варьирование.

Чакона — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вво­дится в финалы сценических произведений. В XVII—XVIII вв. включа­ется в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах — концерты с оркестром, сонаты, партиты.

Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движе­нием, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным рит­мом аккомпанемента на фортепиано.

Определённое выразительное значение имеет и неизмен­ный на протяжении всей пьесы мажорный лад.

Почему ком­позитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?

• Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?

• Что различает эти два художествен­ных образа?

2. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке


Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке - музыка современного композитора.


Ве­роятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства — концерта и живописного полот­на — различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, кон­траст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) то­нов. Статика, неподвижность картины отличается от динамич­ной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

3. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре

Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 - 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)



Не­обычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры — увлечённостью игрой на любимом му­зыкальном инструменте.

Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз Каприс №24 Н.Паганини Слушать ЗДЕСЬ.

Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини"

Ответь на вопрос:

1. В какой форме написана интерпретация каприса?

Ответь на вопросы:

2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?

3. Что вносит нового в её звучание?

Послушай ЗДЕСЬ Каприс №24 Паганини Виктора Зинчука в рок-обработке современного исполнителя и композитора. Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом со­провождения, с выделением функции ударных инструментов.

В итоге мы пришли к понятию - интерпретация .
Ведь она есть твор­ческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, ког­да пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.

Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.

Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .

Ответь на вопросы:

1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?

2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?

6. Выполни задание 3

Послушай музыкальную викторину. Она составлена по произведениям данного урока. Ссылка ЗДЕСЬ

Ответы на муз.викторину записать. Ссылка ЗДЕСЬ

Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского "Струна".

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Его­рова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные ата­ки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали ране­ных и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, ак­теры устраивали концерты и спектакли на маленьких поля­нах в лесу.

- Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разы­грывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? . Как только начинался спектакль, зрите­ли наводили на актеров узкие лучи карманных электричес­ких фонариков. Лучи эти все время перелетали, как малень­кие огненные птицы, с одного лица на другое.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона­риков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- А Паганини играл и на одной струне.

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спо­койно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не перели­вался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна стру­на запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть бы­ло легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смыч­ком по изуродованной скрипке.

. В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдер­жит сердце. И последняя струна действительно не выдержа­ла силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушате­лей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновен­ным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похорони­ли в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы пе­редали летчику, улетавшему в Ленинград. . Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя паль­цами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальян­ская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетне­го пения.

— Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка -- я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и лю­бимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гей­не. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слу­шателей дрожать от гордости за гений своей страны, за ге­ний человека.

Ответь на вопросы:

1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайков­ского могла звучать на ночном концерте?

2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?

4. Вспомни литературные произведения, в которых музы­ка — одно из главных действующих лиц.

Музыкальный язык - такой же язык, как и тот, на котором люди общаются. Словами можно сказать многое, но музыкой - еще больше. Музыка рисует красками эмоций и чувств, музыка способна написать портрет, да.

Что такое музыкальный язык? Это средство выражения композиторов, исполнителей, слушателей, всех. Человек не может жить без музыки, она подпитывает его душу.
Музыка не только передает тайные переживания души, она характеризует. Взять хотя бы оперу. Любую, где присутствует портретная характеристика персонажа. Человек (персонаж) поет о своих чувствах и о событиях, тревожащих его, инструментальное сопровождение наряду с его голосом рисует его портрет.

В свою очередь живопись трогает душу не менее, чем музыка, ведь при просмотре картин начинается музыка в сердце, так сказать, играют струны души и воображения, мы слышим музыку подсознательно, я уверяю вас, душа поет, когда мы насыщаем ее как живописью, портретами, так и литературой, хоть сейчас и не об этом.

Музыка и живопись тесно взаимосвязаны, они действуют сообща, трогая сердце и питая душу.

Читайте также: