План нетрадиционного урока по музыке

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Ход мероприятия:

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом. Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Муз. рук. : Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

1. В вокальной работе с детьми пользуюсь методикой В. В. Емельянова фонопедические упражнения (голосовые игры).

Предлагаю выполнить такие упражнения.

Повернулся язычок вправо, влево, на бочок.

Ротик открываем, язычком болтаем.

А теперь друзья без шутки

Язычком почистим зубки.

Улыбнёмся всем друзьям,

Без улыбки петь нельзя.

Можно ли музыку исполнить движением?

Этот приём раскрепощает слушателя. Увлекает слушать произведение до конца, не отвлекаясь. Предлагаю вам показать движением, как развивается музыка.

- Какое время суток изобразил композитор? Почему вы так думаете?

- Как бы вы назвали эту музыку?

- Как движется мелодия?

- Какие слова вы можете подобрать к музыке?

- Прослушаем, как в оригинале звучит произведение. Поняли ли мы то, о чём хотел нам рассказать композитор. – Слушание.

Импровизация - один из путей развития творческих способностей ребёнка.

Муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных речевых упражнениях, пластическом интонировании ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение и речь.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации

Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации Для аппликации используются самые разнообразные материалы: бумага, ткань, нитки, ракушки, крупа. Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном.

Педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников в ДОУ на музыкальных занятиях Введение. Пение - основной вид музыкальной деятельности. Песня учит и воспитывает человека. Музыкально - педагогическая деятельность в детском.

Приёмы и методы развития речи дошкольников посредством театральной деятельности Из поколения в поколение, от родителей к детям передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. Народ в своём творчестве рассказывает.

В игровой форме даю общие представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке. Раскрываю смысл понятий: "Ритм", "Темп", "Тембр", "Динамика", "Мелодия", "Выразительность", "Изобразительность". Это урок-путешествие!

ВложениеРазмер
puteshestvie_v_stranu_intonaciya3_klass.docx 39.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ПРОКОПЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

проведения нетрадиционного урока по музыке в третьем классе

II четверть. Урок № 2.

Цель: В игровой форме дать общее представление о том, что такое интонация,

Тип урока: Урок-путешествие.

Задачи: * На основе личностного ориентирования развивать музыкально –

ритмические навыки, умение различать высокие и низкие звуки, правильно

интонировать, а так же слышать в музыке выразительность и видеть

* Воспитывать чувства дружбы, умение прийти на помощь в трудную

минуту, быть смелыми и не бояться трудностей.

Оборудование: фортепиано, система мультимидийного изображения, плакат с

музыкальными терминами, шесть конвертов с заданиями, три

шкатулки, красные, зелёные и синие нотки (по 20 штук), сборник

  1. Оргмомент.
  2. Введение в тему урока.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Релаксация.
  6. Выход из класса.

Посреди класса находится ковёр. Вокруг него полукругом расположены стулья.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Добрый день!

2. Введение в тему.

Учитель: Дорогие ребята! Я принц Гармонии. Я прилетел к вам из страны

Интонация. Нет, нет, не пытайтесь найти эту страну на карте мира – её там

просто нет. Моя страна находится на другой карте – на карте музыкальной

Слайд № 2. Карта музыкальной планеты, на которой изображены страны:

Танцевальная, Маршевая, Песенная, Инструментальная.

Вокруг неё расположено множество других музыкальных стран: танцевальная,

песенная, маршевая, инструментальная. Все эти страны взаимосвязаны между

собой. Они не могут существовать отдельно друг от друга, потому что музыка

– это единое целое. А основой, т. е. фундаментом этого единого целого

Вы послушайте, друзья

Есть волшебная страна

И ритмична и нежна

И над нею всюду вьются песни – птицы.

Вместе мы в страну пойдём,

Тихо – громко пропоём

То высоким голосом, то очень низким

И веселье и печаль

Над страной несутся вдаль

Там деревья и цветы

И на каждой ветке нотки вырастают

Реки музыки журчат

И мелодии звучат

И ключом скрипичным двери открывают.

Дети: Это правильное и выразительное произношение.

Дети дают свои ответы.

Учитель: Итак, ребята мы выяснили, что интонация – это выразительное произношение.

А что значит выразительно?

Дети: Это когда произносишь слово с выражением.

Учитель: А как это с выражением?

Дети: Значит, громко, чётко, соблюдать знаки препинания, а ещё передавать

Учитель: Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.

Слайд № 3. Дети произносят выражение с заданной интонацией.

Учитель: Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной

речи и я уверен, что вы на самом деле хорошие ребята. Поскольку у нас с

вами урок музыки, то я вас познакомлю с музыкальной интонацией.

Учитель: В этой стране живут мои лучшие друзья: Ритм, Темп, Тембр, Динамика,

Мелодия, Выразительность и Изобразительность.

Ритм, Темп, Тембр, Динамика, Мелодия, Выразительность и Изобразительность.

Учитель: Сейчас мы вместе с вами вспомним, что означают эти термины?

Слайд № 6. Учитель вместе с детьми определяет понятие каждого вида интонации.

Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.

Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.

Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.

Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.

Мелодия - это правильное и красивое сочетание звуков.

Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.

Изобразительность – изображает и показывает музыку.

Что бы познакомиться с моими друзьями поближе, я приглашаю вас

На это торжество приглашаются все жители музыкальной планеты и все те,

кто любит и понимает музыку.

Я очень надеюсь, что вы все очень любите петь, танцевать и слушать музыку,

поэтому мы прямо сейчас отправляемся на бал в страну Интонация.

Слушай мою команду! Прошу всех стать в две колонны на центр ковра!

Руки отвести в стороны и немного присесть, чтобы не потерять равновесие.

Внимание! Начинаю отсчёт. Три! Два! Один! Полетели!

На экране появляются изображения природы, желательно вид сверху, соответствующий

тексту песни: облака, грозовое небо, океан, море, горы, реки, равнины, и вид земли.

Учитель сопровождает показ исполнением песенки:

На ковре самолёте мы взлетим в облака

Не страшны нам преграды

Наша дружба крепка.

Пусть под нами мелькают

Горы, реки, равнины

Так прекрасна земля.

Учитель: Внимание! Наш ковёр – самолёт выполняет посадку в стране Интонация! Всем

пассажирам присесть на корточки и наклонить голову.

В этот момент на экране высвечивается Страна Интонация в чёрно – белом цвете

без названия видов интонации.

Учитель: Ребята! Я ничего не понимаю! Моя страна Интонация приветливая,

яркая и музыкальная. Где мои друзья, где все гости? Здесь что-то не так!

Слайд № 18. Звучит грозная музыка, на фоне которой звучит страшный голос.

На экране возникает изображение замка колдуна Дисгармона.

Я, злой и самый ненавистный колдун Дисгармон. Я похитил, заколдовал и

спрятал за семью замками всех жителей страны Интонация, чтобы они

никогда не мешали мне делать то, что я люблю.

А люблю я беспорядок и грязь в музыке. Что бы освободить жителей

страны Интонация, вам придется пройти семь испытаний. Если вы

будете правильно выполнить все задания, в чём я очень сомневаюсь, вы

будете получить по одному скрипичному ключу, с помощью которого

сможете открывать замки и по очереди освобождать своих друзей.

Слайд № 19. На экране появляется сундук с семью закрытыми замками вокруг.

Слайд № 20. (текст продолжается)

Конверт с первым заданиями спрятан в помещении на самом

большом музыкальном предмете.

Спешите. У вас очень мало времени!

Учитель: Что же делать? Как вы думаете, мы должны вернуться назад или попытаться

освободить моих друзей от злого колдуна Дисгармона?

Дети: Мы должны остаться и освободить друзей от злого колдуна.

Учитель: Но нас ждут очень серьёзные испытания и знания в области музыки.

Вы готовы к таким испытаниям?

Учитель: Ребята, вы не запомнили, где должен лежать конверт с первым заданием?

Дети: На самом большом музыкальном предмете.

Учитель: Что же это может быть?

Дети: Это пианино.

Учитель: Как это я сразу не догадался? Какие вы молодцы, что сумели отгадать эту

загадку. Сейчас я открою конверт и прочту первое задание.

Учитель читает текст.

Вы должны правильно исполнить ритмический рисунок,

который вы видите на экране. После этого вы должны исполнить

его под музыку, ноты которой находятся в этом конверте.

На экране высвечивается ритмический рисунок из четырёх коротких и двух длинных долей.

Учитель: Ребята, вспомним, что такое ритм?

Дети: Это чередование сильных и слабых звуков.

Учитель: Короткие палочки – это короткий звук, длинные палочки – это длинный звук.

Дети вместе с учителем исполняют ритмический рисунок сначала руками, затем чередуют:

ногами отбивают короткие звуки, а ладонями длинные.

Затем под мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка отбивают заданный ритм.

Учитель: Ребята, я уверен, что мы правильно выполнили первое задание.

На экране вокруг сундука появляется скрипичный ключ и открытый 1 замок.

Дети: Ура! Мы правильно выполнили первое задание.

Учитель: Я думаю, что расслабляться рано, ведь у нас впереди ещё шесть заданий.

Читает текст из первого послания.

Конверт со вторым заданием находится под тем предметом,

Дети: Под ковром – самолётом!

Учитель: Конечно же, под ковром – самолётом!

Дети достают конверт со вторым заданием и кто – нибудь из детей читает:

Вы должны правильно определить и показать темпы музыкальных

фрагментов, который я вам высылаю.

Учитель: Ребята, вспоминаем, что такое темп?

Дети: Это скорость в музыке.

Учитель: С какими темпами мы знакомы?

Дети: Быстрый, умеренный и медленный.

Учитель: Я буду играть музыкальные отрывки, а вы будете определять темп. Если

музыка быстрая – вы выполняете подскоки, если музыка умеренная – вы

выполняете приседания, ну а если музыка медленная – тогда вы

покачиваетесь из стороны в сторону.

Учитель играет музыкальные фрагменты с различным темпом: быстрая полька,

Дети показывают темп музыки в движении.

Учитель: Я внимательно наблюдал за вами, и думаю, что вы правильно определили

виды темпов. Скажите, а какая мелодия вам была знакома?

Дети: Последняя. Мы слышали её при слушании ритма. Темп умеренный.

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень наблюдательны и внимательны. Посмотрим,

добыли ли мы ещё один ключ?

На экране высвечивается сундук с двумя скрипичными ключами и 2 открытыми замками.

Учитель берёт второе письмо и читает текст:

Учитель: Ребята, что это за композитор?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Дети находят конверт и читают следующее задание.

Прослушайте музыкальные фрагменты и определите название

ведущих инструментов и их тембр.

Учитель : Ребята! Это задание немного посложнее, но мы обязательно справимся с ним.

Вспомним, что такое тембр?

Дети: Это звуки разной высоты. Они бывают низкими, средними и высокими.

Дети вместе с учителем слушают фрагменты произведений.

Определяют название инструментов и их тембр.

Учитель: Ребята! А какие инструменты звучат низким тембром?

Дети: Барабан, контрабас.

Учитель: А какие инструменты звучат высоким тембром?

Дети : Скрипки, колокольчики, труба.

Учитель: А на каком инструменте можно показать и низкие и средние и высокие ноты?

Дети : На пианино.

Учитель: Я считаю, что мы с отличием справились с этим заданием.

Но посмотрим, понравится ли наш ответ злому колдуну?

На экране высвечивается сундук с тремя ключами и открытыми замками.

Учитель: Мне не терпится приступить к выполнению четвёртого задания.

Учитель читает в третьем письме следующее задание:

Четвёртое задание находится на том месте, где расположен дом с нотами

Дети : На нотоносце

Учитель читает задание № 4.

Вы должны красиво и правильно исполнить мелодию песни

Учитель: Ребята, с этой песней мы познакомились на прошлом уроке. Сейчас мы

немного распоёмся, а затем вспомним и чисто исполним мелодию песни.

Дети делают небольшие упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения,

Слайд № 25 . На экране появляется текст с песней.

Учитель: Я надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

На экране появляется сундук с четырьмя ключами и четырьмя открытыми замками.

Учитель читает в четвёртом конверте.

Конверт с пятым заданием находится там, где собрано огромное количество

Дети : Это фонотека.

Дети или учитель читает задание №5.

Показать в движении усиление и ослабление музыки.

Учитель: Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, как в музыке

называется усиление или ослабление звука?

Дети : Это - динамика Она бывает тихой, громкой, очень громкой, очень

Учитель: А сейчас мы покажем это движениями. Когда звук тихий – руки находятся

внизу, когда громкий звук – руки поднимаются вверх.

Учитель играет мелодию с контрастной динамикой – дети выполняют движения.

Учитель: Теперь мы попробуем показать постепенное усиление и ослабление звука.

Класс делится на равное количество учащихся. Первая половина под тихую

музыку движется навстречу второй, постепенно поднимая руки при усилении

звука, затем отходит назад, естественно постепенно опуская руки с

уменьшением звука. Вторая половина класса выполняет тоже самое.

Учитель: Давайте посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы показали динамику.

На экране высвечивается сундук с пятью ключам и пятью открытыми замками.

Учитель читает, где можно найти конверт с шестым заданием.

Конверт с шестым заданием находится

Дети : Это возле цветов.

Учитель просит ученика прочитать шестое задание.

Учитель: Ребята! Это самое сложное задание из всех заданий. Мы разучили

текст песни и мелодию, а теперь это всё надо собрать в единое целое и

исполнить выразительно, соблюдая все законы интонации.

На экране высвечивается текст песни.

Дети делятся на две группы: одна – группа чижики-пыжики, вторая группа – Зойки.

Исполняют выразительно песню.

Учитель: Ребята! А кто мне скажет, какие интонации нам встретились в этой песне?

Дети : Вопросительные, интонации грусти, обиды, возмущение, диалог.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами выучили и выразительно исполнили песню,

Вам понравилась эта песня? Мне очень понравилось, как вы исполнили

эту песню, и надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

Давайте посмотрим на экран и узнаем, открылся ли шестой замок.

Слайд № 29. На экране высвечивается слайд с шестью открытыми замками.

Учитель: Нам осталось выполнить самое последние задание, и тогда все жители

страна интонация вернуться в свой город.

Учитель в шестом письме читает последнее задание:

Конверт с последним заданием находится там,

где собраны музыкальные понятия!

Дети : Это музыкальное дерево!

Дети читают задание № 7.

Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какое

прослушанному произведению картину.

Учитель: Ребята вы сейчас внимательно прослушайте произведение и постарайтесь

мысленно вообразить, какое время года хотел показать композитор?

Учитель: Какое же время года хотел показать нам композитор?

Ответы детей, все приходят к выводу, что это осень.

Учитель: Почему вы считаете, что осень? Какая музыка по настроению, темпу,

Учитель: А сейчас посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, какая из них

подходит к нашему произведению?

На экране появляются слайды с изображением осени, лета, зимы и весны.

Дети определяют принадлежность одной из фотографий к прослушанному произведению.

Учитель: Ребята, вы правильно определили время года – это осень. Автор этого

замечательного музыкального произведения П. И. Чайковский – великий

Слайд № 31. На экране появляется большое изображение осеннего пейзажа,

на фоне которого расположен портрет П. И. Чайковского.

Учитель: Нет сомнений, что вы правильно выполнили это задание.

На экране появляется слайд с семью ключами и открытыми замками,

и цветное изображение страны Интонации.

Учитель: Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Вы помогли освободить жителей

страны Интонация от злого колдуна Дисгармона, и тем самым разрушили его

На экране высвечивается слайд с руинами царства злого колдуна Дисгармона.

Учитель: И наша страна интонация вновь приобрела прежний вид.

А сейчас я приглашаю вас на бал потанцевать танец, который называется

Учитель: Ну что ж ребята, пора возвращаться домой. Займите свои места на ковре –

самолёте, и, полетели.

Звучит песенка, на экране на каждую строчку песни появляются виды земли.

Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну Интонацию.

Я надеюсь, что оно вам понравилось, что вы узнали много интересного в

области музыки, и теперь можете применять эти знания на уроках.

В память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам диск с детскими

поставите мне, я узнаю по вашему настроению.

Выходя из класса, положите в эти корзинки - отличное настроение, в

эту – хорошее, ну а если плохое, тогда оставьте его в этой шкатулке.

Дети под музыку выходят из класса и наполняют шкатулки нотками:

красные – отличное, зелёные – хорошее, синие – плохое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой.


Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации .


нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов.

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн.


Сценарий урока по музыке на тему "Героическая тема в музыке".

Материал знакомит детей с темой героизма в музыке и рассматривает её различные проявления.


Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"

Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у детей устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь обучающего: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе: удовлетворить потребность каждого ребёнка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути эти уроки хороши как разрядка, как праздник для обучающихся.

Выбор данной темы не случаен. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Возрос объём изучаемой информации, расширилась источниковедческая база. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились различные точки зрения на одни и те же проблемы. Поэтому возникает вопрос: способен ли ученик запомнить и усвоить этот объём информации? И сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Всегда педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Ответы на различные вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания музыки. Проведённое среди обучающихся анкетирование подтвердило мою правоту. Только 50% обучающихся испытывали интерес к предмету музыки до начала системного использования нестандартных форм и приёмов работы. Второе анкетирование в конце учебного года показало возросший интерес к предмету (88%). Для меня это означало одно, что я на верном пути.

Поэтому любой урок стараюсь составлять ярко, красочно, образно раскрывать живые странички творчество того или иного композитора, чтобы мой любимый композитор стал любимым для моих воспитанников, чтобы обучающиеся испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

При проведении нестандартных уроков стараюсь следовать выработанных рекомендаций:

В моей практике сложилась своеобразная система нетрадиционных уроков по музыке:

В использовании нестандартного урока нужно помнить одно правило: поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приёмов, методов нестандартного урока в традиционном: составление сравнительных схем, работа со словариком музыкальных терминов, музыкальных дат, составление кроссвордов, подготовка и защита рефератов, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют обучающемуся более полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить проблемы в знаниях.

Весь этот спектр я использую для всестороннего развития ребёнка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И обучающийся проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты, явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства, различия творчества того или иного композитора. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребёнка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная среда помогает проявиться и слабым ученикам, активизирует их деятельность.

Нестандартные уроки лучше запоминаются. Не стоит их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”.

Образовательные цели

Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по школьному курсу музыки.

Развивающие цели

- Закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательной игре “ Музыкальный ларец ”.

- Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в игре.

- Вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с литературой.

Воспитательные цели

- Научить творчески и логически думать.

- Расширить область знаний у учащихся по предмету.

- Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику.

Методы обучения

Рассказ, самостоятельная работа, игра-викторина, “Поле чудес”, лото, “музыкальная угадай-ка”, “Брейн-ринг”.

Формы организации урока

Уровни усвоения

Межпредметная связь

Математика, история, география, литература.

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ : Если б ты был композитором, какие средства музыкальные использовал для написания музыки на стихи Хлебникова .

Прочитай стихотворение Велимира Хлебникова.

Какие вопросы ты бы задал автору, что тебе непонятно? Попробуй сам себе объяснить.

Если бы ты бы композитором, то какие интонации использовал в своей музыке? Почему?

Какую символику ты угадываешь в тексте, какую музыкальную форму ты бы выбрал, почему ?

Подробнее охарактеризуй интонационное развитие твоего музыкального образа, драматургию, поясни инструментовку, и т. д.

Какие художествненные и жизненные ассоциации возникают у тебя, читая это стихотворение?

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей,
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Позиции для оценивания

Анализ, Ход рассуждения, Аргументация 2 балла

Структурный проект (чувство целого) Композиционные навыки. Многообразие детальной разработки 2 балла

авторское прочтение, оригинальность, метафоричность высказывания (текст на текст) 4 балла

Каждая характеристика отмечается по двухбальной системе: 0, 1, 2

Абсолютное число баллов по этому показателю: 12.

Эталон – ОРИЕНТИР:

Когда я читаю это стихотворение, то чувствую печаль. Оно как колыбельная и немного похоже на молитву. Слова как будто светлые слезы стекают, обволакивают. Меня заинтересовало слово облакини. Я не слышал такого раньше и возник вопрос: “А почему Хлебников написал не облака, а облакини?”. Мне это напомнило; берегинии, богини, княгини, монахини. Вспомнились образы княгини Ольги, Ярославны, ее плач в опере “Князь Игорь”.

Когда всмотрелся в стихотворение, в его построение, то увидел, что оно зеркально и напоминает круг. Это словно оберег вокруг земли, вытканный из молитв великих святых, они и оплакивают нашу грешную землю и пытаются оберечь ее от гибели.

Если б я был композитором, то использовал бы колыбельные интонации, монотонную мелодию, струнную группу симфонического оркестра, женский хор, но не с этими словами, а с молитвой, а может быть – вокализ. Форму или одночастную или рондо , можно и трехчастную, но обязательно , чтоб музыка “закруглилась” и растаяла в пространстве. А если б рисовал, то в облачных силуэтах вписал бы иконы и лицо своей бабушки, потому что она была святая.

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня для нас с вами он не совсем обычный. Дело в том, что у нас сегодня есть возможность помечтать и осуществить наши мечты в реальность.

Каждый из вас, наверно, мечтал стать участником какой-нибудь популярной телевизионной игры. Так вот сегодня ваши мечтания приобретают реальность. На уроке каждый из вас станет участником сразу нескольких передач. От вас требуется только одно, чтобы вы были внимательны.

Итак, добро пожаловать на игру “ Музыкальный ларец ”!

Так как эта игра проходит в рамках урока “Музыки”, то, я думаю, вы догадались, что нам с вами понадобится все то, что связано с музыкой, весь тот багаж знаний и умений, который вы приобрели на уроках “Музыки”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Вступительное слово ведущего: Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка))

Итак, начинаем игру!

(Музыкальная заставка, который в дальнейшем будет звучать перед каждым туром. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Вопрос и ответ песней. Представленные музыкальные вопросы. Главное – ответ также должен быть из песни.

Куда уехал цирк?

Когда весна придет?

С чего начинается Родина?

Когда уйдем со школьного двора?

Где это было? Когда это было?

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

“Фигурки” - задание на одушевление формы.

Предлагаются 2 фигурки, имитирующие людей. Одна - с поднятой головой, вторая - с опущенной.

Фигурки поставлены “лицом” друг к другу.


Вопрос: Что с ними происходит?

Отсутствие объяснения –0 баллов

Констатация: один смотрит вверх, другой – вниз. – 1 балл

Минимальное прочтение поз фигурок, как человеческих взаимоотношений: обиделся один на другого, поссорились –2 балла.

Четвертый тур.

Узнай песню по описанию.

По предложенному описанию команда, заполняя свою карточку, отвечают ответы под номером 1 , 2 и т. д.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе

2.Песня о стране, где можно встретить жар-птицу и золотого коня

3. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает

4. Песня о городе, куда не едут поезда и е летят самолеты

5. Песня об одинокой красавице

6. Песня об одинокой пловчихе с дудкой

1 “Если долго-долго – долго….”

2 “Маленькая страна”.

3 “Теперь я Чебурашка…”

4 “Мальчик хочет в Тамбов…”

5 “Во поле березка стояла…”

6 “А я воду войду…”

К какому виду музыкального искусства относятся:

Борис Годунов а/ симфония

“Кориолан” Бетховена б/ балет

“Петрушка” И.Стравинского в/ опера

Чипполино А.Хачатуряна г/ инструментальные миниатюры

На материале английской песни в переводе двух авторов Чуковского и Маршака + 2 музыкальных фрагмента (маршевый и песенный, арпеджированные формы движения) + 3 графических рисунка-символа:


Задание: Ответь, какая музыка и какой рисунок соответствует каждому из стихотворений? (Один рисунок здесь лишний)

Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой,
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда увидели они
Улиткины рога.

Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!”
А как вышли за калитку,
Да увидели улитку-
Испугалися, разбежалися…
Вот они какие, храбрые портные

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Восьмой тур.

Назовите авторов предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

6/ опера Руслан и Людмила

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок.


Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко - на гуслях, Шерлок Холмс – на

Задание на проверку эмпатии, механизма включения эстетического восприятия, оживления формы через эмоционально-образный смысл.

1. Кубики – на одушевление абстрактной формы, придание ей характера по аналогии с человеком. Задание проводится в форме игры с замещениями:

“Идет один большой кубик, а навстречу ему маленький. Что сказал каждый из них. Поговори за них. О чем они могут говорить?

Оценка: умение учитывать особенности формы кубиков, (длинные – весла продолговатые цилиндрические – часть ворот и т.д.)

Читайте также: