Может ли дефектолог работать психологом в школе
Обновлено: 02.07.2024
У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.
Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об этой профессии и ее направлениях, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать специалистом.
Дефектолог: кто это и чем занимается
Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.
У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :
- Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
- Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
- Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
- Логопед корректирует речевые нарушения.
- Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.
Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу . Мы перечислим основные:
- Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
- Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
- Серьезно нарушено зрение или слух.
- Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
- Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.
Деятельность дефектолога: основные этапы
Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
- Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :
- песочная терапия;
- общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
- АВА-терапия;
- логические блоки Дьенеша и пр.
Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.
Где пройти обучение?
Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии . Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:
Тифлопедагогика . Есть более короткая программа для педагогов , которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации .
Практикующие специалисты: психологи, врачи, дефектологи. Они не только преподают, но и сами работают по профилю. У большинства экспертов академии стаж — 10-20 лет.
Какую программу профпереподготовки выбрать?
При выборе учитывайте:
► Нужна помощь в подборе курсов, остались вопросы по конкретным программам? Обратитесь в приемную комиссию академии, вам помогут.
Можно ли работать педагогом-дефектологом после переподготовки?
Зависит от вашего образования и условий в конкретной организации.
Можно ли работать тьютором после переподготовки?
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина запись закреплена
Девочки, здравствуйте. Я педагог -психолог в Доу. Хочу переквалифицироваться в логопеда или дефектолога. Смогу ли я работать по этим специальностям? И, если да, то сколько часов нужно?
Марина, Если я правильно поняла, прочитав этот документ. Педагог -психолог, пройдя переквалификацию логопеда или дефектолога не может работать по этим специальностям. Это так?
Ирина, только что прочла, надо получать высшее логопедическое или дефектологическое образование. Без него права на работу с курсами переподготовки нет.
Марина, я не увидела какое базовое образование у фигуранта этого запроса? Ей запрещено работать учителем -логопедом после прохождения курсов повышения квалификации?
А если это не курсы,а дополнительное образование на базе высшего, то можно?
Наталья, вы про письмо? То там речь идёт именно про переподготовку, а не курсы. Базовое образование там указано, что педагогическое. Чтобы работать логопедом нужно высшее дефектологическое образование. Об этом говорится в квалификационном справочнике. Переподготовка высшим образованием не является.
Марина, нет, я не про переподготовку, просто на базе высшего образования( есть и педагогическое среднее образование)можно получить дополнительное,это проще и быстрее, три года вместо пяти. У нас учитель-логопед работает,имея базовое не педагогическое образование, но получив дополнительно на базе имеющегося образования ещё одно,имеет право работать.
Наталья, не знаю. В квалификационном справочнике чётко написано, что логопедом и дефектологом может работать человек, имеющий "Высшее профессиональное образование в области дефектологии"
Читайте также: