Может ли дефектолог работать логопедом в школе
Обновлено: 02.07.2024
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда. Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями. Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.
К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.
Особенности работы логопеда
Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?
Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.
Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.
Где учат на логопеда
Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.
Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.
Кто такой логопед-дефектолог
Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы). Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.
Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:
можно поступить без вступительных испытаний;
небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).
диплом установленного образца с присвоением квалификации
Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.
Как получить образование логопеда дистанционно
Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.
В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.
Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).
Основные темы обучения
Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Медико-биологические основы дефектологии;
Организация логопедической̆ работы;
Основы специальной педагогики и психологии;
Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.
Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).
Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Почему учиться дистанционно – это просто?
Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.
Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.
Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.
Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.
Трудоустройство логопедов
Трудоустройство у логопедов сложностей не вызывает в силу высокого спроса на этих специалистов.
Где логопед может работать:
детские сады и общеобразовательные школы;
речевые центры (для лечения детей и взрослых со сложными диагнозами и патологиями);
частные логопедические кабинеты.
Уровень зарплаты варьируется и зависит не только от места работы, но и от региона проживания.
На данный момент самая высокая оплата труда логопедов зафиксирована в Магаданской области, Ямало-ненецком автономном округе. Чуть меньше платят в Москве, Санкт- Петербурге. В других регионах – средняя по рынку труда.
Остались вопросы по обучению на логопеда? Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам или закажите звонок.
В школах и детских садах очень мало дипломированных дефектологов. В большинстве случаев запись в дипломе -учитель-логопед. Может ли логопед работать дефектологом, если нет записи учителя-дефектолога в дипломе.
Можно ещё раз ответить, чтобы не искать на сайте.?
а пройти по ссылке?
Да, Вы можете работать дефектологом, так как в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, квалификационные требования к должностям учитель-дефектолог и учитель-логопед являются одни ми и теми же. А именно: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Это значит, что Вы соответствуете квалификационным требованиям по обеим этим должностям.
Добрый вечер, Марина!
Нет, не может, если нет высшего образования в области дефектологии. Потому что наличие высшего профессионального образования в области дефектологии является обязательным квалификационным требованием и для учителей-логопедов (логопедов) и для дефектологов. В квалификационных требованиях к указанным должностям прописано:
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.
Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об этой профессии и ее направлениях, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать специалистом.
Дефектолог: кто это и чем занимается
Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.
У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :
- Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
- Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
- Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
- Логопед корректирует речевые нарушения.
- Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.
Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу . Мы перечислим основные:
- Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
- Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
- Серьезно нарушено зрение или слух.
- Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
- Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.
Деятельность дефектолога: основные этапы
Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
- Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :
- песочная терапия;
- общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
- АВА-терапия;
- логические блоки Дьенеша и пр.
Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.
Где пройти обучение?
Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии . Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:
Тифлопедагогика . Есть более короткая программа для педагогов , которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации .
Читайте также: