Может ли дефектолог работать логопедом в школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда. Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями. Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.

К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.

Особенности работы логопеда

Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?

Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.
Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.

Где учат на логопеда

Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.

Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.

Кто такой логопед-дефектолог

Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы). Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.

Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:

можно поступить без вступительных испытаний;

небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);

доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);

практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).

диплом установленного образца с присвоением квалификации

Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.

Как получить образование логопеда дистанционно

Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.

В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.

Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).

Основные темы обучения

Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Медико-биологические основы дефектологии;

Организация логопедической̆ работы;

Основы специальной педагогики и психологии;

Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.

Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).

Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Почему учиться дистанционно – это просто?

Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.

Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.

Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.

Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.

Трудоустройство логопедов

Трудоустройство у логопедов сложностей не вызывает в силу высокого спроса на этих специалистов.

Где логопед может работать:

детские сады и общеобразовательные школы;

речевые центры (для лечения детей и взрослых со сложными диагнозами и патологиями);

частные логопедические кабинеты.

Уровень зарплаты варьируется и зависит не только от места работы, но и от региона проживания.

На данный момент самая высокая оплата труда логопедов зафиксирована в Магаданской области, Ямало-ненецком автономном округе. Чуть меньше платят в Москве, Санкт- Петербурге. В других регионах – средняя по рынку труда.

Остались вопросы по обучению на логопеда? Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам или закажите звонок.

В школах и детских садах очень мало дипломированных дефектологов. В большинстве случаев запись в дипломе -учитель-логопед. Может ли логопед работать дефектологом, если нет записи учителя-дефектолога в дипломе.

Можно ещё раз ответить, чтобы не искать на сайте.?

а пройти по ссылке?

Да, Вы можете работать дефектологом, так как в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, квалификационные требования к должностям учитель-дефектолог и учитель-логопед являются одни ми и теми же. А именно: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Это значит, что Вы соответствуете квалификационным требованиям по обеим этим должностям.

Добрый вечер, Марина!

Нет, не может, если нет высшего образования в области дефектологии. Потому что наличие высшего профессионального образования в области дефектологии является обязательным квалификационным требованием и для учителей-логопедов (логопедов) и для дефектологов. В квалификационных требованиях к указанным должностям прописано:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?

Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.

Чем занимается дефектолог

Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об этой профессии и ее направлениях, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать специалистом.

Дефектолог: кто это и чем занимается

Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.

У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :

  • Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
  • Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
  • Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
  • Логопед корректирует речевые нарушения.
  • Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.

Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу . Мы перечислим основные:

  • Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
  • Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
  • Серьезно нарушено зрение или слух.
  • Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
  • Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.

Деятельность дефектолога: основные этапы

Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.

На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)

После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.

Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.

Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.

Примеры методов работы дефектолога

Во время диагностики специалист может использовать:

  • Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
  • Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
  • Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.

В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :

  • песочная терапия;
  • общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
  • АВА-терапия;
  • логические блоки Дьенеша и пр.

Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.

Где пройти обучение?

Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии . Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:

Тифлопедагогика . Есть более короткая программа для педагогов , которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.

Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.

После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации .

Читайте также: