Мотивация выпускников школы проект

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту." — Транскрипт:

1 Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить К. Д. Ушинский

2 Что же такое мотивация? Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребностей. Мотивация - это психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

3 Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

5 Педагогический коллектив Родители Учащиеся

6 Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский положительное безразличное отрицательное

7 Признаки положительного отношения Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе

8 Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованнос ть в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям

9 Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов

10 Потребность во взрослости (нежелание считать себя ребенком) Стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру и к себе Стремление к самостоятельности Возрастание устойчивости интересов Развитие специальных способностей (музыкальных, литературных, технических)

11 Появление нового познавательного мотива самообразования Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими Стремление к самостоятельности в более важных сферах Рождение новых мотивов - профессиональных Содержание мотивации в старшем школьном возрасте

12 Образовательная система, образовательное учреждение; Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу Особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.) Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)

13 не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся

14 несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний

15 Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы школьного учителя

16 Пути повышения мотивации создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений учащегося умение создать на уроке ситуацию успеха включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)

17 Влияние родителей на мотивацию интересоваться делами, учёбой ребёнка помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельн ость и инициативност ь объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше

18 Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расскажет как прилечь ребенка к учебной деятельности.

ПРОЕКТ: Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться?

ПРОЕКТ:

Мотивация к обучению:

как сформировать у школьника желание учиться?

Актуальность проекта

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу. Не имея опыта по преодолению снижения учебной мотивации и работы над собой, учащиеся отказываются предпринимать какие-либо попытки повышения своей успеваемости. Главная задача педагогов и психологов – совершенствование учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявление условий, повышающих качество образования, среди которых важное значение имеет формирование и развитие мотивации учения.

Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Таким образом, работа с подростками по развитию учебной мотивации эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в учении и насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.

Целевая группа проекта: учащиеся, педагоги МБОУ СШ № 14 города Арзамаса, Нижегородской области.

Цель проекта: способствовать формированию учебной мотивации у подростков, добиться осознанного и ответственного отношения к обучению в школе.

Задачи проекта:

1. Изучить особенности организации учебной деятельности, которые максимально способствовали бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

2. Способствовать изменению отношения к учению через принятие подростком ответственности за будущие перспективы.

3. Повысить значимость учения для подростка.

Главные направления проекта , влияющие на формирование учебной мотивации:


МОТИВАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗОВ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество живет в мире информации, так как цифровые технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Наравне с ростом качества жизни, увеличивается необходимость в грамотной переработки поступающей из различных источников большего числа информации, так как из этой массы некоторые данные имеют определенную ценность, а другие – нет. Поэтому появляется потребность в экспертах, специально обученных для фильтрации бесконечного потока информации. Но нынешняя российская система высшего профессионального образования ещё не готова к формированию востребованных компетенции, поэтому надо четко понимать о необходимости её перестройки [5, с. 434].

Профессиональная деятельность человека играет огромную роль в его самореализации, развитии и душевном благополучии, так как проходит через весь жизненный путь от начала трудовой карьеры и до ее конца. Правильная и осознанная позиция при выборе рабочей сферы даст верное направление в жизни каждого, такое важное решение обычно принимается нами ещё в школьном возрасте.

Представим молодого человека только что получившего аттестат об образовании, перед которым открывается огромный выбор профессий и образовательных учреждений. Выпускник школы личность, в большей степени, не готовая к осознанному выбору профессии, так как современная система образования не дает должного представления, хотя бы, о малой части востребованных специальностей даже ученикам старших классов.

В ходе поиска своего призвания, учитывая собственные интересы, предпочтения и знания, выпускник также руководствуется следующими факторами, влияющий на выбор [3]:

Престиж и востребованность профессии;

Привилегии при поступлении;

Мнение родственников и друзей;

Возможности для дополнительного заработка.

Выбрав свою будущую профессию, человек изучает необходимую информацию о вузах, которые производят обучение по данной специальности.

Говоря о мотивах выбора высшего образования, большинство выпускников полагает, что оно гарантирует им хорошие условия жизни, востребованность на рынке труда, высокий уровень культуры и реализации собственных возможностей. В то же время очень малый процент абитуриентов посредством получения высшего образования хочет посвятить себя научно-исследовательской деятельности, заниматься организаторской или руководящей работой [2, стр.154].

Рисунок 1 – Основные факторы, оказывающие влияние на выбор вуза [4, стр. 46]

Очевидно, что именно наличие выбранной специальности играет определяющую роль при определение будущего университета. Стоимость обучения и наличие бюджетных мест – одни из самых важных, но в то же время отталкивающих факторов, влияющих на желание поступить в высшее учебное заведение. Это объясняется тем, что обучение дорожает с каждым годом, желающих учиться становится все больше и больше, а бюджетные места выделяются в очень ограниченном количестве, а где-то и вовсе не выделяются [6].

Если говорить о принятии решения с точки зрения выбора ВУЗа, то при подаче документов в конкретное учебное заведение молодые люди принимают сразу два решения:

• решение о профессиональном выборе (то есть, какую профессию абитуриент хочет получить);

• решение о выборе образовательных услуг (то есть, выбор определенного ВУЗа среди других альтернатив) [3].

Оба этих решения принимаются на основе критериев, которые были выявлены при изучении мотивации выбора.

Период обучения в вузе является важным этапом в жизни каждого человека, а также одним из основных этапов социализации личности. Именно поэтому мотивация получения высшего образования занимает одно из ведущих мест в структуре личности. Однако степень осознанности выбора профессии и вуза все ещё на достаточно низком уровне, абитуриенты и даже студенты не знают тонкостей выбранных специальностей. [1, стр. 68]. Современная система образование должна научить приемами в поиске достоверной информации, её обработке и применению в жизни; усвоению культурных ценностей, эстетических норм и способов структурирования и контроля новых форм и видов деятельности. [7, с. 472]. Это повлияет на уровень образования в целом.

Ефимова И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области). Университетское управление: практика и анализ. 2011;(6): С 60-68.

Тимошкина М.В., Наумова М.В. Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников ЮГУ) // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – № 1 (40). – С. 152–157.

Лакман И.А., Иванова А.Д. Перспективы применения кейс-обучения в

Актуальность проблемы учебной мотивации подростков обусловлена в первую очередь возрастными особенностями. Ситуация усложняется еще тем, что в 9 классе учащимся предстоит сдача ОГЭ. Без высокого уровня мотивации невозможно успешно подготовиться и сдать экзамены. Для исследования данной проблемы мы использовали методику изучения мотивации подростков Ульяновского института повышения квалификации авторов М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой.

Для изучения учебной мотивации мы попросили 28 учащихся 8 класса заполнить анкету, представленную в данной методике.

Были определены: уровень личностной мотивации обучения, уровень способности к целеполаганию, общий уровень учебной мотивации, ведущие мотивы учебной деятельности, уровень форсированности внутренней мотивации, реализация мотивов в деятельности.


Личностный смысл учения на очень высоком уровне не развит ни у кого, на высоком уровне у 14% учащихся класса, у 54% нормальный уровень мотивации, у 32% низкий. То есть у трети класса личностный смысл учения не сформирован.


У 21% и 39% учащихся класса способность к целеполаганию на очень высоком и высоком уровне, у 36% находится в норме, у одного человека не сформирована. Можно сказать, что способность к целеполаганию у учащихся развита достаточно хорошо.


Общий уровень мотивации на низком уровне у одного ученика, у 36% нормальный, у 46% на высоком, у 14% на очень высоком уровне.


У 37% учащихся сформирован внутренний мотив обучения, у 19% он слабый, у 44% мотив обучения внешний.


У учащихся с очень высоким уровнем мотивации у 33% ведущим является учебный мотив, у 67% позиционный.


Несмотря на то, что у многих учеников достаточно развита способность к целеполаганию, сильное стремление к успеху лишь у 24%. Остальные 76% больше склонны к избеганию неудач.


Реализуют мотивы в учебной деятельности 36% на высоком уровне и 18% на среднем. У 46% реализация мотивов низкая.



Мы решили посмотреть, кто больше мотивирован мальчики или девочки?

Высокий уровень мотивации у 36% девочек и 15% мальчиков. Нормальный уровень у 64% девочек и 85% мальчиков. Очень высокого и низкого нет ни у мальчиков, ни у девочек.


Мы выделили из класса 20% учащихся, которые показывают стабильную качественную успеваемость. Это учащиеся, у которых развита способность к целеполаганию, сформирована внутренняя мотивация.


Так как одной из причин снижения учебной мотивации, может быть ослабленное здоровье, мы решили посмотреть так ли это. Мы выделили группу учащихся с ослабленным здоровьем (учащиеся, освобожденные от физкультуры по состоянию здоровья). Но эти ребята достаточно мотивированы и состояние здоровья не мешает им успешно учиться.

Читайте также: