Мотивация детей к деятельности в детском саду методы и приемы

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Родина Альфия Мусиновна

Населенный пункт: Сахалинская область, п. Южно-Курильск

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и

мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина, Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).

  • широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения
  • поощрение и признание взрослого
  • игровой мотив
  • соревновательный мотив
  • самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению

Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной сферы ребенка.

Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-воспитательного процесса.

  • способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;
  • совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями;
  • создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;

Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама купит мне куклу).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

- На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят, а ребята помогли найти их в нашей группе.

- На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей птичьего двора. Ребята помогите?

- У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.

Например: - Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный замок. И в этом им помог компьютер.

- Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие, аккуратность, уважение к труду взрослых.

- Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.

- Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом, села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!

- На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для рефлексии.

- На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и самовыражение.

Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление, изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.

В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:

  • совместная деятельность с взрослым;
  • совместная деятельность со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность;

Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь определенных положительныхрезультатов.

У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной мотивационной деятельности.

Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные потребности, каждого ребенка.

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО). Основной целью образовательной программы дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями. Мы, педагоги, являемся непосредственными участниками реализации данной программы.

Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

— Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, которые способствуют развитию личности.

— Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.

— Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности детей.

Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация. Итак, разберем, что же такое мотивация?

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников : мы выявили шесть форм мотивирования.

Вот эти способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребё нка к достижению цели в условиях группы и социума:

— Поощрять исследование окружающей среды

— Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

— Хвалить ребёнка за совершённые достижения

— Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

— По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

— Стимулировать языковое и символическое общение.

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

В педагогике выделяют четыре типа мотивации :

Создание этой мотивации строится по схеме : 1. педагог рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Педагог предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). 5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

Следует соблюдать следующие принципы мотивации детей :

— нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. — обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Игрушки или игровые персонажи:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными;

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

— должны иметь обучающую ценность

; — должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

— игровых персонажей не должно быть много.

В начале образовательной деятельности мы используем психологические приемы, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий.

Вот несколько вариантов начала образовательной деятельности : лёгкое пожатие рук по кругу, передай сигнал, маленькое

четверостишие о дружбе,ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное.

Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме мотивации дошкольников, важности использования мотивации к обучению и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли педагога и применению различных приёмов мотивации.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар-практикум

Подготовила и провела: Горелкина А.Ф.

Дата проведения: 06.11.19 г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников.

1. Научить педагогов практическим приёмам мотивации детей в ходе НОД.

2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов мотивации.

4. Развитие творческих способностей педагогов.

План семинара:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

4. Практическая работа педагогов.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Звучит спокойная музыка.

(Показ картинок, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. Похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.

Воспитатель: Педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

В педагогической литературе выделяют2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).

2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые .

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

беседа;

разговор;

чтение;

рассказывание стихотворений;

рассматривание картинки.

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов;

наблюдение явлений природы, труда взрослых;

рассматривание живых объектов;

показ образца;

использование кукольного театра, фланелеграфа;

диафильмы.

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребёнка;

выполнение поручений.

4. Игровые методы:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры-забавы;

инсценировки.

В педагогической литературе выделяютчетыре типа мотивации:

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: Избушка лисы растаяла и она захватила избу зайки. Как помочь животным? (Построить домики из кубиков, палочек, нарисовать, выполнить аппликацию. И все при домике)

Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Что именно ей надеть по-сезону? Вы можете меня научить?

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме или бабушке на 8 марта. Вы хотите подарить такую же? И вы показываете, как можно её изготовить.

Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть слишком много.

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Доктор Айболит, Мишутка .Они могут попросить о помощи и.т.п.

Внимание вопрос:

Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками? (ответы слушателей)

4. Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: (Взять картинку карандаша).

Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и установить магнит на определенном рисунке.

Воспитатель: Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме! Надеюсь, что информация была для Вас полезной.


В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации, дошкольный возраст, механизмы

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО)

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО)

Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.

Мы являемся непосредственными участниками реализации данной программы. Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

− Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.

− Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.

Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.

Вот эти шесть механизмов:

− Поощрять исследование окружающей среды

− Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

− Хвалить ребёнка за совершённые достижения

− Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

− По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

− Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
  5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

− Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности наших воспитанников. Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:

− нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

− обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

− обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Игрушки или игровые персонажи:

− должны соответствовать возрасту детей;

− должны быть эстетичными;

− должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

− должны иметь обучающую ценность;

− должны быть реалистичными;

− не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто. Предлагаем вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное. Предлагаем вашему вниманию варианты психологического тренинга:

Волшебный клубочек.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Дружба начинается с улыбки.

Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

В нашу работу мы внедряем информационно-компьютерные технологии это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Наши ребята имеют разный интеллектуальный уровень развития. При организация обучения детей мы используем разные подходы, которые предусматривают эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера нам позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения.

Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Приведенные нами минутки вхождения направлены:

− на формирование эмоциональной способности к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

− снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;

− развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;

− развитие самостоятельности и сотрудничества;

− повышение саморегуляции и самоконтроля;

− повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе. Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах. Приветствие сопровождается движениями, ребята сидят на ковре в кругу.

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимаютих вверх).

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Большую роль мы отвели предметно-пространственной среде: каждую неделю, предметно-пространственная среда группы преобразовывалась, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы. Были созданы условия для проведения развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед, наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы, слушания песенок, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности. Все это давало возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. И нами были созданы центры для самостоятельной деятельности детей.

Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.

− Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.

− Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.

− Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.

− Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.

Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнёрами. Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная деятельность, тип мотивации, минутка вхождения, детский сад, друг, мотивация, персонаж, ребята, создание этой.

Ключевые слова

Похожие статьи

Методическая разработка конспекта образовательной.

Мотивационная готовность как компонент психологической.

Наблюдается двойственность мотивации деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности. Ученые выделяют три типа мотивации

Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации мы строим по такой схеме

Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная

Тема: На лугу, в лесу, в саду. − Ребята, вы любите получать подарки?

(Перед этим дети вспоминали, что они знают знак, обозначающий количество — цифру).

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.

В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь. Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

− разработка эффективного инструментария мотивации и стимулирования педагогических кадров и др.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной. инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог.

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Читайте также: