Мораль как регулятор социального поведения кратко
Обновлено: 04.07.2024
Мораль - один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к эмпатии и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.
• регуляторная,
• ценностно-ориентационная,
• социализирующая,
• личностного самоопределения.
10.1. Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий. В отличие от прочих правил и социальных норм, моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Таким образом, в отличие от социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, моральные нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер.
Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.
Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали - совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков. Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще – ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений Достоевского.
Тем самым, мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм.
10.3. Проблема объективности моральных и нравственных норм. Это – один наиболее трудных вопросов всех этических теорий. Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а, значит, наблюдение за реальными фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно истинности или ложности этических правил и норм. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно и случайно сформулированные принципы и критерии? Другими словами, должно в этой сфере любое убеждение каждого человека являться единственным мерилом, или же люди могут опираться в своих оценках поступков на что-то высшее, объективное и абсолютное?
10.1. Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий. В отличие от прочих правил и социальных норм, моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Таким образом, в отличие от социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, моральные нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер.
Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.
Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали - совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков. Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще – ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений Достоевского.
Тем самым, мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм.
10.3. Проблема объективности моральных и нравственных норм. Это – один наиболее трудных вопросов всех этических теорий. Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а, значит, наблюдение за реальными фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно истинности или ложности этических правил и норм. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно и случайно сформулированные принципы и критерии? Другими словами, должно в этой сфере любое убеждение каждого человека являться единственным мерилом, или же люди могут опираться в своих оценках поступков на что-то высшее, объективное и абсолютное?
Мораль - один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к эмпатии и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.
• регуляторная,
• ценностно-ориентационная,
• социализирующая,
• личностного самоопределения.
Мораль– это представления и правила, которые обычно существуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика. Этические проблемы пытались разрешить такие мыслители, как Аристотель, Эпикур, Иммануил Кант и др.
Мораль – это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль – это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответствии с которыми он считает необходимым совершать любые действия.
С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит основой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех.
Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полностью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти принципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими словами, подлинная мораль не допускает "двойных стандартов", то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, независимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все больше государств признают, что убийство – даже на государственном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, – аморально.
Мораль выражается в виде совести. Под совестью обычно понимают способность познавать моральные ценности. Совесть – это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выражаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека общество, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества.
Слово "мораль" в одном из своих значений означает "закон, правило, предписание". Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеются не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди.
Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отношению к другому человеку – это моральная норма, и людей с детства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве.
В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специальными властными органами, а его исполнение обеспечивается путем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда существует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона. К тому же закон может быть несправедливым или предписывать человеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тогда как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать человека сообщать в правоохранительные органы любую информацию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае человек, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, "стукачом".
Нарушение норм морали также карается, хотя и совсем иначе, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует прежде всего как убеждения.
Нравственный идеал
Мораль существует благодаря нравственному идеалу, который существует в общественном сознании. Нравственный идеал – это абсолютный критерий оценки поступков человека с точки зрения нравственности. В качестве нравственного идеала может выступать бог или совокупность представлений. Божественная природа нравственного идеала характерна для религиозного сознания. Нравственный идеал как совокупность представлений возник не так давно, в процессе развития философии и науки.
Наиболее известным нравственным идеалом является категорический императив Иммануила Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства". Это означает, что человек должен строить свое поведение в соответствии с принципами, которые мог бы одобрить он сам и могли бы одобрить другие люди, тем самым приняв их в качестве общего принципа для поведения всех людей.
Согласно Канту, человек должен совершать поступки в соответствии с долгом, то есть относиться к другому человеку не как к средству, а как к цели. Кант считал, что человек, в отличие от других существ, не имеет внешних целей своего существования; само существование, сама жизнь является целью человека. А из этого следует, что ни один человек не имеет права ограничивать свободу другого, лишать его жизни или собственности. Мы не можем использовать людей для достижения своих собственных целей, то есть устанавливать для них те самые внешние цели.
Возникновение морали
Большинство мыслителей, занимавшихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодостаточна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснована с опорой на эти законы.
Естественно, эти законы подвергаются действию морали. Так, экономическая деятельность не зависит исключительно от личной выгоды предпринимателя: в современном обществе необходимо, чтобы любой субъект экономической деятельности строил свое поведение в соответствии с моральными нормами. С другой стороны, мораль в определенной степени зависит от законов, которым подчиняются различные сферы общества. Например, в рамках общества с рыночной экономикой к поведению человека, отстаивающего свое право на собственность, будут относиться иначе, чем в обществе с экономикой другого типа. Даже в России, где рыночные отношения играют все более и более важную роль, общественное мнение далеко не всегда однозначно оценивает отстаивание подобного права. Моральные ценности, распространенные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. Конечно, православие не играет такой важной роли в жизни русских, какую оно играло прежде. Однако в целом негативное отношение к таким явлениям все же сохранилось. В русском языке есть даже слово "собственничество", которое обладает ярко выраженным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближается с такими словами, как "жадность" и "скупость". Постепенно, впрочем, этот смысл утрачивается: сейчас мы называем собственниками людей, которые просто чем-то владеют, и таким образом не оцениваем их ни положительно, ни отрицательно.
Существует несколько объяснений того, откуда возникла мораль:
1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, какие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на собственность, о которой мы уже говорили, тесно связана с устройством рыночной экономики.
Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценности. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.
2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум); некоторые мыслители полагали, что источником морали является природа человека, С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе. В последнем случае человек рассматривается как изначально добрый, справедливый, то есть моральный, а все плохое в человеке связывается с обществом.
Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль. Пожалуй, это слишком сильное утверждение, поскольку далеко не все люди, разделяющие моральные ценности, являются верующими. А это означает, что человек может быть моральным независимо от того, верит он в бога или нет. Не менее важную роль с точки зрения формирования моральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок – это обязательный компонент любой религиозной системы.
3. Наконец, существует точка зрения, согласно которой мораль создает отдельный человек. Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.
Такая точка зрения не позволяет объяснить, почему мораль становится общезначимой. И действительно, зло, причиненное человеку, оценивается им как нечто плохое, тогда как зло, которое человек причиняет другим людям, не обязательно будет рассматриваться им как зло. Самый простой пример – причинение боли. Человек не хочет, чтобы ему делали больно, он считает это злом. Но сам он может получать удовольствие от причинения боли другим людям, что, конечно же, не соответствует моральным нормам.
Читайте также:
- Как завязать школьный фартук сзади пошаговая инструкция
- Какую роль играла в новгороде княжеская власть почему новгородская земля избежала дальнейшего кратко
- Что значит куща кратко
- Структура педагогического опыта кратко
- Геддес е в современный школьный учебник как средство построения процесса обучения