Мониторинг в сферах деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мониторинг - система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.

Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются. Различают Мониторинг параметров и Мониторинг состояния объекта.

Мониторинг параметров - наблюдение за какими либо параметрами. Результат мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения параметров существенно не изменяются.

Мониторинг состояния - наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние. Результат мониторинга состояния объекта представляет собой совокупность диагнозов составляющих его субъектов, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых состояние объекта существенно не изменяется. Принципиальным отличием мониторинга состояния от мониторинга параметров является наличие интерпретатора измеренных параметров в терминах состояния - экспертной системы поддержки принятия решений о состоянии объекта и дальнейшем управлении.

Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций:

  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
  • устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
  • устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.

В международных отношениях под мониторингом понимают деятельность международных организаций по контролю за исполнением государствами своих обязательств по международным договорам. Мониторинговые механизмы могут быть различного характера: к ним относятся, например, Европейский суд по правам человека, международное наблюдение за выборами и т. д.

Мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер. Она обеспечивает универсальные возможности маркетинговой деятельности в сфере образования.

В данной Главе мониторинг представлен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Рассмотрены компоненты образовательного мониторинга и их связи, классификация систем мониторинга. Дается характеристика видов мониторинга.

3.1. Мониторинг в сферах деятельности

Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности.

Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Самым общим образом мониторинг можно определить как "постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению ".

Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается как в технических, социальных науках, так и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

Основные сферы применения мониторинга как способа научного исследования - это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления.

Главная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

Приведем Интернет-ссылки на источники, посвященные мониторинговым исследованиям

Обеспечить безопасность финансово–хозяйственной деятельности, сохранность активов и законность хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности достаточно сложно. Контроль, наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности, является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. Руководству организации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость получения качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Как правило, в поле действия функции контроля попадают отрицательные отклонения тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Понятие мониторинга

В широком смысле мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно– следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем, а также руководителем самой организации. Непрерывный мониторинг также является частью обычной деятельности по управлению хозяйствующим субъектом в форме постоянного руководства. У многих организаций участие в мероприятиях по мониторингу принимают внутренние аудиторы или сотрудники, выполняющие аналогичные функции.

Порядок проведения мониторинга

Перед проведением мониторинга определяется область, участок, который впоследствии будут контролировать, а также цели и задачи. Стоит определиться, что полученная информация даст впоследствии и какие меры можно приять по улучшению деятельности. Помимо вышеперечисленного нужно определиться с источниками информации и способами их получения. Некоторые источники находятся на просторах интернета в общем доступе, средствах массовой информации, в то время, как к другим имеют доступ только ограниченный круг лиц и необходимо отправлять запросы для их получения. Нужно тщательно отбирать источники. Но чем больше их будет, тем полнее и достовернее станет мониторинг. Аналогично ситуация обстоит и с территорией, попадающей под мониторинг. Должностные лица контролирующих (надзорных) органов, аудиторы вправе входить на общедоступную территорию и объекты аудируемых лиц при проведении мониторинга. В другом случае – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети интернет, видео– и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Виды мониторинга

Независимо от преследуемых целей и поставленных задач, мониторинг может быть, как внутренним, так и внешним. Он может быть организован собственными силами организации или с привлечением независимых лиц: законодательная и исполнительная власть, аудиторские организации, представители общественных организаций.

Для обобщения информации целесообразно составлять таблицу, в которую впоследствии будут заносить данные, полученные в ходе проведения мониторинга. В таблице стоит указывать источник, из которого была получена информация, дату, результат. Процесс сбора информации должен быть оперативным, а полученная информация незамедлительно заноситься в таблицу. Чем более детально будет описан процесс проведения мониторинга, тем достовернее будет полученная информация. Сводный анализ будет более точным, своевременным, удобным для чтения и понимания при использовании данного метода. Мониторинг может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным в зависимости от объекта. Его продолжительность может занять день или месяцы, а то и годы.

Оформление результатов мониторинга

По итогам проведения мониторинга, при обнаружении отклонений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, финансово–хозяйственной деятельности предписывают рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных по его результатам. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам, за исключением случаев повторного выявления нарушений. В случае не устранения нарушений и отклонения от предписания может быть назначена и организована внеплановая проверка. При выявлении отклонений или нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится требование или предписание о приостановлении или запрете деятельности субъекта.

Стоит отметить, что в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативно–правовыми документами, мониторинг не является одним из видов проверок, а значит не предусмотрено ограничений по количеству проведения мониторингов одного субъекта. Данное мероприятие является профилактическим, благодаря чему существенно экономит государственный бюджет и стимулирует развитие бизнеса во всех сферах.

Таким образом, использование и развитие мониторинга в Республике Беларусь будет способствовать стабилизации экономической ситуации и стимулированию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

Контроль и мониторинг в государственном управлении – это система контрольно-надзорной деятельности, реализуемая органами государственного управления, а также общественными организациями в отношении действий органов государственной власти с целью обеспечения их эффективного функционирования.

Необходимость и сущность контроля и мониторинга в государственном управлении

Контрольная деятельность является неотъемлемой частью государственной управляющей системы, реализуемой с целью выявления отклонений действий органов государственного управления и должностных лиц от принятой системы стандартов, законности, неэффективности и так далее. Контрольная деятельность призвана устранять, предупреждать, сокращать нарушения в будущем.

Контроль и мониторинг в государственном управлении призваны обеспечивать проведение мероприятий превентивного характера.

Контроль и мониторинг в государственном управлении представляет собой совокупность процедур, инструментов и организационных структур, которая обеспечивает достижение поставленных целей, гарантирует правильность расходования ресурсов сообразно установленным задачам, защищает процесс государственного управления от ошибок при принятии управленческих решений, снижает риски реализации государственной политики и программы.

Основное назначение контроля и мониторинга в государственном управлении состоит в совершенствовании государственной структуры, повышении эффективности и результативности работы органов государственного управления. Контрольные мероприятия подразумевают наблюдение за функционированием подконтрольных органам государственного управления, получение достоверных сведений относительно состояния служебной дисциплины и законности, предотвращении и устранении выявленных нарушений, установлении условий и причин правонарушений, привлечении к ответственности лиц виновных в нарушениях.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды контроля и мониторинга в системе государственного управления

Контроль и мониторинг в системе государственного управления можно разделить на два основных вида:

  1. внешний контроль и мониторинг в системе государственного управления. Данный вид контроля осуществляется уполномоченными на реализацию контрольно-надзорных полномочий организациями;
  2. внутренний контроль и мониторинг в системе государственного управления. Данный вид контроля осуществляется внутриведомственными органами государственного управления, наделенными соответствующими контрольно-надзорными полномочиями.

Формы контроля и мониторинга в государственном управлении

Контроль и мониторинг в государственном управлении реализуется в виде следующих форм:

  • во-первых, президентская форма. Осуществление президентского контроля возлагается на главу российского государства непосредственно либо через систему соответствующих структур, возглавляемых Контрольным Управлением президентской Администрации. Контрольные полномочия Президента России реализуются через систему подбора и расстановки кадров на уровне федерального и регионального управления, отмены Постановлений Правительства, администрации регионов;
  • во-вторых, парламентская форма. Данная форма контроля в России является достаточно слабой из-за отсутствия у Парламента достаточного объема контрольных полномочий. На сегодняшний день контрольные полномочия Парламента подразумевают выражение согласия в отношении назначения высших должностных лиц государственного управления, выражение доверия Правительству и так далее;
  • в-третьих, административный контроль. Данная форма контроля реализуется органами государственного управления, подразумевая проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении высших должностных лиц и органов государственного управления в целом относительно действий подчиненных, их обжалования перед вышестоящими руководителями. Субъектами административного контроля в общем виде выступает российское Правительство, в ведомственной форме – министерства и ведомства в отношении подчиненных им органов государственного управления и организаций, в межведомственной форме – ведомственные органы, осуществляющие контрольную деятельность в пределах своей компетенции;
  • в-четвертых, финансовый контроль. Данная форма контроля и мониторинга осуществляется в отношении эффективности и правомерности использования финансовых ресурсов государства. Субъектами данной формы контроля и мониторинга является Министерство финансов Российской федерация, Центральный банк России, Счетная Палата и так далее;
  • в-пятых, судебный контроль. Данная форма контроля признается внешней по отношению к государственным органам власти, осуществляется с целью защиты граждан и хозяйствующих субъектов от незаконных действий органов государственного управления. В качестве субъектов судебного контроля выступают различные суды, например, Конституционный, общей юрисдикции, арбитражные и так далее. На эффективность судебного контроля в системе государственной власти прямое влияние оказывает эффективность правосудия в государстве, независимость судебной системы от иных ветвей власти;
  • в-шестых, общественный контроль. Данная форма контроля призвана обеспечить гласность и возможность участия граждан в системе государственного управления.

Характеристика современных тенденций в системе государственного контроля и мониторинга

Система контроля и мониторинга в государственном управлении характеризуется следующими современными тенденциями:

Читайте также: