Мониторинг инновационной деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024


Определяем критерии оценки
Анализируя инновационную деятельность школ, мы убедились, что администрация затрудняется в отслеживании хода и оценке ее успешности. Часто собирается явно не та или недостаточная информация. А некоторые школы накапливают такое количество разнообразных сведений, что буквально тонут в них, будучи не в состоянии не только их использовать, но и просто осмыслить. Нередко к тому же оказывается, что из-за неравнозначности, несопоставимости или фрагментарности полученных данных невозможно проследить динамику наблюдаемых педагогических явлений и зафиксировать зарождающиеся тенденции.


Итак, приступая к организации мониторинга, прежде всего следует определить критерии оценки успешности нововведения, а для этого необходимо разобраться в сущности нововведения и в той цели, ради которой оно вводится. Именно в цели инновационной деятельности отражаются представления о конечных ее результатах. В них - отправной момент для поиска критериев оценки.
Например, учителя гимназии № 49 г. Тюмени стали разрабатывать и использовать на уроках задачи (задания) открытого типа с целью развития у учащихся дивергентного мышления. Отличительным признаком такого мышления является способность находить множество верных решений одной и той же задачи. Именно степень развитости этой способности у учащихся и была признана критерием оценки нововведения.


В зависимости от масштаба и содержания инновационной работы ее успешность может быть оценена не по одному, а по целому комплексу критериев. Результаты системного нововведения, включающего и педагогический, и психологический, и социальный аспекты, оцениваются, как правило, с помощью образовательного, воспитательного, развивающего, социально-психологического и валеологического критериев.


Кроме критериев, то есть признаков, на основе которых осуществляется оценка, в критериально-оценочный комплекс включается достаточно широкий спектр показателей, адекватно и емко отражающих важнейшие грани (стороны) каждого критерия, а при необходимости - и индикаторов, конкретизирующих проявление характерных особенностей наиболее сложных показателей.


В выборе показателей, в отличие от выбора критериев, не последнюю роль играет субъективный фактор, в частности теоретические позиции и предпочтения инноваторов, их принадлежность к какой-либо научной школе и т.п. Так, одни оценивают обученность учащихся по В.П. Симонову (распознавание, запоминание, понимание, применение, перенос), другие по Т.И. Шамовой (уровень усвоения знаний, системность знаний, действенность знаний, сформированность интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и умений самоорганизации), третьи -по В.А. Караковскому (прочность, глубина и разнообразие знаний) и т.д.


Поэтому при выборе показателей каждого критерия важно соблюдать требования их необходимости (важности для вводимого новшества) и достаточности, пропорциональности их удельного веса, чтобы не допустить перекоса в сторону какого-нибудь критерия, их способности к всестороннему охвату оцениваемого явления и обеспечению его целостности, соответствия философии школы, выбранной ею образовательной парадигмы. Последнее требование относится прежде всего к показателям успешности системных нововведений, осуществляемых в рамках опытно-экспериментальной работы, в которой они становятся и носителями, и выразителями специфики реализуемых новых идей.


Покажем это на примере работы школы № 80 г. Тюмени по интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей П. Петерсена, С. Френе и особенно Р. Штайнера с целью обновления традиционной системы образования младших школьников. Инновационное преобразование начальной школы строилось на толковании обучения как одного из важнейших средств развития личности детей, когда знания перестают быть самоцелью. Оно полностью сочеталось с идеями внутренней свободы, проявляющейся в незакомплексованности, раскрепощенности и открытости.


Средствами практического воплощения отобранных идей явились: отказ от форсированного интеллектуального развития детей, усиление в содержании образования художественно-эстетического и ремесленно-трудового направлений, интеграция содержания, методов и средств учебной и внеучебных видов деятельности школьников, самостоятельное открытие знаний учащимися, образное преподавание, безотметочное обучение, ритмическая организация жизнедеятельности детей в школе, работающей в режиме полного дня, культивирование отношений добра, радости, заботы, терпимости, уважения к человеческому достоинству и другое.


Все это стало основанием для определения критериев и конкретных показателей оценки главного результата интеграции гуманистических идей - развития личности учащихся:
• развитость общих способностей: внимания (устойчивость, произвольность, распределение), памяти (механическая/логическая, произвольная/ непроизвольная, долговременная/ кратковременная), мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация);
• развитость специальных способностей: математических, лингвистических, художественных, сценических, музыкальных, лидерских, трудовых, спортивных;
• сориентированность на общечеловеческие ценности: семья. Отечество, труд, природа, свобода, культура;
• проявление признаков свободной личности: самосознания, чувства собственного достоинства, способности к свободному выбору, самостоятельности в принятии решений, способности к сотворчеству, произвольности поведения, рефлексивности, социальной адаптированности;

• владение жизненными искусствами: самообслуживание, культура общения, вязание, вышивание, поделки из природного и подсобного материала, приготовление пищи;
• эмоциональная устойчивость: наиболее часто переживаемые негативные эмоциональные состояния - тревожность, страх, недомогание, усталость, раздражительность, озлобленность, ярость, слезы, перепады настроения;
• здоровье: группа здоровья, тип физического развития (норсоматический, гиперсоматический, гипосоматический), частота заболеваемости, наличие и характер хронических заболеваний;
• наиболее яркие проявления индивидуальной самобытности.


Успешность нововведений должна быть связана не только с позитивными изменениями в обученности, воспитанности и развитости учащихся. Об эффективности инновационной деятельности можно судить и по изменениям, происходящим в самом педагогическом коллективе - оздоровлению психологической атмосферы, росту профессионализма учителей, смене их теоретических и методических приоритетов, демократизации отношений, состоянию здоровья педагогов и т.п.


Следует руководствоваться при этом и определенными требованиями. Методы должны обеспечивать достаточность информации, ее объективность, достоверность и надежность, однозначность трактовки полученных результатов, их сравнимость с результатами, добытыми иными способами, и быть по возможности минимально трудоемкими. Кроме того, они должны быть удобными в сборе и последующей обработке данных и позволять отслеживать изучаемые признаки в динамике.


Стандартные методики и тесты часто полностью не удовлетворяют инноваторов, поскольку не в состоянии решать конкретные задачи и учитывать специфику нововведения. Чтобы добиться большей диагностичности (информированности) стандартных методов, адекватности целям, специфике и условиям инновационной деятельности, прибегают к их адаптации, модификации и даже к созданию новых. Приведем в несколько сокращенном виде матрицу оценки качеств ума, разработанную для гимназии № 49 г. Тюмени, которую используют и школы, работающие с одаренными детьми (см. табл. 1).


Определение уровня развития качеств ума осуществляется с помощью экспертной оценки или методом обобщения независимых характеристик на педконсилиуме. Используется 3- или 5-мерная шкала. По количеству учащихся с одинаковым уровнем развития каждого качества судят о степени его сформированности в классе в целом и принимают необходимые решения.


Предлагаемый вариант таксономии целей в эффективной области содержит описание характера восприятия и усвоения учащимися культивируемых в конкретной школе духовных ценностей, число и номенклатура которых концептуально обосновывается: у В.А. Караковского их восемь -земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек; Н.Е. Щуркова считает, что их может быть всего три - истина, добро, красота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта 2015-2020 г 1-5 классов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петропавловск-Камчатского городского округа

заместитель директора по УВР

Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта 2015-2020 гг.

с 1 по 5 классы

Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы Практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.

Необходима научно обоснованная, статистически достоверная информация о социально-психологическом состоянии школьников, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико­-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг. Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ученика, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации;

Федеральная Целевая программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации.

Социально-психологический мониторинг является частью общего мониторинга по инновационному проекту школы.

Объект: условия создания безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка.

Предмет: психологическое сопровождение субъектов образования при формировании безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).

Цель: выявление эффективности психологического сопровождения субъектов образования при формировании условий безопасной среды, способствующей физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).

составить алгоритм и структуру программы мониторинга для 1-5 классов;

определить критерии и показатели проверки эффективности психологического блока инновационного проекта;

подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий под цели мониторинга;

составить план сбора диагностической информации;

обрабатывать полученные данные;

анализировать и интерпретировать динамику;

систематизировать и обобщать полученные данные;

оформлять заключения по результатам диагностики об эффективности психологического сопровождения;

разрабатывать рекомендации для повышения эффективности инновационной деятельности;

вносить коррективы в реализацию инновационного проекта и программу мониторинга психологического блока.


Этапы мониторинга:

1. Организационный этап (подготовка к проведению мониторинга).

2. Практический этап (проведение диагностических замеров).

3. Аналитико-обобщающий этап.

Структура базы данных

По результатам всех диагностических замеров необходимо оформление:

заключение (или справка) замера изначальных данных;

сравнительная справка динамики изменений на конец инновационного проекта;

отчет (итоги, выводы результатов мониторинга).

Модель мониторинга

Для реализации цели была выбрана динамическая модель мониторинга, которая ориентирована на изучение изначальных данных по интересующим критериям и показателям (вход), динамики их развития и формирования (процесс) и конечных данных (выход). В данной программе используется социально-психологический, сравнительный вид мониторинга. Процедура мониторинга представляет собой двукратный замер одних и тех же показателей у субъектов образования.

Ожидаемые результаты.

Социально-психологическое сопровождение будет эффективным при соблюдении следующих условий, позволяющих организовать психолого-педагогическое и социально - психологическое сопровождение учащихся:

содействие психологическому развитию коммуникативных навыков;

содействие личностному развитию (мотивов, способностей, ценностей); аккумулирование социокультурных компонентов развития личности (самооакуализация личности в обществе, овладение знаниями и опытом выполнения различных социальных ролей, поиск своего места в обществе, цели и смыслы жизни, социальная толерантность и др.);

- психологическое сопровождение процесса формирования аутопсихологических аспектов развития личности (способствовать активизации творческого потенциала, рефлексии, самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции);

социально-психологическая поддержка родителей и педагогов в процессе реализации инновационного проекта.

Методы и методики сбора данных.

Для реализации цели мониторинга при выборе диагностических методов и методик были выбраны и количественные, и качественные методики для повышения валидности и надежности результатов.

* Программа мониторинга психологического сопровождения должна содержать возможность проведения узкоцелевых диагностических процедур, с этой целью в реестр методик были включены методики большого спектра изучения личностных особенностей. Так же в непосредственной реализации программы мониторинга не исключена вероятностная необходимость коррективов или изменений диагностического инструментария, поэтому должен присутствовать реестр для выбора или изменений методик. В обосновании предложенных методик необходимо уточнить, что в ходе реализации диагностических замеров психологические методики могут быть не только выбраны из представленных, но и добавлены к реестру под конкретные цели.

Реализация обработки данных.

Обработка данных будет производиться психологами школы с использованием ручной и компьютерной обработки бланковых данных.

Критерии и показатели мониторинга (психологический блок)

для 1-5 классов

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Инструментарий

1. Организационный

(подготовка мониторинга: составление программы мониторинга; подбор диагностического материала.

1) Сбор данных о наличном уровне психологического и социального здоровья обучающихся, уровне психологической комфортности образовательной среды школы, уровне компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья

Педагог - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности Таким образом, мониторинг ОИДП способствует изучению потенциала педагогов к организации и внедрении инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении. Методическое сопровождение инновационного процесса педагогов должно быть организовано при соблюдении следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога; анализ условий образовательной среды в учреждении.

Поиск оптимальной модели отслеживания реализации нововведений послужил основой для создания мониторинга инновационной деятельности, как процесса научно обоснованного наблюдения за состоянием и развитием инноваций на основе взаимодействия проектов и реальной деятельности субъектов образования с целью оптимизации образовательной системы.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_proekta_shlyakhovoy_l.a_2.pptx 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

АКТУАЛЬНОСТЬ темы исследования Поиск оптимальной модели отслеживания реализации нововведений послужил основой для создания мониторинга инновационной деятельности, как процесса научно обоснованного наблюдения за состоянием и развитием инноваций на основе взаимодействия проектов и реальной деятельности субъектов образования с целью оптимизации образовательной системы.

Противоречия анализа актуальности проблемы и темы исследования: недостаточность теоретических и практических разработок, способных объективировать информацию о процессе и результатах данной деятельности в образовательной среде; массовый характер развития инноваций (в том числе и квази-инноваций , которые не оправдывают затраченных субъектами образовательного процесса усилий на их реализацию, не приводят к получению более высоких результатов) в современном образовательном пространстве и эпизодическим, несистемным характером слежения за состоянием и развитием данных процессов, затрудняющим эффективное руководство ими; необходимость в получении общей картины образовательных инноваций , позволяющих координировать стратегию и тактику ее развития, и отсутствием соответствующего инструментария в проводимом мониторинге образовательной деятельности. Анализ актуальности и противоречий позволил выявить проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе модели мониторинга инновационной деятельности в сфере образования.

Предмет исследования Объекты мониторинга мониторинг инновационной деятельности педагога. условия инновационной деятельности (материально-технические, нормативно-правовые, кадровые, информационные, учебно-методические, психолого-педагогические и др.); содержание инновационной деятельности; результаты инновационной деятельности; управление инновационной деятельностью; взаимодействие с окружающим социумом.

Гипотеза исследования Успешность и действенность мониторинга инновационной работы, его влияние на развитие школьного образования учреждения зависит от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий. мониторинг инновационной деятельности, характеризуется :

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модель службы включает в себя: администрацию Учреждения классных руководителей школьного психолога Источниками информации выступают: ученический и педагогический коллектив отдельные обучающиеся и учителя родители Пользователями результатов мониторинга учителя родители (законные представители) обучающиеся общественность

Этапы подготовки для осуществления мониторинга Подготовительный Повышение профессионализма Разработка положения Определить критерии Определить объекты Выбрать технологии III . Создание управленческой команды: методист заместитель директора по УВР педагог-психолог Определить этапы Прогноз конечного результата III . Сформировать модель внутришкольного мониторинга

Этапы осуществления мониторинга I этап – нормативно-установочный: разработка нормативной правовой базы; разработка Программы мониторинга. 2 этап – аналитико-диагностический: сбор информации в соответствии с утвержденной Программой мониторинга; анализ полученной информации о выбранном объекте (объектах) мониторинга и определение его (их) реального состояния; выявление рассогласований реального состояния объекта (объектов) с желаемым. 3 этап - деятельностно-технологический : предоставление полученных аналитико-диагностических материалов пользователям; разработка пользователями плана корректирующих действий по устранению выявленных недостатков; проведение повторных процедур мониторинга на основе одних и тех же показателей в соответствии с Программой мониторинга. 4 этап - итоговый (по завершению Программы мониторинга): анализ и обобщение результатов проведенной работы, в т.ч. результатов организации и проведения мониторинга.

Программные мероприятия на 2014-2015 уч.г. № п\п Мероприятие Срок исполнения ответственные Управленческие действия, результат 1. Изучить действующие законодательные акты, программы, положения по проблеме мониторинга. Март Директор школы, заместитель директора по НМР и УВР Создание банка данных Реализовывать нормативные документы на базе ОУ 2. Изучить опыт Российских школ по вопросу мониторинговых исследований инновационного проекта. Апрель Директор школы, заместитель директора по НМР Анализ Выработка путей реализации программы мониторинга 3. Сбор методик и нормативной базы по мониторингу ОИДП. Апрель Заместитель директора по НМР, педагог-психолог Нормативно-правовая база 4. Разработать локальные акты, необходимые для разработки и функционирования программы мониторинга Апрель заместитель директора по НМР Формирование мониторинговой службы школы. 5. Проведение методического совета с целью формирования критериев работы программы мониторинга Апрель заместитель директора по НМР Нормативно-правовая база 6. Мониторинг эффективности педагогического труда и внедрения в учебный процесс инновационной деятельности. Май-июнь Заместитель директора по НМР, педагог-психолог Результаты мониторинга 7. Подведение итогов реализации программы мониторинга. Август Заместитель директора по НМР, педагог-психолог Презентация результатов на педсовете, справка-анализ 8. Модернизация программы мониторинга с учетом решения проблем и создания условий для реализации инновационного проекта. Сентябрь-октябрь Директор школы, заместитель директора по НМР справка-анализ

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Вера в силы и возможности ПЕДАГОГА Интерес к внутреннему миру ПЕДАГОГА Позитивная направленность на педагогическую деятельность Уверенность в себе Повышение уровня мотивации педагогов; Создание благоприятного психологического климата взаимоотношений сотрудничества и партнерства Устойчивая положительная внутренняя мотивация к инновационной деятельности у педагогов; Удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий учащихся, родителей, общества; Накопление и формирование портфолио педагога

РАБОТА НАД ПРОГРАММОЙ МОИДП

Качество ресурсного оснащения

Качество педагогических результатов Участие в ГМО 2012 г. - ГМО педагогов-психологов, - ГМО учителей биологии, - ГМО учителей математики, -ГМО учителей адыгейского языка 2013 г. - ГМО учителей химии, -ГМО учителей географии, -ГМО учителей физической культуры 2014 г. - ГМО учителей математики, -курсы АРИПК учителей химии, -ГМО учителей физики Участие в семинарах 2012 г. Муниципальный уровень-12 2013 г. Муниципальный уровень-8 Республиканский уровень-2 2014 г. Муниципальный уровень-9

Под мониторингом понимают также выявление и оценивание проведенных организационно-управленческих и педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведом-ляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее заданным целям.

Под мониторингом следует понимать процесс непрерывного, научно-обоснованного отслежи-вания изменений в научно-образовательной деятельности вуза, тенденций его развития с целью включения результатов наблюдений в управление вузом.

Мониторинг инновационного развития вуза можно рассматривать как процесс изучения, анализа, диагноза, прогнозирования и контроля происходящих изменений. Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, то есть отслеживает состояние процесса иннова-ционного развития вуза для реализации видения, миссии, целей вуза. Мониторинг как непре-рывный процесс, осуществляемый на достаточно продолжительном отрезке времени позволяет фиксировать состояние инновационного развития вуза в определенные моменты и оценивать тенденции изменения процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций.

Мониторинг инновационного развития вуза - специально организованное, непрерывное изучение показателей процесса инновационного развития вуза, его реализации, выявление отклонений от заданных целей, миссии, видения; разработка системы мер по минимизации отклонений, а также выделение тенденций развития вуза и предпосылок к формированию нового этапа развития.

Мониторинг инновационного развития высшей школы может включать в себя следующие направления:

- мониторинг инноваций в системе высшего образования с целью диагностирования и прогно-зирования состояния образования;

- мониторинг инновационных образовательных программ высшего образования;

- мониторинг качества инновационного развития высшего и непрерывного образования;

- мониторинг инновационных процессов в образовании, позволяющий определять стратегию и тактику внедрения новшеств в систему высшего образования с учетом особенностей и возможностей вуза.

Объектом мониторинга является инновационная деятельность образовательного учреждения. Предоставление вузам права самостоятельно разрабатывать содержание и направления иннова-ционного развития дает им возможность оперативно отслеживать и модернизировать содержание научно-образовательной деятельности, гибко и оперативно вносить изменения в соответствии с требованиями жизни.

Целью мониторинга является исследование инновационного развития вуза, а основными задачами - выявление соответствия инновационного развития вуза инновационной политике государства; выявление типичных отклонений в реализации от заданных направлений развития; выделение основных тенденций развития вуза и предпосылок для формирования нового этапа инновационного развития вуза.

Качество мониторинга зависит от ряда требований, которые следует неукоснительно выпол-нять. К таким требованиям относят: непрерывный характер изучения, системность целей и результатов анализа, научность технологии мониторингового изучения, использование ограни-ченного количества параметров, мониторинговых индикаторов стабильности и развития, своевре-менную оценку результатов инновационного развития вуза и их внедрение. Эти требования харак-теризуют особенности мониторинга инновационного развития вуза.

На особенностях мониторинга базируются принципы получения информации о состоянии исследуемого процесса инновационного развития вуза, осуществления прогноза развития и принятия, соответствующих мер реагирования.

Можно выделить следующие принципы мониторинга развития вуза:

- принцип приоритета управления, обеспечивающего востребованность результатов монито-ринга как средства информационного обеспечения управления инновационным развитием вуза;

- принцип достоверности и достаточности информации о процессе инновационного развития вуза и своевременности ее поступления;

- принцип системного описания объекта мониторинга посредством выбранных индикаторов и показателей, и их соответствия процедурам изменения.

Мониторингу инновационного развития вуза присущи следующие основные функции: диаг-ностическая, аналитическая, прогностическая и управленческая. Все функции, которые выполняет мониторинг как средство управления инновационным развитием вуза, подчинены цели иннова-ционного развития вуза, направленного на повышение качества научно-образовательной деятельности, обеспечения научного подхода к управлению.

Диагностическая функция предполагает интерпретацию результатов инновационного разви-тия вуза, получения целостной информации об освоении вузом новых знаний, технологий, способов организации научно-образовательной деятельности.

Аналитическая функция предполагает на основе постоянного отслеживания, наблюдения за реализацией инновационного развития вуза, осуществлять его анализ исходя из заданных целей данного уровня образования, представленных в виде требований, норм организации образова-тельного процесса.

Прогностическая функция позволяет определить основные тенденции инновационного развития вуза на основе тщательного изучения проблемных зон данного процесса.

Управленческая функция предполагает контроль за качеством развития и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

В процессе мониторинга инновационным развитием вуза происходит систематизация разрозненной информации социально-психологического и педагогического аспектов. Данная информация является необходимой для научно-обоснованного управления инновационным развитием вуза.

Результаты педагогического мониторинга - выводы и рекомендации, сделанные на основе проведенных исследований, а также сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внедрении в научно-образовательную деятельность новых средств и технологий.

В содержание мониторинга инновационного развития вуза входит:

- установление критериев и показателей для диагностики, анализа и оценки процесса инновационного развития вуза;

- описание социально-демографического и квалификационного потенциала образовательного учреждения;

- выявление уровня знаний, педагогических способностей, коммуникативных и нравственных качеств преподавателей; отслеживание реальных условий личностно-профессионального самораз-вития преподавателей;

- прогнозирование тенденций к повышению квалификации и стимулирование стремления к прохождению аттестации.

Смысл мониторинга заключается не столько в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе инновационного развития вуза в определенный момент времени, на определенной стадии, сколько в том, чтобы выявлять тенденции развития этого процесса, предвидеть возможные пути, направленные на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение, трансформацию нежелательных.

Объектами мониторинговой оценки могут быть следующие явления:

– научно-педагогический коллектив, уровень его инновационного потенциала, квалификация, профессионализм, педагогическая и инновационная культура;

– процессы (учебный процесс, процесс научного исследования и т.д.);

– деятельность (научно-педагогическая, учебная и др.).

Профессиональный рост педагогов предполагает постоянное повышение квалификации, поиск возможностей наиболее полно реализовать, осуществить себя в профессии, усиление организованности, самостоятельности и ответственности, способности к инновациям и профес-сиональным переменам. Инновационный потенциал профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов представляет собой совокупность личностного и квалификационного потенциалов.

Квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава представляет собой систему его образовательной, научной и методической квалификации. Это дает возможность не только оценить состояние, но и планировать развитие кадрового потенциала вузов. Наибольший научный потенциал кадров имеют негосударственные вузы.

Основными элементами системы управления кадровым потенциалом являются: планирование профессиональной карьеры, совершенствование профессиональной деятельности и стимулиро-вание к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Планирование профессиональной карьеры преподавателей может проводиться на основе профессиональной типологии. Программы подготовки, переподготовки и повышения квалифи-кации целесообразно ориентировать на типичные группы преподавателей. В целях планирования профессиональной карьеры необходимо проводить социально-педагогический мониторинг профессионально важных качеств преподавателей-инноваторов. Следует применять метод экспертной оценки, который позволит не только изучить структуру и содержание профессиональ-но важных качеств, оценить уровень их проявления, но и создать профессиональную типологию преподавателей-инноваторов.

Содержание профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава включает выполнение нескольких функций: образовательной, воспитывающей, развивающей и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей обучение доминирует над другими. Остальные функции проявляются примерно на одном уровне.

Всех преподавателей можно разделить на несколько типичных групп:

– преподаватели только с учебной функцией;

– преподаватели с преобладанием учебной функции;

– преподаватели с преобладанием исследовательской функции;

– преподаватели с преобладанием организаторской функции;

– преподаватели с преобладанием методической функции;

– преподаватели со смешанными видами функций;

– преподаватели без выраженной направленности функций.

Оптимизация инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава пред-полагает всесторонний учет интересов государства, аттестующего руководителя и самого аттес-туемого. Государство объективно заинтересовано в хорошо подготовленных кадрах, в создании механизма, который бы обеспечивал его целостность и развитие. Успех деятельности аттестую-щего руководителя зависит от того, насколько ему удается создать и эффективно управлять коллективом единомышленников.

В качестве основных мотивов, побуждающих преподавателей к личностно-профессиональ-ному развитию, можно выделить следующие:

– потребность в профессиональной самореализации;

– стремление повысить свой статус в обществе;

– понимание важности высокого профессионализма;

– стремление получить новую должность;

– более полное удовлетворение материальных потребностей.

Руководителям важно организовать целенаправленное отслеживание инновационной деятель-ности педагогов на основе исследования, анализа и создания условий для профессиональной деятельности преподавателей.

Одной из главных задач является определение критериев, позволяющих оценить уровень профессионального становления педагогов.

Реализация технологии мониторинга профессионального становления создает педагогу ситуацию успеха, что способствует гуманизации и объективизации отслеживания изменений в процессе его профессионального становления.

Информационное обеспечение управлением инновационной деятельностью вуза состоит из банка новшеств и банка нововведений. Банк новшеств состоит из новшеств, приобретенных и самостоятельно разработанных, подлежащих реализации либо накапливанию и дальнейшему внедрению в вузе.

Новшества могут затрагивать любые сферы деятельности высшей школы. Следует подчерк-нуть, что устаревшие новшества исключаются из банка и, как отмечалось ранее, именуются в дальнейшем инновационной возможностью. В последующем новшества, находящиеся в базе данных новшеств оцениваются, и наиболее перспективные формируют банк нововведений.

Банк нововведений - комплексно обоснованный перечень новшеств, – приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) и дальнейшему использованию в вузе. По сути своей банк нововведений есть стратегический план внедрения новшеств. Банк новшеств характеризует готовность вуза к использованию инновационных возможностей.

Банк нововведений подчеркивает способность вуза использовать инновационные возмож-ности, представленные в виде новшеств, подлежащих реализации.

Потенциал информационной базы – это готовность и способность вуза к использованию информации об уже имеющихся знаниях для обеспечения функционирования интеллектуального ресурса вуза; правовой корректности информации; многократности использования; высокой скорости сбора, обработки и передачи; возможности кодирования; актуальности информации, своевременности, достоверности, достаточности, надежности, адресности информации.

Формирование базы данных о внутренней и внешней среде вуза осуществляется на основе техники анализа среды. Для этого определяются наиболее значимые факторы среды вуза, и собирается вся возможная информация.

Для формирования базы данных необходимо собрать информацию о критических точках среды вуза следующими способами:

– сканирование среды (поиск уже сформированной информации, той, которая существует в ретроспективе);

– мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);

– прогнозирование (попытки создать информацию о будущем состоянии среды).

В научной литературе показано, что отслеживание информации осуществляется в рамках трех главных типов систем получения информации.

1. Иррегулярные системы. Они распространены в исследованиях особых ситуаций. Хорошо действуют в условиях продолжающегося кризиса образовательной среды. Фокусируются в прошлое, чтобы найти события, подобные данным. Могут быть применены для краткосрочной реакции на кризис в вузе. Мало используются для определения возможных будущих событий.

2. Регулярные (периодические) системы. Для них характерен периодический, чаще всего ежегодный обзор событий. Результаты периодических исследований применяются при принятии текущих решений. Здесь также преобладает ретроспективный момент, хотя проявляется некоторое внимание к будущему.

3. Системы непрерывного обзора. Они осуществляют исследование значимых элементов среды, являются устойчивым компонентом процесса планирования, ориентированы на будущее. Используют методы прогнозирования. Их применение ограничено нехваткой средств у вуза, а также в тех случаях, когда аналитики вуза не в состоянии правильно определить значимые факторы среды.

Источники информации могут иметь разнообразный характер, быть легальными и нелегаль-ными, достоверными и недостоверными.

Сбором необходимой информации могут заниматься различные подразделения вуза, служба планирования. Этот процесс координируется и контролируется высшим менеджментом, который также самостоятельно занимается сбором информации, ибо обладает возможностью вхождения в различные информационные каналы.

Оценка информации является необходимым компонентом информационного обеспечения. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии.

Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность вуза. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для жизнедея-тельности вуза.

Осуществление мониторинга педагогического коллектива, основанного на серьезном инфор-мационном фундаменте, дает возможность научно-обоснованно выстраивать стратегию и тактику инновационного менеджмента.

Читайте также: