Мониторинг деятельности школьных библиотек

Обновлено: 04.07.2024

9 Мониторинг знаний читателей по отдельным темам
• Анкеты
• Опросы
• Викторины
• Конкурсы
• Тесты
10 Мониторинг библиотечной среды
• Оформление
• Комфортность
• Освещение
• Современность
• Техническое оснащение
11 Мониторинг успешности библиотекаря
В данном случае речь идет о портфолио специалиста, куда рекомендуется помещать следующие материалы:
• Сведения о библиотекаре
• Сведения о библиотеке
• Показатели работы библиотеки
• Массовая работа – разработки мероприятий
• Публикации работ
• Публикации о библиотеке и библиотекаре
• Библиографическая продукция ( буклеты, рекомендательные указатели,
списки)
• Анкеты, тесты
• Фотографии, видео, СД
• Программы кружков, клубов
• Работа читательского совета
• Работа библиотечной комиссии учащихся
• Выступления на педсоветах, заседаниях МО, совещаниях, семинарах
• Грамоты, благодарственные письма
• Отзывы о работе
• Сертификаты
• Творческие работы читателей
• Справки об аттестации библиотеки
• Сведения о повышении квалификации
• Работа по теме самообразования
• Размышления о работе библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие библиотеки ведут исследования интересов своих пользователей, изучают востребованность библиотеки и ее услуг, удовлетворенность населения библиотечным обслуживанием. За последние десятилетия библиотеки разных типов и видов провели довольно много различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей.

МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Громак Н. И., ст. преподаватель

кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

Показатели мониторинга Количественные Соответствие стандартам Качественные

Показатели мониторинга

Количественные

Соответствие стандартам

Качественные

Подходы к проведению мониторинга Административный Профессионально-педагогический

Подходы к проведению мониторинга

Административный

Профессионально-педагогический

Информационная функция Аналитико-оценочная функция Стимулирующе-мотивационная функция Контролирующая функция Прогностическая функция Корректирующая функция Функции мониторинга

Информационная функция

Аналитико-оценочная функция

Стимулирующе-мотивационная функция

Контролирующая функция

Прогностическая функция

Корректирующая функция

Функции мониторинга

Научно-обоснованные принципы мониторинга Принцип целенаправленности Принцип непрерывности Принцип адресности Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения Принцип гласности Принцип согласованности действий

Научно-обоснованные принципы мониторинга

Принцип целенаправленности

Принцип непрерывности

Принцип адресности

Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения

Принцип гласности

Принцип согласованности действий

Качество как категория управления 1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения 2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Качество как категория управления

1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения

2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Назначение мониторинга Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить: требования получателей услуг к качеству библиотечного обслуживания составу и характеру информационной поддержки научно-образовательной деятельности степень удовлетворенности получателей услуг полнотой и качеством предоставления ресурсов, основных и дополнительных сервисов уровень комфортности библиотечного пространства и доступности библиотечных услуг для их фактических и потенциальных получателей (пользователей) эффективность затрат и скорректировать планы развития ресурсной базы библиотеки

Назначение мониторинга

Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:

Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:

  • точно определить требования пользователей и их приоритеты
  • понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям
  • определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов

Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:

  • создатьразвернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

  • Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий
  • Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки

Примеры формулировок целей

  • Поисковое–установитьфакторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различныхгрупп пользователей библиотекиуниверситета
  • Описательное– установить требования ккомфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотекиуниверситета
  • Экспериментальное– оценить степеньвлияния

модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки

Примеры формулировок задач исследования

  • Описательноеисследование
  • Цель:установить отношение ккомфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета

Методы исследования

  • наблюдение
  • эксперимент
  • контент-анализ
  • опрос и др.
  • анализ документации
  • анализ показателей статистики
  • анализ отзывов участников программ и пр.

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Материалы отражают мониторинг деятельности школьной библиотеки и ее, принципиально новых форм библиотечной работы, по продвижению детского чтения, библиографическую работу, процессы внешкольной деятельности, библиографические продукты и библиографические услуги, мероприятия, мониторинг читательской активности. Рекомендовано для использования руководителями, педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений.



Эта работа позволила сделать выводы о состоянии системы библиотек общеобразовательных учреждений.


В ходе мониторинга проведен анализ более 10 000 библиотек общеобразовательных учреждений из 83 регионов Российской Федерации, собраны сведения о деятельности библиотек с учетом количества читателей и социально-экономических условий регионов, в которых находятся школы.

Следует указать, что электронный мониторинг библиотек общеобразовательных учреждений, отражающий данные обо всех аспектах деятельности библиотек, количественные и качественные показатели работы, развитие уровня ИКТ и использования АИБС проводился на общероссийском уровне впервые.

Данные анкет, отражающие количественные и качественные показатели работы библиотек общеобразовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации в целом являются основой для оценки уровня разработанности нормативно-правовой базы, использования ИКТ, проведения повышения квалификации и аттестации специалистов школьных библиотек, качество информационно-библиотечного обслуживания на уровне субъекта Российской Федерации.


Читайте также: