Мониторинг деятельности школьных библиотек
Обновлено: 04.07.2024
9 Мониторинг знаний читателей по отдельным темам
• Анкеты
• Опросы
• Викторины
• Конкурсы
• Тесты
10 Мониторинг библиотечной среды
• Оформление
• Комфортность
• Освещение
• Современность
• Техническое оснащение
11 Мониторинг успешности библиотекаря
В данном случае речь идет о портфолио специалиста, куда рекомендуется помещать следующие материалы:
• Сведения о библиотекаре
• Сведения о библиотеке
• Показатели работы библиотеки
• Массовая работа – разработки мероприятий
• Публикации работ
• Публикации о библиотеке и библиотекаре
• Библиографическая продукция ( буклеты, рекомендательные указатели,
списки)
• Анкеты, тесты
• Фотографии, видео, СД
• Программы кружков, клубов
• Работа читательского совета
• Работа библиотечной комиссии учащихся
• Выступления на педсоветах, заседаниях МО, совещаниях, семинарах
• Грамоты, благодарственные письма
• Отзывы о работе
• Сертификаты
• Творческие работы читателей
• Справки об аттестации библиотеки
• Сведения о повышении квалификации
• Работа по теме самообразования
• Размышления о работе библиотеки
Многие библиотеки ведут исследования интересов своих пользователей, изучают востребованность библиотеки и ее услуг, удовлетворенность населения библиотечным обслуживанием. За последние десятилетия библиотеки разных типов и видов провели довольно много различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей.
МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Громак Н. И., ст. преподаватель
кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения
БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ
Показатели мониторинга
Количественные
Соответствие стандартам
Качественные
Подходы к проведению мониторинга
Административный
Профессионально-педагогический
Информационная функция
Аналитико-оценочная функция
Стимулирующе-мотивационная функция
Контролирующая функция
Прогностическая функция
Корректирующая функция
Функции мониторинга
Научно-обоснованные принципы мониторинга
Принцип целенаправленности
Принцип непрерывности
Принцип адресности
Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения
Принцип гласности
Принцип согласованности действий
Качество как категория управления
1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения
2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
Назначение мониторинга
Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:
Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:
- точно определить требования пользователей и их приоритеты
- понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям
- определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов
Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:
- создатьразвернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
- Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий
- Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки
Примеры формулировок целей
- Поисковое–установитьфакторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различныхгрупп пользователей библиотекиуниверситета
- Описательное– установить требования ккомфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотекиуниверситета
- Экспериментальное– оценить степеньвлияния
модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки
Примеры формулировок задач исследования
- Описательноеисследование
- Цель:установить отношение ккомфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета
Методы исследования
- наблюдение
- эксперимент
- контент-анализ
- опрос и др.
- анализ документации
- анализ показателей статистики
- анализ отзывов участников программ и пр.
Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Материалы отражают мониторинг деятельности школьной библиотеки и ее, принципиально новых форм библиотечной работы, по продвижению детского чтения, библиографическую работу, процессы внешкольной деятельности, библиографические продукты и библиографические услуги, мероприятия, мониторинг читательской активности. Рекомендовано для использования руководителями, педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений.
Эта работа позволила сделать выводы о состоянии системы библиотек общеобразовательных учреждений.
В ходе мониторинга проведен анализ более 10 000 библиотек общеобразовательных учреждений из 83 регионов Российской Федерации, собраны сведения о деятельности библиотек с учетом количества читателей и социально-экономических условий регионов, в которых находятся школы.
Следует указать, что электронный мониторинг библиотек общеобразовательных учреждений, отражающий данные обо всех аспектах деятельности библиотек, количественные и качественные показатели работы, развитие уровня ИКТ и использования АИБС проводился на общероссийском уровне впервые.
Данные анкет, отражающие количественные и качественные показатели работы библиотек общеобразовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации в целом являются основой для оценки уровня разработанности нормативно-правовой базы, использования ИКТ, проведения повышения квалификации и аттестации специалистов школьных библиотек, качество информационно-библиотечного обслуживания на уровне субъекта Российской Федерации.
Читайте также: