Что такое музыкальные иллюстрации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

«Роль и виды иллюстраций на уроках

преподаватель теоретических дисциплин

Корчагина Елена Анатольевна

«Понимание красоты музыки и

красоты искусства – вот главное,

Сегодняшние реалии настойчиво требуют от преподавателя ДМШ высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания.

Чтобы развить у детей способность наслаждаться искусством, способность к эмоционально-эстетической оценке, необходимо по-особому, методически целенаправленно выстраивать процесс обучения.

Различают два главных вида наглядности : образно - опосредованную (т.е. зрительную) и слуховую, которые могут взаимодополнять друг друга в учебном процессе. Третьим видом можно назвать синтетические средства наглядности - видео, кино, телевидение, которые соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве.
Образно-опосредованная наглядность основана на тесной взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Это картины, рисунки, фото достопримечательностей, которые способны выполнить роль исторического комментария к произведению, воссоздать облик эпохи, отображенной в произведении. Сюда можно отнести эскизы декораций, костюмов, афиши концертов, спектаклей, а также статьи, письма, дневники, воспоминания композиторов, критиков, исполнителей. Словесно-графическая наглядность включает в себя хронологические таблицы, карты путешествий композиторов, схемы, таблицы по жанрам, формам, композиции произведений.
К слуховой наглядности относятся музыкальные произведения или их фрагменты, образцы художественного чтения, звукозаписи фрагментов оперных и драматических спектаклей, концертов и т.д. Синтетические средства наглядности.

На уроках музыкальной литературы – это, прежде всего, фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал: портреты и памятники композиторов, выдающихся исполнителей, фрагменты писем, хроникальные кадры, а также экскурсии по памятным местам, которые создают эффект присутствия.

Интернет, операционная система Windows открывают неограниченные возможности для обогащения уроков иллюстративным материалом. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают огромную базу для разработки различного рода презентаций. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, исполнителей-виртуозов, а также мастеров сцены, архитекторов, скульпторов.

Музыкальная

Художествен-ная

Литературная

Синтетические средства

Схемы, таблицы, кластеры

Аудиозаписи музыкальных произведений

Репродукции картин, рисунки, фото, афиши

Фрагменты литературных текстов, летописей; стихи, статьи, письма, воспоминания

Видеозаписи; мультимедийная презентация

Хронологические таблицы, схемы строения сонатной формы, композиции оперы, симфонии и т.п.

Технология использования различных видов иллюстрации на уроках музыкальной литературы помогает глубокому осмыслению изучаемых произведений, являясь важным средством повышения интереса учащихся к предмету. Безусловно, широкое использование различных видов иллюстрации делает урок интегрированным, т.е. уроком, сочетающим различные типы межпредметных связей . При этом педагог помогает учащимся раскрыть в художественных образах музыки, литературы, живописи, театра их глубинный смысл, почувствовать гармонию содержания, формы и выразительных средств, что способствует воспитанию у детей эмоциональной чуткости, формированию широкого мировоззрения.

Иллюстрация будит воображение детей , формирует представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и цвета. Вдумываясь в логику изображаемых событий, осознавая, какое участие принимают в них действующие лица, учащиеся постепенно входят в их внутренний мир, начинают эмоционально откликаться на их чувства и переживания, учатся постигать художественный смысл структурных компонентов музыкального произведения.

1. Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М. 1986.
2. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М. 1985.
3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М. 1982.
4. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М. 1980. 5.Зверев И. Взаимная связь учебных предметов. М. 1977.

6. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1994.
7. Затямина Т.А. Современный урок музыки. М., 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства музыкальной выразительности:

Образы симфонической музыки

Образы симфонической музыки

Весна и Осень

Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть, услышать, представить, прочувствовать…

Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть, услышать, представить, прочувствовать…

- особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.

Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.

Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Тренировочные задания

Художник Ефрем Иванович Зверьков

Содержимое публикации

ОБРАЗЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Разработала и провела:

учитель музыки первой категории

Яицкая Светлана Павловна

Образовательные:

расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

сформировать понятия: музыкальные иллюстрации как один из жанров, выразительность и изобразительность в симфонической музыке.

Развивающие:

развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

развивать творческое воображение;

развить музыкальное мышление, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

воспитание нравственно-духовных ценностей личности;

пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.

Метапредметные результаты:

1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

Личностные результаты:

1.Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя;

2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала;

3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

Регулятивные:

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Тип урока: знакомство с новым музыкальным материалом.

Жанр: урок-рассуждение

Методы и приемы:

активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, метод наглядная презентация, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный, музыкальная разминка.

Организационная форма обучения: фронтальная форма.

Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:

1. Вводная часть

2. Организационный момент, актуализация знаний (проверка пройденного материала, закрепление знаний).

Вопрос учителя . Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? (Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная) .

Знания инструментов, их тембрового звучания нам сегодня очень пригодятся. Ведь композитор для создания музыкального образа умело пользуется этим средством музыкальной выразительности.

Вы можете мне напомнить в какой период творчества автора была написана по весть (Болдинская осень)

Вашим домашним заданием было познакомиться с экранизацией этой повести, снятой режиссером В. Басовым. Кто из вас может кратко рассказать содержание?

Вопросы учителя:

Да, прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

- Какую роль играет, по вашему, музыка сопровождающая художественный фильм? (Музыка помогает лучше понять образы героев, их чувства, переживания, …)

3. Постановка и отработка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Георгий Васильевич Свиридов.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Сегодня мы остановимся на отдельных из них.

Прежде чем прослушать эту музыку откройте пожалуйста учебники на стр.121 и прочитайте два эпизода из повести. ( работа с учебником)

А сейчас мы свами переходим к не большому творческому заданию.

На ваших партах находятся бланки – раздатки и цветные карандаши для рисования. Во время звучания пьесы прошу вас нарисовать схематически ваше впечатление от прослушиваемых тем.(работа на развитие интонационно-образного мышления)

- Сколько тем прозвучало по-вашему в произведении?(две темы)

- Они похожи или контрастны? (контрастны)

- Какой образ представляется при звучании первой темы? (образ несущейся тройки, тема звучит грозно, сурово)

- А второй? (образ заснеженной дороги, образ меланхоличной нескончаемой песни ямщика, тема звучит спокойно, в характере протяжной песни)

- Звучание каких инструментов в оркестре создает ощущение зримого образа несущейся тройки?(непрерывная дробь малого барабана, чёткие удары бубна, тремоло литавр)

- Какое средство музыкальной выразительности применяет композитор для изображения удаляющейся от нас тройки? (динамика)

Вслушиваясь в музыкальное произведение, как вы уже поняли, можно увидеть музыку, представить образы, которые она рисует. Такое свойство музыки называется изобразительностью.

Ребята, а теперь давайте вспомним какие события, сопровождает метель и эмоциональное состояние героев повести:

- Марьи Гавриловны, которая ожидала в церкви своего избранника(тревожное ожидание),

- Владимира, который сбился с пути, (безысходность и отчаяние)

Описание метели связано с душевным состоянием героев повести, попавших в метель. Музыка этой пьесы заставляет нас пережить те же эмоции. Драматизм ситуации угадывается в ней. Свойство музыки передавать чувства, эмоции, переживания называется выразительностью.

Изобразительность музыки и ее выразительность рисуют нам собирательный образ безостановочного движения и ощущения смутной тревоги. Таким образом, можно сказать, что эта пьеса является прологом всей сюиты, предвещая драматические события.

Одна мелодия, один музыкальный эпизод, о многом говорит. Здесь и изображение тройки, несущейся в зимней мгле, и унылая песня ямщика, и какое-то щемящее чувство в груди. И еще что-то, что не выразишь словами, - это особенность русской души, русского характера.

Очень точно сказал о творчестве Г.В.Свиридова его учитель Д.Д. Шостакович:

Как вы думаете какую мы прослушаем следующую пьесу.

Скажите, какое время описано в повести А.С.Пушкина?

Каким историческим событием оно ознаменовано?

(События происходят в 1811-1812гг., в период войны русского народа с армией Наполеона Бонапарта).

Вопросы учителя:

- К какому жанру вы отнесете услышанное? (военный марш)

- Какими чувства и интонациями насыщена эта пьеса? (радость и победное ликование, торжественность)

Музыка передает всеобщий патриотический подъем, настроение восторга победой, всеобщего ликования.

С настроением пушкинских строк и музыкой Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики,

Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

Теперь давайте прослушаем следующую пьесу.

Когда услышите контрастную по настроению тему, прошу поднять руку.

Вопросы учителя:

- А к какому жанру вы отнесли бы это произведение? (вальс)

- Где и когда было уместно звучание вальса? (балы)

- А почему же тогда, если в повести отсутствует описание бала, композитор все-таки использовал жанр вальса? (в то время балы были в моде, поэтому он наилучшим образом отражал дух того времени).

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только увидеться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности и любви.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

4. Подведение итогов урока (рефлексия деятельности), оценки деятельности учащихся.

Предлагаю вам подвести итоги сегодняшней работы.

Вопросы учителя:

1. С какими образами мы сегодня познакомились?

2. Какие образы произвели на вас большее впечатление и почему?

3. Какие средства музыкальной выразительности на ваш взгляд выходят на первый план в создании образов?

воссоздать в музыке ОБРАЗ современный Пушкину ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ. А также ему удалось запечатлеть образы пушкинской повести, наполнив ее новыми мыслями и чувствами.

Музыка звучит как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгические чувства, жизни.

5. Домашнее задание.

Предлагаю вам следующее творческое задание на дом:

- выполните иллюстрацию к одному из номеров сюиты

Сегодня вы были активны и заинтересованы, спасибо вам за проявленный интерес!

Читайте также: