Мои педагогические ценности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изучением педагогических ценностей занимались такие ученые как: А.А.Коростылева, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Дж.Хазард, Е.Н.Шиянов, И.Ф.Исаев, Н.Ю.Гузева, С.Г.Вершловский.

Ценность – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества [8].

И.Ф.Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей педагога:

− ценности-цели – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности педагога;

− ценности-средства – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности;

− ценности-отношения – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности;

− ценности-знания – ценности, раскрывающие значение и смысл психологопедагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности;

− ценности-качества – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способности к творчеству, способности проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия [4].

Заметный шаг в разработке проблемы ценностей педагогической деятельности сделан Е.Н.Шияновым. Под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют педагогу удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии педагога, он выявил следующие виды ценностей: ценности, связанные с утверждением личности в обществе, ближайшей социальной среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением, и утилитарно-прагматические ценности [5].

С точки зрения А.А.Коростылевой, личностный потенциал педагога можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: свобода выбора и действий в рамках педагогической сообразности; профессиональная ответственность и смысловой потенциал как совокупность личных и профессиональных ценностей и смыслов. Здесь сделан акцент на педагога как носителя определенных смысловых конструктов и субъекта их развития [2].

Н.Ю.Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:

1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности:

2) ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя:

  • наличие перспективы профессионального роста;
  • продолжение семейных традиций;
  • соответствие профессии склонностям, интересам;
  • желание быть в центре внимания людей;

3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности:

  • возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их;
  • любовь – взаимоотношение учителя и ученика;
  • возможность передать свое мастерство, знания [3].

С.Г.Вершловский и Дж.Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:

1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;

2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;

3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.

Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей [6].

Таким образом, можно сказать, что под ценностями педагогической деятельности подразумевают ценности самого педагога, педагогического коллектива, a также общепринятых ценностей человека, выступающих ориентирами в профессиональной деятельности. Можно сделать вывод что, педагог – ключевая фигура образовательного процесса, и от него зависят ценностные ориентации детей. В настоящее время очень важно, чтобы педагог правильно выделил систему педагогических ценностей, потому что они играют важную роль в формировании личности педагога, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают интересы и поведение присуще ему установки и мотивацию в сфере педагогической деятельности.

В данной статье рассматриваются ценности педагогической деятельности, их место в образовательных стандартах и стандарте профессиональной деятельности. Выделена сущность педагогических ценностей с точки зрения современных исследований. Представлена классификация, которая позволяет наиболее полно систематизировать педагогические ценности современного педагога.


2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. – 2003.

6. Алешкина О.В. Духовно-нравственные ценности – основа деятельности учителя / О.В. Алешкина, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 171–173.

8. Гудачек Я.А. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе // Активность и развитие личности. – М., 1989.

Усиление интереса исследователей к аксиологической проблематике вызвано рядом противоречий. Общественные преобразования, с одной стороны ведут к девальвации традиционных общественных ценностей, ценностных установок, на которые была ориентирована образовательная сфера еще 10–15 лет назад. С другой стороны, эти преобразования способствуют развитию нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость разработки аксиологических подходов в образовании [2].

Изучением педагогических ценностей занимались такие ученые как: А.А. Коростылева, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Дж. Хазард, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев, Н.Ю. Гузева, С.Г. Вершловский.

Ценность – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества [2].

И.Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей педагога:

− ценности-цели – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности педагога;

− ценности-средства – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности;

− ценности-отношения – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности;

− ценности-знания – ценности, раскрывающие значение и смысл психологопедагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности;

− ценности-качества – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способности к творчеству, способности проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия [4].

Заметный шаг в разработке проблемы ценностей педагогической деятельности сделан Е.Н. Шияновым. Под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют учителю удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, он выявил следующие виды ценностей: ценности, связанные с утверждением личности в обществе, ближайшей социальной среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением, и утилитарно-прагматические ценности [5].

С точки зрения А.А. Коростылевой, личностный потенциал педагога можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: свобода выбора и действий в рамках педагогической сообразности; профессиональная ответственность и смысловой потенциал как совокупность личных и профессиональных ценностей и смыслов. Здесь сделан акцент на педагога как носителя определенных смысловых конструктов и субъекта их развития [3].

Н.Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:

1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности:

● постоянное общение с людьми;

● подробно расписанный трудовой процесс;

● гуманистический характер профессии;

● знание своего предмета;

● уважение и благодарность людей;

● творческий характер труда;

2) ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя:

● наличие перспективы профессионального роста;

● продолжение семейных традиций;

● соответствие профессии склонностям, интересам;

● желание быть в центре внимания людей;

3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности:

● возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их;

● любовь – взаимоотношение учителя и ученика;

● возможность передать свое мастерство, знания [6].

С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:

1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;

2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;

3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.

Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей [7].

Таким образом, можно сказать, что под ценностями педагогической деятельности подразумевают ценности самого педагога, педагогического коллектива, a также общепринятых ценностей человека, выступающих ориентирами в профессиональной деятельности (рисунок).

В составленную нами схему, мы выявили и включили следующие ценности педагогической деятельности: к личностным ценностям педагога мы отнесли – веру, потому что она у каждого человека своя и ей присущи свои идеалы. Педагог должен приучать детей к вере, позитивному отношению людей к окружающему миру. Так же к личностным ценностям педагога, как и любого человека мы отнесли здоровье. Прежде всего, педагог должен следить и за своим здоровьем, косвенно приучая детей к тому же, например: гигиена и уход за собой, отказ от вредных привычек и др.

pic_46.wmf

Ценности педагогической деятельности

Работа – личностная ценность, которая должна заключаться не только как материальное благо, но и как духовно-нравственное отношение людей к профессии и осознание общественной значимости деятельности педагога.

Ребенок должен выступать в качестве ценности для педагога, вследствие того, что педагог должен ценить и уважать каждого ребенка и ставить перед собой задачу формирования его личности.

Свобода – отсутствие препятствий и следование желаниям, свободный выбор педагогом программы обучения и ее методов преподавания.

Некоторые люди, получившие педагогическое образование, и не реализовавшие себя в какой-либо другой сфере деятельности, идут работать по профессии, не из-за любви к этому делу, a вынужденно, и тогда ценностью их педагогической деятельностью, будут являться деньги и материальное благополучие, власть.

К групповым ценностям, как ценностям педагогического коллектива относим справедливость, так как педагоги должны объективно относиться к возникшим ситуациям в коллективе, справедливо решая проблемы, потому что педагог, уча детей справедливости, сам должен быть для них примером.

Профессиональный труд может являться ценностью для педагогов. Творческий характер труда, престижность, любовь и привязанность к работе с детьми. Учитель профессионально готов, если он обладает педагогическими знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами, касающимися как познавательной, так и его мотивационной сферы.

Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Социальными ценностями педагога выступают общечеловеческие ценности (истина, добро, красота), они важны для всего человечества, направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества.

Таким образом, можно сделать вывод что, педагог – ключевая фигура образовательного процесса, и от него зависят ценностные ориентации детей. В настоящее время очень важно, чтобы педагог правильно выделил систему педагогических ценностей, потому что они играют важную роль в формировании личности педагога, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают интересы и поведение присуще ему установки и мотивацию в сфере педагогической деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На тему: Моё понимание ценностей педагогической деятельности.

3 курса Казимирова А.П.


Введение
1. Понятие о педагогических ценностях……………………………………….3
2. Классификация педагогических ценностей……………………. …………4

3. Ценности, побуждающие и направляющие деятельность педагога ….….5
4. Аксиологический компонент профессионально-педагогической


В настоящее время новая социальная среда, новые социальные реалии ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. В этих процессах участвуют две стороны: учащиеся и преподаватели, и, несомненно, обе стороны взаимно влияют друг на друга, вызывая изменения в мировоззрении. Важнейшая роль отводится здесь педагогу, который является не только носителем новых знаний, но и проводником в смысле развития личности.
В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого, хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.

1.Понятие о педагогических ценностях .


Педагогические ценности – это особые характеристики педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленные на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно – действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и все другие ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно – профессионального развития педагога.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.


2. Классификация педагогических ценностей


Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально – педагогических ценностей. Среди последних, выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.
Педагогические ценности являются условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования, которые могут стать основой их классификации. Поэтому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
Социально – педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, появляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это – совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах (учителя школы, лицея, гимназии; преподаватели колледжа, техникума, университета).
Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций.

3. Ценности побуждающие и направляющие деятельность педагога


Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащихся. Ценности-цели
выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально – образовательных и личностно – развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно – и профессионально – ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъективную сущность педагога, которые интегрированы по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьируется в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимся, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т.е отношения педагога к себе как профессионалу и личности.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются или бытийствуют сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, творческих, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.
Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема – подсистема ценностей-знаний. В неё входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществлять их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.
Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т. д., т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и проращивания новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.


4. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры .

Список используемой литературы.

1. Журнал. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1 (часть 2) – С. 257-259 ( applied - research . ry )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость в жизни и профессиональной деятельности.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость в жизни и профессиональной деятельности.

Свою педагогическую деятельность я строю на следующих утверждениях.

Читайте также: