Модель организации деятельности взрослых и детей в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.

Модель воспитательно-образовательного процесса

Cоздать усовершенствованную модель воспитательно-образовательного процесса, которая войдет в базовую часть образовательной программы ДОУ. Такая многогранная модель станет индивидуальной для каждого конкретного дошкольного учреждения.

Формы образовательной деятельности

Ранний возраст

Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

-прием детей на воздухе в теплое время года

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

-физминутки на занятиях

-прогулка в двигательной активности

- физкультурные досуги, игры и развлечения

- самостоятельная двигательная активность

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

Социально – коммуникативное

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

- формирование навыков культуры еды

- формирование навыков культуры общения

- сюжетно – отобразительные игры

- игры с ряженьем

- работа в книжном уголке

- сюжетно – отобразительные игры

Художественно – эстетическое

- занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

- экскурсии в природу

- музыкально – художественные досуги

Младший дошкольный возраст

Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие

-прием детей на воздухе в теплое время года

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

-физминутки на занятиях

-прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна

- физкультурные досуги, игры и развлечения

- самостоятельная двигательная активность

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

Социально – коммуникативное развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

- этика быта, трудовые поручения

- формирование навыков культуры общения

- сюжетно – ролевые игры

- игры с ряженьем

- работа в книжном уголке

- общение младших и старших детей

- сюжетно – ролевые игры

Художественно – эстетическое развитие

- занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

- экскурсии в природу

- музыкально – художественные досуги

Старший дошкольный возраст

Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие

- прием детей на воздухе в теплое время года

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

- физминутки на занятиях

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна

- физкультурные досуги, игры и развлечения

- самостоятельная двигательная активность

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

- занятия познавательного цикла

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- клубы по интересам

Социально – коммуникативное развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

- формирование навыков культуры еды

- этика быта, трудовые поручения

- дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям

- сюжетно – ролевые игры

- воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе

- тематические досуги в игровой форме

- работа в книжном уголке

- общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)

- сюжетно – ролевые игры

Художественно – эстетическое развитие

- занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

- экскурсии в природу

- музыкально – художественные досуги

Система физкультурно – оздоровительной работы ДОУ состоит из:

-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы;

-оптимального двигательного режима;

-форм и методов по оздоровлению детей;

-мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей;

-направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей;

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.

Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС

Интеграция образовательных областей

Виды интеграции

- Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.

- Интеграция детской деятельности.

- Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.

- Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса

Описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 года)

Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца

Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности

Основания для выбора темы.

- События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);

- Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);

- Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

- Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

- Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

1)Занятия (Непосредственно образовательная деятельность)

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов.

Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению.

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Способы организации занятий (непосредственно образовательной деятельности)

Детская деятельность

Двигательная

Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования

Сюжетные игры,игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,реализация проектов

Чтение художественной литературы

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций

Игры (сюжетные, с правилами)

Коммуникативная

Составление и отгадывание загадок

Игры (сюжетные, с правилами)

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.

Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Самостоятельная деятельность детей- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту, в общении и т.д. )

Построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Старший дошкольный возраст

Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное развитие w Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы w Оценка эмоционального настроения группы w Формирование навыков культуры еды w Этика быта, трудовые поручения w Формирование навыков культуры общения w Театрализованные игры w Сюжетно-ролевые игры w Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе w Эстетика быта w Тематические досуги в игровой форме w Работа в книжном уголке w Игры с правилами, сенсорные игровые задания
Познавательное развитие w ООД по познавательному развитию w Дидактические игры w Наблюдения w Беседы w Экскурсии по участку w Простые опыты w Развивающие игры Досуги развивающего характера w Индивидуальная работа
Речевое развитие w НОД по развитию речи w Чтение w Беседа w Театрализованные игры w Развивающие игры w Дидактические игры w Словесные игры w чтение
Художественно-эстетическое развитие w Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности w Эстетика быта w Рассматривание произведений искусства, слушание муз. произведений w Музыкально-художественные досуги w Индивидуальная работа
Физическое развитие w Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года w Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) w Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) w Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) w Физкультминутки w ООД по физическому развитию w Прогулка в двигательной активности w Гимнастика после сна w Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) w Физкультурные досуги, игры и развлечения w Самостоятельная двигательная деятельность w Ритмическая гимнастика w Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.

В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагогами 2 младшей группы выбраны современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:

¾ технологии проектной деятельности;

Здоровьесберегающие технологии - наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

2. Технология проектной деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Характер метода проекта на данном возрастном этапе подражательско - исполнительский. В этом возрасте дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Игровая технология.

Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.

Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные

проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:

1. эмоционально - развивающая функция;

2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4. компенсаторная функция - дает ребенку то, чего ему не хватает;

5. коммуникативная функция - является великолепным средством для

6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и

7.социокультурная функция - в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
w Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, простые эстафеты. w Игровая: игры с элементами сюжета, игры с правилами. w Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов w Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок. w Трудовая: совместные действия, поручение, задание, реализация проекта. w Познавательно-исследовательская: наблюдение, коллекционирование, реализация проекта, игры с правилами. w Музыкально - художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением) w Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Инновационные формы с родителями: вебинары, онлайн-консультации, мастер-классы, круглые столы, всеобучи.

Построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Старший дошкольный возраст

Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное развитие w Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы w Оценка эмоционального настроения группы w Формирование навыков культуры еды w Этика быта, трудовые поручения w Формирование навыков культуры общения w Театрализованные игры w Сюжетно-ролевые игры w Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе w Эстетика быта w Тематические досуги в игровой форме w Работа в книжном уголке w Игры с правилами, сенсорные игровые задания
Познавательное развитие w ООД по познавательному развитию w Дидактические игры w Наблюдения w Беседы w Экскурсии по участку w Простые опыты w Развивающие игры Досуги развивающего характера w Индивидуальная работа
Речевое развитие w НОД по развитию речи w Чтение w Беседа w Театрализованные игры w Развивающие игры w Дидактические игры w Словесные игры w чтение
Художественно-эстетическое развитие w Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности w Эстетика быта w Рассматривание произведений искусства, слушание муз. произведений w Музыкально-художественные досуги w Индивидуальная работа
Физическое развитие w Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года w Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) w Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) w Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) w Физкультминутки w ООД по физическому развитию w Прогулка в двигательной активности w Гимнастика после сна w Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) w Физкультурные досуги, игры и развлечения w Самостоятельная двигательная деятельность w Ритмическая гимнастика w Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.

В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагогами 2 младшей группы выбраны современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:

¾ технологии проектной деятельности;

Здоровьесберегающие технологии - наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

2. Технология проектной деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Характер метода проекта на данном возрастном этапе подражательско - исполнительский. В этом возрасте дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Игровая технология.

Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.

Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные

проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:

1. эмоционально - развивающая функция;

2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4. компенсаторная функция - дает ребенку то, чего ему не хватает;

5. коммуникативная функция - является великолепным средством для

6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и

7.социокультурная функция - в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Продолжать укреплять здоровье детей.

Приобщать к здоровому образу жизни.

Развивать творчество, самостоятельность инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.

Формировать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Формировать интерес и любовь к спорту.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки

Двигательная деятельность на прогулке и совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).

Подвижные спортивные игры и упражнения на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта

Подвижные спортивные игры и упражнения на прогулке.

Спортивные праздники и развлечения.

Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений.

Физкультурные досуги (игры и развлечения).

Круглый стол по проблеме физического воспитания.

Продолжать укреплять здоровье детей.

Приобщать к ЗОЖ.

Проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей.

Учить правилам личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению.

Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой.

Знакомить с устройством и функционированием

человеческого организма, рассказать о важности бережного отношения к своему здоровью.

Учить осознано выполнять физические +симиияяупражнения, понимая их значение для здоровья.

Выполнение правил личной гигиены

Беседа об устройстве и функционировании организма человека, важности бережного отношения к своему здоровью, зависимости здоровья от правильного питания.

Беседа о профессиях врачей (отоларинголог, стоматолог, окулист, терапевт, дерматолог и т.д.).

Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Международный день здоровья.

Прогулка (индивидуальная работа с ЧБД).

Чтение художественной литературы, загадки

Открытые просмотры режимных моментов.

Беседа с медицинскими работниками

И специалистами детского сада.

Социально-коммуникативное развитие

Учить предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения).

Научить называть свой адрес, указывать ориентиры местожительства (где находиться и как выглядит его дом, что расположено вблизи).

Рассказать о неприятностях, подстерегающих человека, если он не выполняет правила безопасного поведения на улице. Закреплять знания о ПДД, учить различать и понимать некоторые дорожные знаки.

Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, научить различать их по внешнему виду.

Учить простейшим приемам оказания первой помощи сверстникам в экстремальной ситуации (кровотечение, тепловой или солнечный удар и т.д.)

Дидактические игры по ПДД.

Конструирование автопарка с последующим обыгрыванием.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных опасных ситуаций дома и на улице.

Работа в уголке изодеятельности (книжки - раскраски)

Беседы о правилах поведения в быту.

Чтение художественной литературы, популярной энциклопедии, отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций на темы безопасности и обсуждение ситуаций.

Целевые прогулки к дороге, к перекрестку.

Просмотр дисков (мультфильмы, обучающие фильмы).

Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД.

Открытые мероприятия по ОБЖ.

Праздники и развлечения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивать привычку трудиться, играть, заниматься сообща.

Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности.

Воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками.

Формировать и оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.

Развивать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.

Воспитывать у девочек скромность.

Учить проявлять заботу об окружающих.

Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через устное народное творчество.

Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок.

Выполнение коллективных поручений.

Оказание помощи малышам. Самообслуживание

Чтение художественной литературы.

Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения.

Оказание посильной помощи

Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям и месту работы родителей.

Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов

Самообслуживание (наведение порядка в своем шкафу, просушивание одежды и обуви).

Хозяйственно-бытовой труд (уборка игрушек, пособий, книг и т.д.).

Подготовка материалов для образовательной деятельности и уборка рабочего места.

Помощь друг другу одеваться (завязать шарф, застегнуть верхнюю пуговицу).

Хозяйственно-бытовой труд (уборка игрушек, стирка кукольного белья, протирание игрушек и т.д.).

Изготовление атрибутов для игр, украшений группы, подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам.

Уборка участка от листьев и снега.

Полив цветов в уголке природы и цветнике.

Работа на грядке.

Чтение художественной литературы

Изготовление костюмов для праздников.

Изготовление поделок для выставок.

Познавательное развитие

Расширять представления и родной стране, государственных и национальных праздниках.

Расширять представления о родном крае, городе.

Закреплять представления о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей.

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Закреплять представления и растительном и животном мире.

Формировать начала экологической культуры.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные, характерные признаки предметов и явлений окружающей жизни.

Развивать поисковую деятельность.

Наблюдение за объектами живой природы.

Конструирование с использованием графических схем.

Рассматривание тематических альбомов о родной стране и разных странах, о животном и растительном мире, явлениях природы и т.д.

Решение кроссвордов, шарад, головоломок.

Чтение познавательной литературы.

Речевые логические игры.

Целевые экскурсии по участку и за его пределы.

Наблюдения в природе.

Познавательные досуги или викторины.

Просмотр учебных фильмов

Открытые просмотры мероприятий.

Речевое развитие

В повседневной жизни, играх подсказывать формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, поблагодарить, сделать комплимент).

Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми разными сведениями.

Учить излагать свои мысли понятно для окружающих.

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

Работа в уголке изодеятельности.

Работа в книжном уголке

Выполнение коллективных поручений.

Праздники и развлечения.

Поддерживать желание знакомиться с другими главами книги, рассматривать рисунки с оформлением книг.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства.

Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

Помогать понять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением

Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Самостоятельное чтение небольших рассказов и сказок

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями.

Упражнение в декламации.

Драматизация знакомых сказок и небольших рассказов.

Составление тематических альбомов по прочитанным сказкам.

Прослушивание аудиозаписей программных литературных произведений с музыкальным сопровождением

Художественно-эстетическое развитие

Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства.

Развивать художественно-творческие способности, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре)

Рассматривание репродукций картин.

Рассматривание тематических альбомов о различных видах искусства, о национальном декоративно-прикладном искусстве.

Изучение народной игрушки (дымковская, филимоновская, городецкая, гжель).

Творчество в уголке ИЗО.

Конструирование по схемам-рисункам и по собственному замыслу.

Поделки из природного и бросового материала.

Постройки из песка и снега

Образовательная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование).

Образовательная деятельность по знакомству с элементами декоративного искусства.

Образовательная деятельность по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, игрушками.

Коллективные постройки (украшение).

Создание творческих проектов.

Выставка детского творчества.

Экскурсии в музей

Выставки детского творчества.

Участие в конкурсах детского творчества.

Элементарная проектная деятельность.

Экскурсии в музей

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой.

Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Главная Педагогика

Модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС

Модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС

Автор:

Статья адресована педагогическим работникам дошкольного образования, студентам педагогических специальностей.

Ключевые слова. Модель, образовательный процесс, ФГОС, основная образовательная программа ДО, виды детской деятельности

Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Что представляет собой модель образовательного процесса? В педагогической науке понятие Модель определяется как единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности. А образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс выполняет ряд функций — развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Хочется отметить, что в образовательном процессе функционирует и развивается образовательная система.

Основаниями для разработки модели образовательного процесса ДОО являются:

региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;

образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.

приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;

условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно — методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных модели построения образовательного процесса: учебный; предметно — средовой; комплексно — тематический.

В практике эти модели отдельно не встречаются. Они сочетаются с одним или двумя другими моделями построения образовательного процесса.

Учебная модель. Главное в ней — обучение. Специально организованные занятия — основная форма процесса обучения. Деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка, так как главной составляющей занятия является воздействие, а главной составляющей деятельности -взаимодействие, сотрудничество педагога и ребёнка.

Предметно — средовая модель. Главной составляющей этой модели является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребёнка; соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Взрослый в этой модели — лишь организатор, его функция — подбор развивающего материала.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами, в том числе и ФГОС, одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность — это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.

Без современной предметно — развивающей среды как высшей точки развития предметно — средовой модели не возможна полноценная организация образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель. Задача этой модели — сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью.

Комплексно — тематическая модель почти столетие до утверждения ФГОС жила, видоизменялась, приобретая новые формы.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана своя модель образовательного процесса.

Наша Модель представляет собой Дом – Дом детства. Как и в доме, в модели имеются следующие компоненты:

Фундамент — то, на чем покоится дом.

Основная часть дома

Стены – то, чем отделен дом от окружающего пространства

Крыша – то, что венчает дом.

У каждого ребенка должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Таким домом служит наша Модель образовательного процесса ДОО.

Цель модели: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Цель Программы — психолого-педагогическая поддержка для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Цель Программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирования, изобразительной, музыкальной и двигательной.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, обеспечение необходимой коррекции развития;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что способствует общительности, любознательности, инициативности, самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
  • развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и индивидуальных особенностей;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Программа ориентирована на воспитание и обучение детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. В образовательном учреждении функционирует 7 общеразвивающих групп.

При разработке Программы учитывались:

  • личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
  • необходимость практической направленности образовательного процесса;
  • интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Образовательная Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанни-ков, их законных представителей);
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
  • Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Требования к кадровым условиям реализации программы включают:

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого- педагогическим условиям, которые являются одними из важнейших условий.

Психолого-педагогические условия подразумевают: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой;полифункциональной;вариативной;доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

Необходимость создания такой среды приводит нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования.

Согласно ФГОС организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические, соответствующие материалы (в том числе и расходные) игровое, спортивное оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная), их интереса к данному занятию; сложности материала. Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Какой же дом без крыши. Так же и наш Дом Детства. Крыша в нашей модели обеспечивает благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени. На крыше располагается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат оценке. Они представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников.

Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

Мы создали дом, который символизирует нашу Модель образовательного процесса в ДОО. Реализация разработанной Модели будет способствовать приближению работы детского сада в соответствии требований ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательной работы ДОО, совершенствование модели в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОО.

Читайте также: